Особенности эмоционального развития ребенка в первый год жизни
О развитии эмоциональной сферы младенцаговорить довольно сложно. Первичным ярким проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Но дело в том, что эта реакция первоначально не дифференцирована: она адресуется всем и даже уродливой маске.
Появление улыбки и смеха обычно тесно связано с изменениями в когнитивном развитии. Однако частота улыбок, адресованных другим, зависит и от внешних обстоятельств.
С первого года жизни на лице ребенка отражаются страх, удивление, страдание, удовольствие. Первоначально они связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей (например, в еде), но к концу года распространяются на более широкий круг явлений (например, на общение со взрослыми) и на собственную деятельность ребенка.
С самых первых дней в поведении младенца наблюдаются заметные различия. Одни дети много кричат, плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и бодрствуют вне всякого расписания; одни подвижны, постоянно ворочаются, передвигаются, другие способны подолгу сидеть и лежать тихо.
Такие различия, помимо того, что они вызываются окружающей обстановкой и поведением взрослых, связаны с различиями в темпераменте. Известны исследования американских психологов Томаса и Чесса (1977), которые анализировали темпераменты младенцев по следующим показателям: уровень активности, ритмичность (регулярность сна и еды), капризность, настороженность, устойчивость внимания, возбудимость, порог реакции, готовность приспосабливаться к новым условиям.
Классифицируя детей по этим показателям, исследователи выделили 3 группы детей: спокойные, трудные и заторможенные.
Характеризуя эмоциональную жизнь младенца в целом, отметим следующее. В течение первых 3—4 мес, кроме «комплекса оживления», появляется ряд реакций, выражающих различные эмоциональные состояния. Одна из них характеризуется торможением двигательной активности и снижением сердечного ритма в ответ на неожиданное явление. Психологи называют такое состояние «удивлением в ответ на неожиданность»: младенец замирает, а потом пятится назад.
Для другой комбинации изменений характерны усиление двигательной активности, закрывание глаз, повышение сердечного ритма и плач. Эти изменения возникают в ответ на боль, холод и голод. Психологи называют такую реакцию «тревожным состоянием в ответ на физический дискомфорт».
Третья комбинация включает снижение мышечного тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые после кормления, и ее называют «расслаблением в ответ на удовлетворение потребности».
Четвертая комбинация включает двигательную активность, улыбку, радостный лепет при виде знакомого явления или при общении. Психологи называют эту комплексную реакцию «комплексом оживления» или «возбуждение при восприятии знакомого явления».
У 10-месячных младенцев появляются новые эмоциональные реакции. Одна из них — страх при встрече с незнакомым человеком или явлением. Другую эмоцию, наблюдаемую также в возрасте около 8 мес, психологи назвали «гневом, вызванным разочарованием».
В первый год жизни младенцы реагируют также на проявление гнева или радости у других людей. Годовалые малыши, видя, что кто-то сердится, расстраиваются, а замечая проявления нежности между другими людьми, становились нежными или обнаруживали ревность.
Источник
Незримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! Еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. Всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.
Для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. Кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. Для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. И тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетворенным.
Формирование и укрепление такой тесной привязанности мамы и малыша сложно переоценить. Появившись на свет, малыш еще ничего не знает об окружающем его мире и о том, что ждет его в этом мире. Он только начинает приспосабливаться к жизни вне мамы и познавать мир через свои ощущения. Если кроха часто испытывает страдания – боль, голод, холод, одиночество – каким ему покажется мир?
Скорее всего – равнодушным, неприятным, враждебным и опасным. А вот у крохи, который знает, что он любим и что он лучший, который ощущает поддержку и защищенность – наоборот, формируется базовое доверие к миру. Малыш становится спокойнее и увереннее, гармонично развивается, активно воспринимает и познает мир, у него формируются положительные эмоции и качества личности.
Период младенчества – время, когда ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Для нормального развития ребенка наряду с питанием, теплом, сном, чистотой и опрятностью, не менее важен его эмоциональный, телесный и социальный контакт с родителями, который будет давать стимулы для развития эмоций, интеллектуальной и физической сферы, а так же центральной нервной системы.
На первых порах у новорожденного малыша отсутствует ответная реакция на общение с мамой, плач ребенка обращен в никуда – это пока лишь рефлекторная реакция на дискомфорт. Но, несмотря на это, взрослым необходимо обращаться с ребенком так, будто он уже готов включиться с ними в общение и ответить нам улыбкой.
Именно благодаря нашей заинтересованности, разговорам, улыбкам и нежным прикосновениям, малыш к концу первого месяца уже начнет пытаться отвечать нам. Вскоре вы увидите ответные действия вашего малыша: поднимание бровок, сморщивание носика, движения ручками и ножками, первые улыбки, разные звуки и т.п. Всему этому малыш, конечно же, научится у вас.
Со второго месяца младенец начинает испытывать потребность в общении, теперь он уже проявляет активность и осознанно использует плач – как сигнал «сос» и попытку воздействовать на маму. Когда же мама склоняется над малышом и начинает с ним разговаривать – он отвечает ей улыбкой.
Чуть позже, к 3-м месяцам, малыш начинает бурно демонстрировать свою радость от общения с мамой и другими взрослыми – он подолгу смотрит в глаза, улыбается, смеется, радостно гулит, размахивает ручками, перебирает ножками, выгибается всем тельцем. С помощью так называемого «комплекса оживления» малыш привлекает к себе ваше внимание. Чем больше мама будет «провоцировать» «комплекс оживления», тем больше такая эмоциональная основа будет способствовать развитию двигательной, познавательной и голосовой активности малыша.
В 4 месяца малыш ищет взглядом взрослого и для привлечения его внимания издает призывные крики, между которыми останавливается, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. А когда к нему подходят и начинают разговаривать – перестает плакать, улыбается, оживляется, проявляет бурную радость, громко смеется и кричит, «поет», тянется ручками, пытается дотронуться, двигает ножками. Появляется привязанность к близким людям, особенно к маме. Малыш может сильно огорчиться, если мама вдруг прервет общение с ним и выйдет из комнаты.
К 5ти месяцам кроха научается узнавать знакомых и незнакомых ему людей. С малознакомыми людьми он насторожен, напряжен и даже может расплакаться. В связи с этим появляется очень сильная потребность в постоянной близости мамы – защитницы.
Шестимесячный малыш может ясно выразить свое желание – он будет радоваться, визжать, громко смеяться, тянуться руками и всем телом, а при не желании что-либо делать (одеваться, умываться) – будет отворачиваться, плакать, отталкивать ваши руки. Кроха хорошо различает настроение взрослых, реагирует на выражения лиц, повышенные тона и ссоры, даже если они обращены не к нему.
Со второго полугодия общение ребенка с взрослыми строится на основе предметной и игровой деятельности. На первый план выходит познавательный интерес. Кроха с удовольствием наблюдает и пытается повторять за действиями взрослого: как греметь погремушкой, как стучать ложками, как включать свет, как вынимать из ящика игрушки и т.п. Такими манипуляциями малыш может заниматься длительное время.
В 7 месяцев малыш уже четко различает знакомых и незнакомых людей. При виде чужих – хмурится и молчит, но в то же время они ему очень интересны. С близкими ему людьми – малыш спокоен и дружелюбен. Не следует в этот период заставлять кроху общаться с малознакомыми людьми – дайте ему время внимательно рассмотреть «чужака» и попривыкнуть к нему, сидя на ваших руках.
Семимесячный малыш очень требователен в своих желаниях и уже с этого момента можно заняться его воспитанием.
Восьмимесячный малыш учится общаться и познает себя в общении. Он подражает действиям взрослых, радуется и громко смеется, понимает смысл простых игр «ку-ку», «догню-догоню», всем интересуется, по ситуации понимает, что сейчас будем кушать, мыться или пойдем гулять. Комплекс таких положительных эмоций помогает в развитии у малыша общих движений и речи. Кроха открыто показывает свою привязанность к маме и старается её удержать подле себя. Другие дети пока не очень занимают малыша, он их скорее воспринимает как «игрушки», чем как товарищей по играм.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций: малыш бурно протестует, ревнует, гневается, расстраивается, капризничает. Понимает, что его хвалят, и очень любит это дело. У малыша возникает робость и стеснительность. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, малыш не разрешает им до себя дотрагиваться. Однако налаживание отношений все же может удаться благодаря любопытству крохи.
Десятимесячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывания взрослых, подражает им, играет в «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и др. В общении использует позы, жесты, мимику, интонацию, лепет. Понимает, когда его хвалят или ругают.
В 11 месяцев малыш проявляет свои симпатии и предпочтения. Например, очень радуется приходу определенных знакомых людей и огорчается их уходу. В гневе может начать плакать, кричать, пинаться и даже бить того, кто держит его на руках или находится поблизости. Маленький человечек проводит всё время рядом с взрослыми, действует с ними или рядом с ними.
Ближе к году эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется: усиливается чувство любви к маме, появляются дружеские отношения с другими людьми. Кроха очень радуется, когда удается завладеть какой-нибудь запретной «штучкой» – папиным телефоном, бабушкиными очками или маминым кремом. С удовольствием протягивает и отдает игрушки маме, если та попросит. Отчетливо видны темпераментные проявления.
Как можно помочь малышу в развитии и утончении его чувств и эмоций
• С самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.
• Берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. Смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.
• Малыш то и дело будет подавать вам сигналы. Следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение – хочу – не хочу, нравится – не нравится.
• Вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша – почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.
• Закрепляйте хорошее настроение малыша – улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.
• Поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. Будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».
• Когда ребенок повторяет за вами – поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.
• Помните, что вы для ребенка – образец для подражания. Малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.
• Объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «Ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»
• Не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. Если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.
• Для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.
• Оставляя малыша на попечение близких ему людей – старайтесь не затягивать ваше с ним прощание.
Что нужно знать о развитии эмоций и формировании социального поведения малыша
18-20 дней
На лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.
Реагирует плачем и криком на внешние раздражители.
Использует плач для удовлетворения своих потребностей.
У младенца формируется отношение к миру, в зависимости от того, как с ним обращаются.
1 мес.
Появляется первая улыбка и радость в ответ на разговор взрослого.
Проявляет интерес к окружающему.
Способен выражать раздражение и обиду на несвоевременное выполнение его потребностей.
2 мес.
По выражению лица ребенка можно понять, доволен он или недоволен.
Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
Улавливает настроение взрослых – хмурится, если взрослый сердится.
Длительно сосредотачивается на лице взрослого.
3 мес.
Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или на показ игрушек.
Отыскивает глазами того, кто говорит.
Привлекает к себе внимание с помощью плача, громких звуков, хныканья, улыбок, жестов, беспокойных движений.
Начинает смеяться.
Становится спокойнее во время бодрствования.
4 мес.
«Комплекс оживления» возникает быстро и легко.
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
Ищет взглядом взрослого, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Сообщает о своих потребностях разными сигналами.
5 мес.
Сопротивляется нежелательным действиям (одеваниям, купаниям).
Эмоционально играет в игру «ку-ку».
Улавливает ласковое (улыбается) и строгое (хмурится) обращение к нему взрослого.
Радуется взрослому, тянется к нему, берет у него из рук игрушку.
Отличает близких ему людей от чужих и выражено на них реагирует – улыбается или плачет.
6 мес.
Улыбается знакомому человеку.
Улыбается отражению в зеркале.
Стремится к контакту с окружающими – привлекает к себе внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела.
Ярко проявляет свои эмоции – кричит, издает радостные возгласы, смеется, хлопает в ладоши, хмурится, делает грустное лицо.
7 мес.
По-разному реагирует на членов семьи и посторонних (обнимается, прижимается, ласкается к
маме, а незнакомых людей долго изучает и присматривается к ним).
Знает своё имя и имена-названия других людей (мама, папа, имена братьев – сестер и т.п.)
8 мес.
С интересом наблюдает за своим отражением в зеркале.
Смотрит за действиями взрослого и подражает его мимике, интонациям, действиям (смеется,
лепечет, стучит).
Выбирает игрушки, в которые хочет играть.
Просится на ручки.
9 мес.
Догоняет взрослого, ползет ему навстречу.
Подражает действиям и движениям взрослого.
онимает запрет, но не следует ему, а если настаивают – может заплакать (обижается и протестует).
Радуется веселым играм с взрослыми и «плясовым» движениям.
Злится, если что-то не получается.
10 мес.
Действует рядом с взрослым или одной игрушкой с ним.
Понимает, «хорошо» и «плохо».
При затруднении – вопросительно смотрит на взрослого.
11 мес.
Радуется приходу близких людей.
Избирательно относится к знакомым людям.
Понимает, когда его хвалят.
Жалеет маму, гладит её по голове.
12 мес.
Протягивает взрослому и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.
Ищет спрятанную на его глазах игрушку.
Смеется забавным сценкам.
Проявляет сочувствие.
Автор: Колдина Дарья
Источник
Важным показателем в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующем об его эмоциональном благополучии, является его поведение, выражение им своих чувств.
Уже с рождения у ребенка начинают проявляться две основные реакции, вызываемые ощущением приятного и неприятного. Постепенная дифференциация эмоций, их поляризация – следствие не столько созревания детского организма, сколько результат воздействия на него социального окружения. Движущая сила развития эмоций в раннем детстве – общение со взрослым, и прежде всего с матерью. Мать наполняет смыслом и означивает витальные потребности и телесные функции ребенка («ты хочешь есть, пить», «тебе холодно»), она же опознает и называет (означивает) мимические, двигательные, физиологические признаки состояния ребенка в терминах эмоций – удовольствие, неудовольствие, радости, печали: «ты сердишься», «радуешься», «волнуешься», «расстроен» и т.д.
Следовательно, с одной стороны мать научается пониманию эмоциональных состояний ребенка, фиксируя их и обозначая словом, реагируя на них жестом, мимикой, интонацией, а порой – всем своим поведением. С другой стороны, тем самым она вызывает ответную реакцию малыша. В процессе общения ребенка со взрослым при создании ситуации их общей сопричастности, взаимной вовлеченности в переживание осуществляется обоюдное эмоциональное заражение посредством подражания и отождествления (идентификации друг с другом).
Благодаря этому ребенок овладевает социально-обусловленными формами эмоциональных переживаний. В ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе и недовольство отсутствием общения. В ситуативно-деловом общении у него проявляется удовольствие от манипулятивно-практических действий с предметами, производимых совместно со взрослым, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии. В этом же возрасте закладываются предпосылки высших чувств – любви и симпатии к близким, познавательных чувств. Симпатия – это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности. Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатии малыша проявляются к людям, которые ухаживают за ним, демонстрируя доброжелательность и любовь. Данное чувство проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. Симпатия проявляется и как стремление к совместному со взрослым действию с предметами: ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание, оно носит характер заражения эмоцией другого человека.
Нормативные показатели уровня развития эмоций у младенца представлены далее.
На 1-ом и в начале 2-го месяца жизни имеют место отрицательные эмоции (возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей).
После 3-ей недели возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо.
В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» – специфического поведения в отношении взрослого.
В 3-4 месяцау малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты также, как и общение со взрослым, манипуляции, движения уже прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости постепенно становится ярче, закрепляется и сохраняется более длительное время.
В 4 месяца младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери; громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподымает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Данные выразительные положительные эмоциональные реакции ребенка – это главное коммуникативное средство общения в довербальный период.
С 4-5 месяцев младенец дифференцирует своих и чужих; в последующем на основе данной дифференциации, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким. Большую радость доставляют действия с игрушкой, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается.
На 5-ом месяце обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое: на незнакомое свойство в предмете, а также когда при рассматривании предмета меняется его положение приближением или удалением. Новизна побуждает младенца совершать повторные цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая при этом положительные эмоции.
В 5-6 месяцев резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он улыбается, громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, становится первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые являются причиной данных эмоций, ребенок старается повторить; удовольствие доставляют собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если ему не удается перевернуться на живот или если он перестает видеть предмет, за которым следил.
После 6 месяцев само освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим его предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность ребенку сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами и способствует проявлению его внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций младенца связано с тем, насколько он умеет действовать с предметами и получает в результате действия желаемый эффект. В связи с этим эмоциональные переживания осуществляют функцию подкрепления успешных действий ребенка, участвуют в становлении его самосознания. На основании такого эмоционального подкрепления пассивность младенца постепенно переходит в активность ребенка раннего возраста.
В 8-9 месяцев положительное отношение младенца вызывают дети его же возраста; он реагирует на изменение выражения лица близких ему людей (их улыбка вызывает радость, гримасы – страх, слезы).
К концу 1-го годапоявляется чувство удивления, возникающее при воздействии нового необычного раздражителя. Постепенно ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления свидетельствует о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.
В 1-1,2 года младенец уже дифференцировано относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает); начинает понимать нормы поведения («можно» и «нельзя»); радуется, произнося первые слова; легко «заражается» чувствами других людей (плач сверстника вызывает у него слезы).
Источник