Особенности общения ребенка с взрослым в ходе развития игры
Определение 1
Игровая деятельность — это главная и ведущая деятельность дошкольника. В рамках игры происходит зарождение и первоначальное развитие всех других форм деятельности детей этого возраста. С помощью игровой деятельности дети познают окружающий мир, учатся с ним взаимодействовать.
Особенности игры и ее значение для ребенка
В процессе игры дети обучаются полноценному общению со сверстниками. В ее ходе их импульсивные желания подчиняются игровым правилам, происходит развитие всех психических процессов в полной мере (восприятия, мышления, речи, воображения, внимания, памяти). Такая деятельность способна расширить познавательные интересы, сформировать первые нравственные чувства.
В игровой деятельности у ребенка зарождаются новые мотивы и потребности, поскольку именно игра представляет собой способ вступления детей в мир взрослых людей. Это некоторая репетиция взрослой жизни для ребенка, закладывающая прочную основу последующей успешности. Она же предназначена для подготовки к обучению и труду.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Большое воздействие игра оказывает на умственное развитие дошкольников. Предметы, которые он применяет в вымышленном пространстве игры, сначала могут замещать ему реальные объекты взрослой жизни. Они же могут становиться опорой для его мышления. Постепенно ребенок не опирается больше на предметы-заместители, начиная действовать во внутреннем, умственном плане.
Ребенок в игре принимает на себя различные социальные роли, у него происходит развитие важнейшей мыслительной способности видения игрового предмета с разных сторон. Благодаря игровому процессу ребенок становится на разные точки зрения, представляя другой взгляд, отличный от своего личного.
Игра помогает развитию речи. О. В. Ястребова отметила:
«Для игровой ситуации необходим от каждого включенного в нее ребенка определенный уровень развития речевого общения. Эта потребность объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи».
Основной источник и образец речевого общения представлен, прежде всего, речью воспитателя. Она способствует развитию социальных, личностных и коммуникативных навыков общения между окружающими.
Виды детских игр в общении со взрослыми
Детские игры представляют собой неоднородное явление. Их классифицируют в соответствии с содержанием, степенью самостоятельности, формами организации, игровым материалом. В дошкольном учреждении ребенок может играть в разные игры, которые делятся на игры с правилами и творческие игры.
Еще одна классификация, впервые предложенная П. Ф. Лесгафтом, заключается в делении детских игр на две группы:
- имитационные (подражательные) игры, то есть придуманные самими детьми,
- подвижные (игры с правилами), придуманные взрослыми людьми.
Первая группа относится к творческим играм, поскольку их главная особенность состоит в самостоятельном характере.
Ошибкой было бы представление о том, что в творческих играх не существует никаких правил, которые регулируют отношения между играющими детьми, а также способов использования игрового материала. Но данные правила, во-первых, определены самими детьми в попытках упорядочения игры (например, после игры каждый будет убирать игрушки; сговариваясь на игру, необходимо выслушать всех, кто желает играть), во-вторых, часть из них обладает скрытым характером.
К примеру, дети могут отказаться принимать в игру ребенка по той причине, что он всегда затевает ссоры, «мешает играть». При этом предварительно могло быть и не оговорено правило «Не будем принимать играть того, кто устраивает ссоры». Таким образом, в процессе творческих игр правила требуются для того, чтобы упорядочить деятельность, провести ее демократизацию. Тем не менее, они представляют собой только условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.
Общение детей и педагогов в процессе игр
В детских дошкольных учреждениях предусмотрены игры с фиксированными правилами. Они включают подвижные игры или дидактические игры (с использованием заранее подготовленного инструментария). Также как дети, так и педагоги проявляют творчество и могут в процессе общения придумывать новые варианты, использовать новый игровой материал, соединять несколько игр в одну.
Современная педагогика делит игровую деятельность и игры в частности на творческие игры и игры с правилами. В процессе игр по правилам больше всего необходимо общение в самом начале, когда педагог объясняет детям правила игры. В процессе же творческих игр педагог контролирует весь процесс.
В состав творческих игр можно отнести те игры, в которых ребенок способен проявлять свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления ребенка в игре отличаются разнообразием. Здесь общение происходит при придумывании сюжета и содержания игры, поиске вариантов реализации замысла до перевоплощения в ролях (например, которые заданы литературными произведениями).
В соответствии с характером творчества детей, с игровым материалом, используемым в играх, творческие игры делят на режиссерские, театрализованные, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом. В рамках современной педагогики развитием творческой игры занимались такие ученые, как Н.Ф. Губанова, Л.Д. Морозова, Т.И. Петрова и др.
Игры с правилами включают особую группу игр, которые специально созданы народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это могут быть игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, которые являются непременной их составляющей. Реализация обучающих задач происходит посредством осуществления игровых действий (когда ребенок выполняет определенное задание, например, ищет предмет, пытается поймать мяч, сказать наоборот и др.).
В соответствии с характером обучающей задачи игры с правилами можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют подвижные игры. Вторая из них включает дидактические игры, которые в свою очередь в зависимости от различных оснований делятся на:
- речевые, природоведческие, математические (по содержанию);
- игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные игры (по дидактическому материалу).
Источник
Îñîáåííîñòè îáùåíèÿ ðåá¸íêà ðàííåãî äåòñòâà ñî âçðîñëûìè â õîäå ðàçâèòèÿ ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè. Èçó÷åíèå ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ â ïðîöåññå ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè, èñïîëüçîâàíèå ñèñòåìû äèäàêòè÷åñêèõ èãð, óïðàæíåíèé è îòêðûòûõ äåéñòâèé â ôîðìå êîììóíèêàöèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÄÎÊËÀÄ
íà òåìó: «Îñîáåííîñòè îáùåíèÿ ðåá¸íêà ñî âçðîñëûìè â õîäå ðàçâèòèÿ ïðåäìåòíûõ äåéñòâèé»
ðåá¸íîê äèäàêòè÷åñêèé èãðà êîììóíèêàöèÿ
Ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ – èñòîðè÷åñêè ñëîæèâøèåñÿ, çàêðåïë¸ííûå çà îïðåäåë¸ííûìè ïðåäìåòàìè îáùåñòâåííûå ñïîñîáû èõ óïîòðåáëåíèÿ. Èìåþòñÿ â âèäó âñå äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè, ò.å. êàê óñâîåíèå äåéñòâèé ñ ïðåäìåòàìè îáèõîäà (÷àøêà, ëîæêà è ò.ï.), òàê è äåéñòâèÿ ñ èãðóøêàìè. Íîñèòåëÿìè ïðåäìåòíûõ äåéñòâèé ÿâëÿþòñÿ âçðîñëûå. Íà ïðåäìåòàõ íåïîñðåäñòâåííî íå óêàçàíû îáùåñòâåííûå ñïîñîáû èõ èñïîëüçîâàíèÿ, è îíè íå ìîãóò áûòü îòêðûòû ðåá¸íêîì ñàìîñòîÿòåëüíî, â õîäå ïðîñòîãî ìàíèïóëèðîâàíèÿ, áåç ïîìîùè è ðóêîâîäñòâà ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ.
Îñíîâíûì ïóò¸ì îòêðûòèÿ ðåá¸íêîì ôóíêöèé îòäåëüíûõ ïðåäìåòîâ ÿâëÿåòñÿ ïóòü ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñî âçðîñëûìè, â êîòîðîé âçðîñëûå ïîñòåïåííî ïåðåäàþò ðåá¸íêó îáùåñòâåííî-âûðàáîòàííûå ñïîñîáû óïîòðåáëåíèÿ ïðåäìåòîâ.  òàêîé ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûå îðãàíèçóþò äåéñòâèå ðåá¸íêà ïî îáðàçöó, à çàòåì îñóùåñòâëÿþò ôóíêöèè ïîîùðåíèÿ è êîíòðîëÿ çà õîäîì îñóùåñòâëåíèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ýòèõ äåéñòâèé. Ëèøü ïîñòåïåííî âçðîñëûå ïåðåäàþò ðåá¸íêó âåñü ïðîöåññ îñóùåñòâëåíèÿ äåéñòâèÿ, è îíî íà÷èíàåò âûïîëíÿòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî.  õîäå ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäèò íå òîëüêî «äåëîâîå» âçàèìîäåéñòâèå âçðîñëîãî ñ ðåá¸íêîì, íî è ëè÷íîå îáùåíèå, â êîòîðîì ðåá¸íîê èùåò ïîîùðåíèÿ è îöåíêè ñî ñòîðîíû âçðîñëîãî. Âñÿêîå ïðåäìåòíîå äåéñòâèå, ïðîèçâîäèìîå ðåá¸íêîì, îñîáåííî â õîäå åãî ôîðìèðîâàíèÿ, íå òîëüêî íàïðàâëåííî íà ïîëó÷åíèå îïðåäåë¸ííîãî ìàòåðèàëüíîãî ðåçóëüòàòà, íî è îïîñðåäîâàííî òåìè îòíîøåíèÿìè âçðîñëîãî ê ðåá¸íêó, êîòîðûå ìîãóò âîçíèêíóòü â õîäå èëè â êîíöå âûïîëíåíèÿ äåéñòâèÿ. Ïðîèçâîäÿ äåéñòâèå, ðåá¸íîê ýìîöèîíàëüíî ïðåäâîñõèùàåò ñîöèàëüíûå ïîñëåäñòâèÿ åãî âûïîëíåíèÿ, ò.å. ïîëîæèòåëüíóþ èëè îòðèöàòåëüíóþ îöåíêó ñî ñòîðîíû âçðîñëîãî. ðåá¸íîê èãðà êîììóíèêàöèÿ ðàçâèòèå
Ïðåäìåòíîå äåéñòâèå â ðàííåì äåòñòâå äâîéñòâåííî ïî ñâîåé ïðèðîäå. Îíî, ñ îäíîé ñòîðîíû, ñîäåðæèò îáùóþ ñõåìó, ñâÿçàííóþ ñ îáùåñòâåííûì íàçíà÷åíèåì, à ñ äðóãîé – îïåðàöèîííî-òåõíè÷åñêóþ ñòîðîíó, êîòîðàÿ äîëæíà ó÷èòûâàòü ôèçè÷åñêèå ñâîéñòâà ïðåäìåòà. Èç ýòîé äâîéñòâåííîñòè ïðåäìåòíîãî äåéñòâèÿ è íåñîâïàäåíèÿ óñâîåíèÿ ýòèõ äâóõ åãî ñòîðîí (íàçíà÷åíèå äåéñòâèÿ è îáùàÿ åãî ñõåìà óñâàèâàþòñÿ ðàíüøå, à òåõíè÷åñêàÿ ñòîðîíà äåéñòâèÿ è ïîçäíåå è çíà÷èòåëüíî äîëüøå) âîçíèêàþò äâå ðàçëè÷íûå äåÿòåëüíîñòè. Îäíà – ýòî ïðàêòè÷åñêè óòèëèòàðíàÿ äåÿòåëüíîñòü, â êîòîðîé ïðè äàííîì çíà÷åíèè ïðåäìåòà ñóùåñòâåííî âàæíûìè ÿâëÿþòñÿ îïåðàöèè îñóùåñòâëåíèÿ.  òàêîé ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è ïðîèñõîäèò îðèåíòàöèÿ íà ñâîéñòâà ïðåäìåòà, èõ âûäåëåíèå è ïðèëàæèâàíèå ê íèì îòäåëüíûõ îïåðàöèé. Âòîðàÿ – ýòî äåÿòåëüíîñòü ñî çíà÷åíèÿìè âåùåé, ñ îáùèìè ñõåìàìè èõ èñïîëüçîâàíèÿ ïðèìåíèòåëüíî êî âñ¸ áîëåå è áîëåå ðàçíîîáðàçíûì ñèòóàöèÿì. Äåÿòåëüíîñòü ñ ïðåäìåòàìè òîëüêî ïî èõ çíà÷åíèþ è åñòü ïðåäìåòíàÿ èãðà äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.
Ïðåäìåòíî-îðóäèéíîå äåéñòâèå ôîðìèðóåòñÿ íå êàê ïðèñïîñîáëåíèå äâèæåíèé ê ñâîéñòâàì îðóäèÿ, à êàê «âêëþ÷åíèå îðóäèÿ â çàäàííóþ ñõåìó äåéñòâèÿ (îáðàçåö) è îáîãàùåíèå ïîñëåäíåãî îðèåíòàöèåé íà îòäåëüíûå ñâîéñòâà ïðåäìåòà-îðóäèÿ».
Óïîäîáëåíèå äåéñòâèÿ îáðàçöó òàêæå íå ïðîèñõîäèò íåïîñðåäñòâåííî, êàê ïðîñòîå ïîäðàæàíèå: «Îñâîåíèå îïåðàöèîíàëüíî-òåõíè÷åñêîé ñòîðîíû ïðåäìåòíîãî äåéñòâèÿ íåâîçìîæíî ïóò¸ì ïðÿìîãî ïðèëàæèâàíèÿ äåéñòâèÿ ê îáðàçöó, ñîäåðæàùåìóñÿ èëè â ñîâìåñòíîì äåéñòâèè, èëè â ïðîñòîì ïîêàçå. Îíî îñóùåñòâëÿåòñÿ â ïðîöåññå ñîçäàíèÿ ðåá¸íêîì îáðàçà äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòîì-îðóäèåì. Âîçíèêíîâåíèå ýòîãî îáðàçà è çíàìåíóåò ñîáîé êîíåö ôîðìèðîâàíèÿ ïðåäìåòíîãî äåéñòâèÿ».
Ñóùåñòâåííî, ÷òî ïîñòðîåíèå ðåá¸íêîì îáðàçà äåéñòâèÿ, êàê è âåñü ïðîöåññ îñâîåíèÿ ïðåäìåòíîãî äåéñòâèÿ èìååò äëÿ ðåá¸íêà ñìûñë òåõ îòíîøåíèé, â êîòîðûå îí âñòóïàåò ñî âçðîñëûì, áëàãîäàðÿ ÷åìó è âîçíèêàåò òåíäåíöèÿ ñëåäîâàòü îáðàçöó äåéñòâèÿ, ïîêàçûâàåìîìó âçðîñëûìè».
 ñàìîì íà÷àëå ðàííåãî äåòñòâà, ïîä÷¸ðêèâàåò Ô.È Ôðàäêèíà, äåéñòâèÿ ðåá¸íêà ñ ïðåäìåòàìè ôîðìèðóþòñÿ â ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñ óõàæèâàþùèìè çà ðåá¸íêîì âçðîñëûìè. Ðåá¸íîê ñàìîñòîÿòåëüíî äåéñòâóåò òîëüêî ñ òåìè ïðåäìåòàìè, êîòîðûå óïîòðåáëÿëèñü â ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñ íèì, è òîëüêî òàê, êàê îíè óïîòðåáëÿëèñü. Äëÿ ðåá¸íêà ýòîé ñòóïåíè åù¸ íå èìååò çíà÷åíèå íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå ñõîäñòâà èãðóøêè ñ òåì èëè èíûì ïðåäìåòîì, ìîäåëüþ èëè êîïèåé êîòîðîãî îíà ÿâëÿåòñÿ. Âàæíî òîëüêî, ÷òîáû ýòî áûëà òà ñàìàÿ èãðóøêà, ñ êîòîðîé âçðîñëûé èãðàë âìåñòå ñ ðåá¸íêîì.
Ïîñòåïåííî äåéñòâèÿ, óñâîåííûå â ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñî âçðîñëûìè, ñòàíîâÿòñÿ òàêæå øèðå, îõâàòûâàÿ ðÿä ðàçëè÷íûõ ïðåäìåòîâ. Ãðàíèöû òàêîãî ïåðåíîñà ñòàíîâÿòñÿ âñ¸ øèðå. Ïîÿâëÿåòñÿ ðÿä äåéñòâèé ñ ïðåäìåòàìè, ÿâëÿþùèõñÿ îòðàæåíèåì îòäåëüíûõ ìîìåíòîâ æèçíè ðåá¸íêà è îêðóæàþùèõ åãî âçðîñëûõ.  ýòîì ñëó÷àå âîçíèêàåò íîâûé ñïîñîá óñâîåíèÿ äåéñòâèÿ, óñâîåíèÿ ïóò¸ì íàáëþäåíèÿ çà äåéñòâèÿìè âçðîñëûõ.
Âïåðâûå çàìåùåíèå îäíîãî ïðåäìåòà äðóãèì âîçíèêàåò ïðè íåîáõîäèìîñòè äîïîëíèòü ïðèâû÷íóþ ñèòóàöèþ äåéñòâèÿ íåäîñòàþùèì ïðåäìåòîì, îòñóòñòâóþùèì â äàííûé ìîìåíò.
Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì, à èíîãäà íåñêîëüêî ïîçäíåå ïîÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå îäíèõ ïðåäìåòîâ â êà÷åñòâå çàìåñòèòåëåé äðóãèõ.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äåòè èñïîëüçóþò ïðåäìåòû, íå èìåþùèå ñòðîãî îïðåäåë¸ííîãî èãðîâîãî çíà÷åíèÿ (ïàëî÷êè, êàìåøêè, êóáèêè), â êà÷åñòâå äîïîëíèòåëüíûõ ê ñþæåòíûì èãðóøêàì (êóêëû, æèâîòíûå) èëè ïðåäìåòàì îáèõîäà (ñòóëüÿ, ëîæêè)
 íàçûâàíèè ýòèõ äîïîëíèòåëüíûõ ê îñíîâíûì, çàìåùàþùèõ èãðóøåê ìîæíî íàìåòèòü 2 ýòàïà:
Äåòè íàçûâàþò ýòè ïðåäìåòû òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê âçðîñëûé íàçâàë èõ;
Äåòè íàçûâàþò ïðåäìåòû ïîñëå òîãî, êàê ñ ïðåäìåòîì ïðîèçâåäåíî äåéñòâèå.
Ñàìîñòîÿòåëüíîãî íàçûâàíèÿ çàìåùàþùèõ ïðåäìåòîâ, äî âîâëå÷åíèÿ èõ â èãðó, äî äåéñòâèé ñ íèìè, â ýòîò ïåðèîä åù¸ íåò. Ðåá¸íîê íèêîãäà íå íàçûâàë ïðåäìåò èãðîâûì íàçâàíèåì äî òîãî, êàê îí ñ íèì ïðîèçâ¸ë ñîîòâåòñòâóþùåå äåéñòâèå, ïîä÷¸ðêèâàåò Ô.È. Ôðàäêèíà.
Ïî ìåðå îçíàêîìëåíèÿ ðåá¸íêà ñ íîâûìè ôóíêöèÿìè ïðåäìåòà óñëîæíÿåòñÿ è èãðîâîå åãî óïîòðåáëåíèå. Ðåá¸íîê ïðîèçâîäèò ñ îäíèì è òåì æå ïðåäìåòîì íåñêîëüêî äåéñòâèé, íî ëîãè÷åñêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè â íèõ åù¸ íåò.
Ëèøü ê ñàìîìó êîíöó ðàííåãî äåòñòâà íà÷èíàþò ïîÿâëÿòüñÿ èãðû, ïðåäñòàâëÿþùèå ñîáîé æèçíåííóþ öåïî÷êó äåéñòâèé.
Òàêèì îáðàçîì, ðàçâèòèå ñòðîåíèÿ èãðîâîãî äåéñòâèÿ â ïðåäåëàõ ðàííåãî äåòñòâà õàðàêòåðèçóåòñÿ êàê ïåðåõîä îò äåéñòâèÿ, îäíîçíà÷íî îïðåäåëÿåìîãî ïðåäìåòîì, ÷åðåç ìíîãîîáðàçíîå èñïîëüçîâàíèå ïðåäìåòà, ê äåéñòâèÿì, ñâÿçàííûì ìåæäó ñîáîé ëîãèêîé, îòðàæàþùåé ëîãèêó ðåàëüíûõ æèçíåííûõ ÷åëîâå÷åñêèõ äåéñòâèé. Ýòî óæå «ðîëü â äåéñòâèè».
Êîíå÷íî, â õîäå ðàçâèòèÿ ïðåäìåòíîé èãðû ðåá¸íîê íå íàó÷àåòñÿ ëó÷øå äåéñòâîâàòü ñ ïðåäìåòàìè – âëàäåòü ãðåáåøêîì, ëîæêîé, íàäåâàòü áîòèíêè è ò.ï. Ïðèîáðåòåíèå ýòèõ óìåíèé ïðîèñõîäèò â õîäå óïîòðåáëåíèÿ ýòèõ ïðåäìåòîâ è â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî â èãðîâûõ äåéñòâèÿõ íå ïðîèñõîäèò ïîçíàíèÿ ðåá¸íêîì íîâûõ ôèçè÷åñêèõ ñâîéñòâ ïðåäìåòîâ. Ïîçíàíèå ïðåäìåòîâ âíåøíåãî ìèðà, ôîðìèðîâàíèå ïðåäñòàâëåíèé î íèõ ïðîèñõîäèò â îñîáîé ïðîäóêòèâíîé èëè ïîçíàâàòåëüíîé îðèåíòèðîâî÷íî-èññëåäîâàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè.  ïðåäìåòíîé æå èãðå ðåá¸íêîì óñâàèâàþòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì çíà÷åíèÿ ïðåäìåòîâ, âîçíèêàåò îðèåíòàöèÿ íà èõ îáùåñòâåííóþ ôóíêöèþ, èõ îáùåñòâåííîå èñïîëüçîâàíèå.
Èòàê, ê êîíöó ðàííåãî äåòñòâà ïîäãîòàâëèâàþòñÿ îñíîâíûå ïðåäïîñûëêè äëÿ ïåðåõîäà ê ðîëåâîé èãðå:
 èãðó âîâëåêàþòñÿ ïðåäìåòû, çàìåùàþùèå ðåàëüíûå ïðåäìåòû, êîòîðûå íàçûâàþòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ èõ èãðîâûì çíà÷åíèåì;
Óñëîæíÿåòñÿ îðãàíèçàöèÿ äåéñòâèé, ïðèîáðåòàþùàÿ õàðàêòåð öåïî÷êè, îòðàæàþùåé ëîãèêó æèçíåííûõ ñâÿçåé;
Ïðîèñõîäèò îáîáùåíèå äåéñòâèé è èõ îòäåëåíèå îò ïðåäìåòîâ;
Âîçíèêàåò ñðàâíåíèå ñâîèõ äåéñòâèé ñ äåéñòâèÿìè âçðîñëûõ è â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì íàçûâàíèå ñåáÿ èìåíåì âçðîñëîãî;
Ïðîèñõîäèò ýìàíñèïàöèÿ îò âçðîñëîãî, ïðè êîòîðîé âçðîñëûé âûñòóïàåò êàê îáðàçåö äåéñòâèé, è âìåñòå ñ òåì âîçíèêàåò òåíäåíöèÿ äåéñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíî, íî êàê âçðîñëûé.
Ðåá¸íîê âîñïðîèçâîäèò ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ ñíà÷àëà òîëüêî íà òåõ ïðåäìåòàõ, íà êîòîðûõ îíè ñôîðìèðîâàëèñü ïðè ïîìîùè âçðîñëûõ;
Îí ïåðåíîñèò ýòè äåéñòâèÿ íà äðóãèå ïðåäìåòû, ïðåäëàãàåìûå ñíà÷àëà âçðîñëûìè;
Íàçûâàåò ïðåäìåòû èìåíàìè çàìåùàåìûõ ïðåäìåòîâ òîëüêî ïîñëå äåéñòâèé ñ íèìè è íàçûâàíèÿ èõ âçðîñëûìè èãðîâûìè íàèìåíîâàíèÿìè;
Íàçûâàåò ñåáÿ èìåíåì òåõ ëþäåé, äåéñòâèÿ êîòîðûõ âîñïðîèçâîäèò ïî ïðåäëîæåíèþ âîñïèòûâàþùèõ âçðîñëûõ.
Èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî â êîëëåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëîãî è ðåá¸íêà îòêðûâàþòñÿ ñïîñîáû äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè, êîòîðûå çàòåì ïðèñâàèâàþòñÿ ðåá¸íêîì. Òàêèå äåéñòâèÿ ïðåäåëüíî êóëüòóðíû. Îíè ñîäåðæàò â ñåáå èñòîðèþ âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà. Òàê ðîäèòåëü, âêëàäûâàÿ â ðóêó ðåá¸íêà ëîæêó, äà¸ò åìó âûðàáîòàííûé â êóëüòóðå ñïîñîá ïîãëîùåíèÿ ïèùè. Ñíà÷àëà èì âëàäååò òîëüêî âçðîñëûé, çàòåì îí ïîñòåïåííî ïåðåäà¸ò åãî ðåá¸íêó, ïîêà òîò èì îêîí÷àòåëüíî íå îâëàäååò.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник
Варлакова Юлия
Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками
Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски»
«Умение ребенка правильно общаться
позволяет ему комфортно жить в
обществе людей…»
Выготский Л. С.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в дошкольном возрасте. Первые «учителя общения» – родители.
Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:
– ситуативно-личностная;
– ситуативно-деловая;
– внеситуативно-познавательная;
– внеситуативно-личностная.
Период новорожденности – это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослогои побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого – комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос-лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима-нию.
С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как образец, помощник, участник и организатор совместных действий.
Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный – теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви-дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.
Необходимо отметить, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.
Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.
Первый опыт коллективного общения для ребенка – это детский сад. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми.
Первая наиболее важная отличительная часть состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающие самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Третья специфическая особенность контактов заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность,незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т. д.
Еще одна особенность общения со сверстниками – это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза лучше. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.
В общении со сверстникамивыделены следующие этапы:
• Эмоционально практическое (2-4 года);
• Ситуативно – деловое (4-6 лет);
• Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).
На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, но контакты между ними эпизодичны и кратковременны. К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. В такой игре дети общаются непосредственно, без каких- либо предметов. Как правило, такая игра протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоциями. В ходе таких игр дети начинают чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый. Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.
Вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.
Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения. Е. И. Щербакова говорит, что «Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни»
Развитие общения ребенка дошкольного возраста имеет свои закономерности и особенности. Учитывая выше сказанное, можно сделать следующий вывод. Развитие и совершенствование навыков общения осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего детства. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. На протяжении всей жизни мы приобретаем коммуникативный опыт, совершенствуем свои умения и навыки общаться.
Источник