Особенности физического развития ребенка 10 лет

Особенности физического развития ребенка 10 лет thumbnail

Развитие ребенка от 10 до 12 лет

Содержание статьи:

  • Физиологические изменения
  • Рост и вес
    • Средние показатели роста и веса детей в 10-12 лет в зависимости от пола
  • Психологическое развитие
  • Отличие в развитии мальчиков и девочек
  • Половое развитие
  • Что должен знать и уметь ребенок в 10-12 лет
  • Режим дня
  • Занятия, игры, игрушки
  • Как воспитывать

Период от 10 до 12 лет принято называть предподростковым возрастом. В этот период начинается активная подготовка организма к половому взрослению. Какие особенности этого периода нужно иметь в виду родителям, чтобы войти в следующий, сложный этап в жизни ребенка в хороших отношениях и с наименьшими сложностями.

Физиологические изменения

В 10-12 лет происходит активное перестроение организма ребенка, подготовка к половому созреванию. У девочек этот процесс начинается раньше: в 9-10 лет, у мальчиков чуть позже: 11-12 лет.

Основные признаки начинающегося полового созревания в 10-12 лет:

  • Быстрый неравномерный рост тела, рук, ног. Большинство детей в этот период вырастают на 8-10 см. Позвоночник, руки и ноги вытягиваются, а грудина и таз внешне кажутся непропорциональными. Долговязость тела в предподрастковый период часто становится причиной психологических комплексов у ребенка, рекомендуется поддержать сына или дочку, рассказав, что через пару лет все придет в норму, тело станет пропорциональным, красивым.
  • Повышенная возбудимость, вспыльчивость, быстрая смена настроения. Происходящие гормональные изменения влияют на нервную систему ребенка. Для выполнения привычных дел (домашнее задание, уборка) сыну или дочке необходимо больше времени, чем раньше. Лучше всего это заметно при выполнении домашнего задания: мальчики и девочки не только тратят больше времени, но и негативно реагируют на неудачи, сложности.
  • С 11-ти лет у большинства девочек увеличивается аппетит, заметен набор веса.
  • С 12-ти лет у мальчиков увеличивается размер яичек, может начаться ломка голоса.
  • К 12-ти годам у некоторых детей начинают расти волосы в интимной зоне (паху).

Ускорение темпов роста организма девочек и мальчиков сказывается на сердечно-сосудистой системе. Сердце детей растет быстрее, чем развиваются сосуды. В 10-12 лет на фоне этого процесса часто бывают головные боли, повышение утомляемости. Рекомендуется контролировать умственную и физическую нагрузку ребенка, не нагружать неподъемным количеством кружков и секций. В день у мальчиков и девочек должно быть минимум 1,5-2 часа на отдых, прогулку.

Рост и вес

Половое созревание начинается у каждого ребенка по-разному, поэтому показатели роста и веса детей 10-11 лет имеют большую разбежку (20 см в росте, 16 -18 кг в весе). Не стоит волноваться, если ваш сын или дочка ниже или выше всех в классе. У кого-то активный рост начинается в 10 лет, у другого — в 14.

Средние показатели роста и веса детей в 10-12 лет в зависимости от пола

Нижняя норма ростаВерхняя норма ростаНижняя норма весаВерхняя норма веса
Мальчик 10 лет126 см146 см24 кг40 кг
Мальчик 11 лет131 см156 см26 кг.51 кг
Мальчик 12 лет136 см159 см28 кг50 кг
Девочка 10 лет127 см146 см22,7 кг40 кг
Девочка 11 лет131 см157 см25 кг55 кг
Девочка 12 лет137 см159 см27,8 кг63 кг

Психологическое развитие

Психологическое развитие ребенка 10-12 лет характеризуется повышенным желанием выделиться из группы сверстников. Признание своей личности, ощущение собственного превосходства над другими ставит мальчиков и девочек в сложную ситуацию. С одной стороны они хотят общаться с другими детьми, взрослыми, с другой у них появляется желание побыть в одиночестве, наедине со своими мыслями.

Эти изменения происходят из-за формирования критического мышления. Ребенок больше не доверяет авторитету взрослых, подвергает все их слова и действия критике. В этот момент взрослым нужно внимательно следить за своими словами, интонацией. Неосторожная фраза, попытка давления воспринимается сыном или дочкой, как попытка унизить или раскритиковать. Большинство детей реагирует на это упрямством, спором или откровенным неповиновением, у некоторых детей могут развиться комплексы. В этот период рекомендуется стараться оставаться своему чаду другом, который всегда поддержит, поможет разобраться и не будет смеяться над возникающими сложностями.

В 10-12 лет ребенок очень тянется к общению со сверстниками своего пола. Интерес к противоположному полу чаще проявляется в виде агрессивных выпадов, насмешек. Мальчики и девочки 10-12 лет еще не знают, как проявить свой интерес к понравившемуся человеку. Родители могут воспользоваться этой ситуацией и подсказать, что посещение различных кружков и секций, совершенствование своих талантов может помочь выделиться из круга знакомых, привлечь внимание.

В 10-12 лет дети часто заводят компанию друзей, которые не очень нравятся их родителям. Распространенная ошибка взрослых в такой ситуации — запрет на общение. Это неправильная позиция вынуждает сына или дочку скрывать от вас свои интересы и увлечения. Не запрещайте, не критикуйте выбор вашего ребенка. Если вам не нравится поведение друзей сына или дочки, то в доверительной беседе обсудите черты, которые вызывают у вас беспокойство, аргументированно поясните свою позицию.

Для этого периода характерно появление первых постоянных интересов. Многие дети обзаводятся хобби, которые будут сопровождать их всю жизнь. Хорошо, если вы не заставляете ребенка ходить в кружки и секции исходя из своих интересов, а он делает это по собственному желанию.

Отличие в развитии мальчиков и девочек

В 10-12 лет отличия в развитии детей разного пола становятся все более явными. Мальчики все больше времени предпочитают проводить за играми, творческими занятиями, девочки — чаще читают, пытаются копировать взрослое поведение знакомых женщин. Если мальчики 10-12 лет с увлечением играют в воображаемом мире, увлекаются персонажами со сверхъестественными способностями, то девочек уже начинают интересовать взаимоотношения между людьми, появляется стремление выглядеть как девушка или женщина. Это различие между детьми одного возраста, но разного пола часто приводит к тому, что в классе возникают различные конфликты между повзрослевшими барышнями и мальчишками, еще не вступившими в пубертатный период.

Отличия заметны и в подходах к решению поставленных задач. Мальчики более склонны к применению нестандартных подходов, придумыванию новых способов решения знакомой задачи. Девочки более консервативны, стараются действовать по шаблону, решать задачу знакомым способом. Вследствие этого различия мальчики 10-12 лет более склонны к нарушению правил, плохому поведению, девочки — стремятся к порядку, следуют указаниям.

Половое развитие

Половое созревание начинается у девочек в 9-10 лет, у мальчиков — в 11-12. У некоторых девочек уже в этот период появляются менструации, начинает формироваться грудь. Большинство мальчиков не испытывают физических изменений, но на психологическом уровне испытывают сильный интерес к противоположному полу. У детей обоих полов заметно повышение уровня половых гормонов, повышенная возбудимость нервной системы, психологический дискомфорт.

Период от 10 до 12 лет — время просветительских бесед о грядущих изменениях в организме ребенка. Появляющийся интерес к противоположному полу, новшества в организме, психологический дискомфорт из-за изменения гормонального фона требуют от взрослых внимательного отношения к обучению ребенка необходимым навыкам и знаниям.

Беседу с дочкой или сыном о происходящих изменениях нужно провести сразу, как только ребенок спросит, не откладывая на потом. Рекомендуется, чтобы такой разговор происходил между мамой и дочкой, отцом и сыном. Во время беседы нужно корректно рассказать ребенку:

  • о взаимоотношениях между людьми, любви, уважении к противоположному полу;
  • о скором начале месячных (для девочек), поллюций (для мальчиков). Дочка или сын должны узнать об этих проявлениях гормонального развития до первых проявлений, чтобы происходящее не стало шоком;
  • как правильно ухаживать за собой, поддерживать гигиену интимной зоны. Особенно это важно для девочек во время менструального цикла;
  • рассказать, что предстоящие изменения (менструация, поллюции) — нормально, не стыдно. Обязательно скажите, что если у дочки или сына будут вопросы, то они могут задавать их вам, обсуждать детали и особенности периода;
  • появление признаков взросления организма не говорит о том, что ваша дочка или сын готовы к продолжению рода, им нужно еще многому научиться, прежде чем вступать в отношения.

Первый разговор нужно провести в серьезной, доброжелательной атмосфере, воздержаться от насмешек, шуток о взрослении. Ближе к 11-12 годам поговорите с дочкой и сыном о сексе, объясните, что стоит соблюдать правила безопасности, желательно избегать контакта до 16-ти лет. Ранняя половая жизнь может привести к проблемам со здоровьем, обязательно скажите об этом вашему ребенку.

Многие родители очень смущаются говорить с детьми на тему секса и половых контактов в этом возрасте. Нужно понимать, что информацию, которую ребенок не получит от вас, он узнает от сверстников, в Интернете. Современные дети взрослеют раньше, начинают интересоваться сексом и отношениями уже в 10-12 лет. Недостаток информации, небрежное отношение к собственному телу, попытка возвыситься над сверстниками играют злую шутку с детьми. Постарайтесь защитить своего ребенка от влияния окружающего мира через своевременное ознакомление со всеми сторонами вопроса половых отношений.

Что должен знать и уметь ребенок в 10-12 лет

Посещая школу, кружки, секции ребенок получает необходимые учебные умения, но дома родители должны постараться научить своего сына или дочку основам быта. В 10-12 лет мальчики и девочки уже могут осваивать основы кулинарии, ведения домашнего хозяйства. Постепенно рекомендуется привлекать ребенка помогать в домашних заботах, обучая всем необходимым навыкам:

Читайте также:  Занятия по развитию ребенка в возрасте од

  • убираться в квартире: пылесосить, мыть полы, вытирать пыль;
  • пользоваться стиральной машиной, стирать вручную небольшие по размеру вещи. Познакомьте сына или дочку с особенностями стирки вещей из разных тканей, с правилами использования моющих средств;
  • готовить простые блюда, пользоваться плитой. Расскажите о правилах безопасного приготовления пищи на электрической или газовой плите, покажите, как сварить кашу, суп, приготовить пирог;
  • мыть посуду, расставлять ее по местам;
  • ухаживать за домашними животными, помогать с младшими детьми.

Кроме бытовых навыков, хорошо продолжать совершенствовать умения и навыки, позволяющие выстраивать отношения со сверстниками, успешно учиться. Научите ребенка:

  • контролировать время, распределять задачи в течение дня. Навык планирования дел на день поможет ребенку справиться с возрастающей учебной нагрузкой в старших классах;
  • отстаивать свое мнение при помощи аргументов;
  • принимать критику, осмысливать свое поведение;
  • стоять за себя в сложных ситуациях;
  • решать конфликты, находить выход из сложной ситуации;
  • выполнять поручения, быть ответственным;
  • обращаться с деньгами, копить;
  • оставаться дома без родителей, самостоятельно разогреть себе еду;
  • выбирать продукты в магазине, ориентируясь не на упаковку, а по качеству, необходимости.

Режим дня

Режим дня для 10-12 летнего ребенка — важная составляющая развития. Ночной сон должен длиться минимум 8 часов. Утренний подъем и распределение задач в течение дня подстраивается под школьный график. С наступлением полового созревания, восприятием себя как взрослого, способного самостоятельно принимать решение, когда и что делать, некоторые дети начинают противиться соблюдать режим дня, засиживаются допоздна за уроками, отказываются следовать предложенной схеме.

Особенно сложно договориться с сыном или дочкой в 11 лет. В этот период наступает пик психологической нестабильности. Не заставляйте и не ругайтесь. Аргументированно объясните свою позицию и позвольте ребенку сделать необдуманный поступок, почувствовать его последствия. Засидевшись допоздна, сын или дочка будут вынуждены пойти в школу и целый день испытывать сложности из-за недосыпания. Вечером еще раз приведите свои доводы в пользу соблюдения режима и увидите, как ребенок согласиться с вами.

Одним из главных нарушителей спокойствия и времени засыпания у детей 10-12 лет является компьютер, который находится в детской. Количество интересной информации в Интернете не дает ребенку спокойно заснуть, стимулирует нервную систему. Рекомендуется поставить компьютер в комнату родителей, оговорить время работы за ним, привить привычку оставлять мобильный телефон и другие гаджеты не в спальне, а, например, на кухне.

Чем занять ребенка 10-12 лет

Дети 10-12 лет уже практически не играют с классическими игрушками, но относятся к ним очень ревностно. Если в предыдущий период не удалось договориться и убрать старые развлечения из комнаты ребенка, то в предподростковый период делать этого не следует. Дождитесь, пока сын или дочка сами захотят освободить помещение для новых вещей.

В 10-12 лет дети отдают предпочтение сложным головоломкам, настольным играм в несколько ходов. Мальчики увлеченно играют с радиоуправляемыми игрушками (машинками, вертолетами), конструируют и моделируют копии настоящих машин, летательных аппаратов и т. д. Многие мальчики и девочки начинают увлекаться компьютерными играми.

Подбирать занятия для ребенка в 10-12 лет нужно исходя из его увлечений, интересов. Не знаете, что подарить на день рождения или другой праздник? Вспомните, о чем недавно взахлеб рассказывал ваш сын или дочка.

Среди настольных игр для детей 10-12 лет можно выделить варианты для всей семьи для воскресного отдыха:

  • “Викторина. Игры разума”;
  • “Шпион”;
  • “Большой спорт”;
  • ”Огород””;
  • “Заводы”.

Воспитание ребенка в 10 лет

Воспитание ребенка — прежде всего пример родителей.

Как воспитывать

Воспитание ребенка 10-12 лет — прежде всего пример родителей. Взаимоотношения между взрослыми, их внимание и манера общения с сыном или дочкой — основа для формирования личности. Мамам и папам детей 10-12 лет нужно помнить:

  • нужно уважительно относиться к мнению ребенка, даже неправильному. У него формируются взгляды, отношение к действиям и вещам, резкая критика или насмешка могут глубоко ранить неокрепшую нервную систему сына или дочки, развить различные комплексы;
  • старайтесь не вводить прямых запретов, не высказываться в категоричной форме. Рекомендуется вести аргументированный диалог, предлагая ребенку выбор;
  • интересуйтесь увлечениями сына или дочки, поддерживайте стремление добиться совершенства, достигнуть успеха;
  • доверяйте своему чаду, старайтесь контролировать незаметно;
  • не сравнивайте с другими детьми;
  • находите каждый день время для доверительной беседы один на один.

В 10-12 лет важно показать ребенку, что он уже большой, взрослый, может самостоятельно выполнять многие вещи и вы доверяете ему. Ощущая с вашей стороны уважение, доверие, сын или дочка будут стремиться соответствовать ожиданиям, стараться радовать.

Источник

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ

А.Ю.Зеленин

КГУ им. К.Э.Циолковского

Физическое развитие – один из ведущих показателей состояния здоровья.  Параметры физического развития служат объективными критериями индивидуальной и групповой оценки роста и развития.

Читайте также:  Развитие ребенка с первой недели

Под физическим развитием понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а так же уровень биологического развития, отражающие не моментальную характеристику состояния, а динамику процесса обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) и половое развитие.

В рассматриваемый период происходят морфологические и функциональные изменения. Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развитие физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости, ловкости и гибкости – имеет большое значение. Под двигательной функцией мы понимаем совокупность физических качеств, двигательных навыков и умения детей и подростков. Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих  противодействие условиям внешней среды. Физическими качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физического развития, оно может иметь различный характер, быть всесторонним и гармоничным, либо ограниченным и дисгармоничным. Зная, как использовать объективные закономерности этого процесса, можно так воздействовать на его динамику, чтобы придать ему черты, предпочтительные для личности и общества, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств [1].

Говоря о физическом развитии детей 10-12 лет, следует отметить, что это этап базового обучения. В этом возрасте интенсивно формируются все отделы двигательного аппарата, изменяются двигательные качества мышц: гибкость, быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит неравномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений. Наиболее значительные темпы увеличений показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела, наблюдаются, как правило, в 10-12 лет, затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнения, направленно воздействующие на гибкость, начинают значительно уменьшаться уже в юношеском возрасте. Наблюдаются различия между мальчиками и девочками в уровне физической подготовки, хотя они и минимальны.

Данный возраст продолжает оставаться благоприятным для развития ловкости, координации движений. Дети готовы к развитию более сложных проявлений ловкости: ориентированию в пространстве, ритму и темпу движений, повышению мышечного чувства, оценке временных параметров двигательных действий.

К 12 годам увеличивается выработка целого ряда гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В 10-12 лет начинается половое созревание. Формируется скелет, мышечный каркас.

«Юношеское сердце» или сердце подростка, характеризующее увеличение его размера, сердечным шумом. Изменения сердечнососудистой  системы отличается у подростков – наблюдается при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко наблюдается также повышение артериального давления, сердцебиение, учащение пульса, иногда одышка, головная боль в области лба. Могут отмечаться изменения со стороны желудочно-кишечного тракта, особенно легко возникают нарушения сокращения кишечника, и продвижения по нему пищи (ускорение или замедление) [2].

Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы  всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличением размера сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая дисциплина.

При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способно и «идеально» подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но, хотя, по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня. И «легкость», с которой юные спортсмены справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Тренеру в своей работе необходимы точные знания о половых, возрастных, индивидуальных особенностях учащихся, которые помогут ему успешно решить задачи по обучению спортсменов. Учитывая индивидуальные способности, наследственные задатки того или иного ребенка, тренер может правильно построить процесс подготовки, использовать методы и средства развития его двигательных способностей в соответствии с возрастом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активности / Н.А. Бернштейн. – М.: «Инфа», 1990. – 494 с.

  2. Луури, Ю.Ф. Физическое воспитание детей школьного возраста / Ю.Ф.Луури. – М.: Феникс, 2003. – 303 с.

Источник