Особенности моторного и когнитивного развития ребенка

Особенности моторного и когнитивного развития ребенка thumbnail

Татьяна Георгиевна Редикульцева
Консультация для педагогов «Особенности когнитивного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»

Дошкольный возраст – это период с 3 лет до 6–7 лет. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии.Первая стадия: от 3-х лет до 5-ти лет – младший дошкольный возраст.Вторая стадия: от возраста 5 лет до 6–7 лет – старший дошкольный возраст. Некоторые исследователи выделяют также и средний дошкольный возраст: 4 лет до 5-ти лет.

Ранний детский возраст – это важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика [2, с. 102].

Первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», так как контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается собственно речь. Речь взрослого играет важную роль в развитии ребенка, ведь она развивает положительные эмоции и речь самого ребенка.

Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка [2, с. 142]. В рассматриваемый ранний период ребенокв связи с произошедшими в его жизни важнейшими переменами: прямохождением, овладением предметными действиями и речью – проделывает очень большой путь в собственном психическом развитии. В этом возрасте происходит развитиенового отношения к миру предметов: они становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и определенный способ употребления. Взрослый развивает у ребенка соотносящие и орудийные действия, с помощью которых можно оказывать влияние на окружающие предметы, изменять их.Овладение этими действиями создает условия для освоения новых видов деятельности: игровой и предметной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Для ребенка в раннем возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению [4, с. 145].

Если рассматривать когнитивное развитие детей дошкольного возраста, то необходимо рассмотреть следующие познавательные процессы. Так, восприятие в дошкольном возрастеутрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для развитиявнимания свойственно следующее:

значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;

складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;

внимание становится опосредованным;

внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);

появляются элементы после произвольного внимания [1, с. 112].

Дошкольное детство – это возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией

У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.

В среднем дошкольном возрасте (между 4-мя и 5-тью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании. В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти [2, с. 132].

Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания [2, с. 133].

Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к вербально-логическому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение дошкольного периода является наглядно-образное мышление [3, с. 151].

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребенка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

В дошкольном возрасте развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т. д.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

ребенок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности;

ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

речь превращается в особую деятельность,имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли [5, с. 89].

В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребенок-дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К шести-семи годам речь, язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму [3, с. 78].

Таким образом, исходя из вышеизложенного нами материала, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это важный период физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Б. С. Возрастная психология.В 2 частях: учебные пособия для вузов / Под редакцией Б. С. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 366 с.

2. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 465 с.

3. Иванников В. А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 198 с.

4. Котова И. Б.Общая психология: Учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 480 с.

5. Смирнова Е. О.Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2011. – 299с.

Источник

Когнитивное развитие. Часть 1

Каким образом развивается наша способность мыслить логически и ясно? Что происходит в детском мозгу по мере того, как ребенок приобретает навыки понимания и осознавания явлений окружающей действительности? Иными словами, что скрывается за процессом когнитивного развития, и что это вообще такое?

Давайте познакомимся с этим понятием поближе и рассмотрим особенности развития мыслительных процессов у человеческих существ. В данной статье мы познакомим вас с основными явлениями и вехами когнитивного развития, а также с одним из ведущих теоретиков данной сферы – Жаном Пиаже, и выделяемыми им стадиями в этом немаловажном процессе.

В рамках данной статьи мы остановимся на первых двух таких стадиях, а в следующей статье продолжим тему. Там же мы укажем некоторые практические способы и рекомендации для родителей, которые хотели бы помочь своему ребенку в его когнитивном развитии.

Итак, сначала давайте определим, что понимается под данным термином, и какие факторы здесь важны.

Что такое когнитивное развитие

Когнитивным развитием называют развитие мышления у детей, в ходе которого они осмысляют, познают и постигают вещи и явления. Это включает в себя развитие знаний, способностей, умения решать задачи и диспозиций, которые помогают детям осмысливать и понимать окружающий мир. Согласно Википедии, когнитивное развитие охватывает становление всех мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Когнитивное развитие также можно называть умственным, потому что оно затрагивает мышление и умственные процессы. Развитие собственно мозга (различных мозговых структур) – это неотъемлемая часть когнитивного развития.

Как известно, в первые пять лет жизни дети быстро и активно развиваются. Их формирование разворачивается в четырех важных плоскостях:

  1. Моторное (физическое) развитие.
  2. Язык и коммуникация.
  3. Социально-эмоциональное развитие.
  4. Когнитивное развитие.

Умственное развитие человека зависит от целого ряда факторов, и влияние их не всегда однозначно и одинаково. Основными из них являются:

  • генетические факторы;
  • протекание беременности у матери;
  • факторы окружающей среды (например, питание, достаточная психическая стимуляция);
  • число детей в семье;
  • социально-экономическое положение семьи;
  • влияние школы и методов обучения;
  • личностные особенности ребенка и родителей, как, например, темперамент, личный стиль обучения и усвоения материала и пр.;
  • личностные качества родителей, к примеру, высокий уровень интеллекта или творческих способностей, нонконформизм и пр.;
  • и другие факторы.

То, насколько умственно развит будет человек, зависит от разных предпосылок, однако сам процесс когнитивного развития протекает у всех людей довольно схожим образом, проходя через основные стадии. Первым, кто выделил важные фазы развития мышления у детей, был швейцарский исследователь Жан Пиаже (1896-1980). Его теория и открытия оказали огромное влияние на последующее совершенствование психологической теории и понимание детского развития, и явились в некотором виде революционными.

Теория Жана Пиаже широко известна и изучается в настоящее время, хотя и была дополнена и скорректирована более современными исследованиями и открытиями. Она дает возможность приоткрыть завесу над тем, как ребенок приобретает мыслительные навыки и развивает свое мышление, логику, восприятие и умение решать задачи. Ее стоит рассмотреть более подробно.

Теория когнитивного развития по Жану Пиаже

Заслуга Пиаже заключается в том, что он подошел к вопросу развития мышления у детей как к центральному процессу их развития, в котором ребенок выступает как активный его участник, любознательный и экспериментирующий исследователь-ученый, ставящий опыты и взаимодействующий с окружающим миром. В ходе этого исследования и интеракции с окружающей действительностью ребенок развивает свои когнитивные способности и приобретает ценные навыки осмысления мира и явлений.

До этого в данной теме главенствовала дискуссия о том, какие факторы предопределяют развитие и характеристики человека – «природные» факторы: врожденные свойства и биологическое созревание, либо «приобретенные»: выученные и приобретенные свойства, влияние среды (nature vs nurture). Данная дихотомия является ложной, т.к. и те, и другие факторы играют свою роль.

Подход Жана Пиаже отталкивается от другой предпосылки – в центре оказывается вопрос о том, какие открытия делает ребенок в своем развитии и какие навыки приобретает в процессе. Стадии развития, которые выделил Пиаже, отражают главные вехи этого пути. Их всего четыре.

Но, прежде чем мы перейдем к детальному рассмотрению каждой из них, необходимо уточнить несколько важных понятий, введенных швейцарским психологом. Пиаже считал, что на основе своих экспериментов и взаимодействия ребенок строит некие теории или идеи, которые Пиаже назвал схемами (нем. schema, schemata). Это концепции или ментальные конструкции (модели), которые ребенок использует, чтобы категоризировать и интерпретировать информацию. Например, если в опыте малыша были собаки, у него есть схема для них, и, встречаясь с новыми собаками, он будет узнавать в них именно таких животных.

Созданные схемы могут видоизменяться и дополняться двумя основными способами:

  • Ассимиляция – процесс усвоения информации, похожей или сравнимой с имеющейся. При этом ребенок добавляет новую информацию в уже существующую схему. Например, у ребенка были в опыте большие мохнатые собаки, но видя в первый раз чихуахуа, он соотносит такого песика с привычными собаками в своей схеме.
  • Аккомодация – процесс изменения имеющихся схем на основе новой информации. В этом случае новые данные не вписываются в старые схемы – для них пока не существует подходящей модели, и человек модифицирует свое понимание. Например, ребенок может называть лису собакой, потому что у него есть схема лишь для последних. После того как родители его поправляют и объясняют, что это лиса, а не собака, он корректирует свои схемы.

Данные процессы присущи не только малышам, познающим мир, но и взрослым. Эти два процесса имеют место на протяжении всех четырех стадий развития, выделяемых Пиаже.

Стадии когнитивного развития по Жану Пиаже

Как мы уже отметили, швейцарский исследователь выделял четыре стадии развития у детей, начиная с рождения до взрослого возраста:

  1. Сенсомоторная стадия (0-2 года).
  2. Дооперациональная стадия (2-6 лет).
  3. Стадия конкретных операций (7-11 лет).
  4. Стадия формальных операций (12 лет и старше).

По мнению Пиаже, развитие мышления у людей формируется и достигает максимума к взрослому возрасту, поэтому в его теории процесс когнитивного развития завершается на этой фазе. Однако в последнее время была доказана ограниченность и ошибочность такого взгляда ввиду того, что человеческий мозг обладает свойством нейропластичности, и мы способны обучаться новым вещам, осваивать новые навыки и стратегии, расширять свой кругозор и умения. Как гласит поговорка, «Век живи – век учись», – обычно человек продолжает приобретать новые знания и практические навыки в течение всей жизни.

Итак, что же характеризует каждую из стадий развития нашего мышления?

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Первая стадия называется сенсомоторной потому, что на данном этапе у детей наблюдается особая связь между двигательной (моторной) активностью и мышлением (сенсорным восприятием). На этой стадии малыши овладевают различными моторными двигательными навыками – хватать, держаться за предметы, бросать, мять, ударять и т.п. В процессе таких действий они постигают, как ведут себя объекты, и что будет, если с ними так поступать.

Ребенок начинает осознавать себя как носителя действия, а также то, что он отдельный субъект. Он замечает результат своих действий и научается действовать произвольно, с намерением получать определенный эффект. Например, младенец трясет погремушку, чтобы извлечь звук.

Важнейшим открытием на данном этапе является понятие о постоянстве объекта – ребенок усваивает, что предмет продолжает существовать, даже если он становится недоступен органам чувств, т.е. невидим или вне обозрения. Так, детям в возрасте от 5 до 8 месяцев открывается, что даже если игрушка спрятана, например, под одеялом или за чем-то, то, хоть ее и не видно, она там есть и ее можно взять. Однако ребенок в возрасте около года тем не менее будет искать игрушку там, где в последний раз ее находил, а не там, где он видел, что ее спрятали.

Чтобы лучше понять, как это выглядит, посмотрите это короткое видео на английском языке, демонстрирующее разную способность детей понимать принцип постоянства объекта.

Другое значительное явление, наблюдающееся приблизительно в то же время у детей на сенсомоторной стадии развития, – это боязнь посторонних людей. Она вызывается тем, что ребенок не способен ассимилировать чужих и незнакомых людей в свои существующие схемы.

За первой стадией развития, охватывающей возраст от рождения до примерно 2 лет, следует дооперациональная.

Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)

Вторая стадия в целом соответствует дошкольному возрасту (нужно учитывать, что возраст в данной теории указывается приблизительный). Она получила название дооперациональной, т.к. на этом этапе дети не понимают операций – логических манипуляций, и не умеют мыслить логически. Под операциями понимаются такие процедуры, как разделение, объединение и другие преобразования, требующие логического мышления. Другими словами, ребенок на этой стадии, особенно в ее начале, не способен пользоваться логическими категориями и операциями: классифицировать, сравнивать, оценивать, измерять и т.п.

Тем не менее, на этом этапе наблюдается очень важная особенность – дети осваивают речь и начинают активно пользоваться символическим мышлением. Т.е. они используют слова и символы для репрезентации предметов, групп предметов, образов и идей, активно пользуются воображением и символической игрой. Так, кубики могут стать подданными царства или зданиями, а руки ребенка – крыльями самолета. Такие игры и способность «притворяться» на самом деле являются важным когнитивным достижением – данная степень абстрагирования не доступна высшим приматам и другим животным.

Жан Пиаже считал, что дети на этой стадии неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, и вдобавок детская логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. Так, в возрасте 3-4 лет дети не в состоянии понять понятие о сохранении вещества. Принцип сохранения представляет собой понимание того, что количество вещества будет оставаться тем же, даже если изменить его форму. К примеру, если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нем будет столько же. А если шар из пластилина раскатать в продолговатую колбаску, количество пластилина не изменится. Такие операции становятся доступны детям лишь на следующей стадии когнитивного развития.

Чтобы увидеть, как выглядит в жизни логика детей на раннем этапе дооперациональной стадии развития (еще не освоивших принцип сохранения массы и количества), посмотрите данное видео. (https://www.youtube.com/watch?v=ZDNi4z5tdqU)

Другая отличительная черта данного этапа – это детский эгоцентризм. В данном контексте это значит, что ребенок в возрасте приблизительно до 3 лет воспринимает мир как продолжение себя, именно таким, каким он его видит, не осознавая и часто с трудом принимая точки зрения, отличающиеся от его собственной. На данной стадии для детей естественно считать, что все видят и воспринимают мир точно как же, как и они, и имеют те же чувства, мысли, предпочтения и желания.

Примерно между 3 и 5 годами жизни дети начинают осознавать, что у других людей свои точки зрения, чувства и мысли, и они воспринимают мир иначе, по-своему. Это явление получило название модели психики человека (или теории разума, по-английски theory of mind).

На смену дооперациональной приходит стадия конкретных операций, на которой дети демонстрируют большую способность к логическому мышлению. Ее, а также четвертую стадию – формальных операций, мы подробно рассмотрим в следующий раз, так же как и ценные практические соображения и рекомендации для родителей.

Ну а пока приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». Данный онлайн-тренинг будет полезен всем тем, кто желает научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Удачи!

Источник