Особенности опорно двигательной системы в развитии ребенка
Медицина / Анатомия / Анатомия (статья)
Статья |
17-04-2018, 21:25
|
Развитие ребенкаСостояние опорно-двигательного аппарата (кости, суставы, мышцы, связки) имеет большое значение в развитии ребенка. С момента рождения по мере роста и развития, опорно-двигательный аппарат претерпевает значительные изменения.
Кости, помимо опорной функции, также выполняют функцию защиты внутренних органов от разного рода неблагоприятного влияния внешней среды (травм). У детей младшего возраста костная ткань содержит мало солей, она эластичная и мягкая. Процесс окостенения происходит в разные периоды развития. Особенно интенсивное перестроение костной ткани и изменений в скелете происходит в период, когда ребенок начинает ходить.
Позвоночник у меленьких детей почти полностью состоит их хрящевой ткани и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. Когда ребенок начинает сидеть (в возрасте 6-7 месяцев), появляется изгиб в грудном отделе позвоночника (выпуклостью назад). Когда ребенок начинает ходить, в поясничном отделе образуется кривизна выпуклостью вперед. В возрасте 3-4 лет позвоночник ребенка принимает форму, характерную для взрослого человека. При этом кости и связки позвоночника еще довольно эластичны, поэтому в положении лежа изгибы выравниваются. К 7-летнему возрасту устанавливается постоянство кривизны в грудном и шейном отделе позвоночника, а к 12 годам – в поясничной области. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается, как правило, после 20 лет.
Грудная клетка у новорожденного имеет кругло-цилиндрическую форму, поперечный и передне-задний диаметры грудной клетки практически одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к форме взрослого человека. У детей раннего возраста ребра имеют горизонтальное направление, что ограничивает движение (экскурсию) грудной клетки при дыхании. Примерно в 6-7 лет эти особенности проходят.
Кости ног и рук в процессе развития и роста сильно меняются. До 7-летнего возраста происходит интенсивное окостенение. Например, у детей ядра окостенения в бедренной кости появляются в разные сроки на разных участках (в фалангах стопы на 3-м году жизни, в эпифизах голени – на 3-6 году жизни; в надмыщелках – на3-8 году жизни; в эпифизах – в период внутриутробного развития).
Кости таза у новорожденных состоят из отдельных частей: подвздошной, седалищной, лобковой. Их сращивание начинается примерно в 5-6 лет.
То есть, костная система ребенка до 7 лет отличается незавершенностью формирования костной ткани, что требует тщательного отношения в вопросе предупреждения разного рода травм.
Мышечная ткань у детей раннего и дошкольного возраста пребывает в состоянии морфологического роста, дифференцировки и функционального совершенствования. Когда ребенок начинает прямо стоять и ходить, начинается усиленное развитие мускулатуры нижних конечностей и таза. Мышцы рук интенсивно развиваются в возрасте 6-7 лет, после структурного оформления основы, а также под влиянием деятельности мышц кисти в результате деятельности ребенка.
Правильная организация гигиенических условий, физического воспитания и питания способствуют полноценному развитию костно-мышечной системы и формированию двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
ТЕМА №3
Рост и развитие скелета.
К системе органов движения относятся кости, связки, суставы и мышцы.
Кости, связки и суставы являются пассивными элементами органов движения.
Активной частью аппарата движения являются мышцы.
Система органов движения – единое целое: каждая часть и орган формируются в постоянной связи и взаимодействии друг с другом.
Скелет — опора мягких тканей, а там, где соединенные кости образуют полости, выполняет защитную функцию (череп, грудная клетка, таз). Скелет состоит из отдельных костей, соединенных между собой соединительной тканью, а иногда и непосредственно кость с костью.
Сустав. Различают два основных типа соединений костей скелета: прерывное и непрерывное.
Непрерывное соединение характерно тем, что кости соединены друг с другом сплошной прослойкой ткани и пространства между ними нет. Движения в таком случае ограничены или исключены. К непрерывным соединениям костей относят череп, таз, позвоночник, соединение ребер с грудиной.
Прерывное соединение, или суставы, характеризуется наличием между концами костей небольшого пространства. Сами же концы заключены в специальное герметическое образование, называемое сумкой сустава. При этом концы костей покрыты слоем гладкого суставного хряща, а сумка изнутри выстлана специальной оболочкой, называемой синовиальной. В суставной сумке сохраняется постоянное давление, оно ниже атмосферного. Внутри суставной сумки есть небольшое количество жидкости, снижающее трение поверхностей друг о друга.
Суставные поверхности костей обычно по форме соответствуют друг другу, иесли одна имеет головку, то вторая — впадину для нее.
Снаружи, а иногда и внутри суставов есть связки, укрепляющие сочленение поверхностей. Такие внутрисуставные связки имеются в тазобедренном, коленном и других суставах.
Череп.В скелете головы — черепе различают лицевой и мозговой отделы.
В мозговом отделе черепа располагается головной мозг и высшие органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.), а в лицевом — верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительной системы.
Все кости черепа, кроме нижней челюсти и подъязычной кости, имеют непрерывное соединение швами. Места соединения хорошо видны на черепе. Различают зубчатый, чешуйчатый и плоский швы
Зубчатым швом называют такое соединение, когда выступы края одной кости заходят между выступами другой, например шов между лобной и теменной костями. Когда край одной кости накладывается на край другой, соединение называют чешуйчатым швом, например соединение височной кости с теменной. Иногда гладкие края срастающихся костей соединяются между собой без всяких выступов. Это — плоское соединение костей, например соединение носовых костей, верхних челюстей и т. д. .. Нижняя челюсть с височными костями имеет прерывное соединение посредством двух подвижных комбинированных нижнечелюстных суставов. Они образованы головками суставных отростков нижней челюсти и впадинами височных костей.
У младшего школьника череп отличается от черепа взрослого относительно большой величиной. Этот признак у детей раннего возраста и дошкольников особенно заметен. Кроме того, ему свойственно преобладание мозгового отдела над
Развитие мозгового отдела черепа зависит от роста и развития головного мозга, а лицевого — от прорезывания зубов, развития челюстей и особенно от акта жевания.
В развитии черепа выделяют четыре периода. Первый период — от рождения до семилетнего возраста. Череп растет равномерно. Зарастают роднички. Черепные швы срастаются к 4 годам. К концу периода основание черепа и большое затылочное отверстие достигают почти постоянной величины.
Второй период — с 13 до 15 лет. Это время интенсивного роста лобных костей, преобладание развития лицевого черепа над мозговым. Складываются общие черты лица, которые в последующем почти не изменяются.
Третий период—от наступления половой зрелости до 30 лет, когда швы крыши черепа делаются почти незаметными.
У младших школьников и подростков отмечается значительная тонкость костей черепа с неясно выраженными местами прикрепления мышц. У них же недостаточно развит сосцевидный отросток височной кости.
Скелет туловища.Позвоночник, или позвоночный столб состоит из отдельных сегментов — позвонков, накладывающихся друг на друга, и прослоек хряща — межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих противодействие нагрузке по его продольной оси. Насчитывают 33—34 позвонка.
Позвоночник является осью и опорой скелета, защищает находящийся внутри него спинной мозг, принимает на себя тяжесть верхних и нижних конечностей.
По мере развития позвоночника хрящевая ткань уменьшается. Окостеневает позвоночник постепенно.
У позвоночника взрослого ясно видно 4 физиологических изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовокопчиковый кифоз.
Изгибы позвоночника обеспечивают правильное положение центра тяжести и возможность прямостояния.
Поднятие тяжестей, непосильных для младшего школьника, увеличивает поясничный лордоз. Грудной кифоз школьника более резко формируется при сидении за партой, особенно у детей с ослабленной мускулатурой спины и шеи. Подвижность позвоночника и его пружинящее свойство зависят от толщины межпозвонковых хрящей, их упругости, а также от состояния связок позвоночника. Эти аппараты у детей наиболее эластичны, а поэтому их позвоночник весьма подвижен.
Грудная клеткасостоит из грудины и ребер, соединенных сзади с позвоночником
Грудинная кость состоит из трех частей (рукоятки, тела и мечевидного отростка). У детей эти части соединены хрящевыми прослойками. Тело грудинной кости состоит из сегментов губчатой кости. Оно довольно долго у детей сохраняет хрящевые прослойки. Так, нижние сегменты срастаются с телом только к 15—16 годам, а верхние — к 21—25, гораздо позже прирастает к грудине мечевидный отросток (после 30 лет).
Рукоятка грудины прирастает к телу еще позже, чем мечевидный отросток, а иногда и совсем не прирастает. Наибольший годичный прирост грудинной кости в целом падает на 8-й год жизни как у мальчиков, так и у девочек.
Двенадцать пар ребер, имеющих вид узких, сильно изогнутых пластинок, сочлененных задними концами с позвоночником, их передние концы (кроме двух нижних ребер) сочленены с грудиной.
Скелет конечностей.
Верхние конечности представлены костями плечевого пояса и свободной верхней конечностью
Плечевой пояс на каждой стороне состоит из двух костей: лопатки и ключицы. , Они соединены между собой связками и хрящевыми сращениями, а с туловищем — мышцами и их сухожилиями.
Соединение же костей плечевого пояса с костями свободной конечности осуществляется благодаря суставам, суставным сумкам и связкам, укрепляющим соединение.
Подвижное соединение костей плечевого пояса с грудной клеткой и позвоночником, а также со свободной верхней конечностью увеличивает объем движений конечности.
Лопатки младших школьников не только меньше по размерам, но имеют меньшую вогнутость позвоночной поверхности, которая не соответствует изогнутости ребер, а поэтому у детей отмечается некоторое выпячивание лопаток. Это можно наблюдать с недостаточным развитием подкожного жирового слоя и слабым развитием мышечной системы.
Ключицы имеют более круглое тело, они меньше по размерам, более нежные по строению и содержат значительное количество хряща в лопаточных концах. Окостенение ключиц заканчивается к 20—25 годам.
Окостенение лучевой кости заканчивается к 21—25 и локтевой к 21—24 годам. Окостенение сесамовидных костей (т. е. лежащих в сухожильных образованиях) у мальчиков начинается в 13—14 лет, а у девочек в 12—13, т. е. в период полового созревания. Окостенение концов (эпифизов) трубчатых костей верхних конечностей заканчивается в 9—11 лет, основных фаланг пальцев и головок запястных костей — в 16—17 лет, а окостенение кисти — к 6— 7 годам. По окостенению определяют «костный возраст».
Нижняя конечность каждой стороны состоит из тазовой кости и костей свободной нижней конечности.
Тазовая кость с правой и левой стороны соединяется с крестцовой костью у взрослых, а у младших школьников с крестцовыми позвонками, образуя таз.
Тазовая кость ребенка состоит из трех отдельных костей: подвздошной, седалищной и лонной, соединенных между собой хрящевой тканью. Срастание их начинается с 5—6 лет и заканчивается к 17—18 годам. На месте срастания трех костей образуется утолщение с наличием в нем значительного углубления для головки бедренной кости, называемого вертлужной впадиной.
Таз в целом играет защитную роль для органов таза и опорную для всей вышележащей части тела.
Женский и мужской таз имеет отличительные половые признаки Женский таз значительно шире и ниже мужского, его кости более тонкие и гладкие. Крылья подвздошных костей у женщин более отвернуты, мыс меньше выступает, а лонный угол более тупой, чем у мужчин. Седалищные бугры у женщин более широко поставлены друг от друга. Все признаки женского таза связаны с детородной функцией. Они становятся особенно заметными с 11 — 12 лет, хотя лонный угол уже хорошо заметен с 5-летнего возраста.
Деформация костей таза у детей, особенно у девочек-подростков, наступает от ношения обуви па высоких каблуках. Это приводит к сужению выходного отверстия из малого таза, что затрудняет роды.
К тазовым костям присоединяется сочленение костей свободной нижней конечности, состоящей из бедренной, большой и малой берцовых костей и костей стопы. В основном это длинные трубчатые кости.
Окостенение нижней конечности начинается еще во внутриутробном периоде, а заканчивается в разные сроки .
С 7-летнего возраста у мальчиков ноги растут быстрее, чем у девочек. И по отношению к туловищу они достигают наибольшей длины у девочек к 13 годам, а у мальчиков к 15.
Тела трубчатых костей нижних конечностей и их концевые отделы в младшем школьном возрасте построены из костной ткани. И только на местах соединения (срастания) имеются хрящевые зоны, которые начинают уменьшаться с 12—14 лет и полностью исчезают в 18—24 года, превращаясь в костную ткань.
Все кости стопы образуют свод, который заметен при наличии связочного аппарата на стопе. Стопа выполняет опорную и рессорную функцию, опорной является наружный край, а рессорную — внутренний, в котором имеется свод.
Источник
Консультация для родителей
« Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников».
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Понаблюдайте внимательно за ребенком : как он сидит, ходит, держит голову, какова его фигура. Каждый из нас хотел бы видеть своего ребенка стройным, ловким, здоровым. Следует знать, что гармоничность строения тела зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма дошкольника. Правильная осанка не только эстетична, но и создает оптимальные условия для работы сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем, благотворно влияет на самочувствие ребенка.
Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. При хорошей осанке мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении, оптимально напряжены, голова и туловище удерживаются ровно, плечи на одном уровне и отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.
Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночный столб очень эластичен. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками : голова опущена, спина согнута , плечи отведены вперед и т. д.
В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.
Дефекты осанки в основном возникают из-за недостаточного внимания родителей к физическому развитию детей. Нередко бывает, что недостатки обнаруживаются с большим опозданием, когда они приобретают стойкую форму. Лечение в этом случае может длиться годами и не всегда дает положительный результат.
Предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в семье и дошкольном учреждении в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.
На протяжении дошкольного возраста ребенка учат правильно сидеть, стоять и спать в соответствующей позе.
Для детей 4-7 лет желательно оборудовать рабочее место (стол, стульчик, полочку). Рабочее место должно быть достаточно просторным, чтобы ребенку было удобно разложить на столе или полочке книжки, бумагу, карандаши.
Подбирая мебель для дошкольников, руководствуются рекомендациями гигиенистов.
Для предупреждения нарушения осанки необходимо следить за позой ребенка во время игры, просмотра телевизора, во время принятия пищи, рисования, во время сна.
Во время прогулки ребенку следует выполнять различные задания: достать ветку над головой, подбросить мяч, поймать его. Эти упражнения способствуют выпрямлению туловища и укреплению мышц – разгибателей.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки ходьбы и бега, правильное положение туловища, координация рук и ног. Дети должны усвоить, как нужно стоять: голову держать ровно, спину прямо, живот подтянут, стопы ног параллельно, чтобы на каждую из них равномерно распределялась нагрузка тела.
Чтобы дети научились во время ходьбы сохранять правильную позу они должны выполнять такие упражнения : ходьба с предметом на голове ( 2-3 м.), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2-4м). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать .
Часто можно наблюдать, как родители ведут ребенка за руку, при этом у него одно плечо высоко поднято, а другое опущено. Такая поза отрицательно отражается на осанке. Только при переходе улицы следует брать детей за руку, а все остальное время они должны идти возле взрослых, свободно размахивая руками.
Стойкий навык сохранять правильную осанку формируется у ребят в школьные годы. Однако уже в дошкольном возрасте ребенку важно привить желание иметь хорошую осанку. Для этого следует чаще приводить ему наглядные примеры.
На формирование осанки значительное влияние оказывает статикодинамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого –патологических дефектов осанки.
Любое патологическое изменение стопы отрицательно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами , походка у них неуверенная и напряженная. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что плоскостопие взрослых можно было бы предотвратить профилактическими мерами и своевременным лечением в детстве.
Родителям следует обращать внимание на обувь ребенка. Тесная обувь, с узким носком, высоким каблуком, толстой подошвой, которая не дает возможности согнуть стопу, может привести к плоскостопию. Невысокий (1-2 см) и широкий каблук способствует оптимальному углу разгибания в голеностопном суставе. Тапочки и кеды удобны для занятий физической культурой, но не пригодны как повседневная обувь. Войлочная обувь также не целесообразна для постоянного ношения, т. к. в ней перегреваются ноги , что приводит к ослаблению мышечно- связочного аппарата стопы.
Детям, имеющим склонность к плоскостопию, рекомендуется носить супинаторы ( ортопедические стельки ).
Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении.
Источник