Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развития

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развития thumbnail

Особенности детско-родительских отношений

на различных этапах развития

ребенка

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развития

1 часть – от 0 до 3-х лет

2 часть – от 3 до 18 лет

Составитель: педагог-психолог ЦППРК

____________________________________________________________________________________

По материалам книги – доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики С-Петербургской Государственной Педиатрической медицинской академии «Психология детей и подростков»: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб.-СПБ.: Изд-во , 1998.-379с.

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развитияБольшинство из нас учатся воспитанию детей в самом процессе исполнения родительских обязанностей: поскольку мы недостаточно знаем о развитии ребенка, мы полагаемся на инстинкты и собственный опыт детства. Часто наши инстинкты – это лишь внезапная, эмоциональная реакция, а наш опыт детства может быть отрицательным, в некоторых случаях даже сопряженным с жестокостью. Дети, ставшие жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, часто отстают в развитии или развиваются ненормально. Знание основных принципов процесса развития помогут понять влияние отношений с детьми на их развитие. Индивидуальное развитие начинается с момента зачатия и продолжается до самой смерти. Обычно говорят: личностью не рождаются, а становятся. Благодаря воздействию социальной среды ребенок развивает в себе определенные черты, которые помогают ему нормально функционировать и выживать в этой среде.

Эта статья обращена:

к вдумчивым и нравственным родителям. Она поможет им выбрать адекватные способы взаимодействия с ребенком, создать необходимые условия для его жизни и развития его способностей.

Этапы психического развития ребенка

1.  От рождения до 1 года

Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым.

Психосоциальный кризис: базисное доверие – базисное недоверие к миру. Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развитияРадиус значимых отношений: мать.

Основная задача – установление доверия ребенка к внешнему миру. Наличие чувства доверия у ребенка – основа формирования его положительного самоощущения.

0-6 месяцев наиболее распространенной формой выражения страдания ребенка является крик, для крика характерна дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения:

·  «Хочет спать»

·  «Хочет есть»

·  «Мокрый»

Ребенок при этом узнает:

·  Я могу положиться на взрослого?

·  Взрослый заботиться обо мне?

·  Взрослый меня любит?

Крайне важно на этом этапе со стороны родителей быть внимательным к потребностям ребенка и понимать, что ему нужно.

6-12 месяцев. На этом этапе дети обычно меньше плачут и больше улыбаются. Если ребенок плачет:

·  возможно, он напуган тем, что вас нет рядом.

·  он чувствует себя абсолютно беспомощным.

Ребенку необходимо знать, что вы вернетесь. Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он к вам привязывается и именно на сформированной привязанности, будут строиться ваши отношения в будущем и его отношения с миром людей и миром вещей. В этот же период дети учатся пользоваться мышцами, овладевают:

·  хватательными рефлексами.

·  жевательными рефлексами

При хватании ребенок учится координации рук и пальцев, при жевании разрабатываются мышцы, задействованные при принятии твердой пищи и говорении. Задача родителей создать безопасную среду исключить из окружения ребенка все предметы, которыми он может повредить себя, если возьмет в руки и начнет жевать.

Нормальная линия развития: – доверие к людям, привязанность к матери (другому значимому взрослому).

Аномальная линия развития – недоверие к людям: как результат плохого обращения матери с ребенком.

2.  Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развитияОт 1 года до 3-х лет

Ведущая деятельность: предметно – манипулятивная деятельность.

Психосоциальный кризис: автономия – стыд и сомнение.

Радиус значимых отношений: родители.

Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка от взрослых и развивающейся у него автономией. Основная задача – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. На этой стадии детям нравится исследовать каждый угол, брать и пробовать предметы на вкус – и это крайне необходимо для развития их мозга. Когда ваш ребенок открывает новое для себя, он – ученый, он экспериментирует, чтобы понять, какие предметы издают звуки, какие падают, а какие плавают. Когда ваш ребенок снова и снова роняет игрушку, он не хочет разозлить вас, он пытается понять, как падают предметы, чтобы посмотреть, что произойдет. На данном этапе развития задача ребенка – познать свой мир, и здесь он открыватель. Важно:

·  говорить с ребенком;

·  читать ему;

·  слушать его;

·  отвечать на его вопросы.

Другими словами, способствовать развитию независимости вашего ребенка. Ребенок должен знать, что вы уважаете его стремление к независимости и поддерживаете его сильное желание учиться. На этом этапе развития ребенок начинает говорить: «НЕТ!», это не демонстрация непослушания: ребенок просто пытается дать вам понять, какие чувства он испытывает.

Показателями развития ребенка в 2-3 года могут быть:

·  боязнь темноты, животных, новых звуков, теней или плачь, когда вы уходите.

Такие изменения часто беспокоят родителей, которые думают, что поведение ребенка не соответствует уровню его развития, хотя на самом деле это говорит о взрослении ребенка. По мере того как ваш ребенок начинает понимать, что такое опасность, он начинает бояться наказания, а по мере развития воображения ребенок начинает думать о том, чего не видит – так появляется боязнь монстров и привидений. Важно, чтобы:

1.  ребенок чувствовал вашу поддержку;

2.  понимал, что на вас можно положиться.

Французский художник Pierrette Diaz (Пьеретта Диас) совместно с психологами создала серию картинок, показывающих, как видят окружающий мир дети от 2 до 7 лет.

МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА

·  Застенчивость. Это признак растущего понимания ребенком взаимоотношений.

·  Ребенок отказывается от того, чтобы его обнимали и брали на руки ваши друзья и родственники. Для того чтобы научить ребенка обеспечивать свою безопасность и защищать личное пространство, мы должны уважать его право контролировать свое собственное тело.

Важно для родителей на этом этапе – уважать чувства вашего ребенка:

Читайте также:  Мифы о детях развитие ребенка

1.  помогать ему высказывать собственные чувства;

2.  говорить ребенку, что иногда вы испытываете такие же чувства;

3.  не стыдить ребенка и не ставить его в неловкое положение;

4.  не наказывать ребенка за то, что ему страшно.

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развития Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях.

Нормальная линия развития: – самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

Аномальная линия развития: – сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда.

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развитияЭтапы психического развития ребенка

3. От 3-х до 6-ти лет

Ведущая деятельность: игровая деятельность.

Психосоциальный кризис: инициатива – вина.

Радиус значимых отношений: семья (родители, братья и сестры).

Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Но разворачивается этот период в жизни ребенка с конфликта между инициативой и чувством вины.

У ребенка в начале этой стадии развития появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить.

Для ребенка характерны:

·  энергичная и настойчивая познавательная деятельность.

·  любознательность.

На этом этапе ребенок задает столько вопросов! Родители, которые стараются отвечать на вопросы детей или помогают детям в поиске ответов на эти вопросы, учат их тому, что:

·  невозможно знать все, и это нормально,

·  идеи детей важны,

·  есть много способов поиска информации,

·  искать ответы и преодолевать трудности – интересно.

Особенности возрастного периода:

·  игры на развитие воображения

Игра это «работа» вашего ребенка, в ходе которой он пробует поставить себя на место других людей и посмотреть на окружающее их глазами. Играя, дети решают проблемы, изобретают, экспериментируют и выясняют, что как работает.

·  желание ребенка помогать.

Когда дети помогают они – ваши ученики. Смотря как вы что-то делаете, и помогая вам, дети учатся важным жизненным навыкам.

Основная задача родителей заключается в том, чтобы способствовать развитию уверенности детей в своих способностях.

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развитияДля этого родители должны:

·  отвечать на вопросы детей или помогать детям в поиске ответов;

·  обеспечить детям время для игры;

·  поощрять желание детей

помогать.

Уверенность маленького ребенка в своих способностях – это залог успешного обучения в будущем.

Нормальная линия развития:активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, уверенность в себе.

Аномальная линия развития:пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, отсутствие признаков полоролевого поведения.

4. От 6-ти до 12 лет

Ведущая деятельность: учебная деятельность.

Психосоциальный кризис: трудолюбие – неполноценность.

Радиус значимых отношений: соседи, школа.

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развития Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Когда ребенок начинает учиться в школе, его мир меняется. Ему надо быстро научиться:

·  быть самостоятельным, когда родителей нет рядом;

·  найти общий язык с другими детьми;

·  оправдать ожидания новых для него взрослых;

·  следовать новому режиму, порядкам.

Несмотря на то, что все дети идут в школу в одном и том же возрасте, уровень готовности к школе разный. Обладая различным темпераментом, дети по-разному реагируют на школьную среду. Нет «хороших» или «плохих» темпераментов – все они различны. Важно чтобы родители понимали особенности темперамента своих детей и уважали их индивидуальность. На этом этапе задача родителей:

·  выяснить, в чем заключаются индивидуальные трудности ребенка;

·  создать благоприятную среду для того, чтобы ребенок мог решать их, развиваясь.

Критерии готовности детей к обучению в школе:

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

1. Заботиться о его здоровье (плавание, прогулки, велосипед).

2.  Приучать любое начатое дело доделывать до конца. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества.

3.  Читать ребенку книги (способ развития, относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению).

4.  Заниматься с ребенком рисованием, конструированием, лепкой (занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, смекалку).

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развития Нормальная линия развития: – овладение методами и умениями, компетентность, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиты коммуникативные умения.

Аномальная линия развития:слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций.

5.  От 13 до 18 лет

Ведущая деятельность: общение подростков в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной).

Психосоциальный кризис: эго-идентичность – смешение идентичности.

Радиус значимых отношений: группы сверстников.

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развитияКлючевое событие этого возраста – половое созревание, развитие репродуктивных функций.

Ключевой процесс – становление самоидентичности, поиск своей индивидуальности. Сформировать идентичность – значит научиться верно, идентифицировать себя с взрослыми, а для этого им необходимо отделиться от нас. Подросток переживает трудности этих перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни психологических задач:

1. Стать взрослым можно только через проявление собственной автономии. Автономный – значит, способный опираться на себя, принимающий собственные решения и несущий за них ответственность. Отделиться – значит, отвергнуть все то, что насаждают и предлагают, и найти собственные решения и смыслы (даже если потом окажется, что они очень похожи на те, что предлагались ему родителями).

Читайте также:  Определение развитие у ребенка внимание

2. Обнаружить себя и свой пол.

3. Открыть для себя мир других людей.

Выполнение подростком этих задач сопровождается сильными чувствами агрессией, страхом, стыдом, тревогой и невозможно без того, чтобы:

·  Отрицать все то, что предлагают взрослые, иначе не найдешь собственные ответы, решения, смыслы;

·  Искать себя и ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силен, способен и стоек;

·  Пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым;

·  Активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами;

·  Много общаться с себе подобными, понимая, что ты не один и у них все те же проблемы.

Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развитияНормальная линия развития:жизненное самоопределение: Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах поведения.

Аномальная линия развития:путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношений с внешним миром. Смещение форм полоролевого поведения.

Источник

Семья и ребенок: возрастные особенности взаимоотношений

Установление родительского поведения, адаптация к роли родителя является одним из главных назначений личностного развития взрослого человека. Особенность данного назначения заключается в том, что оно не может быть решено раз и навсегда, т.к. по мере роста и взросления ребенка родительская роль неоднократно трансформируется, преисполняется новым содержанием. Основными позициями лучшего родительского поведения являются адекватность, прогностичность и гибкость. «Горячая и прочная привязанность членов семьи — это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные. Отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными» [9. с. 108].

Считается, что родительская любовь, в частности материнская, не определяется как врожденная или инстинктивная, хотя родительские чувства начинают формироваться задолго до рождения самого ребенка. Вероятно, что эти структуры сформировываются еще в детстве будущего родителя и основываются эти структуры на раннем опыте взаимоотношений в собственной семье, затем они развиваются в течение жизни, и учитывают эротический опыт, характер супружеских отношений, уровень образования и осознанно принятых решений. В момент ожидания ребенка очень важной является работа, связанная с постижением новых жизненных задач. Вырабатывание родительского взгляда предполагает присоединение к взрослому поколению, принятие беременности обоими супругами, осознавание и подготовка к изменению в структуре семьи, а также освоение новой социальной роли. Установление родительства является тонким, интимным, личностным процессом. Однако оно может быть осложнено или нарушено. Затрудняющими факторами в данном случае выступают: нездоровье родителей как психическое, так и соматическое, неготовность матери к исполнению родительской роли может быть мотивационной, когнитивной, поведенческой, нельзя исключать и личностные особенности, а также нарушения внутрисемейной коммуникации, приоритет других целей, таких как карьеристские, сексуальные и т.д. [10. с. 112].

На первом году жизни ролью родителей является уход за ребенком и удовлетворение его основных жизненных потребностей в питании, здоровом сне, комфорте и тепле и т.д. Основой психического развития выступает непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, чаще всего с матерью. Родитель и ребенок находятся в условиях неразрывного эмоционального единства. Малыш нуждается во внимании и чуткости, заботе, особенно если проявляется эмоциональное неблагополучие или дефицит общения. При неблагоприятных обстоятельствах в семье, в том случае если взрослые заняты материальным вопросами, экономическими или собственными конфликтами, или в каких бы то ни было других отрицательно действующих на ребенка условиях, у него могут возникнуть нарушения в поведении, отставание в развитии. В данном случае, могут возникнуть искажения при контакте со взрослыми, проявляющиеся в боязни или наоборот чрезмерном доверии чужим людям. На первом году жизни родители должны обогатить среду ребенка, чтобы усовершенствовать его восприятие окружающей среды.

В раннем возрасте родители должны поддерживать и одобрять новые способности самостоятельного передвижения ребенка, такие как ходьба, бег, лазание и спуск по лестнице. В первых моментах это могут быть очень трудные, тревожащие, и даже не всегда удачные действия для ребенка, и поэтому ему просто необходима эмоциональная поддержка. Возникают новые вопросы безопасности ребенка как физической, так и эмоциональной, т.к. у малыша расширяется доступное пространство, и он стремится исследовать предметы. Самые важнейшие достижения в психическом развитии в период раннего детства связаны с изучением социальных функций, а также способов воздействий на предметы. Взрослый человек выдвигается в качестве субъекта ситуативно-делового общения, в том числе и сотрудничества, является образцом для подражания, руководителем, контролером и источником эмоциональной поддержки. Необходимо поощрять активность, самостоятельность ребенка выступающего в качестве субъекта общения и познания, его тягу к волевой конфигурации поведения.

При наступлении дошкольного возраста нынешние родители полагают, что главным является подготовка ребенка к обучению в школе. И начинают как можно раньше его учить считать, писать, читать. Данное понимание школьной зрелости является очень узким и давно отклонено в психологии и педагогике. Необходимо обеспечить ребенку полноценное проживание дошкольного детства, совершенно нет надобности вызывать акселерацию. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития образного познания окружающего мира. Дети по своей природе любопытны и задают массу вопросов о жизни животных, об основаниях природных явлений, о внутреннем механизме предметов. Все эти вопросы нужны для осознания законов природы и социума. Родители должны осторожно относиться к непосредственному любопытству ребенка, для того чтобы не погасить его чересчур усложненными разъяснениями или условными отговорками, а также содействовать формированию пытливости, любви к познанию. Недопустимо относиться к детской игре как к бессодержательному, никчемному занятию. Игра дает незаменимый вклад в умственное и речевое развитие, в развитие чувств, в эмоциональной саморегуляции поведения, а также в формирование произвольности психических процессов. Необходимо поощрять и воспитывать и другие виды деятельности: трудовую, продуктивную и учебно-познавательную. Взрослый родитель сохраняет свое главное положение в мире ребенка, стремящегося подражать ему и нуждающегося в уважительном и серьезном к себе отношении. Родитель выдвигается как эрудит, как источник познания, а также партнер по обсуждению оснований и отношений в мире природы и техники; в качестве целостной личности, владеющей умениями, знаниями, нравственными нормами [9. с. 156].

Читайте также:  Развитие ребенка пропись по письму

Задача родителей в младший школьный возраст заключается в способствовании восприятию ребенком грядущего поступления в школу как желаемого и важного события, подтверждения взросления; содействовать созданию действительного образа школы и верного отношения к учебной деятельности, в частности отношения возложенной на себя ответственности. Перевод в школу сопровождается значительной перестройкой всей социальной ситуации в развитии ребенка, а также расширением сферы важных лиц. Центральной фигурой становится учитель, выступающий как представитель общества, который предъявляет обязательные для выполнения требования. Школьная успеваемость влияет на всю систему социальных отношений ребенка. Абсолютная родительская любовь подвергается проверке первыми бесчисленными школьными трудностями. Родители и родственники пристально следят за успехами ребенка в школе и выражают свое недовольство, в том случае, если ребенок не справляется. В данном случает необходимо выстроить новую гармонию отношений родителя и ребенка-школьника, помочь ему в одолении трудностей при адаптации к школьному обучению. Важно способствовать возникновению и вырабатыванию внутренней познавательной мотивации, подлинного интереса к предмету изучения и необходимости в саморазвитии и самосовершенствовании. Не нужно предъявлять завышенных требований, не ждать быстрых результатов, не центрировать всю семью вокруг школьной жизни ребенка.

Возрастной период подросткового возраста предполагает наличие особого внимания родителей, т.к. предполагает перемены растущего ребенка.

Родители должны учитывать особенность подросткового возраста свойственные для данного этапа гормональные перестройки организма, неустойчивость физического состояния, настроения, самочувствия, неадекватность реакций и ранимость. Теоретически принять новые потребности и способности взрослеющих детей родителям просто, но гораздо сложнее отречься от форм контроля, которые использовались в детстве, и подобрать способы признания взросления подростка удовлетворяющие всех. Родители будут выступать в качестве примера для построения новой взрослой модели поведения подростка.

Сами подростки в настоящее время стали более раскованными по отношению к взрослым.

Подросткам необходимо дать возможность расти и развиваться самостоятельно, чтобы они проявляли интерес к чему бы то ни было, основываясь на личных талантах. Единственное что должно являться основой для такого развития, так это осознавание ответственности, которая является обязательным спутником самостоятельности. Привлекать подростков к взрослым делам тоже необходимо, но только в качестве помощников, а не основных исполнителей [12. с. 98].

Далее следует юношеский возраст или так называемая молодость детей. Социальная обстановка «порога взрослой жизни» призывает молодых людей решать очень важные, в настоящем значении судьбоносных вопросов социального и профессионального самоопределения. Однако не все старшеклассники уразумевают существенность момента, поэтому обратить их размышления в нужное русло, а также побудить задумываться о том, какие есть профессии и социальные роли — это основная задача родителей. При этом родители не должны быть чересчур настойчивы и навязывать свое мнение насчет будущего выбора своих детей. Динамичность настоящего диктует такие условия, что родители не всегда могут объективно смотреть на ситуацию и давать правильные советы, однако накопленный ими опыт все же позволяет вмешиваться в развитие своих сыновей и дочерей. Однако окончательный выбор должен быть сделан молодым человеком самостоятельно. На данном этапе происходит дистанцирование молодежи от родителей, которые в свою очередь вынуждены с пониманием относиться к возрастающей эмоциональной самостоятельности детей. Тем не менее, это не предполагает прерывания общения, т.к. большинство все же нуждается в общении со своими родителями и родственниками. Диалог старших и младших поколений должен продолжаться, основываясь на взаимоуважении, а также равенства и растущего доверия.

Взрослость детей не всегда сопровождается уходом из родительского дома. Часто, напротив, семья увеличивается за счет новых членов, пришедших в нее через брачные связи. Создание благожелательной обстановки для всей расширенной семьи либо хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей — вот, пожалуй, те проблемы, над решением которых бьются сами люди и многочисленные специалисты (тещи и зятья, невестки и свекрови давно стали излюбленными героями анекдотов, что показывает почти хрестоматийный характер этой проблемы). Взрослые дети, давно ставшие родителями сами, глубоко в душе несут надежду на то, что в любых жизненных ситуациях они всегда получат утешение и помощь под родительским кровом. Однако лишь родители, не превратившиеся в рабов и слуг своих детей, а состоявшиеся, реализовавшие себя как личности, живущие собственной полнокровной жизнью, смогут долгие годы быть нравственной опорой своих детей, незаменимыми и душевно близкими людьми.

Источник