Особенности музыкального развития ребенка 1 год

Особенности музыкального развития ребенка 1 год thumbnail

АННА ИСАЕВА
Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет

Статья “Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет

Автор: музыкальный руководитель Исаева Анна Геннадиевна

В данной статье представлена программа по раннему музыкальному развитию детей от 1 года до 2 лет. Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку. Как приобщить малыша к музыкальному искусству, когда он подрастает? Что и как слушать? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства.

Пояснительная записка.

Музыкальное развитие детей от года до 3 лет – это составная часть их психического и физиологического взросления. Мелодичные ритмичные звуки являются прекрасной стимуляцией нервной системы ребенка. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе. Музыкальное развитие детей раннего возраста учит воспринимать музыку и открывать преимущества влияния звуков на настроение и активность. Малыш, слушая музыку, проявляет новые эмоции и познает новые звуковые ощущения. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.

Цель: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности педагога и ребенка.

Задачи:

1. Обучать игре на музыкальных инструментах.

2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.

3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.

4. Формировать умение слушать музыку.

5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).

6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.

Новизна программы:

• Составление учебно-тематического плана.

• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки, куклы- перчатки, куклы – варежки)

• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.

• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.

Организация занятий

Программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые – 2 раза в неделю.Продолжительность занятия составляет:10минут.

Каждое занятие проходит вместе с воспитателем, при его активном участии. Также помогает помощник воспитателя.

Ожидаемые результаты:

1. Эмоциональное развитие малыша.

2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.

3. Умение ребенка общаться в коллективе.

4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки

5. Выявление уровня музыкальных способностей

Формы подведения итогов:

Итоговые занятия проводятся 2 раза в год :

• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)

• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май – июнь)

Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.

Содержание программы

1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.

2. Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.

3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.

4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.

6. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают

сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться – красиво двигаться.

7. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.

8.Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам

транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.

Методическое обеспечение программы:

– Оборудование и материалы для занятий – музыкальный зал.

– Ковровое покрытие

– Детские стульчики

– Мольберт

Музыкальный центр, ноутбук

– Пианино/синтезатор

– Бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, коробочки, маленькие тарелочки, барабаны.

– Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.

– Куклы Би-ба-бо (петрушечные)

– Сюжетные игрушки

– Наглядное пособие (пальчиковый театр)

-Платочки и большие платки, подушки.

– Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья).

Методические рекомендации:

1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.

2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка дошкольном возрасте

3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.

4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.

5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.

6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.

7. Воспитатель должен быть активным участником игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша – это совместная деятельность.

Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.

Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых. Цель их программы – способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи. Цель музыкального воспитания – развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.

Новыми принципами работы является организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.

Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию.

Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Блок

программы Направления работы Составляющие качества

образования

1. Восприятие Слушание музыки Воспринимает знакомые песни,

народные мелодии контрастного

характера.

Подпевание Умеет внимательно слушать

песни до конца исполнения.

Музыкально-ритмические

движения Проявляет интерес к музыке.

2. Исполнительство. 1. Слушание музыки

2. Подпевание

3. Муз. -ритмические движения

Используемый репертуар:

«Погремушечка», укр. народная мелодия

«Колокольчик»

«Полянка», р. н. м

«Баю-бай» М. Красева

«Собачка» М. Раухвергера

«Да-да-да» Е. Тиличеевой

Игра «Найди колокольчик»

Игра «Ладушки» р. н. песня (сб. 1)

«Прилетела птичка» Е. Тиличеевой

«Полянка», р. н. м.

«Баю-бай»

«Топ-топ» М. Красева

«Кошка» Ан. Александрова

«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой или «Маршируем дружно» М. Раухвергера

Игра «Птичка маленькая» А. Филиппенко

«Погремушка» р. н. мелодия

«Скачет зайка маленький» В. Агафонникова

«Флажок» В. Агафонникова

«Барабан» Е. Тиличеевой

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Погремушка» М. Раухвергер

«Где же наши ручки» Т. Ломовой

«Маленькая кадриль» М. Раухвергера

«Колечки» Ан. Александрова

«Уточка купается» А. Лазаренко

«Колыбельная» В. Агафонникова

«Колыбельная» М. Раухвергера

«Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой

«Собачка» М. Раухвергера

«Погремушка» М. Раухвергера

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Ай-да» Г. Ильиной

«Вот так вот» бел. нар. песня

«Игра с зайчиком» или «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко

«Барабан» Е. Тиличеевой.

«Машенька-Маша» В. Тиличеевой.

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Топ-топ» М, Красева

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Попляшите» М. Раухвергера

«Поиграем с мишкой» Е. Тиличеевой.

Р. н. сказка «Курочка – Ряба», «Поиграем в прятки»

Литература:

1. Буренина А. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.

2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. – Санкт –Петербург: Композитор, 2007.

3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. – М.: издательский дом Катанского, 2006.

4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М.: издательский дом Катанского, 2009.

5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению.- Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.

6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких.- Санкт – Петербург: Композитор, 2003.

7. Петрова В. А. Музыка – малышам. – М.: Мозаика-синтез, 2001

8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. – Челябинск, 2004.

9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. – Новосибирск, 2002.

10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт – Петербург: Композитор, 1998.

11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. – Санкт-Петербург, 2004.

12. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! – Санкт – Петербург, 2001.

13. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт – Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.

14. О. Киенко «Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста» https://secret-terpsihor.com.ua/

Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 летОсобенности музыкального развития ребенка 1 год

Источник

Возрастные особенности

 музыкального развития ребёнка

                   Консультация для родителей

                                                                                Подготовила и провела

музыкальный руководитель

Богатова Татьяна Владимирова

Возрастные особенности

 музыкального развития  ребёнка.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.  Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие  ребёнка, побуждать к нравственно – эстетическим  переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Читайте также:  Методы исследования психомоторного развития ребенка раннего возраста

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных  ступеней – задача педагога.  В противном случае иногда  наблюдается отставание в развитии. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

  1. Слуховое ощущение;
  1.  Музыкальный слух;
  1. Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
  1. Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально – ритмическом исполнительстве;

Отметим общие  тенденции возрастного развития…

Первый год жизни.

Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской,  у малыша на 10 – 12 день  возникают реакции на звуки.  На втором месяце ребёнок  прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки.               В 4 – 5 месяцев отмечается  у детей склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребёнок начинает реагировать  на источник, откуда раздаются раздаются  звуки, прислушиваться к интонации певческого голоса.                                                                                 С первых месяцев, нормально развивающийся ребёнок, отвечает на характер музыки, так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.                                                                                                         К  концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением,  лепетом.                       Проявления  эмоциональной  отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют  осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Второй год жизни.

При восприятии музыки, дети второго года жизни проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение.                   Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает низкий и высокий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску.              Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных  фраз песни.                                                                                                      Малыш в этом возрасте  овладевает простейшими движениями:        хлопает в ладоши, притопывает ножкой, кружится под звуки музыки.

Третий и четвёртый год жизни.

У детей этого возраста повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств  предметов и явлений, в том числе  и музыкальных . Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.                    Происходит переход от ситуативной  речи к связной, от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному, заметно укрепляется мышечно – двигательный аппарат.                                                                      У  ребёнка появляется желание заниматься музыкой,  активно действовать.  К  4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку, они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени, самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни

Этот год жизни ребёнка характеризуется активной любознательностью. Настаёт  период  вопросов: «Почему?», «Отчего?».                               Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения.                                                        Дети в этом возрасте   наблюдательны, способны определить: музыка весёлая, радостная, спокойная;  звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).                                                     Ребёнку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.                                             Голос в этом возрасте приобретает звонкость и подвижность.      Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого.                                                  Налаживается  вокально – слуховая координация.                                         Идёт освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков –  это даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах.           Одни стремятся по – своему исполнить роль, другие проявляют интерес только к одному виду деятельности, в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Читайте также:  Нормативы психического развития первый год жизни ребенка

Шестой и седьмой год жизни

Этот период подготовки ребят к школе. На основе полученных  знаний и впечатлений о музыке, дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Дети способны в этом возрасте  к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.                        Ребёнок может  выразить наиболее яркие средства музыкального языка, и,  учитывая их, действовать, в соответствии с определённым образом , при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений.                                    Это способствует музыкально – слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. У  детей 6 -7 лет  ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется напевность, звонкость.Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются  ярче.                                                                                                        Музыкальное развитие – это результат формирования ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности.                                                  Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.                          

Развитие происходит:

  1. В области эмоций от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
  2. В области ощущения, восприятия и слуха от  отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
  3. В области проявления отношений от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
  4. В области исполнительской деятельности от действий по показу, подражанию к самостоятельным  выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.
  5. Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства  – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения  к музыке. Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации  и целенаправленного обучения, поэтому мы ставим  перед собой задачи музыкального воспитания в детском саду, которые подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребёнка и строятся    с  учётом  своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.       Задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений;
  2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
  3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо – высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и  выразительность движений;
  5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе  полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
  1. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной  деятельности:  передаче характерных образов в играх и  хороводах, использовании  выученных танцевальных движений в новых  самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации маленьких песен и  попевок.  
  1. Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности и интересы каждого ребёнка.                               Необходимо помнить об индивидуально – дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги,            которые произошли в их развитии и воспитании.

Источник