Особенности физического развития ребенка с нарушением интеллекта

Особенности физического развития ребенка с нарушением интеллекта thumbnail

Особенности физического развития детей с интеллектуальными нарушениями

Физическое развитие является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, уменьшает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Одной из важных задач физического воспитания детей с отклонениями в развитии является стимуляция и коррекция нарушения моторики.

Физическое развитие является составной частью интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка (Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 145-147).

Коррекция и совершенствование движений у детей с отклонениями в интеллектуальной сфере являются нужным условием благополучного осуществления физического воспитания в целом. Значение движений для организма детей, имеющих отклонения в развитии, столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий фактор жизнедеятельности этих детей (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. Красноярск, 2011. С. 60-61).

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим встречается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей восприимчивости простудным и инфекционным заболеваниям, а так же в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате вовремя не формируется контроль за двигательными актами, появляются трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения – синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Все же у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии обнаруживаются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

У большинства же детей отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе наблюдается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.

При беге у детей с нарушениями интеллекта также встречается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.

Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать – ни на двух, ни на одной ноге.

У таких детей имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую прямо перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом (Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. С. 38).

В исследованиях Сахоненко А.А. доказано, что наибольшие темпы прироста показателей, характеризующих развитие физических качеств, случаются на возрастной период 9-10 лет (темпы прироста составляют в среднем 14%), наименьшие – в возрастной период 8-9 лет (в среднем 3%).

Автор утверждает, что в возрасте 8-9 лет практически не происходит улучшения результатов тестов, характеризующих быстроту и выносливость. Прирост результатов в данном возрасте в скоростно-силовых тестах составляет 5%. В возрасте 9-10 лет имеется статистически достоверное улучшение показателей, характеризующих скоростно-силовые качества (темпы прироста составляют 21%), выносливость (темпы прироста составляют 14%) и быстроту (9%). Прирост показателей, характеризующих развитие ловкости в период с 8 до 11 лет, имеет динамику, близкую к линейной, и составляет в среднем 4% в год. Исследование развития гибкости показало, что в период с 8 до 11 лет не происходит статистически достоверного её изменения.

Анализируя двигательные способности у учеников вспомогательной школы Самыличев А.С. указывает, что эти способности вырабатываются неравномерно и неодновременно.

Е.С. Черник (1999) для изучения особенности развития силы кистей у детей, имеющих нарушения интеллекта, проводил измерения силы правой кисти в течение нескольких дней без какой-либо физической нагрузки и определил, что в различные дни в одно и то же время суток она имела различную величину. Выяснилось также наличие взаимосвязи силы и выносливости сгибателей пальцев кисти у детей этой категории. Сила сгибателей пальцев кисти имеет большое значение при выполнении детьми, с нарушениями интеллекта, метания малого мяча на дальность.

Так же автор указывает еще на один фактор, который влияет на показатель мышечной силы кисти – это соотношение веса тела и суммы сил правой и левой кисти. Им было замечено, что у детей вспомогательной школы отмечается повышенная масса тела, приводится мышечная сила кисти и ее взаимосвязь с массой тела. Им был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом.

Так же был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом. Так, если в 9-12 лет у мальчиков и в 9-10 лет у девочек различия между нормально развитыми и аномальными детьми невелики, то, начиная с 11 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков, сила кисти у нормально развитых школьников значительно выше, чем у аномальных детей (на 4,5-15 кг). Эти различия объединены со своеобразием предпубертатного и пубертатного скачка в развитии у нормально развитых школьников по сравнению с детьми с нарушенным интеллектом (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 74-76).

Умственно отсталые дети, помимо стойкого недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, вследствие органического поражения головного мозга, обладают сопутствующими дефектами развития и соматическими заболеваниями. Это обстоятельство оказывает отрицательное влияние на усвоение умственно отсталыми школьниками простых общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 37).

Для детей с умственной отсталостью свойственно позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы. Выявленное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. У детей встречается общая напряженность, синкенезии в лицевой мускулатуре. Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному. При умственной отсталости тормозного типа обращают на себя внимание бедность, монотонность движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается, напротив, повышенная подвижность, но движения носят хаотичный характер, дети затрудняются производить последовательные, координированные действия (Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 25).

По мнению Сермеева Б.В. (2011) физические упражнения оказывают воздействие не только на физическое развитие и двигательные способности, но и на психическую деятельность аномальных детей. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Поэтому детям с отклонениями в психике так необходимы занятия физической культурой. Психика не просто проявляется в движении, а в известном смысле движение развивает психику.

Влияние физических упражнений на функциональное состояние центральной нервной системы проявляется в улучшении ее деятельности, повышении тонуса, нормализации нейродинамики. Опытным путем доказано, что физические упражнения нормализуют возбудительные и тормозные нервные процессы, улучшают механизмы нейрососудистой реакции (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 63).

Исследованиями Дмитриева С.В., Сомаева Г.Н., Киселева Е.В. (2011) доказано, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют снижению реакции на стресс (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 64).

Физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии изучал Самыличев А.С. (1984,1994). Автором было выявлено большое разнообразие индивидуальных отклонений. Он дифференцировал учащихся по трём формами олигофрении (по классификации М.С. Певзнер): основной неосложненной, осложненной процессами возбуждения, осложненной процессами торможения. Самыличев А.С. изучил возрастную динамику их физического развития.

Наибольшие темпы прироста физического развития отмечены автором у мальчиков в периоде 11 до 12 лет (увеличение составило 25%) и в период с 15 лет (50%), у девочек – с 11 до 12 лет (23%) и с 14 до 15 лет (29%). До 10 лет мальчики превосходят по физическому развитию девочек, с 11 до 13 лет девочки опережают мальчиков. С 14 лет показатели физического развития мальчиков превышают показатели физического развития девочек.

Результаты исследований Самыличева А.С. (1994) показали, что индивидуальные показатели физического развития умственно отсталых школьников имеют большую вариацию.

Дмитриев А.А. (1989) оценивая физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии, выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развивающихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовой школы.

Плешаков А.Н. (1975) при исследовании физического развития и двигательной функции учащиеся с отклонениями в развитии приводит вытекающие результаты: направленность возрастных изменений физического развития у детей с нормальным и поврежденным интеллектом совпадают, данные показатели у детей-олигофренов с возрастом меняются неравномерно. Интенсивный прирост изучаемых показателей отмечается в младшем и старшем школьном возрасте (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 38-39).

При легких формах олигофрении, отмечает ученый, видимых изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наиболее характерные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора. Так, например, при болезни Дауна внешние признаки болезни очень типичны: все дети малого роста, ярко выражены диспластические черты – несоразмерность телосложения и целый ряд других специфических признаков, характерных для этого заболевания (Пузанов Б.П. , Коняева Н.П. , Горскин Б.Б. . Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 37).

У олигофренов в степени идиотии отмечаются многообразные поражения двигательной сферы: полная неподвижность, эмбриональные позы, различные стереотипии в виде раскачивания тела и потряхиваний руками, гиперкинезы (насильственные движения), нарушения равновесия, гипотония, судорожные припадки. Образование двигательных навыков и измерение количественных характеристик двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость) невозможны.

Общая моторная характеристика олигофренов в степени имбецильности характеризуется нарушением осанки, преимущественно сутулостью. При ходьбе и беге они излишне напрягают мускулатуру тела, слишком размахивают руками, мало координируют движения рук и ног. Для них трудны упражнения, связанные с сохранением равновесия, с пространственной ориентировкой.

По уровню развития двигательных качеств имбецилы уступают нормально развивающимся сверстникам. Недостаточность наблюдается в показателях статической и динамической координации. Мышечная сила и скорость движений, являющиеся составными частями любого двигательного действия, имеют у имбецилов сравнительно небольшую положительную динамику. Статическая выносливость с возрастом у мальчиков равномерно увеличивается, у девочек наблюдается то улучшение, то ухудшение результатов с возрастом (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 40).

Двигательные нарушения у детей-олигофренов встречаются в виде нерезко выявленных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. В анамнезе часто отмечаются задержки в развитии двигательных функций: дети позднее начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений (Пузанов Б.П. , Коняева Н.П. , Горскин Б.Б. . Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 38).

Изучив и проанализировав литературные источники, можно сделать следующий вывод: у большинства детей с ограниченными возможностями наблюдается недоразвитие моторики, вследствие нарушения центральной нервной системы, имеются нарушения в движении. У них отмечается нескоординированность, нарушение точности и темпа движений. Такие дети, в отличие от здоровых, чаще бывают медлительными и неловкими. Затруднено движение пальцами рук. Для усвоения движений им необходимо многократное повторение, сочетающее с показом.

Учитель физической культуры:

Ласинский В.В.

Используемая литература:

Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. С. 38

Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 37

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 145-147

Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. Красноярск, 2011. С. 60-61

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 25

Пузанов Б.П. , Коняева Н.П. , Горскин Б.Б. . Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 37

Источник

Физическое развитие является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, уменьшает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Одной из важных задач физического воспитания детей с отклонениями в развитии является стимуляция и коррекция нарушения моторики.

Физическое развитие является составной частью интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка (Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 145-147).

Коррекция и совершенствование движений у детей с отклонениями в интеллектуальной сфере являются нужным условием благополучного осуществления физического воспитания в целом. Значение движений для организма детей, имеющих отклонения в развитии, столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий фактор жизнедеятельности этих детей (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. Красноярск, 2011. С. 60-61).

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим встречается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей восприимчивости простудным и инфекционным заболеваниям, а так же в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате вовремя не формируется контроль за двигательными актами, появляются трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения – синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Все же у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии обнаруживаются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

У большинства же детей отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе наблюдается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.

При беге у детей с нарушениями интеллекта также встречается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.

Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать – ни на двух, ни на одной ноге.

У таких детей имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую прямо перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом (Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. С. 38).

В исследованиях Сахоненко А.А. доказано, что наибольшие темпы прироста показателей, характеризующих развитие физических качеств, случаются на возрастной период 9-10 лет (темпы прироста составляют в среднем 14%), наименьшие – в возрастной период 8-9 лет (в среднем 3%).

Автор утверждает, что в возрасте 8-9 лет практически не происходит улучшения результатов тестов, характеризующих быстроту и выносливость. Прирост результатов в данном возрасте в скоростно-силовых тестах составляет 5%. В возрасте 9-10 лет имеется статистически достоверное улучшение показателей, характеризующих скоростно-силовые качества (темпы прироста составляют 21%), выносливость (темпы прироста составляют 14%) и быстроту (9%). Прирост показателей, характеризующих развитие ловкости в период с 8 до 11 лет, имеет динамику, близкую к линейной, и составляет в среднем 4% в год. Исследование развития гибкости показало, что в период с 8 до 11 лет не происходит статистически достоверного её изменения.

Анализируя двигательные способности у учеников вспомогательной школы Самыличев А.С. указывает, что эти способности вырабатываются неравномерно и неодновременно.

Е.С. Черник (1999) для изучения особенности развития силы кистей у детей, имеющих нарушения интеллекта, проводил измерения силы правой кисти в течение нескольких дней без какой-либо физической нагрузки и определил, что в различные дни в одно и то же время суток она имела различную величину. Выяснилось также наличие взаимосвязи силы и выносливости сгибателей пальцев кисти у детей этой категории. Сила сгибателей пальцев кисти имеет большое значение при выполнении детьми, с нарушениями интеллекта, метания малого мяча на дальность. Его результаты представлены в (приложении 1, таблица 1).

Так же автор указывает еще на один фактор, который влияет на показатель мышечной силы кисти – это соотношение веса тела и суммы сил правой и левой кисти. Им было замечено, что у детей вспомогательной школы отмечается повышенная масса тела (приложение 1, таблица 2), приводится мышечная сила кисти и ее взаимосвязь с массой тела. Им был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом.

Так же был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом. Так, если в 9-12 лет у мальчиков и в 9-10 лет у девочек различия между нормально развитыми и аномальными детьми невелики, то, начиная с 11 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков, сила кисти у нормально развитых школьников значительно выше, чем у аномальных детей (на 4,5-15 кг). Эти различия объединены со своеобразием предпубертатного и пубертатного скачка в развитии у нормально развитых школьников по сравнению с детьми с нарушенным интеллектом (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 74-76).

Умственно отсталые дети, помимо стойкого недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, вследствие органического поражения головного мозга, обладают сопутствующими дефектами развития и соматическими заболеваниями. Это обстоятельство оказывает отрицательное влияние на усвоение умственно отсталыми школьниками простых общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 37).

Для детей с умственной отсталостью свойственно позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы. Выявленное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. У детей встречается общая напряженность, синкенезии в лицевой мускулатуре. Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному. При умственной отсталости тормозного типа обращают на себя внимание бедность, монотонность движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается, напротив, повышенная подвижность, но движения носят хаотичный характер, дети затрудняются производить последовательные, координированные действия (Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 25).

По мнению Сермеева Б.В. (2011) физические упражнения оказывают воздействие не только на физическое развитие и двигательные способности, но и на психическую деятельность аномальных детей. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Поэтому детям с отклонениями в психике так необходимы занятия физической культурой. Психика не просто проявляется в движении, а в известном смысле движение развивает психику.

Влияние физических упражнений на функциональное состояние центральной нервной системы проявляется в улучшении ее деятельности, повышении тонуса, нормализации нейродинамики. Опытным путем доказано, что физические упражнения нормализуют возбудительные и тормозные нервные процессы, улучшают механизмы нейрососудистой реакции (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 63).

Исследованиями Дмитриева С.В., Сомаева Г.Н., Киселева Е.В. (2011) доказано, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют снижению реакции на стресс (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 64).

Физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии изучал Самыличев А.С. (1984,1994). Автором было выявлено большое разнообразие индивидуальных отклонений. Он дифференцировал учащихся по трём формами олигофрении (по классификации М.С. Певзнер): основной неосложненной, осложненной процессами возбуждения, осложненной процессами торможения. Самыличев А.С. изучил возрастную динамику их физического развития.

Наибольшие темпы прироста физического развития отмечены автором у мальчиков в периоде 11 до 12 лет (увеличение составило 25%) и в период с 15 лет (50%), у девочек – с 11 до 12 лет (23%) и с 14 до 15 лет (29%). До 10 лет мальчики превосходят по физическому развитию девочек, с 11 до 13 лет девочки опережают мальчиков. С 14 лет показатели физического развития мальчиков превышают показатели физического развития девочек.

Результаты исследований Самыличева А.С. (1994) показали, что индивидуальные показатели физического развития умственно отсталых школьников имеют большую вариацию.

Дмитриев А.А. (1989) оценивая физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии, выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развивающихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовой школы.

Плешаков А.Н. (1975) при исследовании физического развития и двигательной функции учащиеся с отклонениями в развитии приводит вытекающие результаты: направленность возрастных изменений физического развития у детей с нормальным и поврежденным интеллектом совпадают, данные показатели у детей-олигофренов с возрастом меняются неравномерно. Интенсивный прирост изучаемых показателей отмечается в младшем и старшем школьном возрасте (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 38-39).

При легких формах олигофрении, отмечает ученый, видимых изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наиболее характерные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора. Так, например, при болезни Дауна внешние признаки болезни очень типичны: все дети малого роста, ярко выражены диспластические черты – несоразмерность телосложения и целый ряд других специфических признаков, характерных для этого заболевания (Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 37).

У олигофренов в степени идиотии отмечаются многообразные поражения двигательной сферы: полная неподвижность, эмбриональные позы, различные стереотипии в виде раскачивания тела и потряхиваний руками, гиперкинезы (насильственные движения), нарушения равновесия, гипотония, судорожные припадки. Образование двигательных навыков и измерение количественных характеристик двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость) невозможны.

Общая моторная характеристика олигофренов в степени имбецильности характеризуется нарушением осанки, преимущественно сутулостью. При ходьбе и беге они излишне напрягают мускулатуру тела, слишком размахивают руками, мало координируют движения рук и ног. Для них трудны упражнения, связанные с сохранением равновесия, с пространственной ориентировкой.

По уровню развития двигательных качеств имбецилы уступают нормально развивающимся сверстникам. Недостаточность наблюдается в показателях статической и динамической координации. Мышечная сила и скорость движений, являющиеся составными частями любого двигательного действия, имеют у имбецилов сравнительно небольшую положительную динамику. Статическая выносливость с возрастом у мальчиков равномерно увеличивается, у девочек наблюдается то улучшение, то ухудшение результатов с возрастом (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 40).

Двигательные нарушения у детей-олигофренов встречаются в виде нерезко выявленных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. В анамнезе часто отмечаются задержки в развитии двигательных функций: дети позднее начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений (Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. С. 38).

Изучив и проанализировав литературные источники, можно сделать следующий вывод: у большинства детей с ограниченными возможностями наблюдается недоразвитие моторики, вследствие нарушения центральной нервной системы, имеются нарушения в движении. У них отмечается нескоординированность, нарушение точности и темпа движений. Такие дети, в отличие от здоровых, чаще бывают медлительными и неловкими. Затруднено движение пальцами рук. Для усвоения движений им необходимо многократное повторение, сочетающее с показом.

Источник