Особенности личности одаренного ребенка дисгармоничный тип развития
Ольга Марковская
Статья «Одаренность. Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности»
Характеристика особенности личности ребенка
с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности
Как уже отмечалось, различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение происходит на основе сравнения различных показателей со средней возрастной нормой достижений. Одаренные дети превосходят своих сверстников. Однако именно эти дети имеют серьезные проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны психологов, педагогов. Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.
Одаренность с гармоничным типом развития – это «счастливый» вариант развития ребенка. Такие дети отличаются физической зрелостью в соответствии со своим возрастом, их высокие достижения сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило именно эти дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.
Другое дело – дети с дисгармоничным типом развития. Здесь наблюдается неравномерность развития различных психических качеств, а подчас ставит вопрос о наличии одаренности как токовой. Так как у этих детей много проблем их часто относят к «группе риска».
Необходимо отличать одаренного ребенка от очень способного ребенка. Одаренный ребенок стремится к познавательным ситуациям, они вызывают радость, несмотря на трудности. Он получает удовольствие от самого процесса, при непонимании чего-то легко признается в этом. Способный ребенок всегда думает о своем статусе, его волнует всегда результат.Отсюда и отношение к оценке взрослого: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, способный – результату и оценке. Одаренного ребенка нельзя постоянно хвалить. Необходимо его приучать к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается.
Особенности личности с гармоничным типом развития.
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких детей. Они не ограничиваются теми требованиями, которое содержит задание, они открывают новые способы решения заданий и проявляют большую самостоятельность. Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, наличие ярко выраженной внутренней мотивации.
Но одаренность распространяется не на все виды деятельности. Чаще наблюдается специфичная направленность познавательной мотивации, она направлена на те области, которые связаны и ведущими способностями ребенка. При этом ребенок может не проявлять интереса или вообще игнорировать неинтересные ему области. Характерной особенностью являются задаваемые вопросы. Дети буквально «засыпают» педагогов, родителей вопросами, сложность и глубина которых намного превышает аналогичные показатели их сверстников.
Для значительной части одаренных детей характерен перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок подолгу переделывает законченную работу (рисунок, модель, добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Педагогам и родителям необходимо такую требовательность ввести в разумные рамки, чтобы это не перешло в «самоедство».
Со сверстниками ситуация выглядит лучше. Как правило, сверстники к одаренным детям относятся с уважением. Благодаря своим способностям и при условии принятия их взрослыми эти дети впоследствии в школах становятся лидерами. В противном случае они становятся «отрицательными» лидерами.
Ярким примером гармоничного типа развития личности является Арина М.Арина показывала незаурядные способности во всех сферах: художественно-эстетической (принимала участие в концертах, конкурсах, выставках, интеллектуальной (программный материал осваивала с легкостью, чрезвычайно пытливая и любознательная); имеет хорошее физическое развитие. Дети предпочитали выбирать ее партнером в играх и она была хорошим организатором и руководителем. В семье является фактически единственным ребенком, родители уделяют большое внимание развитию ребенка.
Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития.
У части одаренных детей с дисгармоничным типом развития отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития, которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.
Для них типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Другие сферы не поспевают за бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. У одаренных детей высокая самооценка. Однако, иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью – от очень высокой, до очень низкой. Такие дети нуждаются в психологической поддержке.
Стремление добиться совершенства характерно и для этих детей. В целом перфекционизм носит позитивный характер. Однако повышенная требовательность может превратиться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда. Это может вызвать стрессы, длительное переживание своих неудач.
Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Наблюдается повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность. События, не слишком важные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний.
Повышенная реактивность проявляется в склонности к бурным аффектам. Эти дети могут производить впечатление истеричных, а в сложных ситуациях проявляют явно инфантильную реакцию.Иногда их эмоциональность носит скрытый характер: излишняя застенчивость в общении, трудности засыпания, психосоматические заболевания.
Весьма трудным для этих детей является самоконтроль в поведении. Часто дети занимаются только деятельностью интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Другую деятельность они избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых.
У многих одаренных детей с дисгармоничным типом развития заметны проблемы с физическим развитием. В определенной степени этому потворствуют родители. В конечном итоге возникает специфичная ситуация, будучи в определенном отношении «трудоголиками» к любимому труду, не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженных волевые усилия.
Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В силу неравномерности развития, у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности, сопровождаться недоумением со стороны детей или насмешками. Иногда жизнь у ребенка складывается драматическим образом (ребенка бьют, обзывают, унижают). Присущая всем одаренным детям неконформность усиливается.Это приводит к отчужденности ребенка от группы сверстников и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или более старших детей, или только взрослые.
Очень много зависит от личности самого педагога. Если педагог может принять ребенка таким какой он есть, понимает своеобразие личности ребенка с дисгармоническим типом развития, то результат будет положительный.
В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к «группе риска».
Источник
Педагог дополнительного образования в практической работе может встретиться с двумя типами личности одаренных детей:
- 1) одаренные дети с гармоничным типом развития;
- 2) одаренные дети с дисгармоничным типом развития.
Особенности личности одаренных детей каждого типа представлены
в сравнительной таблице (табл. 1.2).
Особенности личности одаренного ребенка
Таблица 1.2
Характе ристики сравнения | Гармоничный тип развития | Дисгармоничный тип развития |
Качества личности | Стремление к творческой деятельности. Наличие собственной позиции, идей. Потребность в поиске новых способов решения проблем. Повышенная самостоятельность в процессе обучения, связанная с высоким уровнем развития процессов саморегуляции. Наличие ярко выраженной внутренней мотивации, которая проявляется в высоком уровне познавательной потребности, огромной любознательности, страстной увлеченности любимым делом. Высокий уровень концентрации внимания на проблеме исследования. Перфекционизм, стремление к совершенству. Независимость (автономность), отсутствие склон | Неравномерность психического развития (диссинхрония). Как правило, наблюдается значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии и отставание в эмоциональном, социальном и физическом плане. Чрезмерная специализация интересов, соответствующих незаурядным способностям. В системе личностных приоритетов важнейшее место занимает деятельность, связанная с содержанием одаренности. Противоречивость, нестабильность самооценки: в одних случаях — очень высокая, в других — сомнение в своих силах и крайняя неуверенность в себе. Характерный для одаренных детей перфекционизм превращается в повышенную требовательность и мучительную неудовлетворенность собой, самобичевание, что порождает длительные переживания неудач, тяжелейшие стрессы, депрессивные состояния. |
Характе ристики сравнения | Гармоничный тип развития | Дисгармоничный тип развития |
ности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства | Повышенная впечатлительность, особая эмоциональная чувствительность, связанная со сферой предметного интереса. Повышенная реактивность, истеричность, в некоторых случаях бурные аффекты. Трудности саморегуляции: при доминировании занятий любимым делом избегание других видов деятельности; проявляя «трудоголизм» в том, что им дается легко, без принуждения, не умеют трудиться, когда требуются волевые усилия | |
Роль семьи | Чрезвычайное, необычайно высокое внимание к ребенку. Родители часто сами отличаются высокими познавательными интересами; они или заняты в сфере интеллектуальных профессий, или имеют разного рода интеллектуальные хобби. Общение с ребенком выходит за пределы бытовых вопросов и строится на совместной познавательной деятельности: общие игры, обсуждение решений сложных задач, совместные творческие занятия и т.д. Дружеский характер взаимоотношений в семье. Обучение не носит самодовлеющий характер, приоритет отдается содержательной стороне развития ребенка. Часто именно один из родителей на долгие годы становится для ребенка наставником | Для развития детской одаренности не являются значимыми неблагоприятные условия жизни (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.). Для гармоничного становления личности одаренного ребенка, развития его способностей прежде всего важно повышенное внимание родителей. Сосредоточенность жизни семьи на одаренном ребенке может приводить к отрицательным воздействиям: попустительству по отношению к развитию у ребенка социальных и бытовых навыков; ограничению его душевной автономии; торможению процессов саморегуляции. Особое внимание к школьному обучению, вмешательство в учебный процесс ребенка, конфликты с администрацией и педагогами |
Окончание тобл. 1.2
Характе ристики сравнения | Гармоничный тип развития | Дисгармоничный тип развития |
Взаимоотношения со сверстниками | Высокая адаптация к учебной деятельности способствует установлению высокого статуса одаренного ребенка в коллективе соучеников, он пользуется уважением и популярностью у сверстников. Являются лидерами, так называемыми звездами класса в тех школах, где обучение имеет особую ценность | Общение со сверстниками не входит в сферу интересов, существуют проблемы межличностного взаимодействия. Не являются лидерами в своей дворовой или школьной группе. Наблюдается повышенная конфликтность. Необычное поведение одаренного ребенка, его странность и непохожесть на сверстников вызывают насмешки и непонимание одноклассников. Отличаются неконформностью, несоблюдением некоторых норм и требований коллектива |
Взаимоотношения с педагогами | Нуждаются во взрослых наставниках. Предъявляют особые требования к уровню знаний педагога. Необходима организация особых форм взаимодействия педагога и ребенка (индивидуализация учебного процесса, установление межличностного контакта, обучение, выходящее за рамки учебного занятия и т.д.). В оценках и поощрениях одаренного ребенка должна быть разумная сдержанность, его нельзя только хвалить, он должен быть готов к появлению возможных неудач. Требуются чуткое, внимательное и бережное отношение к одаренному ребенку, учет его психологических особенностей. В некоторых случаях из-за амбиций и повышенной критичности по отношению к учителям возможны конфликтные ситуации | Методы воспитания с позиции силы приводят к конфликтам и неприятию педагога. Некоторые особенности личности таких детей вызывают у учителей негодование. Знание и понимание своеобразия одаренных детей этого типа является принципиально важным для успешной педагогической работы с ними. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и учитывать особенности личности конкретного ребенка |
Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. У таких детей объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно они, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессии.
Одаренные дети с дисгармоничным типом развития отличаются наличием разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем. Неравномерность процесса становления личности таких детей нередко ставит под сомнение наличие у них одаренности как таковой и является основанием для их отнесения в группу риска.
Однако следует иметь ввиду, что дифференциация на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития носит несколько условный характер, в реальной жизни нет такой четкой грани. Одному и тому же ребенку могут быть присущи черты как одного, так и другого типа. Например, у одаренного ребенка могут быть замечательные взаимоотношения в семье, родители для него являются друзьями, наставниками, его дар приносит ему всеобщее признание и успех, его уважают взрослые, ценят педагоги, но при этом его отношения со сверстниками складываются сложно, для них он выскочка, «белая ворона», у него нет близких друзей. Возможны и другие варианты смешения характеристик этих двух типов.
Источник
Представление об одаренном ребенке как
о хилом, слабом и социально нелепом
существе не всегда соответствует
действительности. Однако у части детей,
исключительно одаренных в какой-либо
одной области, действительно отмечается
ярко выраженная неравномерность
психического развития (диссинхрония),
которая прямо влияет на личность в
период ее становления и является
источником многих проблем необычного
ребенка.
Для таких детей достаточно типичным
является значительное опережение в
умственном или художественно-эстетическом
развитии. Понятно, что все другие
психические сферы — эмоциональная,
социальная и физическая — не всегда
поспевают за таким бурным ростом, что
приводит к выраженной неравномерности
развития. Эту неравномерность в развитии
усиливает чрезмерная специализация
интересов в виде доминирования интереса,
соответствующего их незаурядным
способностям.
Наиболее важной характеристикой личности
детей с проявлениями яркой одаренности
является особая система ценностей, т.е.
система личностных приоритетов, важнейшее
место в которой занимает деятельность,
соответствующая содержанию одаренности.
У подавляющего большинства одаренных
детей существует пристрастное, личностное
отношение к деятельности, составляющей
сферу их интересов.
Свои особенности у таких детей имеет и
самооценка, характеризующая их
представление о своих силах и возможностях.
Вполне закономерен факт чрезвычайно
высокой самооценки у этих детей и
подростков. Однако иногда у особо
эмоциональных детей самооценка отличается
известной противоречивостью,
нестабильностью — от очень высокой
самооценки в одних случаях тот же
подросток бросается в другую крайность
в иных, считая, что он ничего не может и
не умеет. И те, и другие дети нуждаются
в психологической поддержке.
Стремление добиться совершенства
(так называемый перфекционизм) характерен
и для этой категории одаренных детей.
В целом перфекционизм носит, как уже
говорилось, позитивный характер,
способствуя достижению вершин
профессионального мастерства. Однако
повышенная требовательность может
превращаться в мучительную и болезненную
неудовлетворенность собой и результатами
своего труда, что негативно влияет на
творческий процесс и на жизнь самого
творца. Нередко задачи, которые ставит
перед собой ребенок, могут намного
превышать его реальные возможности на
данном этапе обучения и развития.
Известен ряд примеров, когда невозможность
достигнуть поставленной цели порождала
тяжелейшие стрессы, длительное переживание
своих неудач.
Нередко у таких детей
имеются проблемы в эмоциональном
развитии. У большинства из них наблюдается
повышенная впечатлительность и связанная
с ней особая эмоциональная чувствительность,
имеющая избирательный характер и
связанная прежде всего со сферой их
предметного интереса. События, не слишком
значительные для обычных детей, становятся
для этих детей источником ярких
переживаний. Так, например, для этих
детей характерно принятие на себя
ответственности за результаты своей
деятельности, признание, что именно в
них кроется причина удач и неудач, что
очень часто ведет к не всегда обоснованному
чувству вины, самобичеванию, иногда
даже к депрессивным состояниям.
Повышенная реактивность в некоторых
случаях проявляется в склонности к
бурным аффектам. Эти дети могут производить
впечатление истеричных, когда в сложных
ситуациях проявляют явно инфантильную
реакцию, например критическое замечание
вызывает у них незамедлительные слезы,
а любой неуспех приводит к отчаянию. В
других случаях их эмоциональность носит
скрытый, внутренний характер, обнаруживая
себя в излишней застенчивости в общении,
трудностях засыпания, а иногда и некоторых
психосоматических заболеваниях.
Весьма трудной с точки зрения помощи
этим детям является проблема волевых
навыков или — шире — саморегуляции.
Для особо одаренных детей ситуация
развития часто складывается так, что
они занимаются только деятельностью,
достаточно интересной и легкой для них,
составляющей суть их одаренности. Любую
другую деятельность, которая не входит
в сферу их склонностей, большинство
одаренных детей избегают, пользуясь
снисходительным отношением к этому
взрослых людей.
У многих одаренный детей заметны
проблемы, связанные с их физическим
развитием. Так, некоторые дети явно
избегают всего, что требует физических
усилий, явно тяготятся уроками физкультуры,
не занимаются спортом. В этом случае
физическое отставание проявляется как
бы в умноженном варианте, когда на
естественное возрастное несоответствие
накладывается и явное нежелание ребенка
заниматься скучным, по его мнению, делом.
В определенной степени этому потворствуют
и родители такого ребенка.
В конечном итоге возникает специфическая
ситуация, когда особо одаренные дети,
будучи в определенном отношении
«трудоголиками», т.е. проявляя очевидную
склонность к любимому труду, все же не
умеют трудиться в тех случаях, когда от
них требуются выраженные волевые усилия.
В гораздо меньшей степени это относится
к детям с психомоторной(спортивной)одаренностью
и в значительно большей степени — к
детям с повышенными познавательными
способностями.
Другой серьезной
проблемой некоторой части детей с
высочайшими интеллектуальными
способностями является доминирование
направленности лишь на усвоение знаний.
Особенно часто это свойственно детям,
у которых наблюдается ускоренный темп
умственного и общего возрастного
развития. С раннего детства они получают
одобрение окружающих за поражающий
всех объем и прочность знаний, что и
становится впоследствии ведущей
мотивацией их познавательной деятельности.
В силу этого их достижения не носят
творческого характера, и подлинная
одаренность не сформирована. Вместе с
тем при соответствующей системе обучения
и воспитания, при четко продуманной
системе развития мотивации эта проблема
интеллектуально одаренных детей может
быть успешно преодолена. При этом система
развития одаренности ребенка должна
быть тщательно выстроена, строго
индивидуализирована и ее реализация
должна приходиться на достаточно
благоприятный возрастной период.
Роль семьи
Как бы мы ни рассматривали роль и вес
природно-обусловленных факторов или
влияние целенаправленного обучения и
воспитания (школы) на развитие личности
и одаренности ребенка, значение семьи
является решающим. Даже, казалось бы,
неблагоприятные условия (плохой быт,
недостаточная материальная обеспеченность,
неполная семья и т.д.) оказываются
относительно безразличны для развития
способностей. Особенно важно для
становления личности одаренного ребенка
прежде всего повышенное внимание
родителей.
Как правило, в семьях
одаренных детей отчетливо наблюдается
высокая ценность образования, при этом
часто весьма образованными оказываются
и сами родители. Это обстоятельство
является благоприятным фактором, в
значительной мере обусловливающим
развитие высоких способностей ребенка.
Главная, практически обязательная
особенность семьи любого особо одаренного
ребенка — чрезвычайное, необычно высокое
внимание к ребенку, когда вся жизнь
семьи сосредоточена на нем. Во многих
случаях такое внимание приводит к
симбиозу, т.е. тесному переплетению
познавательных и личностных интересов
родителей и ребенка. Хотя такое внимание
впоследствии может стать тормозом для
его душевной автономии, однако именно
оно, несомненно, является одним из
важнейших факторов развития незаурядных
способностей. Часто родителями таких
одаренных детей оказываются пожилые
люди, для которых ребенок — единственный
смысл жизни. Еще чаще одаренные дети
являются единственными детьми в семье
или, по крайней мере, фактически
единственными (старший уже вырос и не
требует внимания), и внимание родителей
направлено только на этого ребенка. Во
многих случаях именно родители начинают
обучать одаренного ребенка, при этом
часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из
них на долгие годы становится его
наставником в самой разной деятельности:
в художественно-эстетической, спорте,
том или ином виде научного познания.
Это обстоятельство является одной из
причин закрепления тех или иных
познавательных или каких-либо других
интересов ребенка.
Определенная «детоцентричность» семьи
одаренного ребенка, фанатическое желание
родителей развить его способности имеет
в ряде случаев и свои отрицательные
стороны. Так, в этих семьях наблюдается
определенная попустительская позиция
в отношении развития у своего ребенка
ряда социальных и бытовых навыков.
Родители одаренных детей проявляют
особое внимание к школьному обучению
своего ребенка, выбирая для него учебники
или дополнительную литературу и советуясь
с учителем, как их лучше изучать. Данное
обстоятельство иногда имеет и отрицательные
стороны: родители нередко вмешиваются
в учебный процесс и в отдельных случаях
даже провоцируют конфликт с администрацией
и педагогами.
Взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми
Большое значение для понимания
особенностей личности одаренного
ребенка с дисгармоничным типом развития
имеет анализ его взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми, которые,
являясь следствием необычности самого
ребенка, в значительной мере определяют
историю его жизни и тем самым формируют
его личность.
Нередко особое
познавательное развитие идет в каком-то
смысле за счет других сфер. Так, до
определенного времени общение со
сверстниками в сфере личностных интересов
занимает у многих одаренных гораздо
меньше места, чем у других детей того
же возраста. Именно потому такие дети
крайне редко становятся лидерами в
своей дворовой или школьной группе.
Так, в силу уже описанной выше
неравномерности развития, у части детей
с резко повышенными интеллектуальными
и художественно-эстетическими
возможностями часто отсутствуют
достаточно сформированные и эффективные
навыки социального поведения и возникают
проблемы в общении. Это может проявляться
в излишней конфликтности. Во многих
случаях особая одаренность сопровождается
необычным поведением и странностями,
что вызывает у одноклассников недоумение
или насмешку.
Иногда жизнь такого ребенка в коллективе
складывается самым драматическим
образом (ребенка бьют, придумывают для
него обидные прозвища, устраивают
унизительные розыгрыши). В результате
таких взаимоотношений со сверстниками
порождаются и еще более усиливаются
проблемы общения. Возможно, это одна из
причин несоблюдения ими некоторых норм
и требований коллектива. Присущая всем
одаренным детям неконформность в данном
случае усиливает этот негативный момент.
В результате это приводит к своеобразной
отчужденности ребенка от группы
сверстников, и он начинает искать другие
ниши для общения: общество более младших
или, наоборот, значительно более старших
детей или только взрослых.
Правда, многое зависит от возраста детей
и системы ценностей, принятой в данном
детском сообществе. В специализированных
школах значительно выше вероятность
того, что особые интеллектуальные
способности такого одаренного ребенка
или подростка будут по достоинству
оценены и соответственно его взаимоотношения
со сверстниками будут складываться
более благоприятным образом.
Учителя также неоднозначно относятся
к особо одаренным детям, однако все
зависит от личности самого учителя.
Если это педагог, умеющий отказаться
от позиции непогрешимости, не приемлющий
методы воспитания «с позиции силы», то
в этом случае повышенная критичность
интеллектуально одаренного ребенка,
его высокое умственное развитие,
превышающее уровень самого педагога,
вызовут у него уважение и понимание. В
других случаях взаимоотношения с
учителем характеризуются конфликтностью,
неприятием друг друга. Некоторые
особенности личности таких одаренных
вызывают у учителей негодование,
связанное с их представлением об этих
детях как о крайних индивидуалистах,
которое усиливается из-за отсутствия
чувства дистанции со взрослыми у многих
таких детей. Именно поэтому понимание
своеобразия личности одаренного ребенка
с дисгармоническим типом развития
является принципиально важным для
успешной работы учителя с таким
контингентом детей и подростков.
В целом возникает ситуация некоторой
дезадаптации особо одаренного ребенка,
которая может принимать довольно
серьезный характер, временами вполне
оправдывая отнесение одаренных детей
этого типа к группе повышенного риска.
Необходимо обратить внимание на тот
факт, что выборка одаренных детей
неоднородна и особенности, присущие
одной группе, нельзя распространять на
всех одаренных детей. Важно подчеркнуть,
что возникающие у них проблемы не
являются следствием самой одаренности,
ее имманентной характеристикой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник