Особенности физического развития ребенка второго года жизни
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
Воспитание детей раннего возраста так же, как детей более старшего возраста, включает физическое, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое воспитание.
Однако в силу особенностей периода раннего детства конкретные задачи и методы их осуществления различны от таковых для детей старшего возраста.
В первые 3 года жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка — быстро увеличивается рост, масса ребенка, к 2—3 годам масса мозга утраивается. Организм ребенка очень пластичен. Систематически проводимые оздоровительные мероприятия оказывают положительное влияние на его развитие.
В то же время самые ничтожные ошибки легко могут вызвать различные нарушения в здоровье ребенка и в состоянии его нервной системы. Поэтому правильная организация физического воспитания является одним из наиболее существенных разделов воспитания ребенка раннего возраста.
Физическое воспитание детей включает следующие задачи:
1) охрану и укрепление здоровья ребенка, нормальное функционирование всех органов и систем организма;
2) обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
3) развитие движений;
4) обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
5) воспитание культурно-гигиенических навыков. Основными средствами физического воспитания являются:
а) правильное питание;
б) правильный режим;
в) правильное проведение кормления, сна, туалета и ряда оздоровительных закаливающих процедур;
г) создание благоприятных условий для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка.
Своевременное полноценное физическое развитие организма ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей жизни ребенка, его воспитания.
Так, например, недостаточный рост тела ребенка может быть обусловлен не только дефицитом белка или витаминов в питании ребенка, но и малой его подвижностью в результате отсутствия условий, стимулирующих его движения.
В раннем возрасте гипотрофия развивается не только вследствие нерационального вскармливания или часто повторяющихся заболеваний, но и в результате недостатка внешних влияний, стимулирующих и организующих высшую нервную деятельность ребенка.
Необходимо следить за созданием наиболее благоприятных гигиенических и микроклиматических условий жизни детей. Нужно обеспечить своевременное проветривание, хорошее освещение, тщательную уборку детских комнат, следить, чтобы дети сидели за столом в правильной позе, чтобы их одежда предохраняла от охлаждения и перегревания и в то же время была удобной для движений.
Участковая медицинская сестра поликлиники и патронажная сестра яслей в беседах с родителями также должны уделять большое внимание этим вопросам.
Среди средств физического воспитания большое значение имеет правильная организация деятельности детей. В процессе активного поведения, движений ребенка происходит интенсивный обмен веществ.
«Совершенно естественно,— указывал Н. М. Щелованов,— что не могут нормально развиваться еще недоразвитые мышцы ребенка, если они находятся в недеятельном состоянии».
Отсутствие условий для разнообразной деятельности вызывает отрицательное эмоциональное состояние ребенка.
Особенно большое значение для физического развития имеют движения ребенка. Они вызывают прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их питание.
Ребенку свойственна большая потребность в движении. Движения являются одним из источников радости ребенка, поэтому они оказывают большое влияние и на психическое развитие.
Движения способствуют развитию ориентировки в окружающем. Благодаря движениям руки, пальцев ребенок познает свойства предметов.
Источник
В 2 года физическое развитие детей происходит достаточно активно. Малыши к этому времени уже многое умеют, но еще большему они научатся до конца третьего года жизни. Уверенная ходьба, способность к самостоятельному обслуживанию, а также использование предметов в зависимости от их назначения — это лишь малая часть того, что уже умеют двухлетние дети.
Поговорим об основных навыках и показателях физического развития детей в два года, а также о том, в каких условиях процесс должен проходить, чтобы быть действительно гармоничным.
Основные показатели физического развития
В 2 года средний рост и вес малышей колеблется в пределах 84-85 см и 12,3-12,7 кг соответственно. Мальчики в этом возрасте намного крупнее девочек. Прибавка в весе всё ещё отмечается, но не настолько активно, как это было в первый год жизни. В среднем дети становятся крупнее на 200 г в месяц, вырастая при этом на 0,8-1 см.
Двухлетний малыш, как правило, обладает следующими навыками, подтверждающими своевременное физическое развитие:
- уверенная ходьба;
- способность наклоняться и приседать, не теряя равновесия;
- умение преодолевать препятствия высотой до 20 см;
- ходьба задом наперёд;
- ползанье;
- быстрый и уверенный бег;
- умение лазать по лестнице;
- способность спускаться и подниматься по ступеням приставным шагом;
- умение играть с мячом и пр.
В течение третьего года жизни малыш освоит еще ряд навыков за счет активного развития мышечной массы, координации, равновесия. Это будут:
- ходьба на носочках;
- преодоление препятствий высотой до 35 см;
- умение удерживать равновесие на одной ноге;
- прыжки от пола на одной и двух ногах;
- простые танцевальные движения по образцу;
- езда на трехколёсном велосипеде или самокате.
Учитывая всё вышесказанное, нужно отметить полезность и необходимость подвижных игр в жизни ребёнка. В процессе таких игр дети научатся многому новому, а также получат возможность усовершенствовать те умения, которые у них уже есть. Та же игра с мячом в 2 года самым лучшим образом стимулирует физическое развитие. Ребёнку можно кидать мяч в руки, играя, например, в «Съедобное-несъедобное», учить его попадать мячом в невысокое баскетбольное кольцо или ворота.
Более подробно об играх и упражнениях для развития двухлетних малышей ниже.
Как развиваются координация и пропорции тела
В 2 года развитие координации подтверждается уверенным умением ребёнка не только ходить, но и бегать, прыгать, кувыркаться, стоять на одной ноге. Малыши всё ещё недостаточно уверенно себя чувствуют, когда нужно соблюдать равновесие, поэтому интуитивно помогают себе расставленными по сторонам руками.
Еще один момент: дети в 2 года не всегда умеют вовремя затормозить во время быстрого бега, поэтому часто падают. Причина — пока ещё не совершенная координация и определенная неловкость, которые окончательно пройдут только ближе к переходному возрасту.
Что касается пропорций тела, то к двум годам у детей всё ещё отмечается некоторый дисбаланс: центр тяжести слегка смещён в верхнюю часть из-за коротких пока ног и слишком длинного туловища.
У малышей в этом возрасте живот заметно выпирает вперёд, а в спине можно наблюдать прогиб. Эта особенность ни в коем случае не связана с рахитом или нарушениями осанки. Причина заключается в объёме внутренних органов, которые пока просто слишком велики для брюшной полости. С возрастом это пройдёт, и спина детей выровняется, а живот втянется. Форма головы в 2 года во многом определяется генами ребёнка.
Скелет, мышечная масса и нервная система: особенности развития
В 2 года развитие скелета и мышечной массы у ребёнка можно в первую очередь охарактеризовать завершением процесса окостенения. Хребет и череп ребёнка уже достаточно прочные, тем не менее ямочки на сгибах локтей и рук все еще заметны, так же как и младенческие складки, которые со временем уступят место развитой мускулатуре. Заметно укрепляются и связки ребёнка, тем не менее он всё ещё быстро устает и нуждается в передышке для восстановления сил.
В этом возрасте у детей также активно происходит развитие ЦНС. Ребёнок большую часть времени бодрствует, много двигается, играет, способен длительное время удерживать внимание на чём-то, что его действительно заинтересовало. Совершеннее становится и память ребёнка, который помнит в подробностях то, что было несколько дней, недель и даже месяцев назад.
Развитие ЖКТ и мочевыделительной системы
В ЖКТ также происходят перемены. Мышечная прослойка стенок желудка становится толще, повышается уровень кишечного тонуса и заметно сильнее становится перистальтика. Ребёнок вполне способен справляться с переработкой твёрдой пищи, имея практически все зубы, пусть пока и молочные.
Родителям нужно прививать детям с этого возраста привычку чистить зубы, объясняя, что это важный инструмент для переработки пищи на много лет.
Нельзя не отметить и активное развитие мочевыделительной системы ребёнка в 2 года. Мочевой пузырь теперь способен выдерживать такой объём мочи, который в три раза превышает удерживаемый ещё полгода назад. Дети не так часто испытывают позывы к мочеиспусканию, начинают их замечать и сообщать об этом родителям.
Условия для гармоничного развития
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что физическое развитие в возрасте двух лет происходит путём активизации органов и систем организма, их становления и совершенствования. Чтобы процесс проходил без нарушений, очень важно, чтобы взрослые позаботились о создании подходящих для этого условий, помогая ребёнку справляться с проблемами, поддерживая его в освоении новых навыков.
Взрослые должны позаботиться о налаживании правильного режима сна и питания, ежедневных прогулках на свежем воздухе, организации адекватного возрасту ребёнка физического воспитания, в том числе и на основании игровой деятельности.
Огромное влияние на физическое развитие детей первых лет жизни оказывают:
- прогулки;
- режим дня;
- правильное питание;
- закаливание.
Стоит обратить внимание, что двухлетних детей не нужно на прогулку постоянно вывозить в коляске. Для совершенствования физического развития ребёнка важно, чтобы в процессе прогулки малышу давали как можно больше двигаться.
Будет хорошо, если ребёнок сможет гулять на детских площадках, оснащённых тренажёрами для маленьких, а также будет осваивать езду на велобеге, велосипеде или самокате для малышей.
Полезные игры и упражнения для физического развития
Ускорить физическое развитие малыша в 2 года запросто можно с помощью подручных предметов в домашних условиях. Совершенно необязательно для этого выполнять какие-то специальные гимнастические трюки или иметь доступ в зал со спортивными снарядами. Для занятий с ребенком будет достаточно:
- мячей;
- палок;
- скакалок;
- обруча;
- веревки;
- лестницы;
- бревна;
- качелей и пр.
Все это легко найдется в доме у каждого либо на территории ближайшей детской площадки. Итак, начинаем играть.
Самые любимые и одни из самых полезных, как уже было отмечено выше, — игры с мячом. В 2 года не все дети могут поймать мяч, а вот проблем с броском, хотя пока и достаточно слабым, не будет. Именно мяч можно и нужно использовать для создания умеренных физических нагрузок для ребёнка в 2 года.
Взрослые, которым важно, чтобы физическое развитие детей проходило активными темпами и без задержек, нужно взять за правило ежедневно играть с ними в подвижные игры. В них могут принимать участие как сами родители, так и знакомые дети с детской площадки. Чтобы малышу было ясно, как играть, ему нужно будет показать. Склонные к копированию поведения взрослых, дети в этом возрасте с удовольствием повторят их действия.
Строить игры можно на разных заданиях, например, предлагая ребёнку спрятать или найти игрушку, уйти от преследования человека в повязке на глазах (жмурки), спрятаться самому, преодолеть препятствия в рамках своеобразной эстафеты и так далее.
В процессе подвижных игр важно следить за тем, чтобы детская нервная система не слишком перевозбуждалась, для предупреждения чего необходимо вовремя останавливаться или делать небольшие паузы. В противном случае веселье обязательно закончится слезами, как по поводу, так и без него.
Наряду с играми, с двухлетним малышом можно ежедневно заниматься зарядкой по утрам, предлагая ему выполнять простые упражнения на растяжку, «ножницы», «мостик», «берёзку» и другие.
В заключение отметим, что физическое развитие для детей в младшем возрасте имеет огромное значение. Ежедневная стимуляция двигательной активности позволит наладить этот процесс. Между тем, сознательно увлекая малыша играми и упражнениями, нужно не забывать о его уязвимости и невнимательности и уберегать кроху от опасных вещей и ситуаций, предотвращая таким образом появление травм.
Источник
Особенности проведения ОРУ с детьми 2-ого года жизни.
В работе с детьми второго года жизни общеразвивающие упражнения используются мало. Большинство из них проводится с предметами, которые помогают ребенку выполнить упражнения. Иногда применяют упражнения имитационного характера. Движения с предметами требуют некоторого напряжения, но выполняются малышами точнее, чем имитационные. Например, лежа на спине, ребенок поднимает ноги до палки, которую на определенной высоте держит воспитатель.
Общеразвивающие упражнения хотя и недоступны детям этого возраста (для самостоятельного выполнения), но обязательны на каждом занятии при условии правильного руководства со стороны воспитателя (в основном проводятся упражнения с помощью пособия).
Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. Для развития и укрепления крупных мышечных групп используются следующие упражнения: напряженное прогибание спины, наклоны туловища вперед и в стороны, приседание и последующее выпрямление на носках с подтягиванием вверх, поднимание выпрямленных ног до палки и т. д.
Упражнения для детей этой группы отличаются простотой и включаются в содержание каждого занятия. Исходное положение при их выполнении преимущественно сидя или лежа. Проведение общеразвивающих упражнений с детьми второго года жизни требует особого подхода. Воспитатель помогает каждому ребенку принять правильное исходное положение — сесть или лечь на коврик (ковровую дорожку); взяться обеими руками за палку (или обруч); сесть верхом на гимнастическую скамейку и т. д., так как от этого во многом зависит правильность выполнения упражнения. Взрослый действует вместе с детьми. Например, держась за обруч или длинную палку, приседает или только регулирует темп упражнения — поддерживает обруч с противоположной стороны, а дети, держась за него, садятся и ложатся.
Учитывая, что на втором году жизни дети лучше понимают речь взрослого, особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения, причем само движение малышам более понятно. Поэтому объяснения должны быть конкретными, краткими, четкими. Слово должно точно соответствовать действию. Дети привыкают к определенному порядку, если он систематически повторяется и закрепляется. Например, воспитатель обращается к детям: «Все сядем на коврик. Олечка, садись; Юра, ты тоже садись; Вовочка, ты сядь здесь» и т. д., предлагает всем взяться за длинную палку, помогает это сделать, а затем говорит: «Держитесь за палку крепко. Теперь поднимите руки вверх и… опустите вниз. Подняли руки… и опустили», выполняя движения с малышами. Некоторые из них повторяют за воспитателем слова, это надо поощрять. Спустя несколько занятий большинство детей начинает активно реагировать на знакомые слова: «сесть», «лечь», «встать», «взяться за обруч, палку».
Такие пособия, как флажки, ленточки, погремушки, платочки, в этой возрастной группе применять не следует, а те пособия, которые используются на занятиях, должны быть знакомы детям. Поэтому предварительно малышам дают предметы, чтобы они могли рассмотреть и поиграть с ними.
Постепенно все приучаются выполнять упражнения одновременно, каждый согласовывает свои движения с движениями других детей. В этом возрасте от малышей не следует требовать большой точности. Например, лежа на спине, дети поднимают ноги до палки (ее держит воспитатель) и опускают, стараясь при этом не сгибать их, однако это не является обязательным, ноги могут быть несколько согнуты в коленях. Важно, чтобы дети поняли требование воспитателя и старались его выполнить.
Упражнения с длинной палкой
1. И. п.2: лежа на спине, держаться обеими руками за палку (хватом сверху), руки вытянуты. По сигналу «сядем» воспитатель
поднимает палку, дети подтягиваются к ней и садятся; по сигналу «ляжем» палку медленно опускает, дети возвращаются в исходное положение (рис. 1).
2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, воспитатель держит палку на высоте выпрямленных ног детей. По сигналу «поднимите ноги, достаньте палку» дети поднимают ноги до прямого угла с туловищем (рис. 2) и опускают их. (В начале года, когда дети не понимают словесных указаний, следует прикоснуться палкой к ступням ребенка, побуждая его удержать палку пальцами ног.)
3. И. п.: лежа на животе, держаться за палку обеими руками хватом сверху. Воспитатель немного приподнимает палку, и вместе с нею дети приподнимают корпус; палку медленно опускает, и (дети возвращаются в исходное положение (рис. 3).
- И. п.: сидя, держаться за палку обеими руками хватом сверху. Поднять руки вверх и опустить Воспитатель вместе с детьми поднимает и опускает палку (рис. 4).
- И. п.: стоя, держаться за палку хватом сверху. Присесть (каждый приседает так, как ему удобно, не требовать от детей приседать на носки) и выпрямиться (рис. 5).
И. п.: сидя верхом на гимнастической скамейке, держаться за палку (с каждой стороны). Воспитатель сидит в конце скамейки лицом к детям и регулирует движение. Сгибать и разгибать обе руки одновременно или попеременно — одна рука продвигается вперед, другая подтягивается к туловищу, палка движется вперед-назад (рис. 6).
7. И. п.: то же. Наклоняться попеременно в одну и другую сторону, при наклоне влево левая рука с палкой опускается вниз, правая поднимается вверх, при наклоне вправо движения рук противоположные (рис. 7).
Упражнения с обручем
1.И. п.: сидя, свободно держать обруч обеими руками. Поднять руки вверх, посмотреть в окошко, опустить обруч.
2.И. п.: стоя, держать обруч обеими руками. Присесть и выпрямиться.
3.И. п.: то же. Наклониться вперед (можно присесть), положить обруч на пол, выпрямиться и показать руки, наклониться, взять обруч и выпрямиться.
Упражнения с мячом
1.И. п.: стоя, держать мяч обеими руками. Присесть, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки, присесть, взять мячи показать его воспитателю.
2.И. п.: стоя у рейки (веревки), поднятой на высоте 40—50 см, держать мяч в обеих руках.
Наклониться вперед через рейку, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки. Наклониться, взять мяч, выпрямиться и поднять его вверх (рис. 8).
- И. п.: сидя на полу (позже на гимнастической скамейке), держать мяч в руках. Повернуться в одну сторону, положить мяч на пол, выпрямиться и поднять руки вверх, наклониться, взять мяч и выпрямиться. То же повторить в другую сторону (рис. 9).
- И. п.: стоя (свободно). Собрать и принести воспитателю сначала маленькие, затем средней величины мячи, цветные шарики, которые рассыпаны по всему помещению.
Упражнения в движениях имитационного характера
- И. п.: стоя. Поднять руки в сторону и опустить — «птички машут крыльями».
- И. п.: то же. Присесть, постучать пальчиками по коленям, выпрямиться — «птички клюют зернышки».
- И. п.: стоя свободно по всей площадке. Ходить, высоко поднимая ноги — «ходить по глубокому снегу», «ходить по воде».
- И. п.: то же. Прыгать (пытаться выполнить) на месте на двух ногах — «зайки прыгают», «мячик скачет».
- И. п.: то же. Ходить тихо, пытаясь подняться на носочки,— «мышки ходят тихо-тихо».
- И. п.: стать на четвереньки. Идти вперед на четвереньках — «собачки идут».
Источник