Особенности музыкального развития ребенка в 5 лет

Особенности музыкального развития ребенка в 5 лет thumbnail

Анастасия Малютина
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности музыкального развития ребёнка.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для правильной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

– преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания) ;

– чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность) ;

– наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера) ;

– ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию) ;

– ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность) ;

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности.У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возрастаболее совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Читайте также:  Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещётребует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

– начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

– могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

– могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

– могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

– начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

– выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами) ;

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детейкачественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.

Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов.Дети 6-7 лет:

– могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

– могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

– у детейсформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

– могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Источник

Характеристика возрастных возможностей музыкального развития детей 4-5 лет

Для ребёнка 5 года жизни характерны избирательный подход к видам музыкальной деятельности. Одним из любимых видов деятельности остаётся слушание музыки (каквокальной, так и инструментальной). Накопленный за предыдущие года обучения слуховой опыт позволяет проявлять себя в слуховой деятельности. Детям нравится содержание музыкальных произведений, связанное с их жизнью в детском саду (а не только в семье), т.к. они способны сопереживать настроению и содержанию музыки, соответствующей их собственному опыту. Поэтому ребёнок легко устанавливает элементарные связи между знакомыми ему жизненными явлениями и музыкальными образами произведений.

В этом возрасте ребёнок, как правило, в общем виде улавливает развитие музыкального образа. Он начинает более внимательно вслушиваться и способен замечать изменения средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменений, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления. Появляются первые аргументированные эстетические оценки музыки и осознанное избирательное отношение к ней.

Читайте также:  Значение речевой среды в развитии речи ребенка

В процессе слушания музыки продолжается активизация таких музыкальных способностей, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма. Ребёнок обращает более пристальное внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения. В отношении музыкально – сенсорных способностей можно с полным основанием утверждать, что первые пять лет – золотая пора их становления.

Поскольку в этот период интерес ребёнка к музыке велик, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти.

Однако в этом возрасте ещё продолжается процесс развития органов слуха. Барабанная перепонка ещё нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

На 5 году жизни ребёнок по прежнему проявляет большой интерес к пению. Любит петь со сверстниками и взрослыми, а так же самостоятельно (в основном поёт в пределах квинты).

Его любимые песни обычно отличаются ярким характером и образами, связанными с жизнедеятельностью в семье, детском саду. Осознанно использует в пении средства выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и внемузыкальные (выразительная мимика). Ребёнок правильно пропевает мелодии отдельных небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдает несложный ритмический рисунок. Ему доступно напевноезвуковедение, он может пропевать небольшие фразы песни, не прерывая дыхания. Певческий диапазон в пределах ре-ля первой октавы, однако, в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по – прежнему небольшими.

Голосовой аппарат (певческий) ребёнка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, поэтому и продолжительность пения не должна превышать 5-7 минут; во время пения нельзя опускать голову, т.к. при этом гортань сдавливается, затрудняется прохождение воздуха, вследствии, чего возникает перенапряжение голосового аппарата. Дикция у многих детей остаётся нечёткой, некоторые вообще неверно произносят отдельные звуки.

Ребёнок в этом возрасте ещё не может следить за правильностью собственного пения.

Дальнейшее физическое развитие, которое продолжается на пятом году жизни, изменяет ребёнка внешне: он становится более стройным, пропорционально сложенным и в области музыкально – ритмических движений у него появляются новые возможности: движения под музыку выполняются гораздо осознаннее, ребёнок способен менять их самостоятельно в связи изменением характера, ритма, темпа, динамики, регистра звучания 2-3 частного произведения. Ребёнку удаются довольно сложные движения, построенные на чередовании или одновременным действием руками и ногами; танцевальные шаги и движения он может начинать с правой ноги (после показа и указаний взрослого), повышается качество исполнения движений.

Вместе с тем, возможности 4-5 летних детей в музыкально – ритмической деятельностипо – прежнему остаются сравнительно небольшими: лёгкость движений относительна; синхронность движений в паре, в подгруппе у многих вызывает затруднения; выразительность движений недостаточна. Хотя условно – рефлекторные связи при обучении детей данного возраста музыкально – ритмическим движениям закладываются легко (после 2-4 повторений со словесным подкреплением), но устойчивость они приобретают лишь после 25-30 повторений и не всегда отличаются прочностью: длительность игры и пляски непродолжительна, т.к. у ребёнка пока ещё возбуждение преобладает над торможением.

Для ребёнка 5 года жизни по – прежнему характерен интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах, поскольку собственную музыкальную деятельность и очевидный её результат он ощущает сразу и реально. Он начинает разбираться в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, может их сравнивать, выделять из многих других.

Дети способны воспринимать и воспроизводить, осваивать простую ритмическую пульсацию, незамысловатый ритмический рисунок. Они с удовольствием импровизируют несложные ритмы марша, плясовой. Ритмические импровизации легко осваиваются ими на детских музыкальных инструментах со звуком неопределённой высоты: бубне, барабане, треугольнике, на самодельных музыкальных игрушках. К этому времени у детей улучшается координация движений руки, обогащается слуховой опыт, поэтому они уже способны воспроизводить на пластинах металлофона элементарные ритмические рисунки.

Читайте также:  Причины и условия деформации личностного развития ребенка реферат

Источник

Характеристика возрастных возможностей музыкального развития детей 5-6 лет

На шестом году жизни у ребёнка продолжается дальнейшее становление его личности, расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно – полезной деятельности взрослых, о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с дошкольником.

При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрастному периоду овладевают культурой слушания. Слушание музыки, на шестом году жизни, остаётся по – прежнему весьма привлекательным, дети многое помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально – образное содержание музыки. Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образца. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы. Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности: дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков.

Далее активизируются такие музыкальные способности, как ладовысотный слух: дети начинают распознавать интонационно – мелодические особенности музыкального произведения.

Интенсивное развитие умственных способностей детей влияет на формирование музыкального мышления: они готовы к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, могут сравнивать, обобщать некоторые из них по какому – либо признаку (жанру, характеру, содержанию).

Уже сформирована потребность в пени. Дети любят петь, овладевая разнообразным по тематике репертуаром. Голос становится звонче, для большинства детей характерен диапазон в пределах ре—си первой октавы; налаживается вокально – слуховая координация.

Ребёнок начинает осознанно следить за правильностью певческой интонации, контролировать себя, исправлять неточности своего пения (но лучше слышит пение сверстника).

Дети могут выразительно петь не только напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания и настроения песни. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни, певческая дикция у большинства детей правильная.

Хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

В то же время голос ребёнка остаётся довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое и психическое развитие ребёнка: формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, слаженными, уверенными.

Дети на шестом году жизни желают овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координации исполнения, стремятся пополнять имеющийся запас игровых и танцевальных умений. Они легко ориентируются в пространстве помещения, довольно непринуждённо выполняют основные движения. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.

Однако возможности детей этого возраста, безусловно, ещё несколько ограничены: в движениях не хватает пластики, полётности, выразительности. Физическое и психическое взросление влияют на музыкальность дошкольников: движения становятся более координированными, поведение более осмысленным и управляемым самим ребёнком. Должное развитие получают основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Этим объясняется готовность детей заниматься музицированием на инструментах.

В элементарных импровизациях на металлофоне наибольшего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача её удаётся им лишь в свободной импровизации.

При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинах, не соседствующих друг с другом, но находящихся рядом (через пластину). Это объясняется недостаточностью развития в данном возрастемикрокоординации движения руки.

В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля, прежде всего ритмического.

Таким образом, дети в возрасте 5-6 лет, обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов; успешно осваивать далеепевческую деятельность и музыкально- ритмические движения, музицировать на детских инструментах.

Источник