Особенности психического развития 5 летнего ребенка

Особенности психического развития 5 летнего ребенка thumbnail

Ребенку исполнилось 5 лет.

Как будет развиваться его психика в этот период? Как родители могут помочь этому?

В какие игры рекомендуется играть с пятилетним ребенком?

Что такое “кризис 5 лет”?

Эти вопросы раскрываются в этой статье.

Содержание:

  • Развитие психики в 5-6 лет
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевая сфера
    • Эмоционально-волевая сфера
    • Игровая деятельность
    • Подотовка к учебной деятельности
    • Коммуникативная сфера
  • Трудности возраста
  • Советы для родителей

Развитие психики детей в 5-6 лет

Возраст 5-6 лет называют старшим дошкольным возрастом. 

Ребенок постепенно приобретает те знания и навыки, которые будут ему нужны для обучения в школе. 

Кроме этого, он активно познает мир и социализируется в обществе.

Он учится выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Пятилетний ребенок начинает постигать нравственные категории. Например, добро и зло, чуткость и безразличие и т.п.

Он начинает контролировать свои поведение и эмоции, а также рассуждать и высказывать свое мнение.

Интеллектуальная сфера

Пятилетний ребенок начинает осознавать нормы и правила поведения. Теперь он понимает, что есть дела, которые необходимо выполнять. Поэтому он учится регулировать свое поведение. Например, ребенок старается доводить до конца нужную работу, не отвлекаясь на более интересные дела. Допустим, наводить порядок в игрушках, а не играть с ними.

В 5-6 лет возникает учебная мотивация. Ребенок хочет научится чему-либо, чтобы выглядеть знающим и умеющим перед сверстниками. А обучается он этому в процессе игры.

Также, пятилетний ребенок начинает понимать, какими качествами личности он  хочет обладать К примеру, на какого сказочного героя или знакомого человека он хотел бы походить. 

Еще он теперь представляет, какими качествами, внешностью и поведением должны обладать женщина и мужчина. 

Растет и кругозор ребенка. Он интересуется необычными явлениями и фактами, с удовольствие слушают истории из жизни. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить услышанную информацию.

Внимание

Внимание становится намного устойчивее, чем раньше. 

Теперь ребенок может удерживать в поле своего зрения 5-6 объектов одновременно. Также он умеет распределять свое внимание и переключаться на нужный предмет или действие. 

А еще пятилетка может выполнять сложные инструкции, переходя от одного вида деятельности к другому, при этом помня про цель.

Память

В этот период продолжает формироваться произвольная память. 

Ребенок уже умеет своим усилием запомнить 5-6 предметов. Запоминание может быть как зрительным, так и на слух.

Как и прежде, он хорошо запоминает те события, с которыми связаны сильные эмоции (восторг, испуг, удивление и т.д.).

Мышление

Совершенствуется образное мышление. Пятилетние дети способны решать свои задачи, не только опираясь на предмет, но и в уме.

Также они учатся обобщать, а это — снова словесно-логического мышления школьника. Так появляется способность рассуждать, анализировать и делать выводы.

Восприятие

В 5-6 лет продолжают совершенствоваться такие понятия, как форма, цвет, величина, время, положение в пространстве и т.д. Эти знания начинают выстраиваться в систему.

Ребенок теперь  умеет различать оттенки цвета. А также может расставить около 10 предметов по убыванию или возрастанию.

В 5 лет понятие времени пока еще слабо развито. Поэтому дети могут путаться во временах года и днях недели.  

Воображение

Воображение настолько хорошо развито, что в процессе игры ребенок начинает фантазировать, то есть придумывать нечто абсолютно новое. Например, сказочного героя или место его обитания. 

Также ребята с удовольствием сочиняют сказочные истории. 

Речевая сфера

Речь также быстро развивается. В 5-6 лет дети уже умеют произносить самые сложные звуки — например, Р, Л, Щ, Ж, Ш, С. 

Они учатся фонематическому слуху, что позволяет им распознавать все звуки и понимать их местонахождение в слове. 

В своей речи дети уже используют все части речи. Им нравится придумывать новые слова.

Они учатся пересказывать текст с помощью картинки, уделяя внимание деталям. 

А еще ребята активно пользуются интонацией при чтении стихов или в процессе игры.

Эмоционально-волевая сфера

Дети пока слабо могут управлять своими эмоциями. Но все же ребята постепенно учатся регулировать и их, и свое поведение. Они начинают стремиться довести работу до конца, ведь у них зарождается чувство долга.

Пятилетние дети учатся контролировать свои импульсивные чувства и желания. 

Для них теперь важна не только положительная оценка родителей. Они радуются хорошему настроению окружающих и тому, что предвидят хороший результат своей деятельности.

Дети учатся выражать свои эмоции мимикой и интонацией, а также сопереживать другим людям. У них развиваются эстетические чувства.

В целом, в 5 лет дети очень любознательны и открыты новым знаниям. 

Игровая деятельность

Подвижные игры на свежем воздухе

Подвижные игры на улице

В 5-6 лет дети любят играть в сюжетно-ролевые игры. 

В игре они уже не просто выполняют определенный набор действий. Теперь в ней есть сюжет, содержание и роли для каждого участника. При этом ребята учатся согласовывать свои действия с действиями других детей, чтобы выполнять свою игровую роль. А в процессе игры они начинают “вставать на место” сверстников и принимать их точку зрения.

В своих играх дети активно используют предметы-заместители.

Игры с детьми 5-6 лет

Игры и игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит ему гармонично и своевременно развиваться. 

Вот какие игры и игрушки подходят пятилетнему ребенку:

  • настольно-печатные игры — лабиринты, квесты;
  • игрушки для развития мелкой моторики — конструкторы, лего, паззлы, мозаики,  наборы для моделирования и т.д.;
  • для творчества — аппликации, работа с ножницами, карандаши, краски, мольберт, раскраски по номерам и т.п.;
  • для сюжетно-ролевых игр — наборы парикмахера, продавца, повара, полицейского и т.д.;
  • для крупной моторики — подвижные игры на улице, с мячами, скакалками и т.п.;
  • чтение детской литературы — с обсуждением качеств героев, их поступков и т.д. Можно предложить ребенку придумать окончание сказки или создать сказку на новый лад;
  • компьютерные игры, но не больше 10-15 минут в день.

Подготовка к учебной деятельности

В возрасте 5-6 лет психика ребенка начинает созревать для учебной деятельности. Он уже может удерживать внимание достаточно долгое время, хорошо владеет речью и обладает довольно широким кругозором.

Ребенок учится доделывать полученное задание до конца, не отвлекаясь на более интересные занятия. 

Кроме этого, начинает формироваться физическая и социальная готовность к школе.

Для этого ребенку предстоит освоить такие навыки:

  • понимать и выполнять различные по сложности инструкции взрослого;
  • делать задание по образцу;
  • соблюдать установленные правила;
  • самому искать информацию, находить решение проблемы;
  • уметь преодолевать трудности.

Важно знать, что специалисты не рекомендуют начинать обучение в школе раньше 7 лет. 

Чтобы подготовить ребенка к будущей учебной деятельности, можно заниматься кратковременными занятиями в развивающих группах и кружках.

Коммуникативная сфера

В этом возрасте сверстники очень важны для ребенка, также как и его место среди них. В группе детей уже можно распознать “звезд” и, наоборот, малозаметных детей. 

Ребята стремятся завоевать уважение других детей, для них важна их оценка. При этом, к поступкам сверстников они очень категорично настроены, но к себе столь жестких требований не предъявляют.

Пятилетние дети начинают осознанно выбирать себе партнеров по играм по своим критериям. Например, стремятся общаться с мальчиком, с которым интересно играть, или с доброй, симпатичной девочкой. 

В 5-6 лет дети начинают разговаривать друг с другом не только о том, что происходит здесь и сейчас в игре. Теперь они делятся с товарищами воспоминаниями о том, что они видели, где были и т.д. Собеседники начинают внимательно слушать друг друга и эмоционально сопереживать.

Дети учатся самостоятельно организовывать игру. Они заранее, а потом и по ходу действия, вместе обсуждают правила, придумывают, как должен вести себя тот или иной персонаж в игре. Также они сами выстраивают ход действия, сюжет, подыскивают нужное пространство и т.д.

Пятилетним ребятам очень интересно общаться со взрослыми людьми. Они стараются привлечь внимание старших, вовлечь их в разговор. 

Ребенку важно, чтобы родители общались с ним на равных, по душам. Ему хочется делиться со взрослыми своими мыслями и рассуждениями, а также узнавать от них новую и интересную информацию.

Трудности возраста

Общение с ребенком на равных

Ребенку важно общение на равных

В этом возрасте человечек вступает в период, который психологи называют кризисом 5 лет.

Вот его признаки:

  • ребенок стал менее разговорчивым, он замкнулся в себе, перестал делиться с родителями своими радостями и успехами;
  • он начал бояться нового, стал неуверенным в себе;
  • ребенок начал раздражаться по пустякам и грубить окружающим;
  • он стал часто капризничать или закатывать истерики;
  • пятилетка начал копировать и передразнивать окружающих;
  • он стремится к самостоятельности и яро ее отстаивает.

Этим проявлениям психологи дают такие объяснения.

В 5 лет ребенок уже многое умеет, и поэтому кажется себе взрослым. При этом, он отдает себе отчет в том, что он еще не во всем может быть самостоятельным. А взрослые, в свою очередь, далеко не всегда воспринимают его всерьез. Это и  порождает конфликт.

Также ребенок хочет активно общаться с другими детьми. Но иногда это общение разочаровывает ребенка. Ведь зачастую у каждого из сверстников — свои представления о том, как должно происходить это общение. 

Родители могут заметить, что ребенок стал холодным и отчужденным. Это происходит потому, что он не обладает нужным запасом слов и понятий. Ему сложно объяснить взрослому, что он чувствует и о чем думает.

Пять лет — время, когда начинает проявляться характер личности. В то же время  родительский авторитет немного начинает падать. Дети перестают быть безусловно послушными и начинают отстаивать свое мнение.

При всем этом, нервная система пятилетнего ребенка часто подвергается стрессовым ситуациям. Поэтому в этом возрасте у многих детей возникают страхи. Они начинают бояться одиночества, темноты, им страшно разочаровать родителей и т.п.

Благоприятное развитие: советы для родителей

Чтобы сгладить проявления возрастного кризиса, необходимо давать ребенку больше самостоятельности. Нужно позволить ему самому справляться с поставленными задачами.

Ребенку важно получать теперь чуть больше свободы, а также личной ответственности. Он должен четко знать границы дозволенного.

Стоит поручать ребенку посильную помощь по дому, которая будет лежать только на его плечах. Например, заботиться о комнатных растениях. При этом нужно обязательно благодарить ребенка за помощь, подчеркивать важность того, чем он занимается.

Родителям рекомендуется беседовать с сыном или дочерью по душам, обсуждать эмоции, чувства, мотивы и последствия поведения людей.

Чтобы ребенок не замкнулся в себе, надо, чтобы отношения с родителями были доверительными. Ему очень важно знать, что взрослым важны его интересы и успехи. 

Нельзя прилюдно критиковать и наказывать ребенка. Если его ругают, он должен четко понимать, за что и почему.

Нужно отмечать успехи ребенка и его стремление к новому.

Чтобы снизить нагрузку с нервной сиситемы, стоит включить в режим дня не только активные игры днем, но и спокойные прогулки перед сном.

Нужно как можно меньше позволять ребенку смотреть телевизор и играть в компьютерные игры.

Стоит помнить, что период кризиса — не время для серьезных умственных нагрузок.

Надо давать ребенку задания умеренной сложности. Такие, с которыми он самостоятельно сможет справиться. 

Важно учить ребенка доводить дело до конца. 

В 5-6 лет психика созревает настолько, что ребенок готов осваивать умения и навыки, которые пригодятся в школе. Кроме этого, активно формируется эмоциональная и коммуникативная сфера его деятельности. 

Также 5 лет — это возраст, когда возникает очередной кризис психического развития. Ребенок стремится опровергнуть родительский авторитет и получить больше личной свободы. Родителям важно поддерживать ребенка в этот непростой период, и проявлять терпение и понимание.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

От автора: Возраст ребенка это мир, который меняется каждый год.

Особенности развития ребенка 5-6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание  видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собствен­ного поведения, как правило,  более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей.. 

К 5-6 годам ребенок приобретает понимание  системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина,  особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении  сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим  социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том,  что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает  совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.  В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли. 

При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабева­ет. Дети активно стараются  привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор, поделиться  своими новыми  знаниями, впечат­лениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и  помочь  почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Развитие психических процессов  в 5-6 лет.

Восприятие.

Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Внимание.

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению  и переключению. То есть, ребенок способен  выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

Память.

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

Мышление.

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление.  Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие  времени  ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается  не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются  названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.

Воображение.

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

Речь.

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.  Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы.  Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.)

Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

Продолжаем развивать мелкую моторику:

  • Конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).
  • Работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами)

Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.

Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.

Этот возраст физиологи называют «периодом первого вытяжения», так ребенок за год может вырасти на 5-7 см. Рост ребенка в 5 лет в среднем 106.0-107.0 а масса тела 17.0-18.0 кг. В течение года  в месяц прибавка в  весе составит 200 г, а роста – 0.5 см.

Также характерно неравномерность роста отдельных частей тела. И в этом периоде жизни ребенка, отмечается увеличение длинны конечностей, ширины таза и плеч как у мальчиков, так и у девочек. При этом есть половые различия: грудная клетка у девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков.

Костный скелет продолжает изменяться. Поскольку рост головного мозга еще не закончен, кости черепа еще сохраняют хрящевые зоны. Окружность головы  к 6 годам в среднем составляет 50 см. Поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет более 90% размеров поверхности мозга взрослого человека.

Носовая перегородка также еще не окостенела. Это необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим факторам, так как скелетная мускулатура еще слаба в области связок и сухожилий. Поэтому при избыточной массе тела ребенка, а также при несбалансированных физических нагрузках возможно нарушение осанки, развивается плоскостопие и вздутый или отвислый живот (возможно появление грыжи).

Однако крупные мышцы к 6 годам развиты хорошо, поэтому спортивные упражнения даются им легко. А вот мелкая моторика еще не достаточно сформирована.

Дыхательная система ребенка еще сильно отличается от взрослой: она гораздо уже. И поэтому нарушение температурного режима в помещении, а также отсутствие баланса влажности может привести к распространению респираторных заболеваний.

По сравнению с новорожденным сердце ребенка увеличилось в 4 раза. Средняя частота сердцебиения составляет 92-95 ударов в минуту.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы: возбуждение и самое главное торможение, которое позволяет ребенку произвольно контролировать поведение и мыслительные процессы. Но поскольку эти процессы все-таки еще не совершенны, ребенок может с отсрочкой по времени реагировать на экстренную просьбу (отпрыгнуть, оттолкнуться и т.д.).

Также в этом возрасте четко прослеживаются так называемые «динамические стереотипы», то есть ребенок может негативно реагировать на смену привычного уклада жизни. Для совершенствования этих нервных процессов рекомендуется создавать частично измененную на время обстановку при проведении подвижных игр, походы в гости и на общественные мероприятия.

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
  7.     Адель Фабер, Элейн Мазлиш, “Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили”
  8.  Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9.  Джон грей, «Дети с небес»
  10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Шпаргалка для взрослых”.

Источник