Особенности эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста

Эмоциональная жизнь старшего дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами его жизни. Ребенок полностью отдается во власть возникших эмоций, но по ситуации может быть и сдержанным, поэтому в целом для данного возраста характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов.        Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.

Особенностью чувств 6-7 летнего ребенка является то, что в этом возрасте он также не защищен от всего многообразия переживаний, возникающих от всего, к чему ребенок прикасается и что имеет для него интерес и значение. Однако он учится управлять своими эмоциями и чувствами, что является важным моментом в становлении его личности.

Наиболее сильным и важным источником переживаний старшего дошкольника являются его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми, а также те ситуации, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Поэтому, чем больше впечатлений получает ребенок, тем более дифференцированными становятся его эмоциональные переживания.

Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и другие. Дошкольник остро переживает как ласку, похвалу, так и причиненное ему огорчение или проявленную к нему несправедливость. Поэтому, одной из ведущих потребностей ребенка-дошкольника является потребность в эмоциональном благополучии – в ласке, в защите, во внимании и уважении, в признании его прав и потребностей. Удовлетворение потребности в положительных эмоциях вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности, способствует полноценному развитию, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к людям. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, что влияет на успешность дальнейшего развития ребенка.

Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха, которое чаще всего происходит вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Однако, тревожное состояние может возникнуть у ребенка и при встрече с необычным и при переживании за тех, кого любит, что является особой формой сочувствия, развивающейся способностью к сопереживанию.

К 6-7 годам усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, происходит «воспитание чувств», которые становятся более осознанными, глубокими, устойчивыми, разумными, формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические), а эмоциональная сфера обогащается новыми устойчивыми переживаниями.

На фоне возникновения общественных мотивов интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства, которые становятся более глубокими по смыслу. Познавая окружающий мир, ребенок знакомится с последствиями своих поступков, разбирается в том, что «хорошо» и что «плохо». Усвоенные дошкольником нормы нравственного поведения становятся мотивами его поступков. Чувства гордости и самоуважения становятся мотивами поведения ребенка. Чувство долга проявляется, когда ребенок осознает необходимость и обязательность выполнения правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки.

С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми эмпатические переживания. Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят переживания, в которых ребенок эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого. Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями за себя. В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине проявляются оба вида эмпатии.

В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, когда в процессе общения ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других. На этой основе развиваются следующие сложные формы эмпатии: сопереживание – воспроизведение переживаний другого, ситуативное разделение переживаний с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека; содействие (соучастие) – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. На основе развития сочувствия и сопереживания у детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества.

Эмоциональные реакции ребенка формируются, преломляясь через призму общения в ситуации непосредственного взаимоотношения с другим человеком. Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что дети уже могут нормально взаимодействовать с окружающими и одновременно оценивать и реагировать на них. Благодаря речи, эмоциональная жизнь получается осознанной и направленной. Уровень пройденной социализации позволяет им регулировать свое поведение, предвидеть последствия своих поступков.

Важное место в формировании общего эмоционального фона психической жизни ребёнка занимают эстетические чувства дошкольника. Появляются более сложные чувства – чувство прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Старший дошкольник начинает улавливать красоту в ритмичности, в гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства.

Одним из главных направлений развития чувств старших дошкольников является увеличение их интеллектуальности, «разумности», связанное с их умственным развитием. Наиболее яркие из интеллектуальных чувств – чувство удивления и любознательности. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, являются необходимой составной частью мыслительной деятельности ребёнка.

Успех в деятельности у дошкольников вызывает яркие положительные переживания, а неуспех вызывает резкое проявление неудовлетворенности, поэтому следует направлять эмоции ребенка в познавательное русло, с целью дальнейшего влияния на развитие самооценки, мотивов действий и поступков.

Важное направление в эмоциональном развитии дошкольников является изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств. Ребенок овладевает умением распознавать и до известной степени контролировать и регулировать внешние проявления собственных чувств (сдерживать слезы, смех, крик, скрывать страхи) и овладевает умением анализировать вызвавшие их причины, что связано с произвольностью эмоциональных процессов. В дальнейшем ребенок научается «читать» эмоциональное состояние других людей и управлять своими эмоциями: подавлять их в случае надобности и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, тем самым воздействуя на них. Он учится усваивать «язык чувств» (принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний) и произвольно и опосредовано выражать эмоции при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Ребенок учится объяснять собственное состояние словами, хотя понятия, обозначающие эмоциональные состояния, находятся еще на стадии формирования. У него увеличивается активный и пассивный словарь обозначений эмоционального состояния людей. Постепенно эмоциональное состояние ребенка начинает отделяться от чувственного содержания его образа и становится своеобразным объектом познания.

Читайте также:  Психология развития ребенка в утробе

Уровень понимания детьми эмоционального состояния зависит от ряда условий: а) от знака модальности эмоций (положительные эмоции распознаются детьми легче, чем отрицательные); б) от возраста и накопленного в процессе жизни и общения опыта распознавания эмоционального состояния в различных жизненных ситуациях; в) от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций; г) от умения ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, что предполагает сформированность эталонов выражений состояний (главным признаком, обеспечивающим понимание ребенком состояния, является выразительность лица).

Таким образом, умение распознавать, владеть и передавать собственные эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей, является важным моментом в становлении личности старшего дошкольника, свидетельствующем об его определенном эмоциональном интеллекте.

Эмоциональный интеллект включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и самомотивацию.

Таким образом, особенности эмоционального развития старших дошкольников заключаются в том, что: 1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; 2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; 3) благодаря речевому развитию чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом; 4) формируются «высшие чувства» – нравственные, интеллектуальные, эстетические; 5) происходит развитие воображения, образного мышления и произвольной памяти; 6) эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

И.П. Стрелкова разработала следующие параметры эмоционального развития дошкольника:

·                   умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;

·                   умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других;

·                   многообразие способов эмоционального реагирования; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций; интенсивность и глубина переживания;

·                   уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; терминологическая оснащенность языка.

Эмоции (чувства) не развиваются сами по себе, поэтому основной путь влияния взрослых на эмоциональное развитие детей – это организация воспитания чувств через эмоциональное воздействие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы направлять ребенка, организуя его деятельность.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что к концу дошкольного возраста эмоциональное развитие ребенка усложняется, дифференцируется, связано с появлением у него новых интересов, мотивов, потребностей. Формируются и совершенствуются значимые для ребенка социально-перцептивные способности, которые проявляются в особенностях развития эмоционального реагирования, восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, в умении выражать и объяснять свои эмоции. Важным средством, способным эффективно влиять на эмоциональное развитие дошкольников являются правильно подобранные сказки.

Источник

Алина Аниканова
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых взаимоотношений с людьми, период бурного развития эмоциональной сферы, которая имеет большое влияние на личностное развитие ребенка, на овладение им разнообразных видов деятельности. На протяжении дошкольного детства эмоции развиваются, усложняются и приобретают интелектуализованный характер.

Психологи подчеркивают, что одним из условий возникновение у детей старшего дошкольного возраста сложных эмоций является взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер их психологического развития. Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

эмоционального развития детей дошкольного возраста, на современном этапе, все чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Дошкольники не умеют самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают детские ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир разнообразным, прекрасным и значащим.

Формирование значительной части эмоционального опыта ребенка, в частности динамики экспрессивных действий, адекватности эмоционального реагирования, развития эмпатии, саморегуляции, а также выражение личностных особенностей общей эмоциональности, тревожности, сензитивности, фрустрированности происходят преимущественно под влиянием именно этих факторов в дошкольном периоде.

Психологи отмечают, что нет правильных и неправильных чувств и эмоций, все они играют важную роль в жизни ребенка. И что не менее важно – эмоции ребенка дают самим детям и взрослым информацию об их состоянии.

Положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. Благодаря этим эмоциям дети чувствуют, что в их мире все в порядке.

За период детства особенности эмоций (их сила, протяженность, устойчивость) изменяются в связи с изменениями общего характера общественной деятельности ребенка и его мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Вместе с переживанием удовлетворения или неудовлетворения, связанных с удовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, связанные с тем, насколько хорошо она выполнила свои обязанности, какое значение имеют его действия для других людей и в какой мере она придерживается норм и правил поведения.

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольникастановится переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругаться».

Также к основным психологическим новообразованиям дошкольного возраста относятся: возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения, возникновение первичных этических инстанций, возникновение соподчинения мотивов, возникновение произвольного поведения, возникновение личного дознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.

Как отмечают ученые Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Е. В. Субботский, В. С. Мухина именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л. И. Божович, В. С. Мухина). В процессе нравственного воспитания у ребенка формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей отзывчивости, эмпатии, гуманности.

Читайте также:  Как влияет глицин на развитие ребенка

Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процесс усвоения базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные образцы, эталоны, правила и нормы. Это происходит через действие общего механизма базисных этических понятий и частных механизмов идентификации; подражания–имитации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). С другой стороны, это процесс развития нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается важнейшее новообразование – развивается эмпатия, способность сопереживать, сочувствовать.

Как указывают О. А. Белобрыкина, Л. М. Алибекова, в старшем дошкольном возрасте дети способны к достаточно острым переживаниям не только сочувствия, сострадания, но и к ярким проявлениям зависти.

С целью развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сочувствие, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и другие); научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Ребенок обнаруживает способность удерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и усвоенных норм поведения. Сдерживание ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведение, особенно, когда оно связано с новой ролью.

Таким образом, изучение особенностей эмоционального развития в дошкольном возрасте позволяет сделать вывод, что к у ребенка-дошкольника увеличивается устойчивость чувств, они становятся более обобщенными, осознанными, глубокими, возрастает умение детей дошкольного возраста регулировать свои эмоциональные реакции, в этот период появляются новые,высшие чувства: ребенок оказывается способным сопереживать и сочувствовать другим людям. Именно в возрасте 5-6 лет дети осваивают высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ребенку понять переживания другого человека.

Источник

Елена Шиянова
Особенности эмоционального развития старших дошкольников

Особенности эмоционального развития старших дошкольников

Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Ведь эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.

В процессе роста происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуально и важна. Ребенку необходимо общаться со взрослыми, ведь общение в значительной степени обогащает чувственные взгляды на мир и отношения с окружающими. Это очень важно для развития эмоциональной сферы ребенка.

Наверное, мы все хотим видеть своих ребят счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими. Не всегда это получается.

Моя задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, научить понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т. е. научить детей умению управлять своим поведением.

Основой коррекции эмоциональных процессов и состояний детей, развития у них эмоционального контроля является обучение ребенка созданию особой психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на его эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей, а тем самым на характере его действий и поступков.

Если ребенок будет уметь управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Т. е. если дети будут уметь контролировать свои эмоции и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребенка.

Работа складывалась из трех этапов. С начало дети учатся “заражаться” эмоциональной атмосферой. Здесь активная роль в создании атмосферы (а вместе с ней и определенного эмоционального состояния) принадлежит воспитателю. Дети еще не умеют сами создавать нужную эмоциональную атмосферу, для этого ему не хватает опыта, обретение которого в процессе моделирования различных эмоциональных ситуаций становиться содержанием работы. На первом этапе я детям объясняла, что такое эмоциональная атмосфера, сопровождая описание соответствующих эмоций. Слушали с детьми записи с разными музыкальными произведениями, рассматривали репродукции картин, фотографии. Давался музыкальный фрагмент и я предлагала детям исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства.

Но период “заражения” эмоциональной атмосферой является предварительным и по сути своей пассивным.

Здесь проводились игры и упражнения, “Я и мои эмоции“, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

“Пиктограммы”

Набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

“Музыка и эмоции

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки,какая она: веселая – грустная, сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчужденная, добрая – усталая, ясная – мрачная. Это упражнение способствует развитию понимания передачи эмоционального состояния, образного мышления.

Способы повышения настроения”.

Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

“Волшебный мешочек”.

Перед игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагаю ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один “волшебный мешочек”, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка литература

Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит, когда дети усвоят представления о “несловесных” средствах выражения эмоций, т. е. что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Например,я прошу детей: “постарайтесь показать, как и с каким настроением, вы шли сегодня в детский сад”. Дети оценивают несловесные средства выражения эмоций, сравнивают удачные эмоциональные воплощения детей. Я учу детей изображать различных животных с их типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали изображения, а также указывают, какой это был зверь – страшный, добрый, хитрый или злой, т. е. саму эмоциональную атмосферу.

Игры и упражнения из серии “Я и мой язык”, которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

• “Через стекло”

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например; “Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно” или ” принеси мне стакан воды, я хочу пить”, или ребенок сам придумывает свое сообщение.

“Иностранец”

Детям говорю, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорит. Предлагаю ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов.

“Зоопарк”

Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями (“в клетках”) каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, “клетки” открываются и “звери” выходят на свободу; прыгают, бегают, кричат, рычат. Развитие эмоционального опыта детей связано с формированием у них понимания различных форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого я описывала детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации,таких реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Помогала детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации. Сначала детям предлагала типичный пример; “Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали”. Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице? Или по сказке “Заюшкина избушка”. А как бы вы поступили на месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе?

Здесь я большое внимание уделяла организации дискуссий, чтобы дети свободно высказывались, в рамках предлагаемой темы, анализируя поведение героев и свой собственный жизненный опыт.

Предлагала детям разыгрывание ситуаций;

– Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, как ты поступишь?

– Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой как у одного из ребят из вашей группы, что ты будешь делать?

– Ты очень обидел своего друга, как ты с ним помиришься?

– Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка, как ты поступишь?

Большое внимание я уделяю обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Объясняю, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты становятся объектом обсуждения. После чего осуществляю более простой способ анализа – сама воздаю по заслугам участникам ссоры, а потом спрашиваю у детей в группе, как они считают, почему я так поступила? Учу детей избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть – все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей, используя оригинальные методики и известные в психологии тренинги расслабления.

“Брыкание” – упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.

Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно.Например: игра “Конструктор”- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.

• Дотронься до” Все играющие одеты по-разному.Ведущий выкрикивает: “Дотронься до синего!” Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Литература.

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2005 – 85с.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.

3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001.

4. Степанова Г. Эмоциональное состояние ребё нка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. – 1997. – №5. – с. 65.

5. Эмоциональное развитие дошкольника. // Под ред. А. Д. Кошелевой. – М.: Просвещение 1985. – 175 с.

Источник