Особенности познавательного развития ребенка в период раннего детства
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА
ПЛАН 1. Восприятие 2. Память 3. Мышление 4. Воображение 5. Внимание 6. Развитие речи 7. Характеристика сенсомоторного периода (по Пиаже)
1. ВОСПРИЯТИЕ Восприятие носит доминирующий характер. Оно аффективно направлено: притягивает внимание то, что вызывает эмоциональную реакцию. Восприятие направлено на предметы, а не на их сенсорные свойства. Этот факт демонстрируется визуальным постоянством: постоянство цвета, размера и формы. По Л. С. Выготскому, в раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, которое непосредственно переходит в действие.
Главным признаком предмета для ребенка этого возраста является форма предмета. К 3 годам ребенок может уже усвоить представления о 6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник). Это говорит о достаточно развитой дифференцировке в восприятии формы. Ребенок также имеет представление о 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
2. ПАМЯТЬ Память проявляет себя в узнавании. Преобладающие виды памяти: двигательная и эмоциональная. Ребенок лучше запоминает то, что он сделал или пережил. При этом запоминание происходит непроизвольно. Единственным условием запоминания является частота повторения.
Начиная со второго года и до 6 -8 лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку таким образом самостоятельно использовать слова и выражения.
Постепенно память освобождается от опоры на восприятие. После 2 лет начинают запоминаться имена, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально-ассоциативная память.
3. МЫШЛЕНИЕ Основной вид мышления ребенка раннего детства – наглядно-действенное мышление. Когда ребенок под руководством взрослого усваивает способы употребления предметов, он усваивает и отношения между ними, возможности воздействия одного предмета на другой.
В этом же возрасте начинается переход к наглядно-образному мышлению, т. к. по мере накопления опыта мышление ребенка все больше и больше опирается на образы. Благодаря этому он может проделывать реальные действия в уме. Образы обладают для ребенка знаковыми функциями.
4. ВООБРАЖЕНИЕ В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непреднамеренно. Ребёнок воспроизводит то, что видел и слышал, т. е. воссоздаваемые им образы берутся из его собственного опыта. Воображение формируется и совершенствуется в игровой, графической и конструкторской видах деятельности. Первоначально оно вплетено в игровую деятельность и неотделимо от игровых действий.
5. ВНИМАНИЕ Внимание тесно связано с интересами ребенка к деятельности: ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес, поэтому дети редко способны долго заниматься каким-то делом. На протяжении дошкольного детства время сосредоточения увеличивается от 10 -20 минут до 1, 5 -2 часа.
6. РАЗВИТИЕ РЕЧИ Данный период является сензитивным периодом для усвоения речи. Слово приобретает для ребенка предметное значение, с этим связаны первые обобщения. Быстро растет пассивный словарный запас, возникает понимание речи – рассказа. Растет активный словарь. Развиваются другие формы коммуникации – жесты, мимика.
7. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОМОТОРНОГО ПЕРИОДА (ПО ПИАЖЕ) Ж. Пиаже первые два года жизни ребенка назвал сенсомоторным. 1. Дети интегрируют моторную и перцептивную системы. 2. Дети развивают способность воспринимать окружающий мир как постоянный, появляется понятие «постоянство объекта» . Эта способность позволяет развивать восприятие времени, пространства и причины. 3. Неспособность детей представлять мир во внутреннем плане. Они ограничены непосредственным «здесь и сейчас» .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник
Охарактеризуйте особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте.
Восприятие
Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода
для развития предметного восприятия. Л.С. Выготский
приводит в своей работе «Раннее детство» два основных закона, они гласят, что в каждом возрасте есть доминирующая функция, которая необходима в первую очередь и развивается раньше других.
Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных
условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания.
Совершенно «очевидно, что самых высших успехов ребенок достигает
не в области памяти, а в области восприятия».
Л. В. Обухова отмечает своеобразие восприятия ребенка раннего возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. «Закаждым восприятием непременно следует действие». Аффективность восприятия ребенка раннего возраста проявляется в том, что он не может смотреть на вещи, отвлекаясь от той эмоции, которую они вызывают. Тот факт, что восприятие и аффект еще не отделены друг от друга, что восприятие и чувствование представляют собой неразделимое единство.
Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится
соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно Действия уже без предварительного примеривання. Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу — задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета.
В процессе знакомства со свойствами предметов (формой, цветом, размером) ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. А это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.
Л. С. Выготский делает заключение, что только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого человека. Возраст до трех лет — это время возникновения «устойчивого, независимого от внешних положений, осмысленного восприятия». В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать окружающим вопросы.
Внимание.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для него новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.
В процессе освоения речи ребенок, приобретает умение удерживать внимание уже не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научается выполнять простые, краткие инструкции взрослого. Элементы произвольного внимания появляются также в процессе развития речи. Взрослый, читая ребенку книжку, стихотворение, беседуя с ним, может управлять вниманием ребенка. Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующей его деятельности 8—10 минут.
Но дети все еще «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Например, если ребенок, играя в машинку, вдруг заметит плюшевого медведя, он берет его, оставив машинку. Ребенок пока еще фиксирует не значимые, но наиболее яркие признаки объектов. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых, так как она «связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями».
Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные деталиигрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.
Память.
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.
В результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления, воображения возникает представление о действиях, свойствах, предметах и т. д. В этот период образ памяти уже более гибок и подвижен. На втором году жизни память дифференцируется от восприятия, ребенок обретает способность воспроизводить объект, который не видит в данный момент. Г.А. Урунтаева приводит данные исследований:
— от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца;
— на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад.
В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
Мышление.
Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием восприятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Л.С. Выготский обращает внимание на то, что «мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядное, как умение восстановить связь, но в наглядно данной ситуации».
С расширением предметной деятельности ребенок начинает понимать связь между отдельными предметами, а затем он переносит это понимание, приступая к действиям уже с другими предметами, в других условиях. «Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению — важная ступень в развитии детского мышления».
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется с помощью внешних ориентировочных действий, ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л. Ф. Обуховой, мышление ребенка данного возраста — это «мышление, которое можно видеть глазами». Характерными особенностями мышления детей раннего возраста являются их отвлеченность и обобщенность (поскольку предметов гораздо больше, чем слов).
Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом.
У ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимых для решения задачи, а значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которые повышают эффективность решения практических задач.
В процессе развития речи ребенка развивается и его мышление. Так, овладение ребенком собственной активной речью способствует перестройке и процесса мышления. Ребенок задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдении В. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком как со своим сверстником.
В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого. Овладение предметными действиями и последующее отделение действий от предмета является предпосылкой возникновения знаковой функции.
Воображение.
Обращая внимание на отношение ребенка к внешней действительности, можно отметить «ситуационную связанность»: ребенок «целикомнаходится во власти вещей, существующих сейчас перед ним». Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс.
Ребенок уже может узнать изображение на рисунке. Но рисунок — это не точная копия того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок отражает действительность обобщенно, выделяет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребенку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует представлению ребенка (находящемуся в памяти), но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового.
Воображение в раннем возрасте прежде всего работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании рисунка.
Первые проявления воображения появляются в 2,5—3 года, когда ребенок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.)
М. И. Палагина считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой деятельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только тс предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать слово — предмет-заместитель — к концу раннего детства, ребенок может полноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает предмет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы».
Источник
В раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия».
Восприятие. Несмотря на то, что к концу первого года жизни ребенок узнает окружающие предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему.
Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Особое значение имеют соотносящие действия, способствующие ориентации ребенка на различные свойства предметов. Овладение подобными действиями зависит от помощи взрослого и от использования самообучающих игрушек (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).
Сначала ребенок будет выполнять действия через практическую пробу, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что они не подходят, начинает пробовать другую. Игрушки сами как бы подсказывают, какая деталь подходит.
От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных.
В 2—2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накопленный запас представлений о свойствах предметов способствует формированию образов восприятия.
Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками предметов в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой умственного развития.
Развитие речи. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Раннее детство является сенситивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи. Почему именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни Основные тенденции в развитии речи детей раннего возраста следующие:
- • продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;
- • активный словарь ребенка 11 —12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие — каждый предмет имеет свое название. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200—1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи;
- • в конце первого года жизни, как мы уже упоминали, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое.
Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2—3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай хлеб»;
- • третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности: возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему), расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного;
- • фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить [7];
- • развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка. Если на первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга — мышление существует в форме манипуляций с предметами, а речь в форме лепета, эмоциональных возгласов, — то в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи совпадают. По словам Л.С. Выготского, вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу вербальному, речевому мышлению, наиболее специфичному для человека, возможности которого безграничны.
Развитие мышления. Ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания»), т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.
Например, двухгодовалому малышу впервые показали пирамидку. Игрушка явно его заинтересовала, ощупывая и манипулируя с ней, он случайно срывает макушку, и пирамида рассыпается. Ребенок в растерянности, которая сменяется искренним огорчением – новая игрушка сломалась! На помощь приходит взрослый и говорит, что игрушку можно собрать. Успокаивая ребенка, он показывает, как собирается игрушка. Ребенок счастлив и теперь без страха рассыпает пирамидку, надеясь так же быстро ее собрать. Но начиная это делать, он видит, что пирамидка собрана неправильно. Пред ребенком встает мыслительная задача: как правильно собрать части пирамидки? Решить он ее может только в процессе «делания», перебирая и укладывая колечко за колечком, соотнося каждое последующее с предыдущим по размеру. Только с помощью конкретных предметных действий, сначала методом проб и ошибок» ребенок решает мыслительную задачу.
При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений. Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.
Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер).
На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам.
На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Ребенок начинает из всех признаков выделять существенные и постоянные, к которым относятся прежде всего общественная функция предмета и способ действия с ним. Средством фиксации и закрепления детских обобщений служит речь.
Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формирова-нию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.
Память и внимание ребенка в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Сознательный контроль за выполнением отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета и действия с ним. Поэтому ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.
Источник