Особенности интеллектуального и личностного развития ребенка

Особенности интеллектуального и личностного развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Кириллова, Д. С. Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью / Д. С. Кириллова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53482/ (дата обращения: 10.01.2021).



Гармоничное развитие личности является одной из важнейших проблем в теории и практике воспитания и обучения. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, которое связывает воедино различные психологические процессы, происходящие с индивидом и сообщающее его поведению необходимую последовательность действий и устойчивость.

Личность формируется под влиянием различных взаимодействий со стороны окружающей среды. Однако, заметим, что это не просто процесс усвоения социальных отношений и социального опыта, а результате сложного взаимодействия социальных условий и тенденций психофизического развития.

Развитие личности детей с интеллектуальными нарушениями, воспитание у них положительных черт характера — одно из ведущих направлений развития коррекционной педагогики. Успешное решение этой задачи обеспечивает подготовку воспитанников к дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе.

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем же законам, как и развитие нормально развивающихся детей. Но по причине интеллектуальных нарушений это происходит в определенной среде.

Одна из важных особенностей детей с нарушениями развития интеллекта является незрелость их эмоциональной сферы. Ведь в совокупности различных личностных качеств очень важное место отводится эмоциям, влияющим на любое проявление человеческой деятельности. Какими бы ни были факторы, определяющие жизнь и работу человека, они становятся психологически эффективными только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений.

Ребенок с интеллектуальными нарушениями имеет грубые первичные изменения в эмоциональной сфере, что способствует формированию своеобразного психопатологического характера и ряда негативных качеств, которые значительно затрудняют коррекцию основного психического дефекта. Именно поэтому так важно изучать особенности формирования эмоций и чувств ребенка с интеллектуальными нарушениями.

С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости… Развитие психики-специфика детства, прорывающаяся через любую, самую тяжелую патологию организма» [4]. Одновременно со специфическим развитием психики ребенка с интеллектуальными нарушениями происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы, которое характеризуется незрелостью эмоций и чувств, потребностей и мотивов.

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается своеобразием. Малыши позже принимают вертикальную позу, держать голову, сидеть, стоять, ходить. Таким детям присущ пониженный интерес к окружающему миру, равнодушие и инертность, что не исключает резких вспышек агрессии и крика. В первый год жизни они не различают «своих» и «чужих» взрослых, не формируют зрительно-моторную координацию и восприятие свойств объектов. Впоследствии данная категория детей начинает отставать от сверстников в развитии речи, артикуляции, фонематического слуха.

В результате минимализации совместных действий со взрослыми у детей с нарушениями интеллекта не развивается память, процессы подражания и осмысления окружающей действительности. Все вышеуказанные факторы приводят уже в раннем возрасте к вторичным отклонениям в развитии интеллекта детей. И если отставание от нормальных показателей в развитии нервной системы и психики в момент рождения составляло 2–3 недели, то к возрасту 3–4 лет оно может составить, по статистическим данным, от 1,5 до 2 лет.

В дошкольном возрасте недоразвитие личности у детей с нарушенным интеллектом проявляется, в первую очередь, в игровой деятельности, как отмечал, в частности, Н. Л. Коломинский [3]. Это происходит потому, что у детей слабо развит интерес к новым знаниям, переживаниям, впечатлениям. Они весьма подвержены влиянию ситуации и склонны к раздражительности и тревожности, что не способствует развитию социального восприятия окружающего мира.

С приходом ребенка с интеллектуальной недостаточностью в школу, он попадает из игровой атмосферы дошкольного учреждения в условия четкой программы обучения. Школьный возраст характеризуется особенностями, требующими совершенно иных видов психической деятельности [1].

С учетом того, что дети с нарушенным интеллектом весьма внушаемы и несамостоятельны, они могут быть неустойчивы в решениях, неадекватны в проявлениях эмоций и подвержены влиянию более авторитетных детей. Жизненные события оцениваются ими поверхностно, мотивы не формируются в должной степени, а слабая психическая активность приводит к обеднению эмоционального развития. Кроме этого, дети с интеллектуальной недостаточностью не способны подавлять желания или аффект, что приводит к бурным вспышкам агрессии. Более сложные эмоции и волевые характеристики на фоне протекающих процессов претерпевают недостаточное развитие. Хотя, даже при выраженных степенях нарушений интеллекта, дети способны испытывать обиду или стыд.

Л. С. Выготский говорил о том, что существует сильная взаимосвязь между интеллектуальной и эмоциональной сферами развития ребенка [1]. Следует учитывать, что при нарушениях интеллекта соотношение между интеллектом и аффектом у детей отличаются от общепринятых, и это является важным фактором для формирования личности таких детей. Л. В. Занков считал, что развитие личности у учеников с нарушениями интеллекта определяется внешними факторами, поэтому крайне важно уделять внимание специальным программам обучения и правильной организации всего образа жизни такого ребенка.

При таком подходе внезапные проявления агрессии и расстройства постепенно сглаживаются путем целенаправленного воспитания, которое способствует появлению у детей контроля над поступками и действиями, и формирует правильные привычки и навыки правильного поведения. Таким образом, личностные черты ребенка будут развиваться в направлении, способствующем социальной адаптации.

Изучение подростков с интеллектуальной недостаточностью показало, что главным фактором, влияющим на их поведение, является острое переживание от чувства неполноценности, которое часто осложняется инфантилизмом и неблагоприятными обстоятельствами. Они склонны к категоричным, лишенным оттенков суждениям, которые являются неустойчивыми. Некоторые, напротив, проявляют инертность и медлительность в реакциях. Но и в том, и в другом случаях наблюдается неадекватное восприятие окружающего социума и практически полное отсутствие контроля за своими поступками.

Таким образом, работа по коррекционному обучению и развитию детей с интеллектуальной недостаточностью должна проводиться педагогами-дефектологами и психологами на базе специально организованных классов или школ по специальной программе обучения и процессе всех видов повседневной деятельности ребенка.

При коррекционном обучение особое внимание следует уделять поведению детей во время занятий, игр, общения в социуме, отношениям в классе или группе.

Процесс социально-эмоционального развития личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью должен развивать представления о себе и своих родственниках, о социальных ролях себя и окружающих других, воспитывать уважительное отношение к взрослым и вырабатывать чувство гуманности и сопереживания. Со временем у детей формируется «эмоциональный интеллект» и способность сформулировать собственную позицию, что позволяет ребенку ощутить себя личностью и занять свою позицию в социуме сверстников.

Личностно-эмоциональное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью должно осуществляться планомерно и постепенно, с использованием готовых образцов поведенческих реакций. В процессе развития ребенка принимают участие не только педагоги и психологи, роль семьи нельзя недооценить, поскольку гармоничное построение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми должно проходить на фоне позитивных эмоций, доверия и любви.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2016–199 с.
  2. Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения / Л. В. Занков.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 292 с.
  3. Коломинский, Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н. Л. Коломинский. — К.: Рад. школа, 1978. — 87 с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –СПб: Питер, 2002. — 720 с.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная недостаточность, ребенок, нарушение интеллекта, эмоциональная сфера, выраженная интеллектуальная недостаточность, нарушение, нарушенный интеллект, окружающий мир, развитие ребенка, специальная программа обучения.

Источник

Особенности интеллектуального развития младших школьников

Степанникова Е. П.

Кандидат педагогических наук, учитель ВКК,

МБОУ гимназия имени академика Н. Г. Басова г. Воронеж

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, младшие школьники, учебная деятельность, интеллектуальная деятельность, познавательные процессы, мышление, восприятие, внимание, память.

В современной системе образования младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка примерно с шести до одиннадцати лет. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом интеллектуального развития является дошкольный и особенно младший школьный возраст. Данной возрастной ступени ребенка присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Данная готовность задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд общих особенностей младшего школьного возраста, которые дают основание считать, этот возраст является сензетивным для интеллектуального развития.

Под интеллектуальным развитием младших школьников мы понимаем процесс и результат их умственной деятельности, предполагающей положительное отношение к ней, сформированность логических мыслительных действий, способность к саморегуляции, наличие развитой способности адекватно преобразовывать и применять поступившую информацию [1, 57].

Когда ребенок приходит в школу, у него закладываются умения и навыки учебной деятельности Задача начальной школы – научить его учиться. В процессе учебной деятельности ученики младших классов не только усваивают знания, умения и навыки, но и учатся ставить перед собой цели, находить способы усвоения и применения знаний, осуществлять контроль и оценку своих действий.

В младшем школьном возрасте начинают формироваться мотивы учения, познавательные потребности и интересы, развиваются приемы и навыки интеллектуальной деятельности, раскрываются индивидуальные особенности и способности детей; начинают развиваться навыки самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции и самооценки.

Интеллектуальной деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка самого на себя, требует рефлексии, ответа на вопросы: «чем я был» и «чем я стал». Ученик постепенно учится смотреть на себя как бы глазами другого человека со стороны, оценивать себя [1, 63].

Под влиянием обучения у младших школьников происходит перестройка всех познавательных процессов. Младшие школьники постепенно начинают овладевать своими психическими процессами, учатся управлять восприятием, вниманием, памятью, мышлением.

В психологии под возрастным интеллектуальным развитием подразумеваются качественные сдвиги в мышлении человека. В младшем школьном возрасте именно мышление становится доминирующей психической функцией. В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные стадии. На первой стадии учащиеся производят анализ учебного материала преимущественно в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Достаточный уровень его развития даёт возможность ребенку решать задачи без применения практических действий, предметов, а только на основе мысленных представлений. Этот вид мышления позволяет использовать схематические изображения, выполнять действия про себя – в умственном плане, т.е. у младших школьников совершенствуется наглядно-образное мышление, закладываются основы формирования словесно-логического мышления и внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Это означает, что интеллектуальное развитие младших школьников поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

На второй стадии развития мышления дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, у них формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться логическое мышление.

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Этостимулирует дальнейшее развитие восприятия, появляетсянаблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

Память младших школьников развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но они уже способны целенаправленно, произвольно запоминать и материал им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Учащиеся в начальной школе уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Им еще трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале, проникнуть в суть вещей (событий, явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью. Внимание младших школьников отличается небольшим объемом, малой устойчивостью.

Развитию произвольного внимания младших школьников способствует четкая организация действий ребенка с использованием образца и также таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. Так постепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим. Развивающаяся произвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания.

В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Создаются предпосылки для развития творческого воображения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для интеллектуального развития. В этом возрасте закладываются мотивы к учению; познавательные интересы; начинают формироваться умения и навыки интеллектуальной деятельности; раскрываются индивидуальные особенности и способности детей; начинается процесс усвоения нравственных, социальных норм; закладываются навыки общения со сверстниками. Происходит интеллектуализация всех аспектов психического развития (памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения), их осознание и произвольность. Большое значение приобретаеттакое новообразование этого возраста, как абстрактно-теоретическое мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Начинает формироваться рефлексия умений и навыков, развиваются самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция и самооценка [1, 81]. Все указанные психологические особенности развития младших школьников тесно связаны между собой, дополняют и частично взаимообуславливают друг друга.

Знание и учет возрастных психологических особенностей младших школьников позволяет учителю начальных классов выбрать разные формы, методы и средства обучения, обладающие большими возможностями в интеллектуальном развитии младших школьников.

Литература

1. Асаулюк Е. П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников: Дис…канд.пед.наук. – Воронеж, 2012. – 211 с.

2. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. / Н. С. Лейтес. – М., 1996 – 416 с.

3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

4. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1974. – 315 с.

Источник

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Павлова С. К. ,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности – игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. – М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: 1977. – 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

Источник