Особенности педагогических технологий развития ребенка дошкольного возраста
Педагогические технологии в дошкольном образовании
Чтобы учить других, нужно учиться самому,
чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя,
чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться.
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.
Одним из средств развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Стандарта дошкольного образования.
Сам термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогической деятельности, который ведёт к повышению качества образования.
После введения Стандарта в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательной деятельности, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Основу деятельности всех субъектов педагогической деятельности составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребенка.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства ДОУ (воспитанники, сотрудники, родители (законные представители) осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
– здоровьесберегающие технологии;
– технологии проектной деятельности;
– технология исследовательской деятельности;
– информационно-коммуникационные технологии;
– личностно-ориентированные технологии;
– технология портфолио дошкольника и воспитателя;
– игровая технология;
– технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
– медико-профилактические;
– физкультурно-оздоровительные;
– обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
– здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
– образовательные;
– обучения здоровому образу жизни.
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.
Этапы проектной деятельности:
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), коллекционирование (классификационная работа), виды растений, виды животных, виды строительных сооружений, виды транспорта, виды профессий, путешествие по карте, путешествие по «реке времени»
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: идти в ногу со временем; стать для ребенка проводником в мир новых технологий; наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
ИКТ в работе современного педагога:
– подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация);
– подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
– обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;
– оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
– создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
– гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
– технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника
Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
– диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
– содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
– рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Варианты портфолио предлагают:
– И. Руденко;
– Л. Орлова;
– В. Дмитриева, Е. Егорова;
– Л. И. Адаменко.
Технология «Портфолио педагога»
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности»
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Раздел 5 «Работа с родителями»
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Игровая технология
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию. Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Заключение.
Применяемые технологии должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов образовательной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
«Только та технология даст необходимый результат, когда она
одухотворена её главным автором – Педагогом. Ищите, творите!»
Список литературы
1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
2. Бородина, О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О.Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. – № 1 – С.8-11.
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 192 с.
4. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М., 2006. – 608 с.
Источник
Дмитриева Елизавета Алексеевна
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на
реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка
в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а
вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический
инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
· Концептуальность
· Системность
· Управляемость
· Эффективность
· Воспроизводимость
Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую
философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы:
– логикой процесса,
– взаимосвязью его частей,
– целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования,
проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и
методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в
конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по
затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)
образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как
педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого
педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных
особенностей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· технология портфолио дошкольника и воспитателя
· игровая технология
· технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия
педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом,
биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы
формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий
зависит:
· от типа дошкольного учреждения,
· от продолжительности пребывания в нем детей,
· от программы, по которой работают педагоги,
· конкретных условий ДОУ,
· профессиональной компетентности педагога,
· показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих
технологий:
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья
детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским
требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии
организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи-
лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания,
дыхательной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие
психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение
эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в
процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии
психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе
ДОУ);
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие
культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на
развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья
(технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,
дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-
ориентированного воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных
занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-
игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия,
технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести
и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой
понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных
инструментальных и методологических средств, используемых для достижения
педагогических целей.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей
требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с
детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную
активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить
о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-
ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для
самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается
мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями
выделяются:
· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью
психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с
ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются
комнаты психологической разгрузки – это мягкая мебель, много растений, украшающих
помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для
индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания
(после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной
деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует
всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет
принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны,
уступчивы, не конфликтны.
· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного
образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе
взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей
среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют
разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических
отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений,
индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической
направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные
программы «Радуга», «Из детства – в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на
основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество)
образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки
должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а
также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его
уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы
воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных
целей. В соответствии с этим в технологическомподходе к обучению выделяются:
· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с
ориентацией на достижение результата;
· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в
соответствии с учебными целями и задачами;
· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на
достижение целей;
· заключительная оценка результата – уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному,
обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии –
атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6. Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель-
ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные
моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в
соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка,
указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю.»
(«Мне нравится.», «Обожаю, когда.», в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-
графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем
малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю.». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на
предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть.», «Я жду, когда.»,
«Я вижу себя.», «Я хочу видеть себя.», «Мои любимые дела.»;ответы на вопросы:
«Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки,
рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных
организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне.». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем
и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к
специалистам ДОУ.
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь
будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и
можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором
предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится
информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фиксируется дата начала
и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала
ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной»содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда
последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его
рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения
ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ
родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о
знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак
зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о
росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на
сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать
до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о
членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю-
бимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен
за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы
ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские
работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений,
которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
В. Дмитриева, Е.Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся»,
включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди-
тели.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за
ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со-
циальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование
различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе»содержит информацию, полученную от самого
ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях,
награды, дипломы, грамоты).
Л. И.Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах
ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о
ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»;
ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги
теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину
пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту,
щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание
ребенка;
блок «Какой ребенок умелый»содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает,
и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке;
рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и
секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных
интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу,
самостоятельность;
блок «Какой ребенок успешный»содержит информацию о творческих способностях
ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче-
ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить
индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как
подарок самому ребенку и его семье
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
· творчески думающим,
· владеющим современными технологиями образования,
· приемами психолого-педагогической диагностики,
· способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях
конкретной практической деятельности,
· умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное,
интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может
стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных
видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной,
коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и
результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразноввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
· Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития
педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
· образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по
диплому);
· трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном
учреждении;
· повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц,
проблематика курсов);
· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и
степеней;
· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные
письма;
· дипломы различных конкурсов;
· другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов
деятельности педагога за определенный период.В раздел могут быть включены:
· материалы с результатами освоения детьми реа?