Особенности физического развития ребенка третьего года жизни

Третий год жизни – важный этап в развитии ребёнка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. В это время закладываются основы его фи­зической подготовленности. Физическое воспитание детей раннего возраста направлено на охрану и укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, овладение физическими упражнениями и подвижными играми. Решению задач физического развития способствует создание комфортных условий.

Физическое развитие происходит как в ходе игр со сверстниками и взрослыми, так и в процессе систематического обучения. Важную роль при этом играет осуществляемый грамотно организованный процесс физического воспитания. Занятия являются основной формой развития физических качеств и свойств ребёнка.

Гармоничное физическое развитие детей – одна из главных задач взрослых. Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребёнка. Темпы физического развития высоки, но строение всех органов и систем ещё не завершено, а поэтому деятельность их несовершенна. Этот период крайне важен для дальнейшего развития человека. Все навыки, выработанные в первые 3 – 5 лет, закрепляются особенно прочно и сохраняют своё значение в течение всей последующей жизни.

Контроль за физическим развитием детей – составная часть системы физкультурно – оздоро­вительной работы. В результате систематического контроля удаётся не только определить уровень раз­вития ребёнка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.

Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности физического развития детей первой младшей группы.

База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида «Тополёк». Адрес: Новосибирская обл., 8.

Заведующая детским садом А.

Старшая медицинская сестра

Старший воспитатель

Инструктор по ф/к

Воспитатели группы: ,

Гипотеза: предположим, что физическое развитие ребёнка в значительной степени зависит от того, в каких условиях происходит это развитие.

Цель исследования: определить уровень физического развития детей третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1.  Проанализировать источники информации по данной теме.

2.  Получить консультации специалиста в данной области.

3.  Собрать фактические данные по проблеме исследования с использованием апробированных методик.

4.  провести исследования особенностей физического развития детей.

5.  Проанализировать условия развития детей.

6.  Проанализировать и оценить результаты исследования.

Методы исследования:

1.  Наблюдения за дошкольниками

2.  Беседы

3.  измерения антропометрических показателей

4.  Теоретическое и практическое обобщение материала

Время проводимого исследования: февраль 2008 года.

Глава 1. Особенности физического развития детей третьего года жизни.

1.1  Ребёнок растёт.

На третьем году жизни в организме малыша интенсивно продолжается рост и развитие. Очень важен в этом возрасте контроль за полугодовой и годовой прибавкой в росте, т. к это один из показателей, не только непосредственно характеризующий рост ребёнка, но и говорящий об уровне своевременности его биологического развития.

Увеличивается и масса тела. Этот показатель тоже требует самого пристального внимания. Вес ма­лыша зависит в первую очередь от характера и режима питания, уровня двигательной активности и со­стояния здоровья.

Недостаточно зафиксировать вес и рост ребёнка, важно установить соответствие этих двух показа­телей друг другу т. е выявить степень гармоничности физического развития.

На третьем году жизни у малышей изменяются и пропорции тела: уменьшается размер головы до 1/5 длины тела. В период от двух до трёх лет происходит заметное нарастание мышечной массы (до 23% от всей массы тела), меняется мышечный тонус, вместе с тем сила мышц ещё невелика. Вот поэтому в этом возрасте важны целенаправленные физические упражнения, которые позволяют укрепить мускула­туру тела, особенно мышцы спины, ног и все мышцы разгибатели.

1.2 Органы дыхания.

На третьем году жизни дети имеют сравнительно узкие верхние дыхатель­ные пути, трахею, бронхи. Их слизистая обильно снабжена кровеносными сосудами, сохраняется по­верхностное дыхание с частотой дыхательных движенийв минуту.

При физических нагрузках у малышей изменяется не глубина дыхания, а частота в свою очередь

атрудняет вентиляцию лёгких. А относительная потребность в кислороде в этом возрасте выше, чем в любом другом. Вот почему воздушная среда, которой находятся дети, всегда должна быть благоприят­на с достаточным количеством кислорода.

1.3 Сердечно сосудистая система.

Для сердечно сосудистой системы характерно быстрое увели­чение объёма сердца и медленная дифференцировка его тканей. В сердце обилие нервных стволов и со­судов и это создаёт условия для его усиленной деятельности. Артерии относительно широкие, тонус их невысок, а артериальное давление колеблется в пределах/ мм. ртутного столба. В связи с невысоким артериальным давлением, при переутомлении и перегрузках дети склоны к обморочным со­стояниям. Чтобы этого избежать необходимо на занятии и в совместной деятельности правильно вы­брать деятельность и распределить нагрузку на ребёнка.

1.4 Слух.

На третьем году жизни у ребёнка продолжают интенсивно развиваться анализаторы и речь. Громкая речь и другие источники шума адаптируют слух ребёнка именно к громким звуковым раздражителям. В результате малыш теряет способность различать не только шёпотную, но и тихую спокойную речь.

1.5 Зрение.

Третий год жизни это возраст, в котором продолжает формироваться острота зрения. У детей ещё не сформировались окончательно ни размер глазного яблока, ни глазодвигательная муску­латура. Вот почему важна охрана зрения.

Глава 2. Условия физического развития детей первой младшей группы ДОУ «Тополёк»

Уровень физического развития детей – один из ведущих показателей состояния их здоровья. Оно зависит не только от наследственных факторов, но и в значительной степени от условий жизни ребёнка.

2.1.Режим дня.

Непременным условием здорового образа жизни является её правильный режим. Режим – это распределение во времени и определённая последовательность в удовлетворении основных потребностей организма ребёнка (в активном бодрствовании, сне, пище.), а также чередование различ­ных видов деятельности во время его бодрствования.

Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодр­ствования, определённое чередование всех гигиенических процессов и приёма пищи, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физиче­ского и нервно психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша. Но недос­таточно только установить правильный режим, очень важно правильно осуществлять все режимные процессы.

2.2.Правильное питание.

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильно сбалансированное питание, отвечаю­щее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания для детей раннего дошкольного возраста, потому что этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ.

Так как пищевыми веществами, снабжающими организм энергией, являются белки, жиры и угле­воды, то правильная организация питания предусматривает их поступление в организм ребёнка в дос­таточном количестве.

Белки – основной пластический материал для построения и постоянного обновления тканей и кле­ток. Белки идут на построение красных кровяных телец (эритроцитов) и гемоглобина, образование важ­ных биологических соединений – ферментов и гормонов. Потребность в белке у дошкольников выше, чем у взрослого.

Жиры являются одной из важных составных частей клетки. Они обеспечивают основные энерге­тические траты организма, оказывают влияние на функцию сердечно – сосудистой и центральной нерв­ной систем, процессы пищеварения, улучшают использование других пищевых веществ – белков, вита­минов и минеральных солей.

Углеводы являются основным энергетическим материалом. Они также входят в состав клеток и тканей, принимают участие в обмене веществ. В их присутствии улучшается использование белков и жиров.

Ежедневно в питании детей третьего года жизни должны присутствовать: хлеб, молоко, мясо, масло сливочное, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты, крупы, соль. Для сохранения питательной ценности продуктов, используемых в детском питании, строго соблюдаются правила кулинарной обработки.

2.3 Закаливание.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчи­вости генетически предопределённых механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные,

периодические и внезапные изме­нения температуры, атмосферного давления не

вызывали у детей резких отклонений в протекании фи­зиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.

Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются воздух, вода, солнце.

Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Про­гулка – это прекрасная возможность для укрепления здоровья малыша. Свежий воздух благоприятно влияет на нервную, сердечно – сосудистую и дыхательную системы. В зимнее время дети первой млад­шей группы гуляют на улице при температуре не ниже 15° С с учётом силы ветра; в летний период + 28-30° С.

Если погодные условия не позволяют организовать прогулку на свежем воздухе, то прогулку про­водят в зале при одностороннем проветривании.

Одежда детей – одно из важных условий результативности прогулки для здоровья. В наблюдаемой мной группе одежда детей соответствовала погодным условиям и не сковывала движения.

Дети третьего года жизни бывают на воздухе (дома и в саду) не менее 3-4 часов.

( приложение № 2)

2.4 Утренняя гимнастика.

В первой младшей группе гимнастика проводится ежедневно в игро­вой форме. Зарядка способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно – со­судистой системы, дыхательной и нервной. Создаёт бодрое жизнерадостное настроение. Воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. В процессе утренней гимнастик форми­руется правильная осанка и развиваются физические качества.

Начинается гимнастика со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередова­нии с бегом. Затем дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений, потом дают­ся прыжки и интенсивный бег. Заканчивается гимнастика упражнениями на восстановление дыхания и спокойной ходьбой (приложение № 6).

2.5 Организация физкультурных занятий.

Каждое физкультурное занятие – это определённая «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребёнка, его правильное физическое развитие, это и активный отдых, где движения, физическая нагрузка восприни­мается организмом как «мышечная радость». Занятие также даёт ребёнку возможность общения со сверстниками взрослыми, освоение двигательных умений.

В первой младшей группе проводятся два занятия в неделю. Все физкультурные занятия начина­ются они с разминочных упражнений, чтобы подготовить организм к нагрузке, пик нагрузки обеспечи­вается к концу занятия в процессе подвижной игры, а в самом конце проводятся малоподвижные игры для восстановления дыхания и отдыха.

Глава 3 Исследование физических особенностей младших дошкольников и условий их пра­вильного развития.

Я проводила исследование физических особенностей детей третьего года жизни и условий их правильного развития в МДОУ «Тополёк» в первой младшей группе. Для исследования была отобрана подгруппа детей в составе 12 человек: 6 девочек и 6 мальчиков.

Список детей группы

Таблица 1

Ф. И. ребёнка

Возраст

Пол

1

Белоусова Ира

2г.9м

девочка

2

Голоскова Ксения

2 г. 6м.

девочка

3

Дукальский Захар

2 г. 6м.

мальчик

4

Ештокин Захар

2 г 8м.

мальчик

5

Зайцев Кирилл

2 г. 4м

мальчик

6

Загуляева Аня

2 г. 6м.

девочка

7

Измайлов Саша

2 г. 9 м.

мальчик

8

Косых Саша

2 г. 6 м.

девочка

9

Никифоров Саша

2 г. 4 м

мальчик

10

Ример Аня

2 г 7м

девочка

11

Токарева Лиза

2 г. 6 м.

девочка

12

Щепин Илья

2 г. 4 м.

мальчик

С этими детьми я проводила занятия по физической культуре, игры, прогулку, снимала показания антропометрических данных, определяла экскурсию грудной клетки, давала оценку суточного рациона питания, измеряла физическую нагрузку на детей во время занятий и др. О проделанной работе я расскажу ниже

Особенности физического развития ребенка третьего года жизни

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Источник

На чтение 14 мин. Просмотров 247 Опубликовано 07.03.2019 Обновлено 19.05.2020

«Если хочешь быть сильным — бегай,

 хочешь быть красивым — бегай,

хочешь быть умным — бегай»

Хочешь быть умным — бегай! (так говорили древние греки)

Выдающийся педагог-новатор, автор удивительной методики умственного и физического развития детей с самого раннего возраста, Борис Никитин, развил мысль древних греков, добавив в пословицу свои мысли: «Хочешь быть сильным — бегай всю жизнь, хочешь быть красивым — бегай всю юность, хочешь быть умным — бегай с рождения!»

Особенности физического развития детей с рождения до года


В первый год жизни реб
енок очень быстро развивается физически

Физическое развитие детей раннего возраста. Развитие ребенка происходит гармонично и последовательно.

Новорожденный ребенок

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: сосательный, хватательный, ползания и другие (о врожденных рефлексах Вы можете посмотреть  ЗДЕСЬ). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

В один месяц

В первый месяц, малыш, лежа на животе, уже пытается приподнимать голову и удерживать несколько секунд.

В два месяца

Во второй месяц ребенок может повернуть голову на ваш голос и даже может улыбнуться в ответ на вашу улыбку. Может удерживать предмет, вложенный в ручку минуту – две.

В три месяца

В третий месяц происходит так называемый «комплекс оживления». Ребенок пытается отрывать плечи от поверхности, начинает сначала упираться на предплечья, затем на ладони. Вместе с этим начинает поворачивать голову, затем плечи, это подготовка к перевороту. Ребенок начинает гулить и пытаться отвечать вам.

В четыре месяца

Физическое развитие детей раннего возраста. В четыре месяца ребенок может уже самостоятельно перевернуться со спины на живот, долго удерживать погремушку в руках (появляются любимые и нелюбимые игрушки). В это время ребенок начинает все предметы тянуть в рот и исследовать их таким образом.

В это же время начинает работу нижняя часть тела, первые попытки ползания. Руки и ноги крепнут, ребенок пытается ползать по-пластунски.

В пять месяцев

На пятый месяц ребенок делает попытки садиться. Но пока сидеть без поддержки взрослого не может, спина еще слабая. Активно имитирует звуки взрослых, гулит.

Попытка сесть в пять месяцев

В шесть месяцев

В шесть месяцев ребенок самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д.

Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается. Активно тянет ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет.

В шесть месяцев вводят первый прикорм (овощное пюре и кашу). Прорезаваются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

В семь месяцев

Во время седьмого месяца жизни ребенок свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В восемь месяцев

В восемь месяцев, малыш  поднимается на колени у опоры, затем на ножки и начинает ходить вдоль опоры приставными шагами. Спина окрепла. Сейчас самое время познакомить ребенка с горшком.

В девять месяцев 

Ребенок начинает разворачиваться от опоры, держась одной рукой, отходит вперед самостоятельно, ходит, держась за пальцы взрослого, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами

В десять месяцев 

Малыш может самостоятельно подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В девять месяцев малыш уже понимает свои нужды и может проявлять самостоятельность: брать горшок когда нужно, ну и шалить конечно!

В одиннадцать месяцев 

Физическое развитие детей раннего возраста. Ребенок уже знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

В один год

К одному году ребенок самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца. К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

Так, логично и постепенно появляются новые навыки у малыша. От родителей требуется разумно организовать развивающее пространство для ребенка и не удерживать, а давать свободу движениям. Сама природа вложила в детей огромный потенциал развития, важно лишь быть рядом и поддерживать попытки развиваться.

За первый год активно формируютсянейронные связи в основном в областях мозга, которые управляют физической стороной развития ребенка. Из всех этапов развития, ползание и ходьба – самые эффективные в работе одновременно обоих полушарий.

Особенности физического развития детей с года до трех лет

В один год

Основная задача физического развития в этот период – совершенствование двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, лазание). Важным моментом, также, является выработка правильной осанки.  Для совершенствования всех навыков важна безопасность окружающего пространства, которое должны обеспечить родители. Существуют основные упражнения, направленные на отработку двигательных навыков:

  1. Для освоения ходьбы, научите ребенка ходить по узкому пространству, так лучше развивается координация.
  2. Почаще прогуливаться с элементами препятствий: кочки, подъемы, ямки. Не откажите ребенку пройти по бревну, залезть на небольшой подъем.
  3. Используйте игрушки с колёсами, где ребенку приходится толкать их или тянуть за собой.
  4. Больше ходите по ступенькам. Ходьба по ступенькам прекрасно укрепляет ноги.
  5. По мере возможности использовать плавание, оно тренирует и развивает все мышцы.
  6. Научите ребенка играть с мячом. Катать в определенном направлении, бросать, ловить.
  7. Используйте для развития малыша музыкально-ритмические упражнения. («Ладушки», «Каравай», «Мельница» и другие)

В два года

Физическое развитие детей раннего возраста. К двум годам ребенок уже достаточно хорошо осваивает ходьбу, его теперь увлекает бег. Он может быстро бежать, если необходимо, резко остановиться и что-либо поднять с пола.

В это время, стоит уделить внимание и мелкой моторике,  которая отлично тренирует мозг. Для этого существует различные игры:

  • песочница
  • рисование пластилином
  • мозаика
  • простые пазлы
  • пальчиковое рисование
  • аппликация

В два года ребенок учится прыгать. Поддерживайте интерес ребенка, прыгайте и играйте вместе с ним. Так укрепятся не только мышцы но и ваши тесные эмоциональные связи с ребенком.

В три года

В три года физическое развитие сбавляет темпы и уступает развитию умственному. Движения в этом возрасте уже более отточены и целенаправленны. Дети могут синхронно работать и руками и ногами.

В это время ребенок самостоятельно может подняться по лестнице, подняться вверх по гимнастической стенке, пролезть под препятствием, прыгать на двух ногах.

Физическое воспитание детей по методике семьи Никитиных

Физическое развитие ребенка в первые годы жизни играет главенствующую роль. Так считали Лена и Борис Никитины, советские педагоги-новаторы, воспитавшие семерых детей в соответствии со своей методикой развития. По их мнению, физическое развитие предопределяет дальнейшую жизнь ребенка. Оно, в первую очередь, отвечает за здоровье и интеллектуальное развитие малыша. Хорошо развитый ум следствие гармоничного физического развития в детские годы. Семья Никитиных сформировала основные принципы физического развития детей, которым стоит придерживаться родителям.

Всей семьей прыгать веселее!

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:

Уважение к ребенку

Развивая ребенка физически, самое главное, проявлять уважение к воле, желаниям и настроению ребенка. С первых дней жизни важно научиться понимать настроение ребенка, распознавать, что ему по душе, а что расстраивает.

В занятиях по физическому развитию, особенно необходимо учитывать настроение ребёнка, следить за его эмоциональным откликом. Если малыш зовет Вас с ним попрыгать — откликнитесь, вместе это делать гораздо интереснее. Но если он не хочет, то лучше не настаивать. Вы тоже без настроения не станете скакать и смеяться. Так?

В этом плане, методика развития по Никитиным существенно отличается от принципов динамической гимнастики, где желание ребенка не в приоритете. Минус динамической гимнастики в том, что в подсознании малыша закладывается понимание, что тобой могут манипулировать, вырабатывается привычка подчиняться.

Личный пример

Все, что применяете по отношению к ребенку, вначале испробуйте на себе. Продемонстрируйте ребенку, как это здорово и весело! Заразите личным примером!

Так, если решили начать обливать малыша холодной водой – облейтесь сначала сами на глазах у малыша! Поделитесь своими ощущениями, расскажите ему, что чувствуете. А потом и уговаривать не придется. Он сам попросит вас попробовать то-же самое! Личный пример – лучший мотиватор!

Настроение и желание родителей

Физическое развитие детей раннего возраста. Связь мамы, папы и ребенка в первые годы жизни колоссальная. Ребенок улавливает малейшее изменение в настроении родителей (особенно мамы). Поэтому, все манипуляции с малышом должны проводиться на позитиве.

Если вы считаете, что закаливающие процедуры — это не для вас и не для вашего ребенка, значит вы не готовы к таким действиям. Займитесь другими развивающими формами: плавайте, бегайте, играйте в футбол! Все что вы делаете должно приносить радость в первую очередь вам, а ребенок быстро перенимает это на себя. Без желания и хорошего настроения физическими нагрузками лучше не заниматься!

Чтобы развивать детей физически в раннем возрасте официальная медицина предлагает массаж, гимнастику и плавание. Но для полноценного развития этого мало.

Физическое развитие начинается с самого рождения. Главная задача  родителей, обеспечить как можно больше движения ребенку с самых первых дней жизни.

В раннем возрасте, ведущей является скелетно-мышечная система, развивая ребенка физически – развиваем его всего, прежде всего интеллект. Предполагается огромная работа со стороны родителей, чтобы ребенок двигался как можно больше.

Как развивать ребенка с рождения чтобы он стал умным и успешным

  1. С первых дней жизни не ограничивайте ребенка в движении.
    Не надо тугого пеленания в дневное время, чаще оставляйте ребенка голеньким, чтобы он привыкал управлять своим телом.
  2. Во время кормления ребенок должен быть голеньким. Во-первых, это движение, во-вторых, при активном движении молоко усваивается лучше.
  3. Температура в помещении 18-20 градусов. Это обеспечивает комфортное состояние для малыша. Холод очень важен для восстановления физиологических сил ребенка. Не надо бояться холода, стремление к комфорту – стремление затормозить развитие малыша.
  4. Легкая одежда.Основное время ребенок должен быть раздетым. Благодаря этому, он хорошо двигается, хорошо сосет грудь. Когда укладываем спать, тогда можно укрыть и согреть, особенно пяточки малыша.
  5. Не бойтесь своего ребенка, он крепче чем это кажется. С малышом обращаться необходимо энергично, как с крепким, здоровым человеком. Не надо бояться лишний раз притронуться. Энергичное обращение необходимо в течении всего дня, при каждой манипуляции с ребенком (переодевание, мытье, вынимание из кроватки). При этом важно участие самого малыша, все делается с его согласия. Он должен отвечать и физически, и эмоционально.

Активное движение активизирует умственные процессы, формируется связь между мозговым и двигательным центрами.

Даже без специально выделенного времени можно отлично тренироваться!

Способы развития ребенка с рождения до года

Первый тренажер – пальцы родителей

Пальцы родителей чутко чувствуют усталость или напряжение ребенка. Это первые попытки взаимопонимания с ребенком. Вынимайте малыша из кроватки, чтобы он хватался за ваши пальцы. До 20 раз в день можно, таким образом, тренировать ребенка.

Турничок в кроватке

Физическое развитие детей раннего возраста. С 3-х месячного возраста устанавливаем в кроватке ребенка перекладину, за которую он, при каждой возможности, хватается, подтягивается, приподнимается. Это тренажер для всех мышц.

Ползание

Важный период в жизни  малыша. Это не только физическое развитие, но и знакомство с опасностью, активизация исследовательской деятельности. В это время он все пробует на зуб, происходит знакомство с бактериями. Ребенок учится осторожности.

Манеж и ходунки под запретом

По мнению семьи Никитиных, в этот период вспомогательные средства категорически не нужны. Они замедляют все процессы развития, не учат самостоятельности. Ребенок должен сам изучить свойства предметов (что-то может упасть, подвинуться и так далее)

Важно! Что малыш может делать сам, то и позволяйте ему делать. Ни подсаживать на высокий турник, ни подвешивать на высоту, на которую он не может забраться самостоятельно не стоит! Когда он сможет туда забраться сам, тогда и наступит время там оказаться.

Обеспечьте безопасное пространство для передвижения ребенка

В этот период важно дать ребенку  полную свободу передвижения. При этом задача родителей обеспечить безопасность: все вещи, несущие в себе опасность, убрать в зону недосягаемости для малыша. Также, доступно объясняется и показывается опасность предметов, к которым малыш проявляет наибольший интерес. Например, ребенок пытается взобраться на стул, который может упасть. Не останавливайте попытки малыша, напротив, наклоните слегка стул, чтобы малыш понял опасность.

Закаливание холодом

Организуйте для закаливания ребенка возможность перепада температур: холод, тепло.

Кратковременный холод — это для организма и ребенка и взрослого очень полезно. Кратковременное охлаждение (не когда сильно замерз, а быстрое охлаждение и потом обогрев) позволяет активно работать терморегуляции организма.

Каким образом можно закаливать организм ребенка холодом? Выбежать с ребенком на снег босиком и вернуться домой. Облить прохладной водой после купания. Выбежать из бани, нырнуть в сугроб и обратно вернуться в баню. Умывать личико ребенка холодной водой, мыть ручки.

Совсем маленькому ребенку можно, в течение дня, до четырех раз прислонять к ножкам стакан с холодной водой, на несколько секунд. Это активизирует все процессы в организме. При этом, опять же, обязательно смотреть на реакцию ребенка. Все, от чего ребенку хорошо и радостно, идет на пользу.

Когда малыш начинает самостоятельно ходить, разрешите ему как можно больше времени проводить босиком.

Закаливание кратковременным холодом

Научите ребенка падать

Учимся ходить – учимся падать! В этот период важно позволить ребенку овладеть умением падать и чувствовать свое тело. Благодаря этому умению, ребенок впоследствии чувствует каждый миллиметр своего тела, прекрасно ощущает пространство. Родителям не надо бояться падений, ребенок физиологически защищен от серьезных травм. В этом возрасте сотрясение мозга практически не возможно, за счет того, что он мозг физиологически защищен большим количеством внутричерепной жидкости.

Важно! Когда ребёнка учится ходить, держать его за пальцы. В этом случае работают не только руки, но и спина. Все развивается гармонично.

Тренируйте ребенка с помощью лестницы

Познакомьте ребенка с лестницей. Тренируйте умение самостоятельно подниматься на высоту и спускаться. Задача родителей – научить ребенка спуститься самому, покажите, как поставить ногу на нижнюю ступеньку. Лучше обучать таким приемам, пока ребенок не забирается самостоятельно выше двух ступенек.

Способы физического развития ребенка после года

После первого года жизни ребенка лучшим решением будет установить в доме как можно больше спортивных снарядов. Дети обязательно захотят ими воспользоваться, для этого не надо прилагать никаких усилий. Никогда ни заставлять, ни ставить перед ними обязательные условия выполнения упражнений. Только желание и стремление самого ребёнка.

Основное правило  — сделать высоту всех снарядов под рост ребенка, чтобы самостоятельно мог до них дотянуться и заниматься сколько захочет. Родители не должны подносить ребенка к снарядам, в таком случае ребенок не контролирует происходящее и свое тело, в том числе. Его мышцы, сила, ловкость и ощущение своего тела, тренируются только в том случае, если он сам залезает, упражняется и слезает со снарядов. К тому же, это залог его безопасности, так как он осознает пределы своих возможностей. 

Какие спортивные снаряды лучше установить? Кольца, турники, лесенки, шведские стенки. В настоящее время существует огромный выбор спортивных комплексов, которые отличаются компактностью и функциональностью.

Папа-лучший тренажер

Многие помнят, те моменты безграничного счастья в детстве, когда папа подбрасывает тебя под потолок или носит на плечах. А ведь это лучшие, непринуждённые физические нагрузки для ребенка. Здесь и развитие координации и вестибулярного аппарата. Вообще, важно понимать огромную роль папы в физическом воспитании детей. Как говорил сам Борис Никитин, что физическое развитие ребенка — это, в большей степени, приложение мужских сил.

Питание

По мнению семьи Никитиных, питание также играет немаловажную роль в физическом развитии. Здесь главное правило: кормить разнообразно, но не перекормить. Ни в коем случае, не заставлять ребенка есть через силу. Ребенок сам чувствует когда ему надо поесть и никогда не останется голодным.

Физическое развитие детей раннего возраста по Никитиным (видео)

Эффективность системы физического развития детей раннего возраста, семья Никитиных доказала на собственных детях и внуках. Основное, что необходимо усвоить всем родителям при внедрении этой системы в свою жизнь, это соблюдение во всем гармонии. Занимайтесь физическим развитием ребенка с удовольствием и радостью, тогда его успехи не заставят долго ждать.

Наталья Белокопытова (педагог-психолог)

Источник