Особенности психического развития глухого ребенка синяк нудельман

Особенности психического развития глухого ребенка синяк нудельман thumbnail

Лубовский В.И. Специальная психология, Москва, Академия, 2003 год.

Общие проблемы специальной психологии.
Предмет, задачи и методы специальной психологии.
Общие и специфические закономерности психического развития.
Динамика психического развития в условиях недостаточности функций.
Умственно отсталые дети.
Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей.
История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей.
Социально-педагогические условия жизни умствен отсталых детей на современном этапе развития общества.
Психологическая характеристика умственно отсталых детей.
Умственно отсталые дети со сложным дефектом.
Задержка психического развития.
Определение. Причины. Классификация.
Задержка психического развития в дошкольном возрасте.
Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.
Дети с нарушениями слуха.
Сурдопсихология как раздел специальной психологии.
Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха.
Предмет и задачи сурдопсихологии.
Методы сурдопсихологии.
Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.
Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии.
Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте.
Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка.
Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни.
Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте.
Жестовая речь глухих.
Особенности психического развития слабослышащих детей.
Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития.
Дети с нарушениями зрения.
Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих.
Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста.
Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения.
Деятельность и внимание при дефектах зрения.
Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.
Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения.
Осязание.
Представления.
Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих.
Память.
Мышление детей с недостатками зрения.
Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения.
Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения.
Речь и общение при нарушениях зрения.
Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.
Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения.
Дети с церебральным параличом.
Определение, этиология, основные формы.
Психическое развитие при детском церебральном параличе.
Олигофрения у детей с церебральным параличом.
Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом.
Слепоглухие дети.
Прикладные проблемы специальной психологии.
Направления практического применения психоло-.
гических исследований.
Адаптация. Коррекция и компенсация функций.
Психодиагностика нарушений развития у детей.
Психологическая служба в специальных (коррекционных).
образовательных учреждениях.

======================

Соловьев И.М., Шиф Ж.И. Психология глухих детей, М.: Педагогика, 1971. – 448 с. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. (Акад. пед. наук СССР. Науч. -исслед. ин-т дефектологии).

Книга написана по материалам советских и зарубежных исследований по психологии глухих детей. В ней характеризуется психическое развитие глухих детей: познавательные процессы (восприятие, память, воображение мышление) развитие речи, некоторые особенности деятельности и личности.
Книга предназначена для сурдопедагогов и психологов и может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов и психологических факультетов университетов.

Оглавление
Предисловие
Общие вопросы психологии глухих детей
Проблемы развития и типологии детей с нарушениями слуха
Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей
Патофизиология глухоты и тугоухости
Методы психологического изучения глухих детей
Ощущения и восприятия
Восприятие окружающей действительности. Роль слуха в этом процессе
Зрительное восприятие
Кожная чувствительность
Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих
Кинестетические ощущения и восприятия
Осязательное восприятие
Вкус и обоняние
Память
Образная память
Словесная память
Репродуктивная и оперативная память
Воображение
Воссоздающее воображение у глухих детей
Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников
Мышление
Наглядно-действенное мышление
О мыслительных операциях
Процессы мышления при решении задач
Развитие мышления у глухих детей
Речь
Условия овладения языком у глухого ребенка в отличие от слышащего
Мимико-жестовая речь глухих
Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью
Овладение грамматическим строем языка
Устная речь
Письменная речь
Деятельность
Общая характеристика деятельности глухих детей
Деятельность и мышление глухих детей
Формирование двигательных навыков у глухих учащихся
Трудовая деятельность глухих
Некоторые психологические особенности личности
Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
Отношение глухих школьников к профессиям
Развитие интересов у глухих детей
Литература

======================

Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка, Учебное пособие для студентов-заочников педагогических институтов, М.: Просвещение, 1975. – 108 с.

Настоящая работа предназначена для студентов-заочников дефектологических факультетов, обучающихся по специальности сурдопедагогика.
Пособие написано на основе обобщения опыта чтения лекций и проведения практических занятий на протяжении ряда лет на дефектологических факультетах МГПИ им. В.И. Ленина и МГЗПИ, а также обобщения результатов практических исследований и наблюдений авторов, проведенных в специальных школах. В нем использованы также материалы важнейших трудов по психологии глухих детей И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Л.В. Занкова, А.И. Дьячкова, М.Е. Хватцева, С.Н. Шабалина и др.

Оглавление
Предмет, методы и задачи сурдопсихологии
Особенности ощущений и восприятий глухих детей
Память и ее особенности у глухого ребенка
Воображение и его особенности у глухих детей
Мышление и его особенности у глухих школьников
Психологические особенности формирования речи у глухих детей
Некоторые вопросы изучения личности глухого школьника

========================

Психология детей с нарушением слуха

========================

сурдопедагогика

Источник

У глухих детей значительно позднее, чем у слышащих (с отставанием на 3–4 года и более), формируется понятийный подход к решению задач. Глухие дети испытывают большие трудности в овладении понятиями разной меры обобщенности, соотнесенными друг с другом по содержанию. Развитие конкретно-понятийного мышления совершается у глухих детей на протяжении обучения в школе. Только в старшем школьном возрасте у глухих детей начинает формироваться абстрактно-понятийное мышление.

Читайте также:  Правильное развитие ребенка в животе

Глухие дети с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями и поступками людей, поскольку понимают причинно-следственные отношения применительно к наглядной ситуации, в которой эти отношения четко выявляются. Дети не умеют выявлять скрытые причины каких-либо явлений, событий. Они нередко смешивают причину со следствием, с целью, сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями. Они часто отождествляют причинно-следственные и пространственно-временные связи.

Значительное отставание в развитии словесно-логического мышления обусловлено очень большими затруднениями у глухих детей в овладении словесной речью. П. Олерон считает, что отсутствие языка задерживает интеллектуальную активность глухих, формирование категорий и тормозит создание “системы привычек” (установок), благодаря которым субъект оказывается вовлеченным в переход от перцептивного плана к понятийному. Он отмечает, что называние признака предмета определенным словом помогает этому признаку проявиться (этим в значительной мере определяется легкость перехода слышащих подростков к новому принципу классификации); говорит, что, для того чтобы достигнуть логического уровня и удержаться на нем, надо “купаться в языке”, быть “насыщенным” им. Глухие же приобретают речь в искусственных условиях; ее резкое недоразвитие приводит к тому, что медленно преодолевается привычный подход к объекту, затрудняется переход к рассмотрению того же объекта под другим углом зрения, в чем П. Олерон видит существенное определение понятийного мышления.

Список источников для самоподготовки

1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.

2. Боскис, P.M. Речь и развитие аномальных детей // P.M. Боскис, Р.Е. Левина // Основы обучения и развития аномальных детей: Сборник научных трудов. М., 1965.

3. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М., 1963.

4. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г.Л. Выгодская. М., 1975.

5. Выготский, Л.С. О развитии речи глухих / Л.С. Выготский // Дефектология. 1994. № 4.

6. Григорьева, Т.А. О развитии причинно-следственного мышления глухих школьников / Т.А. Григорьева // Дефектология. 1973. № 4.

7. Дьячков, А.И. Системы обучения глухих детей / А.И. Дьячков. М., 1961.

8. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дефектология: учебник для вузов / Г.Л. Зайцева. М., 2000.

9. Зайцева, Г.Л. Словесно-жестовое двуязычие глухих / Г.Л. Зайцева // Дефектология. 1992. № 4.

10. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1970.

11. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н.Г. Морозова. М., 1969.

12. Обухова, Л.Ф. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка / Л.Ф. Обухова // Дошкольное воспитание аномальных детей; под ред. Л.П. Носковой. М., 1993.

13. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.

14. Психология глухих детей / под общ ред. И.М. Соловьева. М., 1971.

15. Синяк, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка / В.А. Синяк, М.М. Нудельман. М., 1975.

16. Собкин, В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование / В.С. Собкин. М., 1997.

17. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. М., 1966.

18. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха / сост. В.М. Астафьева. М., 2000.

19. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М., 2005.

20. Шиф, Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. М., 1968.

2.6. Ребенок с детским церебральным параличом

2.6.1. Клинико-психологическая характеристика детского церебрального паралича

Понятие “нарушение функций опорно-двигательного аппарата” носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям: детский церебральный паралич (ДЦП); последствия полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии; миопатия; врожденные (приобретенные) недоразвития и деформации опорно-двигательного аппарата.

Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, органические повреждения головного мозга, травмы опорно-двигательного аппарата. Наиболее распространенным является детский церебральный паралич (до 89 %). Мы остановимся именно на этом нарушении в развитии ребенка.

Большой вклад в изучение таких детей внесли М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Маслюкова, К.А. Семенова, Л.М. Шипицына и др. Однако психологических исследований детей с двигательными нарушениями в литературе крайне недостаточно. И.И. Мамайчук выделяет три основных этапа изучения ДЦП: донозологический, клинический, комплексный.

На донозологическом этапе подчеркивалась необходимость обучения детей-инвалидов, приобщение их к социально-трудовой деятельности.

Клинический этап связан с именами В. Литтля, который первый дал клиническое описание ДЦП в монографии “Спастичный ребенок” (Little, 1862), З. Фрейда, который в 1893 г. предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под одним названием – ДЦП. В 1958 г. интернациональная группа ученых на заседании Всемирной организации здравоохранения в Оксфорде утвердила этот термин. Там же впервые дано определение детского церебрального паралича как “непрогрессирующего заболевания головного мозга, поражающего те его отделы, которые ведают движениями и положением тела; заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга”. Этот этап также связан с именем М.Я. Брейтмана, который описал картину ДЦП в первой отечественной книге, посвященной ДЦП, “О клинической картине детского головномозгового паралича” и отметил, что при ДЦП страдает не только двигательная сфера, но также интеллект и речь.

Комплексный этап изучения ДЦП базируется на эволюционно-динамическом подходе изучения закономерностей формирования психики ребенка (К.А. Семенова, Э.С. Калижнюк, Л.О. Бадалян и др.).

Детский церебральный паралич – это сложная патология развития, начинающаяся внутриутробно, в период родов или ранний постнатальный период, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Клиника ДЦП различна в зависимости от того, на какие отделы мозга преимущественно распространился патологический процесс. Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, т. е. неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения. У детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта, наблюдаются судорожные припадки.

Читайте также:  Сенситивный возраст для развития речи ребенка

Распространенность. В 1999 г. К.А.Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России на 1000 детского населения: в 1962 г. – 0,4 случая; в 1972 г. – 1,72; в 1982–1989 гг. – 5,6–8,9 случаев. По данным И.А. Смирновой (2003), ДЦП встречается у мальчиков чаще в 1,3 раза, чем у девочек.

Среди причин роста статистических данных о заболеваемости ДЦП специалисты отмечают следующие: улучшение диагностики и учета детей с ДЦП; успехи медицины в области акушерства, которые, с одной стороны, привели к снижению смертности новорожденных, с другой – к увеличению количества детей с врожденной патологией центральной нервной системы.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация “Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха”

Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха   В...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха   В

Описание слайда:

Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха   Выполнила: Миронова О.В.

2 слайд

Дети с нарушениями слуха Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет

Описание слайда:

Дети с нарушениями слуха Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею: глухие без речи – ранооглохшие глухие, сохранившие речь – позднооглохшие Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени Слабослышащие – дети, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками.

3 слайд

Психическое развитие Психическое развитие — это закономерное изменение психич

Описание слайда:

Психическое развитие Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.

4 слайд

Психическое развитие детей и подростков с нарушениями слуха Это своеобразный

Описание слайда:

Психическое развитие детей и подростков с нарушениями слуха Это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координации. Это проявляется, в частности, в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.

5 слайд

Понятие Л.С.Выготского, о структуре дефекта. Первичный дефект— нарушение слу

Описание слайда:

Понятие Л.С.Выготского, о структуре дефекта. Первичный дефект— нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфунциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция.

6 слайд

первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухового восприятия, возни

Описание слайда:

первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухового восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата; вторичное отклонение – нарушение развития речи и связанные с ним последующие отклонения в развитии, проявляющиеся в познавательной деятельности; отклонение третьего порядка – своеобразное формирование всех познавательных процессов.

7 слайд

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений мож­но выделить В пси

Описание слайда:

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений мож­но выделить В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И. Лубовский). При всех типах нарушений наблюдается: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредования; замедление процесса формирования понятий.

8 слайд

В психическом развитии детей и подростков с нарушенным слухом выделяют законо

Описание слайда:

В психическом развитии детей и подростков с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев Выделяет две такие закономерности. Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.

9 слайд

компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравне

Описание слайда:

компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии нагляднообразного и словеснологического мышления; письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной. Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.

10 слайд

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВ

Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ, СВОЕОБРАЗИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ИСКАЖЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

11 слайд

Особенности психического развития бедный запас сведений об окружающем замедле

Описание слайда:

Особенности психического развития бедный запас сведений об окружающем замедленное формирование понятий о форме и величине предметов замедленное формирование счетных операций неспособность к пересказу прочитанного инертность психических процессов конкретно-образный тип мышления незрелость поведения.

12 слайд

Особенности ощущения и восприятия. Особую роль приобретают зрительные ощущени

Описание слайда:

Особенности ощущения и восприятия. Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется. Двигательные ощущения – недостаточно точная координация и неуверенность движений, замедленность в овладении двигательными навыками, трудности в овладении статического и динамического равновесия, нарушение плавности и синхронности движения, низкий уровень пространственной ориентировки, замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.

Читайте также:  Программа развития способностей ребенка 200 заданий упражнений и игр

13 слайд

Особенности развития внимания Внимание -это сосредоточенность психической дея

Описание слайда:

Особенности развития внимания Внимание -это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Для детей и подростков с нарушениями слуха характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы. На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания детей и подростков с нарушениями слуха остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками. У детей и подростков с нарушениями слуха в большей мере, чем у слышащих продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.п.

14 слайд

Особенности развития памяти Память -это познавательный психический процесс, з

Описание слайда:

Особенности развития памяти Память -это познавательный психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого. Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми с нарушениями слуха значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий. Словесная память у детей с нарушениями слуха имеет еще большее своеобразие, чем образная. При этом дети относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты. Память давно усвоенных представлений могут уподобляться дети с нарушениями слуха новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.

15 слайд

Особенности воображения Воображение – это высший познавательный процесс, кото

Описание слайда:

Особенности воображения Воображение – это высший познавательный процесс, который заключается в преобразовании представлений и создании новых образов на основе имеющихся. Многие дети с нарушениями слуха 5-8 классов не могут отвлечься от конкретного, буквального значения пословицы. Затруднения в понимании метафор, переносного значения слов, символических выражений свидетельствуют о недостаточном уровне развития воображения. Образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть

16 слайд

Особенности мышления Мышление - это сложный познавательный психический процес

Описание слайда:

Особенности мышления Мышление – это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового. Дети с нарушенной слуховой функцией длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно- образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно – логического мышления они резко отстают от слышащих сверстников, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах.

17 слайд

Особенности развития речи - недостаточное овладение звуковым составом слова -

Описание слайда:

Особенности развития речи – недостаточное овладение звуковым составом слова – недостаточное овладение звуковым составом слова – непонимание переносного смысла выражения

18 слайд

Самооценка и уровень притязаний Представление детей с нарушениями слуха о сам

Описание слайда:

Самооценка и уровень притязаний Представление детей с нарушениями слуха о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что и в норме. Наблюдается отставание у детей с нарушенной слуховой функцией от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих.

19 слайд

Уровень притязания учащихся с нарушениями слуха в учебной деятельности характ

Описание слайда:

Уровень притязания учащихся с нарушениями слуха в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью). С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность глухих детей повышается. У таких детей большие трудности в формировании морально – этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.

20 слайд

Список литературы 1.  Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии

Описание слайда:

Список литературы 1.  Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т. 4. 2.  Выготский Л. С.Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5 3. .Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с. 4. В.С. Мухина, Возрастная психология. – М.: Академия, 2007. – 640 с. 5. Назарова. Н.М. Специальная педагогика — М., 2000. 6. Л.Ф. Обухова, Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с. 7. Синяк В. А., Нудельман В. В,Особенности психического развития глухого ребенка. – М., 1975. 8. Сорокин В. М. Специальная психология / Под ред. Л. М. Шипицыной. — СПб., 2003. 9. Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии // Альманах Института коррекционной педагогики; Вып. 5. — М., 2001.

Выберите книгу со скидкой:

Особенности психического развития глухого ребенка синяк нудельман

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Особенности психического развития глухого ребенка синяк нудельман

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Особенности психического развития глухого ребенка синяк нудельман

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Особенности психического развития глухого ребенка синяк нудельман

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-822810

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник