Особенности поведения и развития ребенка

Особенности поведения и развития ребенка thumbnail

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.Процесс обучения и особенности поведения детей с ЗПР

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая черта – низкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.Процесс обучения и особенности поведения гиперактивных детей

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Безусловно, любому родителю приятно, когда его ребенок всегда послушен и не доставляет хлопот. Но бывают ли такие идеальные детки на самом деле?

Мы знаем, что в период детства и отрочества происходит много кризисов взросления (это и кризис одного года, кризис трех и семи лет, кризис подросткового возраста и т.д.) Часто один и тот же малыш может быть абсолютным ангелочком и неугомонным чертенком в разные периоды своей маленькой жизни. Наверняка, каждый родитель переживал ситуацию, когда просто «не узнавал» свое чадо и не понимал, что же такое с ним происходит.

Читайте также:  Роль семьи в обеспечении потребностей развития приемного ребенка

Каким образом и почему обычно милый карапуз в одночасье превратился в хитрого манипулятора и бунтаря? Для некоторых родителей эта ситуация очень близка и до боли знакома, и тем тяжелее она переносится, чем дольше тянется подобное детское поведение – «перевертыш». Таким образом, некоторые дети могут поставить взрослых в острые состояния гнева и стресса. Трудность в том, что часто в таких обстоятельствах состояние взрослого человека является лишь следствием поведения ребенка. Когда не знаешь, как поступить с вечно сопротивляющимся и скандалящим маленьким существом, а он все не успокаивается, родитель, как правило, испытывает огромное чувство вины из-за того, что не способен справится с ситуацией конструктивно (переходя на крик, а то и к более радикальным наказаниям).

Попробуем разобраться, откуда «растут ноги» у подобного поведения, как успокоить ситуацию и улучшить качество общения в семье.

Любой взрослый сталкивался с ситуацией, когда любимое чадо систематически отказывается слушаться, не хочет реагировать на просьбы и будто специально провоцирует вас и ищет конфликта. В этот самый момент, ваше быстрорастущее дитя проверяет границы дозволенного и готов испытать все возможные способы, чтобы получить желаемое. Существует сто и одна история, когда дети своим поведением могут довести старших до белого каления.

Давайте попробуем понять наших детей, чтобы мы могли помочь им, и в то же время самим себе. Ведь именно мы, взрослые и опытные, и именно нам нести ответственность за происходящее. И самое главное, всегда помните: РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ПОНИМАНИИ И ЛАСКЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО тогда, когда МЕНЬШЕ ВСЕГО ИХ ЗАСЛУЖИВАЕТ.

Независимо от того, в каких обстоятельствах вы находитесь, вы остаетесь взрослым, а он остается ребенком. Чтобы не произошло, имейте в виду, очень важно сохранить свой родительский авторитет. Дети должны усвоить, что мы не обсуждаем наши родительские «приказы». Ребенок может сердиться, находить это несправедливым и злиться на весь мир, но именно вы взрослый и вам лучше знать, что для него хорошо, а что нет в вопросах детского воспитания (мы сейчас не берем в расчет те ситуации, когда у ребенка обязательно должно быть право голоса и выбора). Помните, если ваш малыш вас разозлил, это показывает, что вы теряете контроль над собой, и он берет над вами верх (родительский авторитет под угрозой). В такие моменты, лучше избегать излишних разговоров (тем более крика) и стараться говорить четко и кратко, отдавая точные комментарии, один за другим, чтобы ребенок мог их усвоить и выполнить ваши просьбы.

Когда вы оба полностью успокоитесь, смените обстановку, не продолжайте разговоров на тему вашей ссоры. И в итоге не давайте ему того, чего он требовал истерикой. Объясните, что он не получит того, что хочет пока ситуация с поведением не нормализуется, он должен четко понимать, что не добился того, чего хотел.

В конфликтной обстановке повышается риск утраты контроля над дальнейшим развитием событий. Ребенок в зависимости от своего возраста и важности, которую он придает теме спора, может вести себя очень резко и даже небезопасно для себя самого (мы говорим о ситуации, когда ребенок в порыве гнева, например, крушит вещи вокруг или начинает махать кулаками). Поэтому в подобной ситуации взрослому важно с самого начала увидеть, стоит ли доводить ситуацию до наказания. Если ребенок проявляет нетипичное для него, резкое поведение, то в этот момент он и сам страдает, не зная, как действовать в этих конфликтных условиях, которые для него самого же создают массу проблем.

Когда между вами происходит конфронтация, нет ничего плохого в прерывании этого спора, когда каждый, например, идет в свою комнату. В идеале, в объяснения мы пускаемся после «шторма», потому что во время истерики ребенок не может вас услышать и понять то, что вы хотите до него донести. Кроме того, после ссоры, лучше объясняться наедине, «разбор полетов» перед всеми членами семьи будут переживаться как непосредственно наказание, и малыш не оценит ваши слова, восприняв все в штыки.

Почему же дети часто проявляют склонность к непослушанию? Надо отметить, что это скорее нормально для младшего детского возраста. Выражаться непослушание может в виде отказа от выполнений заданий или соблюдения правил. Когда ребенок проходит фазу оппозиции, это часть процесса самоутверждения и происходит у большинства детей школьного возраста. Таким образом, ребята проверяют границы дозволенного, чтобы увидеть реакцию взрослого. Но подобное поведение может становиться проблемой, если ребенок уж слишком упорствует в этом.

Существует три вида, так называемого, детского протеста.

1) Пассивный способ. Это противодействие, когда ребенок вроде бы не отказывается соблюдать правила, но при этом просьбы не выполняет.

2) Активное противодействие. Когда он наотрез отказывается что-либо выполнять и не проявляет никакого страха ослушаться своих родителей.

3) Пассивно-агрессивная оппозиция, это такое поведение, когда ребенок слушается родителей, но может вести себя жестоко по отношению к другим. Тем самым он дает понять, что ситуация дается ему крайне трудно и очень задевает на уровне его личного эго.

Когда же поведение ребенка должно насторожить? Как понять, что это расстройство поведения, а не обычные детские капризы и что лучше было бы обратиться к специалисту?

Итак:

  • если малыш с трудом справляется со своими эмоциями и часто сердится;
  • он систематически оспаривает то, что говорят взрослые;
  • не уважает авторитет взрослого человека;
  • провоцирует других;
  • всегда ощущает себя жертвой несправедливости и чувствует себя непонятым.
Читайте также:  Центр развития ребенка северный округ

При наличие подобных детских проявлений, родитель не должен стесняться признаваться, в том что, он крайне удивлен поведением своего ребенка, растерян и не знает, что делать. В таких случаях прекрасно помогают занятия в группах социальных навыков. Здесь речь идет, об элементарных групповых развивающих занятиях, таких как рисование, конструирование, танцы (тут все зависит от предпочтений и желаний самого ребенка). Также очень полезными будут занятия с некоторой психологической направленностью: арт-терапия в различных направлениях (песочная терапия, сказкотерапия и другие). Подобные занятия позволяют ребенку работать над управлением своими эмоциями, видеть в других ребятах то, в чем его также упрекают, понимать как это работает, и признать, что он должен прилагать усилия, чтобы справится со своим поведением, которое прежде всего и ему самому приносят негативные эмоции. И главное во всех этих ситуациях это желание взрослых понять, принять и помочь своему чаду преодолеть все трудности взросления!

Автор: Марина Каракчиева

Опубликовано ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Как научить ребёнка постоять за себя

Мотивация «домашнего ученика» — есть ли решение?

Моя личная история. Ребенок двоечник, школа «монстр», ну а я неуравновешенная личность.

Источник

Ребенок стучит ногами по соседнему сиденью, громко смеется или поет, устраивает истерики в магазине, собирая осуждающие взгляды. В садике жалуются, что он бьет других мальчишек, отбирает игрушки у малышей или дергает девочек за хвостики. А может, малыш, наоборот, ни с кем не играет и молча ждет у окна маму, не отвлекаясь на игры и занятия? Какое поведение детей считать нормой и где находятся ее границы?

Врожденное любопытство

Каждая молодая (а может, и не совсем молодая) женщина или девушка, проходя мимо ребенка, закатившего истерику около кассы, с “Киндером” в руках, хотя бы раз в жизни, но думала: “Мои так никогда не будут делать”.

И вот рождается он – долгожданный и любимый малыш, и новоиспеченная мама погружается во все трудности, прелести и радости материнства. Как-то вдруг и очень быстро оказывается, что у нее на руках не мирно посапывающий ангелок, освещающий все вокруг своей очаровательной улыбкой.

Первые месяцы мама справляется с коликами, послеродовой депрессией и новой ролью – кто-то хуже, кто-то лучше. Ребенок растет, физические проблемы, казалось бы, уже позади, но на их место приходят трудности совсем иного характера.

Начинается все вполне невинно – месяцам к 4-5 малыш выныривает из своей благостной дремотной неги и замечает окружающий его мир. Любопытство не дает ему спокойно спать и есть. Только схватит бутылочку или грудь, и тут же отвлечется на сигнал машины за окном или яркое пятно на обоях, задремлет в коляске и услышит каркающих ворон.

Не дают покоя и моторные навыки – к полугоду маме становится сложно переодевать грудничка, который норовит перевернуться, до чего-нибудь дотянуться или куда-то уползти.

Осознанность или инстинкты?

Примерно до полутора лет поведением детей управляют врожденные инстинкты и любопытство. Требовать от грудничка перестать плакать, обвинять его в манипуляции, уговаривать полуторагодовалого ребенка поделиться формочкой или убедить его в том, что таскать кота за хвост – не слишком хорошая идея, очень ресурсозатратно и практически бесполезно.

Поведение детей: возрастные нормы

Сколько бы вы ни взывали к совести, малыш будет переворачивать все ящики, до которых может дотянуться, вверх дном и сыпать на голову сопернику по песочнице песок. Бороться с этим бесполезно, и лучше всего просто подстроиться – убрать все опасное повыше, сложить в нижние полки пластиковую посуду или игрушки, а на улице отвлечь не поделивших ведерко карапузов качелями и горкой.

Примерно к полутора-двум годам у малыша появляется некоторая осознанность. Он все еще не в состоянии справиться со своими желаниями или усталостью, но вполне может выполнять элементарные просьбы вроде “принеси стакан” или “не стучи лопаткой по голове этому мальчику”. На смену старым методам приходят новые – убеждение и разговор.

Ранний дошкольный возраст

До трех лет дети все-таки еще импульсивны и практически не обладают силой воли, потому о воспитании или нарочитости их поступков говорить как минимум преждевременно.

Три года – пиковый, сложный переходный период, характеризующийся резким ухудшением поведения детей. На арену сознания маленького человечка, до сего момента не отделяющего себя от матери, выходит его собственное “Я”.

Кризис трех лет

Ребенок резко осознает, что его желания могут и очень часто не совпадают с желаниями окружающих его взрослых. Цепляясь за эту мысль, маленький человек начинает отстаивать свою индивидуальность всеми возможными способами – он делает все и всегда наперекор.

Кризис трех лет

Кризис трех лет настигает кого-то позже, кого-то раньше, но совсем без него не обойтись – это важный период окончательного отделения от матери и понимания себя.

Нельзя утверждать, что дети непременно хотят досадить родителям или огорчить их. Отстаивание своего “Я” и границ собственной свободы происходит скорее неосознанно. И в этот период родителям придется отдать бразды правления в каких-то областях, будь то чистка зубов, накладывание еды в тарелку или одевание в садик, ребенку, закрыть глаза и выдохнуть.

Кризис трех лет считается самым сложным и провоцирующим ухудшение поведения детей дошкольного возраста. Лучшим средством против кризиса трех лет считается предоставление ребенку условного выбора, когда малышу предлагается выбирать, например, между кольраби и брокколи, или когда мама спрашивает: “Ты будешь чистить зубы после того, как умоешься, или перед?” Это минимизирует сопротивление, так как дает ощущение собственной значимости и возможности делать выбор.

Старший дошкольный возраст

Примерно к 4-м годам все войдет в свою колею, родители свыкнутся с потерей монополии на жизнь малыша, ребенок будет совершенствовать и примерять свои новые навыки и свободы, пока дошкольник не осознает, что его свобода где-то заканчивается. Именно в 4 года начинается новый виток в развитии ребенка, который может длиться до 5-6 лет.

Плохое поведение детей

В первое время малыш, опьяненный собственной самостоятельностью и свободой выбора, при достаточно гибком и понимающем поведении родителей не чувствует подвоха. Пока вдруг не осознает, что между делом натыкается на определенные границы. “А почему, собственно, брокколи или кольраби? – задается он вопросом, – Почему не конфеты?”

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери с размерами

С этого момента начинается активное исследование границ дозволенного с постоянными попытками их расширить. Неудивительно, что в этом возрасте социальное поведение детей значительно ухудшается. Причем оно может быть совершенно неравномерным. Например, в саду, где допустимые нормы поведения четко оговорены и неизменны, ребенок может вести себя хорошо, а дома, где мама разрешает то, что запретил папа, будет твориться хаос.

Младший школьник

Со временем ребенок набирается опыта, расширяется его словарный запас, и улучшаются навыки коммуникации. Примерно к 5-6 годам дошкольник понимает, что не все и не всегда решается кулаками, и учится коммуницировать другими способами.

Культура поведения детей

Одновременно со способностью договариваться ребенок развивает в себе такое качество, как хитрость. Рано или поздно первоклассники или старшие дошколята начинают хитрить, увиливать от ответов. Это не всегда вранье в полном смысле этого слова.

Кто-то из детей выманивает у младших обещаниями конфеты или игрушки, кто-то подговаривает других дружить против кого-то. В возрасте 6-7 лет наказания желательно свести к минимуму, так как они провоцируют только обиду и агрессию. В это время главным становится разговор.

Малыши в этом возрасте хорошо реагируют на всевозможные поучительные истории, примеряют на себя образы героев книг и мультфильмов. Первоклассники еще любят обсуждать и обговаривать все моменты своей жизни, следует воспользоваться этой открытостью, чтобы проговорить нежелательные или неприемлемые моменты в их поведении.

Улица и школа

Поведение детей в школе часто отличается от поведения на улице или дома. Здесь огромную роль играют не только рамки, поставленные учебным заведением, но и личность учителя. Чем более симпатичен ребенку педагог, чем справедливее он его считает, тем лучше будет себя вести.

Часто именно в школьном возрасте люди сталкиваются с агрессивным поведением ребенка. Здесь люди делятся на два лагеря: пострадавших (“Ну сделайте с ним что-то!”) и виновников (“Что я с ним сделаю, он совсем не слушается”).

Агрессивное поведение ребенка

Коррекция поведения детей находится в компетенции психологов или социальных педагогов. Родителям же следует помнить, что агрессия, как правило, не возникает на пустом месте, она является отражением недостатка любви.

Агрессивный ребенок своим поведением словно дает понять окружающим его взрослым, что он нуждается в дополнительной поддержке, опоре и внимании.

Кризис и штиль

Развитие поведения детей характеризуется скачками: после кризиса всегда наступает период покоя, во время которого напряжение постепенно нарастает и выливается в очередной кризис. В момент каждого возрастного криза родителям следует немного отпустить вожжи и предоставить ребенку новое поле самостоятельности и ответственности.

Следует знать, что стремление просто подавить ребенка, находящегося в кризисном возрасте, приведет только к новым вспышкам агрессии и непонимания. Взрослому следует проявить смекалку, понимание и находчивость, чтобы помочь ребенку выйти из сложного возраста и немного повзрослеть.

Шесть детских кризисов – ступени на пути к взрослой жизни

Психологи выделяют всего шесть основных детских кризиса, характеризующихся значительным ухудшением поведения детей. Несмотря на указанный возраст, все кризисы крайне условны и могут отклоняться на несколько месяцев или даже лет от указанных цифр.

  • Кризис новорожденности. Первые несколько месяцев – одни из самых сложных в жизни маленького человека, который переходит от внутриутробного к самостоятельному существованию.
  • Кризис одного года. Малыш вырос и научился ходить. Он впервые начинает отделять себя от матери и прислушиваться к своим желаниям. В этом возрасте дети отвечают крайним негативизмом на любые запреты со стороны взрослого.
  • Кризис трех лет. Один из самых сложных периодов в жизни маленького человека. Проявляется крайним негативизмом, протестом против правил взрослых, самостоятельностью, строптивостью и упрямством.
  • Кризис семи лет. Ребенок утрачивает свою детскую непосредственность и наивность, стремится к получению внешней оценки и социальным контактам. Для семилеток характерна вычурность и манерность поведения, вспышки необъяснимой агрессии.
  • Подростковый кризис. Обычно начинается в районе 13-ти лет и связан с гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка. Подросткам характерна эмоциональная неустойчивость, стремление к эмансипации и конфликты с окружающими взрослыми.
  • Кризис юности настигает детей в возрасте 17-18 лет, когда гормональные бури уже позади. Человек стремится окончательно отделиться от родителей, однако испытывает при этом повышенную тревожность и нервозность, часто агрессивно реагирует на любую помощь или советы.

Ребенок как отражение культуры семьи

“Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя” – гласит одна мудрая английский поговорка.

Культура идет из семьи

Культура поведения ребенка полностью отражает культуру отношений в семье и отношений между взрослыми. Дети, воспитанные в семьях, где царят открытые отношения, где все всегда готовы к диалогу и компромиссу, как правило, гибче и лояльнее, чем их сверстники, воспитанные в атмосфере строгости и повиновения.

Каждый взрослый в любой жизненной ситуации (в машине, театре, кино, очереди, пробке, магазине), общаясь с незнакомцами или неприятными людьми, должен помнить, что дети его не слушают, но внимательно за ним наблюдают. И через эти наблюдения впитывают и усваивают для себя определенные модели поведения и реакции.

Плохое поведение детей: профилактика

Как говорится, любую болезнь лучше предупредить, чем лечить. Так и к детским кризисам, несмотря на то что предотвратить их невозможно, лучше подойти подготовленным.

Одно из основных условий – создание дружелюбной, открытой обстановки дома, готовность понять ребенка и помочь ему, в какой бы жизненной ситуации он ни находился.

Поведение детей дошкольного возраста

Второе условие – достаточное, качественное общение с детьми. Ребенку жизненно необходимо напитываться от взрослых энергией, их любовью, лаской. Важно не просто в пол-уха послушать, как прошел его день или что он узнал в школе. Важно принять в этом участие, обсудить, поспрашивать, а где-то помолчать, дать выговориться или невзначай что-то посоветовать. И только тогда проблема плохого поведения навсегда останется в прошлом, а кризисы пройдут незаметно.

Источник