Особенности личности родителей и их роль в развитии ребенка

 Роль родителей в формировании личности ребёнка.

В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Актуальная задача педагогики в том, чтобы показать родителям, что семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе – главная  социальная  задача, решаемая обществом и семьей.

          Родители- первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Родителям приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают  закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи родителям в овладении основами педагогических знаний. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и её потребностях, создающих соответствующий нравственный микроклимат.

          От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере взаимных симпатий.  Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.

           Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно- эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

          Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

          Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности с родителями (затем с взрослыми и сверстниками) эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мир родителей (взрослых) и мир детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально-эмоциональное развитие ребенка.

          Основы благоприятного социально-эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый-ребенок». Смысловые, эмоционально теплые взаимоотношения родителя с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к положительно окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Чтобы  эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, родителям необходимо постоянно оказывать ребенку психологическую, в том числе эмоциональную поддержку, избегать жесткой зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка. Это позитивно влияет на развитие личности  и является своеобразной профилактикой неврозов и других психических нарушений.

          В три года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!». Начинается становление самосознания ребенка, последовательное формирование различных компонентов его структуры. В этот период очень   важно родителям  приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я? Какой я? Ребенок способен различать простейшие эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи.

          В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.  

          Для социального – эмоционального развития малыша в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребёнка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы. Для обогащения социального – эмоционального развития ребёнка целесообразно в семье создать такие условия, в которых ребёнок мог бы активно усваивать все важнейшие компоненты социального опыта:  аксеологического  (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческого – деятельностного.

          Социально – эмоциональное развитие ребёнка осуществляется благоприятно при условии “представленности” в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности ребёнка в их освоении. Так, включение ценностного компонента формирует ориентацию ребёнка в общечеловеческих ценностях добра, красоты, справедливости, в ценности своей семьи. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребёнком личностно-значимыми и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими.

  Познавательный компонент социального опыта информирует ребёнка о принятых в обществе нормах и способах поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций.  

 Коммуникативный и поведенческо – деятельностный компоненты помогают ребёнку освоить многообразие форм социального взаимодействия, сотрудничества, с использованием вербальных и невербальных средств коммуникаций, а так же культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребёнку активно выражать свои чувства и желания.

           Как утверждают отечественные учёные, социально – эмоциональное развитие осуществляется постоянно, пронизывает всю жизнедеятельность ребёнка в семье. В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально – эмоционального развития является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребёнка. К ним относятся:

  1. Потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
  2. Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительные самоутверждения, формирует чувства уверенности.
  3. Потребность в признании достижений ребёнка со стороны родителей, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру.
  4. Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка.
  5. Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослыми и  детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.

          Степень удовлетворённости этих потребностей обусловлена теми условиями, в которых живёт и развивается ребёнок, то есть средой.  Как известно, ближайшее социальное окружение ребенка – семья. Средовой подход семьи в воспитании является сегодня одним из популярных. Среда выступает в роли обобщённого, совокупного, объединённого, целостного средства. Качество среды зависит от взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения факторов и условий.

          Домашнюю предметно – пространственную развивающую среду рассматривают как необходимое условие жизнедеятельности ребёнка. Построенная с учётом личностно – ориентированного подхода к ребёнку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств в его личности. Среда развития ребёнка – пространство жизнедеятельности дошкольника, те условия, в которых протекает его жизнь.

          Воспитательная среда по мнению исследователей Л.И.Новиковой, Ю.С.Мануйлова – это средство развития личности ребёнка. Среда обладает такими основными параметрами как активность и системность. Нет ни одного компонента среды, который не имел бы своего значения в процессе влияния на личность. Другой исследователь среды (Е.В.Бондаревская) подчёркивает необходимость отношения к ней как к “жизненному пространству ребёнка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается”.

   Основное назначение  воспитательной среды в семье в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности малыша. Один из последних подходов к пониманию среды определяет её как “среда взаимодействия” (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений).

  В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.  Взаимоотношения членов семьи, личный пример отцов и матерей, семейные традиции-все это можно обозначить одним словом – общение. Общение старших и младших в семье имеет три формы: эмоциональную – ласка, забота, нежность; ситуативную – контакт взрослых с ребенком в игре, развлечениях; речевую – раскрытие норм поведения , советы, выражение сочувствия. Эти формы почти всегда выступают в единстве.

  Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

  «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные»- всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

 Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психолого-педагогической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения, большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

    Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человечка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными. Как для нас   важно эмоциональное благополучие детей, их уверенность в завтрашнем дне, в будущей счастливой жизни. Общая радость, совместный труд, заботливость, живая связь с детьми очень развивают чувство семьи. Это и есть микросреда  развития ребенка, что дает ему душевный комфорт. Это те составляющие, без которых нет условий для развития полноценного человека.

 Обязанность же педагогов – донести до родителей мысль о том, что развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармонического сочетания всех сторон воспитания, всех приемов и методов, так как в педагогике нет главного и второстепенного. Воспитание – процесс многоплановый, целостный, осуществляемый постоянно и непрерывно и потому требующий комплексного подхода.

Используемая литература:

Данилина Т.А., Степина Н.М. «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей»

.Гиппенрейтер  Ю.Б  «Общаться с ребенком_ как?»

Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком»

Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников»

Спицин Н.П. «Семья: тысячи проблем воспитания»

Спок  Б. «Ребенок и уход за ним»  

Источник

Светлана Гнилицкая
Консультация «Роль семьи в развитии гармоничной личности ребенка»

Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.

Семья – это основа в развитии личности ребенка, именно в семье закладываются основные представления о социальном мире, в котором предстоит жить ребёнку. Влияние отношений внутри семьи на формирование личности ребенка столь высоко, что было бы опрометчиво полностью возлагать эту функцию педагогам и воспитателям [1, с. 7].

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и, ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», – писала С. А. Блохина [2, с. 11].

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей – нового поколения. Это влияет на существующие в семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребенка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.

Детско-родительские отношения занимают важную роль в целостности семьи. Влияние на развитие личности ребенка семьи очень длительно, ведь отношения родителей и детей непрерывны и в зависимости от возраста и отношения к семейным ценностям они меняются. На контакт с ребёнком влияет эмоциональное отношение родителей – наличие любви, а ответное отношение ребенка – привязанность и иные возникающие эмоции и чувства. Детско-родительские отношения обычно ставятся выше других межличностных отношений и всегда имеют огромное значение для двух сторон. Особенности этих отношений зависят от того, насколько вовлечены в них родители, насколько удовлетворяют потребности ребёнка, уделяют ему внимание ребенку, от методов воспитания, способов общения, разрешения конфликтов, от степени предоставления самостоятельности ребёнку и контроля, а также системности в воспитании [3, с. 24].

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная её членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленно применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений:

-диктат – доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи. Родители сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью;

-опека – чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений, она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, неприспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома;

-мирное сосуществование – позиция родителей,придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями;

-сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне, при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество [6, с. 29].

Согласно другой, более традиционной классификации,существуют два стиля семейных взаимоотношений: авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются, или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.

При демократическом стиле взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общении участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем взаимоотношений, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем [2, с. 17].

Негативное влияние внутрисемейных отношений на формирование гармоничной личности ребенка может возникнуть по различным причинам:

– нереализованные личные потребности, например, получения высшего образования или желаемой работы, вследствие рождения и воспитания ребенка, значительные ограничения общения, лишение сна и отдыха из-за необходимости ухода за младенцем;

-неадекватное восприятие родителями образа ребенка и преувеличение его недостатков или приписывание несуществующих. В этом случае, родители переносят свой негативный опыт и вырабатывают отвращение к родному ребенку;

-нарушение любви родителей может произойти в результате психической травмы, например, если рождение младенца или первые месяцы после рождения совпали с какими – либо трагическими событиями или утратой близкого. В этом случае все связанное с малышом, и он сам становятся напоминанием о неприятном событии;

-неадекватное отношение родителей к своему ребёнку может возникнуть у инфантильных, невротических, с эмоциональными расстройствами личностей ис патологическими чертами характера людей;

-родители могут поменять отношение к своему ребенку, если по мере роста и развития ребенок становится более активным, порывистым, недисциплинированным, хотя это иногда может быть следствием дефектов воспитания или особенностей темперамента. Родители начинают воспринимать противоположность качеств ребенка как признак слабости, задержки психического развития, незрелости, ведь ребенок не хочет становиться взрослым, т. е. таким, как сами родители. В данном случае следует понять причину разногласий в общении и расхождений в темпераменте, а также признать индивидуальность ребенка и его право быть самим собой;

-нарушение родительской любви часто может возникнуть при проблемах в супружеских отношениях и неудовлетворенности браком [9, с. 4].

Американская писательница Э. Галински, автор многих книг по воспитанию детей, выделяет в детско-родительских отношениях шесть стадий. Каждая, из которых оказывает большое влияние на ребенка, для которого семейные отношения являются залогом будущего психического здоровья.

1. Стадия формирования образа ребенка. Эта стадия начинается с момента зачатия и является основной для выработки родительской позиции. Она становится основой для влияния внутрисемейных отношений на личность ребенка, а также представлений об образце родителей, воспитании ребенка и способах взаимодействия с ним.

2. Стадия выкармливания младенца. Данная стадия продолжается от рождения и до конца первого года жизни младенца. Члены семьи учатся взаимодействию, и хотя в этот период минимально развитие личности ребенка, между родителями вырабатывается привязанность, распределяются роли в семье и формируется структура семейных ценностей.

3. Стадия авторитета. Продолжается со 2-го по 5-й годы жизни малыша. Родители обучают своего ребенка общению, многим навыкам, правилам поведения в обществе и семье. В этом периоде родители дают первые оценки своей воспитательной деятельности.

4. Стадия интерпретации. Приходится на период младшего школьного возраста ребенка. В этой стадии пересматриваются подходы родителей к воспитанию, а также функции семьи в развитии личности ребенка.

5. Стадия взаимозависимости. Совпадает эта стадия с подростковым возрастом ребенка. В этот период максимально влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. Родителям приходится считаться с самостоятельностью и независимостью ребенка, в связи с этим в семье происходит изменение структуры власти. В этот период родители становятся для подростка либо партнерами и старшими друзьями, либо между ними возникают конфликты и противоборство.

6. Стадия расставания. Родители понимают, что их дети выросли, стали независимыми, самостоятельными и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь, оценивают результаты своей воспитательной деятельности и определяют то, какими они были родителями [5, с. 64].

Родители с безусловной любовью проходят через все шесть стадий воспитания ребенка. Взрослые не могут пройти первые три стадии детско-родительских отношений в семьях с нарушенными отношениями, а значит, не смогут перейти к последующим. В этих семьях ребенок не получает истинной любви, находится в постоянном нервно-психическом напряжении, не может полноценно развиваться как личность, и вследствие этого часто заболевает.

В психологии разделяют понятия отцовской и материнской любви, потому как они различаются по содержанию, происхождению и особенностям проявления. Этому посвятили свои труды всемирно известные психологи прошлого века – Э. Фромм и А. Адлер. Отец в семье оказывает влияние на социализацию личности ребенка как источник норм и правил, он имеет право требовать и контролировать их исполнение. Именно по этой причине дети старшего и подросткового возраста более спокойно воспринимают наказание от своего отца, чем от матери. Также роль отца в воспитании включает поощрение активности ребенка, которая направлена на освоение нового, достижение успехов, получение знаний. Это помогает ребенку становиться самостоятельным, развиваться и преодолевать комплекс неполноценности. Отец должен для этого показывать своим примером, как ставить перед собой цели и достигать их, преодолевать трудности, находить способы выхода из сложных ситуаций.

Мать же учит ребенка любви и умению проявлять заботу к другим. Наказание от нее ребенок всегда воспринимают как враждебность, отторжение и проявление нелюбви. Мать играет значительную роль в формировании у ребенка чувства осознания себя в этом мире, принадлежности к социуму. Именно от матери ребенок ждет безусловной любви, заботы и нежности, от нее он усваивает модели определенного поведения в обществе и семье. Взаимоотношения с матерь влияют на формирование его дружеских и других связей. Между тем мама не должна сосредотачиваться на ребенке полностью, так как другая социальная деятельность и отношения с другими членами семьи имеют большое значение.

На взаимоотношения между родителями и детьми влияют разные факторы, такие как возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности отношений между супругами тоже оказывают воздействие на отношение супругов как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в мире и согласии, то отец в полной степени занимается воспитанием детей, он способствует развитию женских качеств и поведения у дочери, а сыну помогает вырабатывать ответственность, мужество, настойчивость, самостоятельность. Если между супругами нарушена гармония, то между всеми членами семьи могут появиться различные противодействующие группировки, например отец, настраивает сына против матери или мать и дочь объединяются против отца. Семейные конфликты влияют на ребенка настолько сильно, что дети часто страдают от неврозов и недостатка любви [7, с. 19].

Нарушение отношений между супругами может вызвать у одного из родителей к ребенку противоположного пола эмоциональную холодность. Случается, так, что в сыне/дочери один из родителей ищет недостающие качества своего супруга. Например, мать в сыне ищет опору и поддержку, в итоге начинает требовать от него слишком многого, возлагать на него огромную ответственность и при этом лишает ребенка детства.

В семье, где воспитываются несколько детей, отец обычно больше уделяет внимания старшему ребенку. Он ожидает от него значительных успехов и связывает с ним свои надежды. Мать же чаще более привязана к младшему ребенку, делает ему поблажки, относится более снисходительно, случается, что и потакает во всем. Влияние этих серьёзных ошибок воспитания, может оказать огромное воздействие на развитие личности ребёнка.

Для родителей в принятии ребенка особое значение имеет его послушание. Обычно при сформированной позиции отца в семье ребенок растет дисциплинированным. В проблемных семьях и чаще растут дети с трудным характером, часто отвергаемые матерями. Это становится причиной конфликтов и психосоматических болезней, а также вносит определенные коррективы в семейные отношения.

Для здоровья ребенка крайне важны авторитет родителей и сохранение в доме гармоничных отношений. В семье ребенок перенимает опыт родителей, наследует их особенности характера и модели поведения. Для срабатывания данных механизмов социализации имеет большое значение авторитет родителей[4, с. 9].

Авторитет может быть:

• формальным, который зависит только от роли;

• функциональным, связанным с опытом родителей и их компетентностью;

личным, который основан на личностных качествах [9, с. 12].

В семьях, где слишком часты конфликты, их влияние в итоге оказывает решающее значение на формирование личности ребенка, при этом родительский авторитет неизбежно падает.

В семье на авторитет родителей влияют особенности и частота общения с ребенком, умение понимать его и помогать решать проблемы, волнующие ребенка, проявление интереса к его делам, стремление к развитию отношений. Главной шибкой родителей является попытка завоевать авторитет ребенка с помощью подкупа, высокомерия и притеснения,

Таким образом, родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семья является не только объектом, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. У нас у всех есть возможность выбора. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения [6, с. 28].

Анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом, к котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет также самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи [4, с. 21].

Список литературы:

1. Андреева, Т. В.Семейная психология: Учебное пособие. [Текст] – СПб.: Речь, 2015.

2. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина //Педагогика:традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) [Текст]- Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 127.

3. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие [Текст]. – М.: Гардарики, 2005

4. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность. [Текст] – СПб.: Питер, 2011. – 353 с.

6. Психология семьи:Хрестоматия: Учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики и журналистики. / Ред. – сост. Д. Я. Райгородский. [Текст] – Самара 6 БАХРАХ, М., 2012.- 752 с.

7. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика. [Текст]- Брест: Изд-во БрГУ имени А. С. Пушкина, 2013.

8. Эльконин, Д. Б. Детская психология. [Текст] – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Источник