Особенности поведения ребенка с отклонением в развитии

Особенности поведения ребенка с отклонением в развитии thumbnail

Репина Екатерина
Психологические особенности детей с отклонениями в поведении старшего дошкольного возраста

К сожалению на сегодняшний день количество дошкольников, с девиантным поведением значительно увеличилось. Это происходит потому что увеличивается число провоцирующих факторов, которые способствуют формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение связано с несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, принятых в обществе. А. Коэн, дал определение понятию отклоняющееся поведение — это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде.

Отклоняющееся поведениеимеет в основе сложную природу взаимодействующих фактором между собой:

Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т. д.)

Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.

Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.

Поведение ребенка проявляется в индивидуальных формах, но не всегда они бывают адекватными. Современными учеными, педагогами, психологами и социологами было замечено, что природа отклоняющегося поведения разнообразна. Они считают, что нарушения поведения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с личностными особенностями ребенка.

Во время переживания ребенком одного из кризисов развития (1-го года, 3-х лет, 7-и лет) у детей возникают трудности с поведением. Данные периоды жизни ребенка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития, несмотря на все сложности воспитания. Воспитательные воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка.

К отклонениям в поведении детей дошкольного возраста относят детей с такими отклонениями как: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, агрессивность, замкнутость.

Рассмотрим более подробно особенности поведения агрессивных детей.

Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. Выделяются также и такие причины агрессии, как боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Признаки агрессивного ребенка:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его[16 c.32].

Слово гиперактивность происходит от греческого hyper – много и латинского activus – деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность[18c.54].

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия, физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте.

Гиперактивный ребенок импульсивен и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Но если же взрослые своим вмешательством внезапно прерывают его занятие, да еще кричат или наказывают, то у ребенка часто возникает реакция протеста в виде плача, крика, отказа выполнить требования родителей. Это физическое, нормальное явление. Поэтому не следует пытаться ограничить естественную подвижность ребенка. Если мешает крик ребенка или шум, создаваемый во время игры, лучше занять его чем-нибудь другим, более интересным, но не требовать немедленно прекратить его занятие.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

В старшем дошкольном возрасте гиперактивного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет просидеть за партой весь урок.

Читайте также:  Особенности развития речи ребенка с дцп

Как известно, с возрастом двигательная активность человека подвергается физиологическим изменениям. Она особенно развита у детей первых 3-4 лет жизни и значительно замедляется в пожилом и старческом возрасте. Все это имеет конкретное физиологическое объяснение. У детей младшего возраста процессы торможения выражены слабо.

Своеобразные замкнутые дети, которые предпочитают одиночество общению. Это замкнутые дети. В младенческом возрасте для них характерны беспокойность, общий сниженный фон настроения, плаксивость, нарушение сна, ухудшение аппетита. Позже ребенок начинает бояться чужих людей, а когда попадает в незнакомую ситуацию, долго не может избавиться от беспокойства и скованности.

Причины замкнутости ребенка:

• страх не справиться со сложной ситуацией;

• страх общения со сверстниками (страх быть обиженным, осмеянным или проигнорированным);

• трудности общения с противоположным полом;

• отрицательный эффект выраженной однажды искренности ребенка (в разговоре и поступках);

• нежелание выполнять требования взрослых, участвовать в чем-то;

• неумение осуществлять выбор, решаться на действие;

• затаенная накопившаяся обида, огорчения;

• повышенная тревожность (о себе, о ком-то из родителей);

• слишком большие обязанности для ребенка;

• строгое или жестокое наказание ребенка;

• сексуальное насилие или его попытки над ребенком;

• тяжелая болезнь или частая болезненность (физическая или психическая);

• культивирование родителями отчужденного, слишком послушного, «правильного» поведения;

• ощущение себя ненужным, лишним в семье.

Если ничего не предпринимать,то замкнутый ребенок останется в опасности:

• будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);

• не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни, будет в одиночестве;

• не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;

• постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;

• будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;

• не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;

• сохранит неуверенность в себе на многие годы (не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути, не будет решать сложные проблемные ситуации);

• возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.

Таким образом учеными были выделены отклонения в поведении (СДВГ, агрессивность, замкнутость) детей дошкольного возраста и так же были даны характеристики каждого отклонения и методы работы с этими детьми.

Источник

В каждом обществе существуют определенные нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Общественные нормы часто подавляют инстинкты и желания индивидуума. Но если вы хотите, чтобы окружающие понимали и принимали вас, вам нужно как-то этим нормам соответствовать. К примеру, видя прекрасную цветущую клумбу и следуя при этом общественным нормам, вы вдыхаете аромат и любуетесь цветами вместо того, чтобы оборвать их и унести с собой. Естественно, что воспитывая своего ребенка, вы стараетесь приучить его к такому же образу действий. И все-таки даже у добропорядочных родителей поведение детей порой выходит за рамки предписанных обществом норм. Такое поведение психологи называют девиантным, асоциальным, неадекватным и так далее. В чем состоит феномен детей с отклонениями в поведении и как с ним бороться?

Девиантное поведение

Особенности детей с отклонениями в поведенииНа самом деле дети с отклонениями в поведении – не такая уж редкость. Некоторые отклонения не только вызывают негодование родителей и учителей, но и несут в себе зачатки будущих проступков, представляя угрозу самому ребенку, его окружению и даже обществу в целом. Исследуя детей с отклонениями в поведении, психологи подразделяют их действия на социальные отклонения корыстной, агрессивной и социально-пассивной ориентации. К социальным отклонениям корыстной ориентации относятся кражи, мошенничество, спекуляция и другие проступки, цель которых – получить выгоду. Отклонения агрессивной ориентации направлены против личности – это оскорбления, хулиганство, побои и т.д. Социально-пассивные отклонения связаны с нежеланием решать личные и социальные проблемы, к ним относятся уклонение от учебы и работы, бродяжничество, наркомания и суицид. За каждым внешним проявлением у детей с отклонениями в поведении могут стоять глубокие личностные проблемы. И поскольку не существует универсального ответа на все ситуации девиантного поведения, чтобы помочь ребенку, нужно разобраться в причинах каждой конкретной ситуации.

Неадекватное поведение ребенка

В основе неадекватного поведения ребенка лежат отрицательные аффективные переживания, связанные с неудовлетворенностью важных для него потребностей. Когда оценка своих способностей, основанная на предыдущих достижениях ребенка, не соответствует нынешней ситуации и нужно признать свою несостоятельность, у некоторых детей возникают аффективные переживания. Вместо того чтобы переоценить свои притязания, дети проявляют неадекватную реакцию на неуспех – повышенную обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, заторможенность, отрицание. Например, если в одной школе ребенок имел успехи в английском языке и получал похвалу учителя, то поступив в другую школу, где его достижения не выделяются на фоне других учеников, он может начать обижаться на учителя и считать, что с ним обходятся несправедливо. Неадекватное поведение ребенка – это своего рода защитная реакция, призванная помочь в случае фиаско. Чтобы не снижать самооценку, ребенок начинает обвинять родителей, учителей, ближайшее окружение обстоятельства, судьбу. Неадекватное поведение ребенка вызывает ответные реакции учителей и родителей, что еще в свою очередь усиливает аффективные переживания. Круг замыкается.

Читайте также:  Таблица забрамной программа изучения ребенка с отклонениями в развитии

Асоциальное поведение детей

Говоря об асоциальном поведении детей, психологи отмечают, что оно возникает в результате нарушения взаимодействия личности со средой. Детей с асоциальным поведением подразделяют на четыре группы:

  • Первая группа. В неё входят дети, асоциальное поведение которых связано с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы и индивидуальными особенностями, вплоть до психопатий;
  • Вторая группа. Это дети, асоциальное поведение которых связано с неверными формами воздействия. Например, когда взрослые предъявляют к ребенку строгие дисциплинарные требования без учета его возраста, эмоционального состояния, переживаний. Дети этой группы не нуждаются в коррекции поведения, напротив, это взрослые должны пересмотреть отношение к своим действиям в ситуации;
  • Третья группа. В нее входят дети с серьезными пробелами в моральном и нравственном воспитании. Иными словами, это запущенные дети, асоциальное поведение которых связано с попустительством взрослых. Такие дети не нарушают общественные нормы осознанно, поскольку просто не знакомы с ними;Причины отклонений в поведении у детей
  • Четвертая группа. Это трудновоспитуемые подростки, асоциальное поведение детей этой группы связано с искажением нравственных представлений и качеств личности. Такие дети понимают, что их поведение противоречит общественным нормам, но они не желают его менять и отказываются от любого вмешательства в их жизнь, реагируя на критические отзывы равнодушием, вызывающим поведением и не соглашаясь с негативной оценкой окружающих. Это наиболее сложная для воспитания группа, поскольку такие дети уверены в своей правоте.

Суицидальное поведение детей

В наиболее трагических случаях отклонения в поведении ребенка принимают крайнюю форму – суицида. Психологи полагают, что суицидальное поведение детей связано с двойственным отношением к смерти – ребенок воспринимает смерть как способ манипуляции, к примеру, представляя, как мама расстроится, но необратимость последствий не осознает.

Обычно суицидальное поведение детей имеет цель привлечь внимание, ему предшествуют депрессия, скука, одиночество, замкнутость, агрессия по отношению к окружению. Иногда суицидальное поведение принимает скрытую форму, когда ребенок выбирает экстремальные виды спорта, входит в опасные группировки, принимает наркотики.

К причинам суицидального поведения детей относят конфликты с родителями, сверстниками, ближайшим окружением, непонимание в школе. При этом дети чаще всего отказываются от помощи взрослых.

Интеграция в социум

Обычно дети с отклонениями в поведении с трудом идут на контакт с педагогами, психологами, взрослыми, объясняя это выражением «меня не понимают». И действительно, чтобы создать доверительные отношения с таким ребенком, нужно обладать долей симпатии, интересом к его жизни, надеждам и тревогам, уметь терпеливо выслушивать, давать советы, сопереживать и вовремя переходить от свободного общения к руководству. Не каждые родители на это способны, и, конечно не каждые педагоги. Но только так можно достучаться до детей с отклонениями в поведении, сформировать у них понятие об общечеловеческих ценностях, развить нравственно положительные черты и качества характера, а также помочь адекватно оценить картину мира и быть принятыми в социум.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

8 лучших чаёв для похудения

Любой чай подразумевает натуральный продукт, который состоит из различных трав, цветов, измельченных плодов и специй. Сегодня выпускаются специальные виды напит…

Источник

Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

Общие сведения

Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии. Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет. У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

Расстройства поведения у детей

Расстройства поведения у детей

Причины расстройства поведения у детей

Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.

Патогенез

Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

Читайте также:  Консультация для родителей развитие ребенка через игру

Классификация

В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.

Симптомы расстройства поведения у детей

Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят. Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых. Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения. Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях. Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

Осложнения

Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых. Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно. У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

Диагностика

Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа. Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.

Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

Лечение расстройств поведения у детей

Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

  • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
  • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
  • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

Прогноз и профилактика

Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

Источник