Особенности психического развития ребенка f

Особенности психического развития ребенка f thumbnail

Дети дошкольного возраста требуют большего внимания к себе, хотят, чтоб их больше любили, понимали, относились, как к другу и партнёру. У детей дошкольного возраста интенсивно развивается речь. Хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза. Ребёнок точно улавливает речь взрослых. Он создаёт свои слова, которые очень сходны с грамматикой слов родного языка[1].

Чаще всего дети дошкольного возраста не очень конфликты. По крайней мере, не будут этого делать без особого повода. Однако не стоит забывать, что ребёнок в этот период всё-таки очень эмоционален. По сравнению с более ранним периодом дети этого возраста более сдержаны в эмоциональных реакциях. Они уже переживают не из-за того, что происходит сейчас, но и может произойти в будущем, либо уже произошло.

У детей дошкольного возраста формируется не только самооценка, но и самоидентификация и чувство «Я». Ребёнок осознаёт половые различия. Он идентифицирует себя, как мальчик или девочка.

Психологи называют несколько основных факторов, которые влияют на формирование самооценки и самосознания у ребенка. Среди них:

  • полученный опыт коммуникации со взрослыми;
  • полученный опыт коммуникации со сверстниками и детьми других возрастов;
  • личностный опыт;
  • уровень умственного развития.

В процессе формирования адекватного самовосприятия у детей дошкольного возраста ключевую роль играет общение со взрослыми. Под влиянием родителей они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе. Таким образом, именно в дошкольном периоде закладывается определенный тип самооценки, что в дальнейшем влияет на весь процесс становления личности. Задачей родителей на этом этапе является[2]:

  • предоставление ребенку информации о наличии у него индивидуальных личностных особенностей;
  • формирование оценки его поведения и результатов деятельности;
  • моделирование системы ценностей и социальных норм, которые в дальнейшем станут ориентирами для поведения в обществе;
  • развитие у ребенка умения анализировать собственные действия, сравнивая их с поступками окружающих.

Для дошкольников взрослые являются самыми авторитетными лицами, мнение которых невозможно оспорить. В младшем детском возрасте дети некритично относятся к оценочным суждениям взрослых в силу отсутствия индивидуального опыта и низкого уровня самосознания. Знания, полученные собственными силами, являются неустойчивыми и могут быть полностью разрушены под действием авторитета взрослых.

Новообразованием дошкольного возраста в 5-7 лет (средний дошкольный возраст) становится индивидуальный опыт, полученный в ходе той или иной деятельности. На этом этапе развития все оценочные суждения взрослых ребенок активно сравнивает с собственным восприятием окружающего мира. В случае возникновения противоречий дети выражают явный или скрытый протест, что является признаком обострения кризиса 6-7 лет. Как правило, в этом периоде суждения дошкольника о себе бывают ошибочными в силу отсутствия способностей к глубокому самоанализу.

Важная характеристика детей старшего дошкольного возраста – словесное приобщение к той или иной категории людей. Так, например, родители, называющие своего ребенка красивым или умным, автоматически относят его к социальной группе, обладающей определенным набором привлекательных черт или умственных характеристик. Такие словесные обозначения откладываются в сознании ребенка, поэтому суждения взрослых переходят в категорию его собственных знаний о себе. Составленный образ может быть как положительным, так и отрицательным, что формирует дальнейшее поведение ребенка в обществе.

Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в дошкольном возрасте являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:

  • определенные планы, необходимые к выполнению;
  • четкие стандарты выполнения поставленных задач;
  • обобщенные и индивидуальные цели.

Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки[3].

Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.

Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества – это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:

Читайте также:  Физическое и психическое развитие ребенка реферат

Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.

Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.

Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.

Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.

Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.

В 6 – 7-летнем возрасте происходит развитие памяти, которая становится более произвольной и управляемой. Под влиянием школьного обучения память начинает развиваться в двух направлениях: увеличивается объем словесно-логического запоминания и происходит самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения[4].

Дети старшего дошкольного возраста осваивают семиотическую функцию (способность к образованию понятий, замене конкретного предмета его символом и т. д.), что, по мнению Н.Г. Салминой, жизненно необходимо для дальнейшего школьного обучения. Ступень развития этой функции характеризует уровень интеллектуального развития ребенка.
Важной характеристикой 7-летнего ребенка является креативность. Ребенок способен создать новый рисунок, конструкцию, образ, которые отличаются оригинальностью, вариативностью и гибкостью. Детям этого возраста присущи познавательный интерес, любопытство.

По мнению Кураева Г.А., в старшем дошкольном возрасте развиваются основные познавательные процессы. Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7-летнего возраста, и развитие этих образов связано, с началом обучения в школе.

Таким образом, дошкольный возраст характеризуется активным развитием и совершенствованием познавательных процессов ребенка, особенно памяти, они приобретают все более произвольный характер в связи с возникновением у него новых социальных отношений и новой ситуации развития. Активно развивается самооценка ребенка, на которую теперь значительным образом влияют успехи и новые взаимоотношения. У старшего дошкольника меняется ведущий вид деятельности, полностью меняется общение со сверстниками и взрослыми. Они становятся для него равными в области получения информации, складывается тенденция к построению партнерских отношений, тем не менее, родительский контроль все еще остается достаточно сильным. Также меняется мировоззрение ребенка, перестраивается под учебную деятельность вся психическая активность ребенка.

[1] Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2004 – С. 43

[2] Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – С. 212  

[3] Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – С. 325

[4] Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. – 2001. – № 3–4. – С. 30–34.

Источник

В возрасте 6 месяцев ребенок постепенно начинает контролировать собственные движения и самостоятельно передвигаться. Он познает окружающий мир, трогает и пробует на вкус всё, что его окружает. В сознании ребенка происходят открытия, которые отражаются на его психическом развитии.

Особенности психического развития ребенка в возрасте до 1 года

Именно во втором полугодии у ребёнка начинает преобладать предметно-манипулятивная деятельность. Такая перемена полностью меняет отношение ребёнка к предметам, окружающим его людям, природе и самому себе. Начинается формирование полноценной личности. Малыш желает не только обмениваться с родителями своими положительными эмоциями, как это было раньше, но и вести переговоры. От старших потребуются внимание и ласковое отношение к ребенку, а также сотрудничество с ним, помощь в работе и познании окружающего мира.

Стоит помнить, что на данном этапе развития центром вселенной для ребёнка является ближайшее окружение и его вещи, особенно игрушки. Психологи объясняют это тем, что у малыша кардинально меняется конструкция общения со взрослыми и уровень доверия к окружающим. Как следствие, меняется и политика ведения диалога. Новорождённый ребёнок познавал действительность только при помощи мимики лица и движений тела, а теперь появились новые средства общения.

Основные проблемы, возникающие в психическом развитии ребенка до 1 года

Ребенок преодолевает кризис первого года, поэтому его поведение может резко измениться. Одни дети в затруднительных ситуациях сразу обращаются за помощью к родителям и взрослым людям, а другие пытаются самостоятельно достичь поставленной цели.

Кризис первого года может протекать по-разному, однако специалисты выделяют следующие его типичные проявления:
1. Ребёнок становится непослушным, невыносимо упрямым и вредным, постоянно сердится и дерётся. В большинстве случаев он делает всё с точностью до наоборот.
2. У ребёнка возвышается чувство собственного достоинства. Он начинает пренебрегать многими деталями, стремится к самоутверждению.
3. Малыш становится чересчур обидчивым. Достаточно отказать ему в чем либо, как он начинает плакать или скандалить.

Стоит помнить, что кризис проходит, однако его протеканию следует уделить особое внимание. Каждый раз необходимо обстоятельно и спокойно объяснять ребёнку, что так делать не стоит. Возможно, он многого не поймёт, но детские обиды забываются гораздо дольше, к тому же негативные эмоциональные потрясения оставляют неизгладимый отпечаток на психологическом равновесии малыша.

Еще одна из основных проблем — нарушение общения, которое называют ранним детским аутизмом. Начиная с 6 лет у таких малышей возникают трудности в ведении диалога не только со своими родителями, но и со сверстниками. Однако это не значит, что у ребенка будет низкий уровень интеллекта и полное отсутствие способностей. Такой исход событий возможен, но в этом случае речь будет идти уже о прогрессирующем психическом заболевании.

Читайте также:  Общение и развитие ребенка фото

Некоторые дети преимущественно манипулируют только собственными кистями. Они долго и медленно, словно стараясь запомнить каждую деталь, рассматривают пальчики, потряхивают ими. В большинстве случаев такие дети предпочитают использовать в своих играх только те предметы, которые им хорошо знакомы, поскольку все новшества вызывают у них панический страх

Вы нашли для себя статью интересной? Жмите на палец верх и подписывайтесь на канал“Наши дети” Новые статьи о воспитание наших малышей, выходят каждый день.

Источник

Содержание:

Психическое развитие ребенка28.07.16 10:00 / ????26988 (406 за неделю) / ⏱️8 мин. /

Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.

Как формируется нервная система

Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным. Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.

Этапы формирования психики

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

8

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате …

Периоды психического развития

Особенности психического развития ребенка fПеречисленные выше этапы развития психики подразделяются на периоды ее развития, которые характерны для того или иного возраста. Родителям новорожденных детей нужно обязательно знать об этих периодах и отталкиваться в будущем от этих знаний в воспитании детей. Если вы не будете травмировать ребенка, мешать развитию его психики, то вы поможете ему вырасти уверенным и уравновешенным человеком. Помните, что любые страхи, комплексы, нервные и психологические расстройства идут «родом из детства». Даже самые на ваш взгляд неприметные и «неважные» события могут сформировать страх на уровне подсознания или заложить фундамент для какой-нибудь из особенностей его характера. Мы советуем изучить подробно информацию о периодах развития психики у детей и опираться на нее.
Итак, периоды развития психики:

  • Период младенчества. В первые недели и месяцы жизни ребенок абсолютно беспомощен и любые его потребности могут удовлетворяться только с помощью взрослых. Малыш почти не может взаимодействовать с окружающим миром, он плохо видит и слышит в первое время после рождения. От родителей этот период требуется помочь малышу как можно быстрее освоить навыки «общения» с окружающей его средой. Для этого важно в первый год жизни заниматься на развитие мелкой и крупной моторики, помогать формировать восприятие цветовой гаммы, изучать формы текстуры, объемы предметов на ощупь. Правильно подобранные игрушки и регулярные сенсомоторные упражнения будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Выделять себя, как остальных, от окружающего мира малыш пока не может. Не может он и переживать какие-либо состояния, кроме естественных, например, голода или боли. Причины, последствия, содержания каких-либо эмоций и действий он понять не в состоянии. Поэтому родители малышей первого года жизни не должны требовать от своего чада выполнения каких-либо правил в играх. Бессмысленно объяснять малышу, который только научился ползать о том, что нельзя брать какие-то предметы или делать какие-то действия. Смысла слов малыш пока не видит, ему лишь доступны понятия указаний и наименований.
  • Период раннего детства. Некая самостоятельность начинает формироваться в этот период, который длится с 1 до 3 лет. Малыш уже активно учится ходить, далее бегать и прыгать, активно исследует предметы и начинает учиться осмысленно разговаривать. Но диапазон возможностей малыша еще сильно ограничен, а образцом поведения служат близкие родственники. Чтобы малыш что-то начал делать сам, он сначала должен увидеть, как это делают другие. Вместе с мамой и папой он будет с удовольствием изучать самые разные предметы и играть в разные игры. При этом, без привлечения взрослых заниматься играми сам не будет. В период раннего детства у маленького человека происходят важные психические открытия. Так, постигается назначение предметов, ребенок начинает понимать, что у вещей и действий есть смысл. А чтобы постичь этот смысл, предметами нужно научиться правильно манипулировать. Но самый важный аспект развития психики в этот период – это процесс осознания ребенком своего «Я». Постепенно он станет отделять собственные действия от действий взрослых, он сможет «видеть» самого себя. Начнет формироваться самооценка, самосознание. А отсюда и появится потребность к самостоятельности и невыполнению указаний взрослых. К концу периода может проявиться кризис 3-х лет, о котором мы говорили выше в материале.
  • Особенности психического развития ребенка fПериод младшего дошкольного возраста. В этот период ребенок вступает после преодоления кризиса 3-х лет. Малыш уже умеет действовать автономно, самостоятельно, у него имеется определенная самооценка. Он хорошо передвигается и уже имеет достаточно развитую речь, что позволяет ребенку в определенные моменты чувствовать себя «наравне» со взрослыми. Однако, малыш интуитивно понимает, что большинство поступков взрослых основаны не на умениях, а имеют смысловую нагрузку. То есть взрослый что-то делает не потому, что умеет это делать, а потому, что у него есть на это какая-то причина. Отсюда формирование мотивационно-потребительской сферы становится основной задачей данного периода. Чем могут помочь взрослые в этом вопросе? Ответ прост! По возможности каждый день играть с малышом в сюжетно-ролевые игры. Помните, что в младшем дошкольном возрасте лучше всего ребенок усваивает информацию посредством игры. Именно так можно смоделировать «мир взрослых» и перенести в него некоторые жизненные ситуации, а потом сделать это наоборот. Кстати, использование в играх заменителей реальных предметов активно помогает развитию абстрактного мышления и воображения. Эту особенность развития психики ребенка очень важно взять на заметку тем родителям, которые любят скупать все современные игрушки. Запомните, для развития знаково-символической функции и воображения лучше дать малышу, например, деревянный брусочек для игры в «мобильник», чем настоящий телефон.
  • Период старшего дошкольного возраста. В период подготовки к школе малыш приобретает новые особенности психики. Он уже более независим от взрослых, самостоятелен, учится брать ответственность за свои поступки. В это время присутствует огромная потребность в общении с другими детьми такого же возраста. Дети учатся понимать определенные принципы и закономерности в научных экспериментах, могут формировать логические выводы. Чтобы качественно подготовить ребенка к школе, родителям нужно научить его «полезным привычкам» и возможности восприятия информации на слух. К привычкам относятся элементарные правила ухода за собой, вежливого отношения к окружающим. При этом, важно не просто научить ребенка, например, помогать пожилым людям, а объяснить мотивацию и причину такой помощи. Восприятие информации на слух поможет развитию памяти и абстрактного мышления, что очень важно для успешных занятий в школе.
  • Младший школьный возраст. В период с 7 до 11 лет практически каждый ребенок переживает кардинальные изменения в своей жизни. Школьная дисциплина, необходимость выстраивания отношений в новом коллективе, меньше индивидуального внимания от педагогов оказывают сильное психическое воздействие. Именно в этот период родители должны быть максимально внимательны к настроению, чувствам ребенка, должны давать постоянную эмоциональную поддержку. В этот период ребенок смотрит по-другому на собственную деятельность. Он уже может оценить собственные изменения, «кем он был» и «кем стал», начинает формироваться способность к планированию.
  • Подростковый возраст. В возрасте 11-14 лет наступает критический по мнению большинства детских психологов возраст. Ребенок одновременно хочет «расстаться» с детством, то есть почувствовать себя более взрослым, но при этом, не хочет получать больше ответственности. Ребенок готов к «взрослым» поступкам, но детство все еще привлекательно своей «безнаказанностью». Бессознательные, безответственные поступки наперекор родителям, постоянные нарушения границ и запретов характерны для подростков этого периода. В зависимости от модели поведения, которую выберут родители, ребенок может начать понимать свое место в этом мире, заниматься самосознанием или же постоянно бороться с системой запретов и отстаивать свое «Я». Появление новых авторитетов среди чужих людей не должно отпугивать родителей. Именно в семье ребенку могут помочь выстроить правильную для него систему мотиваций.
Читайте также:  Право на жизнь статья 6 ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие

Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

31

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат …

Дети с задержкой психического развития

Особенности психического развития ребенка fЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.

  • Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
  • Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.

Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка. 

Источник