Особенности моторного развития ребенка с ринолалией

Особенности моторного развития ребенка с ринолалией thumbnail
1.3 Особенности общей моторики у дошкольников с ринолалией

Как отмечают многие ученые (Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова и др.), у детей с речевыми нарушениями часто имеется нарушение не только речевого, но и психомоторного развития. У них отмечается неустойчивое внимание, незначительный объем памяти. Присутствует также и неврологическая симптоматика, усугубляющая общую картину психоречевого развития. Повышенная возбудимость, расторможенность, неустойчивость эмоционального фона у таких детей влечет за собой быструю утомляемость, неспособность долго сосредотачиваться на одном задании и, как следствие, потерю интереса к выполняемому заданию. Все это необходимо учитывать в работе и выстраивать методику занятий с учетом специфики эмоционально волевой сферы данной категории детей [15].

Просматривается четкая прямая зависимость между уровнем развития речи детей и состоянием их моторной сферы – у детей с нетяжелыми речевыми диагнозами нарушения состояния общей моторики менее выражены, чем у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Системное изучение двигательной сферы детей с ринолилией показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук [12].

Нарушение моторики проявляется и в такой речевой патологии как ринолалия. Общая моторная сфера детей с ринолалией характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок с ринолалией несколько позднее своих сверстников может начинать захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках [20].

При ринолалии происходит нарушение физического развития. Нарушение дыхания, условно-рефлекторной деятельности небных и глоточных мышц, в свою очередь, способствует задержке физического развития. Попытки помешать выходу воздуха через нос при фонации приводят к появлению сопутствующих, насильственных движений мимической мускулатуры: дети сжимают ноздри, морщат лоб, хмурят брови, поднимают верхнюю губу. В некоторых случаях такие движения мимической мускулатуры наблюдаются уже в возрасте 2,5-3 лет.

Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти слабые, быстро устают, движения недостаточно координированы. Речь часто сопровождается напряжением растопыренных пальцев обеих кистей. Дети позднее начинают держать голову, сидеть и ходить. Нервно-мышечный аппарат речи рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания.

Возникающие при этом специфические нарушения речи усугубляются недоразвитием фонематического восприятия, причем в большей мере страдают дифференцировки фонем. Отклонения в строении органов артикуляции, недостаточность речевой моторики могут явиться причиной нарушения не только произношения звуков, но и слухового восприятия [17].

Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба. Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. У детей с открытой ринолалией нарушается переплетение мышц неба по средней линии и их физиологическое натяжение, а также  отмечается асимметрия мышц мягкого неба слева и справа. Эта асимметрия проявляется к 4—5 годам и с возрастом прогрессирует. Слизистая оболочка  глотки становится бледной, вялой, атрофичной. Смыкание мягкого неба и задней стенки глотки не осуществляется.

Изменение взаимодействия мышц всего артикуляционного аппарата. Отмечается нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий, а в ряде случаев тикообразных и хореических движений лицевых мышц.

Кроме отставания в развитии общей моторики, как правило, у дошкольников с ринолалией наблюдается несформированность тонких движений пальцев рук. Она проявляется при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности, нечеткости пальцевых движений, в моторной истощаемости (замедление темпа, смазанность, неточность движений, различных синкинезиях (содружественных движениях, в низком уровне ручной ловкости на манипулирование с мелкими предметами.

У детей с врождёнными расщелинами часто наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость. Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций, развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность.

Из-за непроходимости носовой полости, ребёнок вынужден дышать ртом, что ведёт к частым вирусным и простудным заболеваниям.

Ринолалия является одним из наиболее сложных речевых дефектов, так как оказывает влияние не только на речевое развитие ребёнка, но и на формирование его психики. По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; дети с задержкой психического развития; дети с олигофренией (разной степени).

Таким образом, состояние психомоторных и сенсорных функций у детей дошкольного возраста с ринолалией значительно ниже возрастной нормы; у детей отмечается дефицит таких процессов, как внимание и память, общая и мелкая моторика, зрительно-пространственная ориентация и речеслуховое восприятие.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник

РинолалияСтатья об особенностях психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. Открытая ринолалия, в зависимости от вызывающих ее причин, бывает следующих трех видов.

  1. Функциональная открытая ринолалия.
  2. Органическая приобретенная открытая ринолалия.
  3. Органическая врожденная открытая ринолалия.
Читайте также:  Влияние детского общества на развитие ребенка

Хотелось бы остановиться на органической врожденной открытой ринолалии. Она чаще всего бывает обусловлена расщелиной твердого и/или мягкого неба, иногда в сочетании с расщелиной верхней губы. Этот тяжелый и довольно часто встречающийся порок развития закладывается на втором-третьем месяце внутриутробной жизни плода. Если в этот период не произошло нормального формирования твердого и мягкого неба, то ребенок рождается с небной расщелиной. Нередко при этом наблюдается расщелина альвеолярного отростка.

Причинами врожденных расщелин губы и неба являются разнообразные экзогенные и эндогенные факторы, например такие как:

  • Генетические – неблагоприятная наследственность, наличие расщелин у прямых или косвенных родственников;
  • Биологические – заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз, краснуха);
  • Химические – контакт с вредными веществами (ядохимикатами, кислотами); плохое состояние окружающей среды; влияние алкоголя, никотина, наркотиков; бесконтрольный прием лекарственных препаратов, в частности, перенасыщение организма плода витамином А и прием препаратов группы кортизонов;
  • Социальные – стрессовые ситуации, психические травмы;
  • Эндокринные заболевания матери.

Помимо ряда патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, нарушении дыхания, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры, у детей с открытой органической врожденной ринолалией наблюдаются также нарушения психического и физического развития, как вторичные нарушения в структуре речевого дефекта.

Вопросы исследования высших психических функций у детей с врожденными расщелинами губы и неба сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Степень вторичных нарушений психических процессов напрямую зависит от степени речевого недоразвития.

Отмечено, что у детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов.

Дети могут обладать неустойчивым и рассеянным вниманием, при этом его объем, и точность почти не страдают. В случаях нарушения внимания затрудняется процесс познавательной деятельности.

У детей с данной формой ринолалии несколько сужен объем вербальной памяти по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. У них медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена.

Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, к инактивности (заторможенности) процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понимании обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено.

Скорость протекания мыслительных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала.

Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, раздражительность, лабильность настроения, слабость активного торможения и т. д.

Особенности поведения детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за специфики физического и психического развития такого ребенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям.

Таким образом, такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность.

У таких детей исследователи также отмечают и особенности игровой деятельности. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников.

В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Несомненно, гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Ощущение своих недостатков вызывают у ребенка тяжелые душевные переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно отражается на психике.

Осознание своей неполноценности у большинства детей наблюдается на 6-7 году жизни, перед поступлением в школу. У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянного характера, так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений.

В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с данной формой ринолалии изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, а позднее – снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения отдельных участков мышц лица: крыльев носа, носо-губных складок, лобных мышц, мышц, сморщивающих брови.

Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение. В этот период неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт личности.

Что касается физического развития, то первая трудность, с которой приходится столкнуться матери новорожденного ребенка с данной патологией – это нарушение акта сосания. Расщепление, как губы, так и неба ведет к невозможности герметического закрытия полости рта и последующего пониженного давления в ней, что необходимо для того, чтобы втянуть в рот молоко матери. Ребенка переводят сначала на питание сцеженным молоком матери с ложечки или даже из пипетки, а затем и на искусственное вскармливание. Во время кормления ребенок захлебывается, поперхивается, начинает кашлять и срыгивать, т. к. молоко попадает в носовую полость, там разлагается, что может привести к воспалению слизистой оболочек носовой полости. Не исключена возможность попадания пищи в дыхательные пути и как следствие этого воспалительные процессы в верхних дыхательных путях.

Читайте также:  Темы семинаров о личностном развитии ребенка

Искусственное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени такие дети предрасположены к катару верхних дыхательных путей, рахиту, анемии, бронхиту, пневмонии.

Нередко у детей с данной патологией наблюдаются патологические изменения в ЛОР-органах органах, а именно искривление носовой перегородки, деформация крыльев носа, аденоиды, гипертрофии миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) – от небольшого снижения до значительной тугоухости.

Также наблюдается задержка формирования статико-динамической функции. Для таких детей характерна общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений, трудности при выполнении общеразвивающих упражнений. Страдают темп, ритмичность и переключаемость движений.

Характерны нарушения тонких дифференцированных движений в процессе выполнения проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети с опозданием овладевают навыками самообслуживания, требующими точных, целенаправленных ручных движений: завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц и т. д. Выражена моторная несостоятельность на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

На примере всего выше описанного, можно сказать, что детям с врожденными расщелинами губы и неба необходима ранняя комплексная помощь со стороны ряда специалистов: хирургов, ортодонтов, педиатров, логопедов, а также невропатологов, психологов, оториноларингологов, физиотерапевтов.

Фролова А.М,
учитель-логопед

 Loading …

Источник

Характеристика ринолалии

Характеристика ринолалии сложна и не однозначна. Достаточно отметить, что медики и логопеды по-разному интерпретируют этот диагноз, что значительно усложняет его понимание. В практике первых болезнь характеризуется как синдром гнусавости, тогда как вторые расширяют понятие до нарушения резонирования в носовой полости из-за органических дефектов или проблем с функционированием речевого аппарата. Естественно, что подход к устранению проблемы тоже отличается.

Общая характеристика ринолалии

Характеристика нарушения при ринолалии выделяется как искажение в произношении звуков и тембре голоса из-за проблем с небно-глоточным смыканием. Суть заболевания нередко описывают как гнусавую речь, но это определение не является достаточно точным, поскольку кроме яркого нозологического дефекта логопед выделяет также артикуляционные и акустические недостатки.

Механизм нарушения речи при ринолалии заключается в том, что во время выдоха струя воздуха направляется в нос даже тогда, когда это не нужно для произношения фонема, или напротив, не попадает в носовую полость, хотя именно этот требуется для нормального звучания. Другими словами, нарушается нормальное взаимодействие ротовой и носовой полости.

Заболевание нельзя назвать редким. Специалисты сталкиваются с ним довольно часто, а из-за схожих с механической дислалией характеристик, даже относят эти проблемы к одному виду.

Важно! Для преодоления столь сложного дефекта требуется одновременная помощь хирурга, ортодонта, логопеда и отоларинголога.

Причины ринолалии

Характеристика ребенка с ринолалией всегда включает в себя выявление причин возникновения болезни. Все они делятся на 4 группы, представленные ниже в таблице.

Характер

Конкретные источники заболевания

Органические причины центрального генеза

  • Кровоизлияния;
  • ЧМТ;
  • Проблемы мозгового питания;
  • Паралич;
  • Экстрапирамидные нарушения.

Органические причины периферического характера

  • Короткое небо;
  • Полипы, аденоиды;
  • Искривление носовой перегородки;
  • Перфорации или рубцы на ткани в следствие оперативного вмешательства;
  • Расщелины неба или губ;
  • Физическое отсутствие маленького язычка, а также другие его дефекты.

Функциональные причины центрального характера

  • Психические и эмоциональные потрясения, способные привести к неправильному функционированию неба;
  • Невротические расстройства;
  • Последствия хирургического вмешательства

Функциональные причины периферического характера

  • Нарушение дыхания;
  • Опущенное мягкое небо;
  • Заболевания евстахиевой трубы;
  • Проблемы слухового контроля.

Важно! Большая часть причин ринолалии может быть приобретенными или врожденными, а значит проявиться болезнь может в любом возрасте.

Классификация и характеристика видов заболевания

Характеристика структуры речевого дефекта при ринолалии позволяет разделить заболевание на 3 основные группы:

  1. Закрытая – появляется, когда некое препятствие не дает воздушной струе выходить через нос.
  2. Открытая – отличается наличием постоянного сообщения между носом и ротовой полостью. Воздушная струя свободно попадает в нос и рот во время говорения, из-за чего проявляются характеристики заболевания.
  3. Смешанная – сочетает в себе признаки обоих видов болезни. Носовые фонемы при этом обычно отсутствуют.

Каждому виду нарушения свойственны свои характеристики, причины, звукопроизношение.

Характеристика дефекта при ринолалии закрытого типа

Проблема такого вида заболевания кроется в низком носовом резонансе во время говорения. Независимо от того, какие фонемы произносятся, воздушная струя проходит через рот. Естественно, что при этом страдают все носовые звуки, а в особенности твердые/мягкие М и Н. Кроме проблем с носовыми согласными, неправильно звучат и гласные. Они теряют свою тональность, смазываются, становятся неестественными.

Характеристика открытой ринолалии

Формирование дыхания при ринолалии открытого типа затрудняется из-за преграды между ротовой и носовой полостью. Струя воздуха при этом серьезно ослабляется, поскольку вынуждена проходить одновременно через рот и нос. Тембровое произношение всех звуков нарушается, но особенно заметен дефект на носовых фонемах. Чаще встречается органическое открытое заболевание. Оно свойственно физически слабым детям, чей мышечный тонус нарушен.

Характеристика смешанной ринолалии

Структура заболевания ринолалии смешанного типа сочетает в себе факторы обоих видов нарушения, а потому внешне она проявляется по-разному, в зависимости от того какая проблема выражена сильнее. Оттенок голоса становится назальным, больной говорит «в нос» и это очень заметно для окружающих. В любом случае изменяется как артикуляционная, так и акустическая характеристика речи ребенка с ринолалией.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 134 жемчужинка

Способы диагностики ринолалии

Речь, звуки и тембр при ринолалии довольно специфичны, поэтому поставить диагноз обычно не сложно, но для назначения лечения этого оказывается недостаточно. Проблемы вызывает определение конкретных характеристик и для этого привлекается множество специалистов, среди которых: отоларинголог, логопед, ортодонт, фониатр, дефектолог, невролог и другие. Каждый из них проводит собственное обследование, по результатам которого определяется структура речевого дефекта при ринолалии и назначаются лечебные мероприятия.

Логопедическая диагностика включает в себя:

  1. Оценку строения артикуляционного аппарата.
  2. Оценку подвижности мышц голосового аппарата.
  3. Изучение физиологического и фонационного дыхания.
  4. Анализ голосовых характеристик.

Диагностика может включать в себя разные обследования. Так, для выявления открытого типа применяется проба Гутцмана, в ходе которой больному предлагается произнести гласные звуки, закрывая при этом то один, то другой носовой проходы. Это позволяет не только услышать звук, но и прочувствовать вибрационные особенности. Кроме речи, обследуется также способность ребенка читать и писать. Определение ринолалии и заключение всех специалистов становится основой лечебно-коррекционного плана.

Важно! Чем раньше будут проведены диагностические процедуры, тем выше вероятность полного устранения нарушения.

Какие проводятся обследования

Поскольку этиология болезни сложна, простым наблюдением и беседой специалисты обойтись не могут. Особенности нарушения голоса при ринолалии определяются специальными диагностическими процедурами. Их описание представлено в таблице ниже.

Методы обследования

Особенности процедуры

Рентгенография носоглотки

Позволяет определить степень разрастания аденоидов, выявить особенности носовой перегородки, оценить воспалительный процесс, опухоль и т.д.

Риноскопия

Позволяет обследовать полость носа и выявить в ней образования, особенности перегородки.

Электромиография

Позволяет оценить состояние нервно-мышечного аппарата.

Фарингоскопия

Дает возможность обследования состояние глотки.

Все перечисленные исследования позволяют врачам визуализировать изменения и определить степень их выраженности. Выбор конкретного метода обследования остается за специалистами, проводящими дифференциальную диагностику, но особенное внимание уделяется рентгеновским снимкам, поскольку именно они позволяют увидеть точную картину.

Способы лечения и коррекции

Речевое нарушение при ринолалии настолько очевидно, что обойтись без комплексного лечения становится невозможно. Его выбор зависит от характеристики нарушения, его причин и времени возникновения.

Устранение органических характеристик

Врожденная ринолалия обусловлена в основном органическими дефектами, устранить которые можно с помощью специальных медицинских средств и хирургического вмешательства:

  1. Изготовление глоточного обтуратора – позволяет имитировать правильные движения неба, закрывая существующий недостаток. С его помощью нормализуется дыхание, воздушная струя направляется в нужную сторону, речь восстанавливается.
  2. Уранопластика – требуется, если в основе болезни лежит расщелина твердого неба.
  3. Велофарингопластика – назначается, если причиной болезни стали расщелины губ и неба одновременно или если уранопластика не помогла достичь должного эффекта.
  4. Хейлопластика – помогает ликвидировать дефекты губ, носа и полностью восстановить их первоначальные функции. Проводится уже на первом году жизни ребенка.
  5. Аденотомия – позволяет убрать лимфоидную ткань из носоглотки, чтобы она не препятствовала нормальной работе органов.
  6. Полипотомия носа – требуется, если виной нарушения стали полипы.
  7. Септопластика – позволяет изменить носовую перегородку, чтобы улучшить движение воздуха.

Если первичные и вторичные нарушения при ринолалии у детей вызваны новообразованиями, назначается процедура по их удалению.

Важно! Любой из перечисленных способов коррекции требует дальнейших восстановительных работ, физиотерапии, медицинского сопровождения.

Устранение функциональных характеристик

Функциональная ринолалия в большинстве случаев корректируется специальными физиотерапевтическими и психотерапевтическими методиками, поскольку в ее основе часто лежат психологические проблемы. Дополнительно к ним назначается логопедическая работа. Она включает в себя стандартные методы работы:

  1. Гимнастику, благодаря которой артикуляция и голос при ринолалии восстанавливаются.
  2. Логопедический массаж.
  3. Постановку и автоматизацию фонемов.
  4. Развитие силы и гибкости голосовых связок.
  5. Развитие слухового внимания и т.д.

Нередко органическая форма болезни перетекает в функциональную. Это происходит, когда физический дефект успешно устраняется хирургическим вмешательством, но психологические проблемы не позволяют больному в полной мере начать пользоваться своим голосовым аппаратом. В таком случае назначается комплексное лечение, включающее в себя все перечисленные способы коррекции.

Какие специалисты лечат нарушение

Для лечения применяется комплексный подход. Список узких специалистов обширен и включает в себя не только представителей медицинских профессий, но и педагогов. Обычно к работе привлекаются: челюстно-лицевой хирург, отоларинголог, невролог, стоматолог-ортодонт, психолог или психотерапевт, дефектолог или логопед. Окончательное решение о получение консультации у того или иного профессионала принимается в зависимости от структуры дефекта. Речь ребенка с ринолалией можно восстановить до нормальной, если начать работу как можно раньше.

Профилактика ринолалии

Особенности детей с ринолалией отрицательно влияют на процесс обучения, поэтому при наличии предпосылок к развитию заболевания, устранить их следует как можно раньше. Большая часть врожденных органических проблем требует вмешательства хирурга уже на первом году жизни. Не редко дефект можно выявить еще в утробе и скорректировать практически сразу после рождения. В этом случае прогноз весьма положительный.

Что касается функционального нарушения, развитие ребенка при ринолалии и ее профилактика включают в себя фониатрические и логопедические занятия, в результате которых речь восстанавливается в полной мере. Особенное внимание на необходимость профилактической работы следует обратить родителям, чьи дети имели какие-либо органические или неврологические проблемы в младенчестве.

Видео

120

Источник