Особенности физического развития ребенка второго года жизни

Особенности физического развития ребенка второго года жизни thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Воспитание детей раннего возраста так же, как детей более старшего возраста, включает физическое, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое воспитание.
Однако в силу особенностей периода раннего детства конкретные задачи и методы их осуществления различны от таковых для детей старшего возраста.
В первые 3 года жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка — быстро увеличивается рост, масса ребенка, к 2—3 годам масса мозга утраивается. Организм ребенка очень пластичен. Систематически проводимые оздоровительные мероприятия оказывают положительное влияние на его развитие.
В то же время самые ничтожные ошибки легко могут вызвать различные нарушения в здоровье ребенка и в состоянии его нервной системы. Поэтому правильная организация физического воспитания является одним из наиболее существенных разделов воспитания ребенка раннего возраста.
Физическое воспитание детей включает следующие задачи:
1) охрану и укрепление здоровья ребенка, нормальное функционирование всех органов и систем организма;
2) обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
3) развитие движений;
4) обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
5) воспитание культурно-гигиенических навыков. Основными средствами физического воспитания являются:
           а) правильное питание;
           б) правильный режим;
           в) правильное проведение кормления, сна, туалета и ряда оздоровительных закаливающих процедур;
           г) создание благоприятных условий для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка. 

Своевременное полноценное физическое развитие организма ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей жизни ребенка, его воспитания.
Так, например, недостаточный рост тела ребенка может быть обусловлен не только дефицитом белка или витаминов в питании ребенка, но и малой его подвижностью в результате отсутствия условий, стимулирующих его движения.
В раннем возрасте гипотрофия развивается не только вследствие нерационального вскармливания или часто повторяющихся заболеваний, но и в результате недостатка внешних влияний, стимулирующих и организующих высшую нервную деятельность ребенка.
Необходимо следить за созданием наиболее благоприятных гигиенических и микроклиматических условий жизни детей. Нужно обеспечить своевременное проветривание, хорошее освещение, тщательную уборку детских комнат, следить, чтобы дети сидели за столом в правильной позе, чтобы их одежда предохраняла от охлаждения и перегревания и в то же время была удобной для движений.
Участковая медицинская сестра поликлиники и патронажная сестра яслей в беседах с родителями также должны уделять большое внимание этим вопросам.
Среди средств физического воспитания большое значение имеет правильная организация деятельности детей. В процессе активного поведения, движений ребенка происходит интенсивный обмен веществ.
«Совершенно естественно,— указывал Н. М. Щелованов,— что не могут нормально развиваться еще недоразвитые мышцы ребенка, если они находятся в недеятельном состоянии».
Отсутствие условий для разнообразной деятельности вызывает отрицательное эмоциональное состояние ребенка.
Особенно большое значение для физического развития имеют движения ребенка. Они вызывают прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их питание.
Ребенку свойственна большая потребность в движении. Движения являются одним из источников радости ребенка, поэтому они оказывают большое влияние и на психическое развитие.
Движения способствуют развитию ориентировки в окружающем. Благодаря движениям руки, пальцев ребенок познает свойства предметов. 

Источник

В 2 года физическое развитие детей происходит достаточно активно. Малыши к этому времени физическое развитие ребенка в 2 годауже многое умеют, но еще большему они научатся до конца третьего года жизни. Уверенная ходьба, способность к самостоятельному обслуживанию, а также использование предметов в зависимости от их назначения — это лишь малая часть того, что уже умеют двухлетние дети.

Поговорим об основных навыках и показателях физического развития детей в два года, а также о том, в каких условиях процесс должен проходить, чтобы быть действительно гармоничным.

Основные показатели физического развития

В 2 года средний рост и вес малышей колеблется в пределах 84-85 см и 12,3-12,7 кг соответственно. Мальчики в этом возрасте намного крупнее девочек. физическое развитие ребенка в 2 годаПрибавка в весе всё ещё отмечается, но не настолько активно, как это было в первый год жизни. В среднем дети становятся крупнее на 200 г в месяц, вырастая при этом на 0,8-1 см.

Двухлетний малыш, как правило, обладает следующими навыками, подтверждающими своевременное физическое развитие:

  • уверенная ходьба;
  • способность наклоняться и приседать, не теряя равновесия;
  • умение преодолевать препятствия высотой до 20 см;
  • ходьба задом наперёд;
  • ползанье;
  • быстрый и уверенный бег;
  • умение лазать по лестнице;
  • способность спускаться и подниматься по ступеням приставным шагом;
  • умение играть с мячом и пр.

В течение третьего года жизни малыш освоит еще ряд навыков за счет активного развития мышечной массы, координации, равновесия. Это будут:

  • ходьба на носочках;
  • преодоление препятствий высотой до 35 см;
  • умение удерживать равновесие на одной ноге;
  • прыжки от пола на одной и двух ногах;физическое развитие ребенка в 2 года
  • простые танцевальные движения по образцу;
  • езда на трехколёсном велосипеде или самокате.
Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 47 айгуль

Учитывая всё вышесказанное, нужно отметить полезность и необходимость подвижных игр в жизни ребёнка. В процессе таких игр дети научатся многому новому, а также получат возможность усовершенствовать те умения, которые у них уже есть. Та же игра с мячом в 2 года самым лучшим образом стимулирует физическое развитие. Ребёнку можно кидать мяч в руки, играя, например, в  «Съедобное-несъедобное», учить его попадать мячом в невысокое баскетбольное кольцо или ворота.

Более подробно об играх и упражнениях для развития двухлетних малышей ниже.

Как развиваются координация и пропорции тела

В 2 года развитие координации подтверждается уверенным умением ребёнка не только ходить, но и бегать, прыгать, кувыркаться, стоять на одной ноге. Малыши всё ещё недостаточно уверенно себя чувствуют, когда нужно соблюдать равновесие, поэтому интуитивно помогают себе расставленными по сторонам руками.

Еще один момент: дети в 2 года не всегда умеют вовремя затормозить во время быстрого бега, поэтому часто падают. Причина — пока ещё не совершенная координация и определенная физическое развитие ребенка в 2 годанеловкость, которые окончательно пройдут только ближе к переходному возрасту.

Что касается пропорций тела, то к двум годам у детей всё ещё отмечается некоторый дисбаланс: центр тяжести слегка смещён в верхнюю часть из-за коротких пока ног и слишком длинного туловища.

У малышей в этом возрасте живот заметно выпирает вперёд, а в спине можно наблюдать прогиб. Эта особенность ни в коем случае не связана с рахитом или нарушениями осанки. Причина заключается в объёме внутренних органов, которые пока просто слишком велики для брюшной полости. С возрастом это пройдёт, и спина детей выровняется, а живот втянется. Форма головы в 2 года во многом определяется генами ребёнка.

Скелет, мышечная масса и нервная система: особенности развития

В 2 года развитие скелета и мышечной массы у ребёнка можно в первую очередь охарактеризовать завершением процесса окостенения. Хребет и череп ребёнка уже достаточно прочные, тем не менее ямочки на сгибах локтей и рук все еще заметны, так же как и младенческие складки, которые со временем уступят физическое развитие ребенка в 2 годаместо развитой мускулатуре. Заметно укрепляются и связки ребёнка, тем не менее он всё ещё быстро устает и нуждается в передышке для восстановления сил.

В этом возрасте у детей также активно происходит развитие ЦНС. Ребёнок большую часть времени бодрствует, много двигается, играет, способен длительное время удерживать внимание на чём-то, что его действительно заинтересовало. Совершеннее становится и память ребёнка, который помнит в подробностях то, что было несколько дней, недель и даже месяцев назад.

Развитие ЖКТ и мочевыделительной системы

В ЖКТ также происходят перемены. Мышечная прослойка стенок желудка становится толще, повышается уровень кишечного тонуса и заметно сильнее становится перистальтика. Ребёнок вполне способен справляться с переработкой физическое развитие ребенка в 2 годатвёрдой пищи, имея практически все зубы, пусть пока и молочные.

Родителям нужно прививать детям с этого возраста привычку чистить зубы, объясняя, что это важный инструмент для переработки пищи на много лет.

Нельзя не отметить и активное развитие мочевыделительной системы ребёнка в 2 года. Мочевой пузырь теперь способен выдерживать такой объём мочи, который в три раза превышает удерживаемый ещё полгода назад. Дети не так часто испытывают позывы к мочеиспусканию, начинают их замечать и сообщать об этом родителям.

Условия для гармоничного развития

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что физическое развитие в возрасте двух лет происходит путём активизации органов и систем организма, их становления и совершенствования. Чтобы процесс проходил без нарушений, очень важно, чтобы взрослые позаботились о создании подходящих для этого условий, помогая ребёнку справляться с проблемами, поддерживая его в освоении новых навыков.

Взрослые должны позаботиться о налаживании правильного режима сна и питания, ежедневных прогулках на свежем воздухе, организации адекватного возрасту ребёнка физического воспитания, в том числе и на основании игровой деятельности.

Огромное влияние физическое развитие ребенка в 2 годана физическое развитие детей первых лет жизни оказывают:

  • прогулки;
  • режим дня;
  • правильное питание;
  • закаливание.

Стоит обратить внимание, что двухлетних детей не нужно на прогулку постоянно вывозить в коляске. Для совершенствования физического развития ребёнка важно, чтобы в процессе прогулки малышу давали как можно больше двигаться.

Будет хорошо, если ребёнок сможет гулять на детских площадках, оснащённых тренажёрами для маленьких, а также будет осваивать езду на велобеге, велосипеде или самокате для малышей.

Полезные игры и упражнения для физического развития

Ускорить физическое развитие малыша в 2 года запросто можно с помощью подручных предметов в домашних условиях. Совершенно необязательно для этого выполнять какие-то специальные гимнастические трюки или иметь доступ в зал со спортивными снарядами. Для занятий с ребенком будет достаточно:

  • мячей;
  • палок;физическое развитие ребенка в 2 года
  • скакалок;
  • обруча;
  • веревки;
  • лестницы;
  • бревна;
  • качелей и пр.
Читайте также:  Развитие познавательной активности раннего развития ребенка

Все это легко найдется в доме у каждого либо на территории ближайшей детской площадки. Итак, начинаем играть.

Самые любимые и одни из самых полезных, как уже было отмечено выше, — игры  с мячом. В 2 года не все дети могут поймать мяч, а вот проблем с броском, хотя пока и достаточно слабым, не будет. Именно мяч можно и нужно использовать для создания умеренных физических нагрузок для ребёнка в 2 года.

Взрослые, которым важно, чтобы физическое развитие детей проходило активными темпами и без задержек, нужно взять за правило ежедневно играть с ними в подвижные игры. В них могут принимать участие как сами родители, так и знакомые дети с детской площадки. Чтобы малышу было ясно, как играть, ему нужно будет показать. Склонные к копированию поведения взрослых, дети в этом возрасте с удовольствием повторят их действия.

Строить игры можно на разных заданиях, например, предлагая ребёнку спрятать физическое развитие ребенка в 2 годаили найти игрушку, уйти от преследования человека в повязке на глазах (жмурки), спрятаться самому, преодолеть препятствия в рамках своеобразной эстафеты и так далее.

В процессе подвижных игр важно следить за тем, чтобы детская нервная система не слишком перевозбуждалась, для предупреждения чего необходимо вовремя останавливаться или делать небольшие паузы. В противном случае веселье обязательно закончится слезами, как по поводу, так и без него.

Наряду с играми, с двухлетним малышом можно ежедневно заниматься зарядкой по утрам, предлагая ему выполнять простые упражнения на растяжку, «ножницы», «мостик», «берёзку» и другие.

В заключение отметим, что физическое развитие для детей в младшем возрасте имеет огромное значение. Ежедневная стимуляция двигательной активности позволит наладить этот процесс. Между тем, сознательно увлекая малыша играми и упражнениями, нужно не забывать о его уязвимости и невнимательности и уберегать кроху от опасных вещей и ситуаций, предотвращая таким образом появление травм.

Источник

Особенности проведения ОРУ с детьми 2-ого года жизни.

В работе с детьми второго года жизни общеразвивающие упражнения используются мало. Большинство из них проводится с предметами, которые помогают ребенку выполнить упражнения. Иногда применяют упражнения имитационного характера. Движения с предметами требуют некоторого напряжения, но выполняются малышами точнее, чем имитационные. Например, лежа на спине, ребенок поднимает ноги до палки, которую на определенной высоте держит воспитатель.

Общеразвивающие упражнения хотя и недоступны детям этого возраста (для самостоятельного выполнения), но обязательны на каждом занятии при условии правильного руководства со стороны воспитателя (в основном проводятся упражнения с помощью пособия).

Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. Для развития и укрепления крупных мышечных групп используются следующие упражнения: напряженное прогибание спины, наклоны туловища вперед и в стороны, приседание и последующее выпрямление на носках с подтягиванием вверх, поднимание выпрямленных ног до палки и т. д.

Упражнения для детей этой группы отличаются простотой и включаются в содержание каждого занятия. Исходное положение при их выполнении преимущественно сидя или лежа. Проведение общеразвивающих упражнений с детьми второго года жизни требует особого подхода. Воспитатель помогает каждому ребенку принять правильное исходное положение — сесть или лечь на коврик (ковровую дорожку); взяться обеими руками за палку (или обруч); сесть верхом на гимнастическую скамейку и т. д., так как от этого во многом зависит правильность выполнения упражнения. Взрослый действует вместе с детьми. Например, держась за обруч или длинную палку, приседает или только регулирует темп упражнения — поддерживает обруч с противоположной стороны, а дети, держась за него, садятся и ложатся.

Учитывая, что на втором году жизни дети лучше понимают речь  взрослого, особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения, причем само движение малышам более понятно. Поэтому объяснения должны быть конкретными, краткими, четкими. Слово должно точно соответствовать действию. Дети привыкают к определенному порядку, если он систематически повторяется и закрепляется. Например, воспитатель обращается к детям: «Все сядем на коврик. Олечка, садись; Юра, ты тоже садись; Вовочка, ты сядь здесь» и т. д., предлагает всем взяться за длинную палку, помогает это сделать, а затем говорит: «Держитесь за палку крепко. Теперь поднимите руки вверх и… опустите вниз. Подняли руки… и опустили», выполняя движения с малышами. Некоторые из них повторяют за воспитателем слова, это надо поощрять. Спустя несколько занятий большинство детей начинает активно реагировать на знакомые слова: «сесть», «лечь», «встать», «взяться за обруч, палку».

Читайте также:  Развитие личности ребенка раннего возраста реферат

Такие пособия, как флажки, ленточки, погремушки, платочки, в этой возрастной группе применять не следует, а те пособия, которые используются на занятиях, должны быть знакомы детям. Поэтому предварительно малышам дают предметы, чтобы они могли рассмотреть и поиграть с ними.

Постепенно все приучаются выполнять упражнения одновременно, каждый согласовывает свои движения с движениями других детей. В этом возрасте от малышей не следует требовать большой точности. Например, лежа на спине, дети поднимают ноги до палки (ее держит воспитатель) и опускают, стараясь при этом не сгибать их, однако это не является обязательным, ноги могут быть несколько согнуты в коленях. Важно, чтобы дети поняли требование воспитателя и старались его выполнить.

Упражнения с длинной палкой

1. И. п.2: лежа на спине, держаться обеими руками за палку (хватом сверху), руки вытянуты. По сигналу «сядем» воспитатель

поднимает палку, дети подтягиваются к ней и садятся; по сигналу «ляжем» палку медленно опускает, дети возвращаются в исходное положение (рис. 1).

2.        И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, воспитатель держит палку на высоте выпрямленных ног детей.   По  сигналу «поднимите    ноги,    достаньте палку»    дети    поднимают ноги до   прямого  угла   с туловищем (рис. 2) и опускают их. (В начале года, когда   дети   не   понимают словесных  указаний, следует прикоснуться палкой к ступням ребенка, побуждая  его удержать   палку пальцами ног.)

3.        И. п.: лежа на животе,   держаться   за   палку обеими руками     хватом сверху.    Воспитатель   немного приподнимает палку, и вместе с нею дети приподнимают корпус; палку  медленно  опускает,   и (дети возвращаются в исходное положение (рис. 3).

  1. И. п.: сидя, держаться за палку обеими руками хватом    сверху.    Поднять руки    вверх    и    опустить Воспитатель вместе с детьми поднимает и опускает палку (рис. 4).
  2. И. п.: стоя, держаться за палку хватом сверху. Присесть    (каждый    приседает так, как ему удобно, не требовать от детей приседать на носки) и выпрямиться  (рис. 5).

И. п.: сидя  верхом на гимнастической скамейке, держаться за палку (с каждой стороны). Воспитатель сидит в конце скамейки лицом к детям и регулирует движение. Сгибать и разгибать обе руки одновременно или попеременно — одна рука продвигается вперед, другая подтягивается к туловищу, палка движется вперед-назад (рис. 6).

7. И. п.: то же. Наклоняться попеременно в одну и другую сторону, при наклоне влево левая рука с палкой опускается вниз, правая поднимается вверх, при наклоне вправо движения рук противоположные (рис. 7).

Упражнения с обручем

1.И. п.: сидя, свободно держать обруч обеими руками. Поднять руки вверх, посмотреть в окошко, опустить обруч.

2.И. п.: стоя, держать обруч обеими руками. Присесть и выпрямиться.

3.И. п.: то же. Наклониться вперед (можно присесть), положить обруч на пол, выпрямиться и показать руки, наклониться, взять обруч и выпрямиться.

Упражнения с мячом

1.И. п.: стоя, держать мяч обеими руками. Присесть, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки, присесть, взять мячи показать его воспитателю.

        2.И. п.: стоя у рейки (веревки), поднятой на высоте 40—50 см, держать мяч в обеих руках.  

Наклониться  вперед через  рейку, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки. Наклониться, взять мяч, выпрямиться и поднять его вверх (рис. 8).

  1. И. п.: сидя на полу  (позже на гимнастической скамейке), держать  мяч  в  руках.   Повернуться  в одну  сторону,   положить мяч  на   пол,  выпрямиться  и   поднять  руки  вверх,   наклониться, взять  мяч  и  выпрямиться.   То  же  повторить  в другую  сторону (рис. 9).
  2. И. п.:  стоя   (свободно).  Собрать и принести  воспитателю сначала маленькие, затем средней величины мячи, цветные шарики, которые рассыпаны по всему помещению.

Упражнения в движениях имитационного характера

  1. И. п.: стоя. Поднять руки в сторону и опустить — «птички машут крыльями».
  2. И. п.: то же. Присесть, постучать пальчиками по коленям,  выпрямиться — «птички клюют зернышки».
  3. И.  п.:  стоя  свободно  по  всей  площадке.  Ходить,  высоко поднимая ноги — «ходить по глубокому снегу», «ходить по воде».
  4. И. п.: то же. Прыгать  (пытаться выполнить)  на месте на двух ногах — «зайки прыгают», «мячик скачет».
  5. И.  п.: то же. Ходить тихо,  пытаясь подняться  на  носочки,— «мышки ходят тихо-тихо».
  6. И. п.:  стать на  четвереньки.  Идти  вперед на  четвереньках — «собачки идут».

Источник