Особенности педагогических технологий развития ребенка дошкольного возраста

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Чтобы учить других, нужно учиться самому,

чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя,

чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться.

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.

Одним из средств развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Стандарта дошкольного образования.

Сам термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогической деятельности, который ведёт к повышению качества образования.

После введения Стандарта в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательной деятельности, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Основу деятельности всех субъектов педагогической деятельности составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. 

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребенка.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства ДОУ (воспитанники, сотрудники, родители (законные представители) осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

– здоровьесберегающие технологии;

– технологии проектной деятельности;

– технология исследовательской деятельности;

– информационно-коммуникационные технологии;

– личностно-ориентированные технологии;

– технология портфолио дошкольника и воспитателя;

– игровая технология;

– технология «ТРИЗ» и др.

Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

– медико-профилактические; 

– физкультурно-оздоровительные; 

– обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; 

– здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; 

– образовательные; 

– обучения здоровому образу жизни. 

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.

Этапы проектной деятельности:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.

IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), коллекционирование (классификационная работа), виды растений, виды животных, виды строительных сооружений, виды транспорта, виды профессий, путешествие по карте, путешествие по «реке времени»

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи: идти в ногу со временем; стать для ребенка проводником  в мир новых технологий; наставником в выборе  компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.  

ИКТ в работе современного педагога:

– подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация);

– подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий;

– обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;

Читайте также:  Для развития ребенка 4 лет картинки смотреть

– оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

– создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

– гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

– технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. 

Технология портфолио дошкольника

Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

– диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

– содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

– рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Варианты портфолио предлагают:

– И. Руденко;

– Л. Орлова;

– В. Дмитриева, Е. Егорова;

– Л. И. Адаменко.

Технология «Портфолио педагога»

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности»

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Раздел 5 «Работа с родителями»

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Игровая технология

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию. Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Заключение.

Применяемые технологии должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов образовательной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

 «Только та технология даст необходимый результат, когда она

одухотворена её главным автором – Педагогом. Ищите, творите!»

Список литературы

1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

2. Бородина, О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О.Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. – № 1 – С.8-11.

3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 192 с.

4. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М., 2006. – 608 с.

Источник

Дмитриева Елизавета Алексеевна
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на

реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка

в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а

вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,

искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов

обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический

инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

· Концептуальность

· Системность

· Управляемость

· Эффективность

· Воспроизводимость

Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую

философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование

достижения образовательных целей.

Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы:

– логикой процесса,

– взаимосвязью его частей,

– целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования,

проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года девочка таблица

методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в

конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по

затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)

образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как

педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого

педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных

особенностей.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· технология «ТРИЗ» и др.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности

сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по

здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия

педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом,

биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы

формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий

зависит:

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих

технологий:

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья

детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским

требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии

организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи-

лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и

укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания,

дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие

психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение

эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в

процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии

психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе

ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие

культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на

развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья

(технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,

дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-

ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных

занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-

игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия,

технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести

и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой

понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных

инструментальных и методологических средств, используемых для достижения

педагогических целей.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей

требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с

детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную

активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить

о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-

ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для

самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается

мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями

выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью

психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с

ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются

комнаты психологической разгрузки – это мягкая мебель, много растений, украшающих

помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для

индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания

(после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной

деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует

всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет

принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны,

уступчивы, не конфликтны.

· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного

образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе

взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей

среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют

разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических

отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений,

индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической

направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные

программы «Радуга», «Из детства – в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на

основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество)

образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки

должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а

также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его

уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы

воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных

целей. В соответствии с этим в технологическомподходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с

ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в

соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на

достижение целей;

· заключительная оценка результата – уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному,

обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии –

атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель-

ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные

моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в

соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка,

указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю.»

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 5 волоколамск

(«Мне нравится.», «Обожаю, когда.», в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-

графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем

малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю.». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на

предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть.», «Я жду, когда.»,

«Я вижу себя.», «Я хочу видеть себя.», «Мои любимые дела.»;ответы на вопросы:

«Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки,

рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных

организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне.». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем

и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к

специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь

будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и

можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором

предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится

информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фиксируется дата начала

и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала

ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной»содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда

последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его

рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения

ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ

родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о

знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак

зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о

росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на

сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать

до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о

членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю-

бимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен

за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы

ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские

работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений,

которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е.Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся»,

включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди-

тели.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за

ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со-

циальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование

различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе»содержит информацию, полученную от самого

ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях,

награды, дипломы, грамоты).

Л. И.Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах

ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о

ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»;

ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги

теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину

пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту,

щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание

ребенка;

блок «Какой ребенок умелый»содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает,

и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке;

рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и

секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных

интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу,

самостоятельность;

блок «Какой ребенок успешный»содержит информацию о творческих способностях

ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче-

ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить

индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как

подарок самому ребенку и его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

· творчески думающим,

· владеющим современными технологиями образования,

· приемами психолого-педагогической диагностики,

· способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях

конкретной практической деятельности,

· умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное,

интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может

стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных

видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной,

коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и

результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразноввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

· Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития

педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

· образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по

диплому);

· трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном

учреждении;

· повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц,

проблематика курсов);

· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и

степеней;

· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные

письма;

· дипломы различных конкурсов;

· другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов

деятельности педагога за определенный период.В раздел могут быть включены:

· материалы с результатами освоения детьми реа?