Особенности физического развития одаренного ребенка

Особенности физического развития одаренного ребенка thumbnail

Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же – выдвинутый Терменом в его монументальной работе «Изучение гения» в 1925 году – говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники.

Хотя второй образ предпочтительнее первого, оба они Достаточно далеки от истины. Термен проводил свое исследование среди белых семей среднего и высшего класса: эта группа населения действительно отличается более высоким ростом, физической силой, здоровьем. Существует мнение, что ее представители более привлекательны, чем представители других групп американцев. Но если мы расширим диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие одаренности и избежать социальных и культурных предубеждений стандартного тестирования, мы увидим, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием.

Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Родители не могут взять в толк, что же они делают не так, когда педиатр говорит им, что их новорожденный ребенок должен спать 20 часов в сутки. Измученным мамам и папам кажется, что ребенок 20 часов бодрствует! Это, конечно, преувеличение, но большинство опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна. Такие рассказы настолько обычны, что рождают гипотезу о генетическом, метаболическом обосновании такого поведения. Свойство, которое может способствовать высокопродуктивной работе взрослого, в детстве порой доставляет немало неприятностей родителям.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В составлении ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация, с тем чтобы не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.

Все вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи и родители, характеризуя одаренных детей, с которыми они сталкиваются. Каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые остались за рамками выше изложенного, но придают ребенку особую привлекательность. Описание всех этих свойств заняло бы слишком много места. Они равно необходимые компоненты в нашем открытии и в радости, которую приносит каждый ребенок. (https://www.friendship.com.ru/wunderkind/01.shtml).

Источник

максим первойкин
Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО

«Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО».

Первойкин М. С. ,

педагог дополнительного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Березка», г. Первомайск Нижегородской области.

«Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы, вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов».

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у ребенка сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И. И. Брехмана, состоит в приобщении к здоровому образу жизни с самого раннего возраста.

В настоящее время в работе по физическому развитию дошкольников наметилась тенденция к повышению двигательной активности детей в течение дня за счет внедрения различных средств и форм физического воспитания.

С 2013 года в нашем детском саду функционирует региональная экспериментальная площадка по теме: «Апробация и внедрение комплекса программ дополнительного физкультурного образования детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ-ФОК». Программы по спортивной и художественной гимнастике входят в этот комплекс и разработаны с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно в этих кружках занимаются дети, имеющие признаки физкультурной одаренности. Кто же такие одаренные дети и как их распознать?

Двигательно – одарённый ребёнок:

1. Энергичен, все время хочет двигаться.

2. Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой и точной моторики.

3. Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.

4. Обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому).

5. Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений.

6. Отлично управляет телом при маневрировании.

7. Обладает исключительной, для своего возраста, физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков.

8. Смел и любит спортивные игры.

9. Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.

Очень важно вовремя заметить способного и одаренного ребенка и создать условия для развития его способностей и одаренности.

Во время занятий по физической культуре в ДОУ не всегда можно удовлетворить все «запросы» воспитанников. Большая деятельность, направленная на развитие двигательных способностей, сохранение и развитие природных физических задатков детей, в нашем ДОУ осуществляется в рамках организованной, системной работы спортивных кружков «Юный гимнаст» и «Ласточка», которая является одной из приоритетных форм в работе с одаренными дошкольниками и служит действенным средством в решении таких задач,как:

развитие физических качеств;

• привитие интереса к физической культуре и спорту;

• расширение и углубление знаний, полученных на основных занятиях;

• закрепление умений и совершенствование практических навыков;

развитие индивидуальных способностей и задатков детей;

• побуждение к творческой активности, инициативе и самостоятельности в двигательной деятельности;

• организация содержательного отдыха воспитанников ДОУ, направленного на их физическое, эстетическое и нравственное воспитание.

Деятельность кружков позволяет максимально приблизить к детям и их родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование в области физическое развитие, но и развить индивидуальные способности и задатки ребенка, проявить творческий потенциал, и конечно, укрепить здоровье. Система кружковой работы, целенаправленна на воспитанников с высокой двигательной активностью и выраженными моторными способностями. Как показала практика, в процессе занятий в кружке у дошкольников происходит оптимальное сочетание различных видов детской деятельности (познавательно-коммуникативной, игровой, двигательной, что определенно способствует улучшению, как физической, так и социальной адаптации детей в современном мире.

Итак, с чего начиналась наша работа?

В начале работы был проведен мониторинг для выявления детей имеющих признаки физкультурной одаренности, для дальнейшего зачисления их в группы по спортивной и художественной гимнастике.

Мониторинг проводился по методике В. Н, Шебеко,которая включает в себя тесты на определение: координационных способностей, проприоцептивных функций, память на основные параметры движений, показатели быстродействия, мышечной силы, подвижности в суставах, скоростно-силовые качества, выносливость, меткость, ловкость.

По итогам мониторинга были выявлены дети, имеющие признаки физкультурной одаренности. С согласия родителей эти дети были зачислены в группы по спортивной и художественной гимнастике.

Занятия проходили с октября 2013 по май 2015 и проводились в вечернее время, вне образовательной деятельности один раз в неделю в спортивном зале детского сада. Основу занятий по гимнастике составляют гимнастические упражнения. Содержание представляет собой последовательную систему тренировочных занятий (теоретических и практических, предназначенную для обучения и воспитания юного спортсмена.

Занятия по спортивной гимнастике для мальчиков включают в себя: акробатические стойки, перекаты, кувырки, гимнастические комбинации, выполняемые на гимнастических матах; гимнастическую стенку, канат и батут и направлены на развитие движений, совершенствование двигательной навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, силу, выносливость). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышают возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.

Занятия построены в соответствии с индивидуальными особенностями и природными данными детей, по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста».

Занятия по художественной гимнастике для девочек включают в себя: акробатические стойки, перекаты, кувырки, полушпагаты, шпагаты, гимнастические комбинации, выполняемые на гимнастических матах; упражнения на гимнастическом бревне и упражнения на растяжку.

Большое значение придается эстетике формы, красоте и свободе движений, логической завершенности гимнастических комбинаций. Отличительной чертой является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.

По окончанию занятий был проведен мониторинг физических показателей. Стоит отметить динамику роста физических показателей детей занимавшихся в этих кружках. Если на сентябрь 2013 года в группе по спортивной гимнастике у мальчиков уровень физической подготовленности группы составлял 17,4 балла (в %соотношении: высокий уровень 25%-4 человека, средний уровень 67%-8 человек, низкий 0%, то в конце 2 года обучения уровень физической подготовленности группы составлял уже 19,0 баллов, (в %соотношении: высокий уровень 67%-8 человек, средний 25%-4 человека, низкий 0%).

На сентябрь 2013 года в группе по художественной гимнастике у девочек уровень физической подготовленности группы составлял 17,0 баллов (в %соотношении: высокий уровень 37,5%-6 человек, средний уровень 62,5%-10 человек, низкий 0%, то в конце 2 года обучения уровень физической подготовленности группы составлял уже 18,9 балла (в %соотношении: высокий уровень 69%-11 человек, средний уровень 31%-5 человек, низкий 0%).

В настоящее время практически все дети из этих кружков продолжают заниматься в спортивных секциях вне детского сада. Девочки в хореографических кружках и танцевальных группах. Мальчики в акробатических кружках и в секции по спортивной гимнастике. Ведь наша задача состоит не только в том, чтобы выявить одаренного ребенка и научить его чему то, развить его физические качества до определенного уровня, но и в том, чтобы эти качества продолжали развиваться по окончанию детского сада. Мы должны направить ребенка именно в то русло, в котором он продолжит свое развитие физически, духовно и нравственно.

Источник

Проявление одарённости ребёнка в двигательной сфере

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, которое дает возможность достичь выдающихся достижений в какой-либо сфере деятельности. 

Столетиями специалисты рассуждают о природе одаренности, педагоги пытаются построить уникальные системы воспитания талантов, но… до сих пор не могут точно ответить на вопрос, как корректно выявить потенциал талантливого ребенка.

С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремиться к движениям. Двигательно – одарённый ребёнок:

 1. Энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного.

2. Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой моторики.

3. Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.

4. Обладает широким диапазоном движений ( от медленного к быстрому, от плавного к резкому ).

5. Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений.

6.Отлично управляет телом при маневрировании.

7. Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков.

8. Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает.

9. Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками.

10. Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым дело

Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие малыша таким, какой он есть, вера в большие возможности его позитивных изменений, уважение к личности ребенка и его творческим проявлениям. Нельзя ускорять развитие ребенка путем натаскивания, нельзя сокращать детство. Основная задача взрослых — всестороннее обогащение развития дошкольника, нацеленное на максимальное раскрытие потенциала на данном возрастном этапе.

 Очень важно вовремя заметить одаренного ребенка и создать условия для развития его таланта. В ДОУ имеется физкультурный зал, оснащённый спортивным и модульным оборудованием, музыкальный зал, спортивная площадка

Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем; традиционным и нетрадиционным оборудованием  для  развития основных движений,  профилактики нарушений осанки.

Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы. Один из путей совершенствования физического воспитания в нашем ДОУ – применение известных и хорошо зарекомендовавших себя средств физического воспитания: различных форм и видов гимнастики. Дополнительное образование направлено на развитие двигательных способностей в области акробатической гимнастики, а также на сохранение и развитие природных физических задатков

 

Всем известно, что дети любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Танец является одним из средств всестороннего развития и воспитания ребенка. Музыка и движение дают возможность познать мир, развивают художественный вкус и творческое воображение, любовь к жизни, человеку, природе, формируют внутренний духовный мир ребенка. С целью развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую и танцевальную деятельность в ДОУ функционирует танцевальный кружок “Ритмическая мозаика»

Я считаю, что при работе с одарёнными детьми :

– необходима индивидуализация работы с учетом специфики одаренности конкретного ребенка и его личностных особенностей;

–  в ходе работы нужно ориентироваться на зону ближайшего развития;

– ребенок должен быть субъектом своей деятельности, ему нужно предлагать, а – не навязывать варианты реализации его таланта;

– важно, чтобы он накапливал собственный интеллектуальный и жизненный опыт;

– нужно чуткое и бережное отношение к талантливому ребенку, терпимость к его личностным особенностям;

– нужно ориентироваться на гармоничное развитие личности, не допускать личностных деформаций.

Раскрытие одарённости – процесс двухсторонний, требующий от взрослых, и, в частности, от родителей, соответствующего принципам гуманистической психологии настроя.

      Систематическая целенаправленная работа по раннему выявлению и  развитию способностей детей, сотрудничество по этому вопросу с родителями и поддержка творческих связей с внешкольными учреждениями дают свои результаты. Выпускники нашего детского сада продолжают развивать свои способности, являются участниками танцевальных, хореографических и спортивных секций, добиваются высоких показателей. Маша Кунгурцева , Лера Алексеенко имеют юношеский разряд, являются участниками городских соревнований. Софья Меринова имеет 1 взрослый разряд, участница междугородних соревнований, призёр междугородних соревнований в г. Бийске Алтайский край, призёр «Сибириады-2008». Косачёва Олеся – кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике.

В заключении хочу сказать, что ребенка надо не только обучать всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей. Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важных моих задач.

Источник

Похожие главы из других работ:

Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

1.5 Возрастные особенности одаренных детей

Творческие возможности человека проявляются рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой…

Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

1.6 Проблемы развития одарённых детей

Наша общеобразовательная школа многие годы ориентировалась на «среднего» ученика. Что касается детей, с повышенной восприимчивостью к учению, то их особенностям не придавали значения, ими не интересовались…

Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

2.2 Обучение и воспитание одаренных детей

Долгое время было привычным утверждение о всемогуществе воспитания. Физиолог И.П. Павлов, характеризуя чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности человека, ее огромные возможности, писал: «…ничто не остается неподвижным…

Биоритмологические особенности работы подростка

1.3 Физическая работоспособность и биоритмы

Согласно биоритмологии, науке, которая занимается изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, большинство процессов, происходящих в нем, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными…

Влияние биоритмологических особенностей на работоспособность подростков

1.3 Физическая работоспособность и биоритмы

Согласно биоритмологии, науке, которая занимается изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, большинство процессов, происходящих в нем, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными…

Малые группы в современных психологических исследованиях

2.2 Проблемы изучения одаренных детей в современных работах, посвящённых социальной психологии малых групп

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)…

Одаренность

4. Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна…

Одаренность детей дошкольного возраста

1.2 Виды одаренности и типология одаренных детей

С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные…

Одаренные дети: особенности их развития и воспитания

Психосоциальное развитие одарённых детей

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

– сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Вот например…

Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

1.3. Сложности психического развития одаренных детей.

Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.

Современные исследования показывают…

Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

2.1. Особенность адаптации одаренных детей

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях…

Проблема одаренных детей

3. Проблема одаренных детей

одаренный талантливый адаптация общество

Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи…

Проблема способностей и одаренности у детей

6. Психологические предпосылки повышенной уязвимости одаренных детей

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях…

Современное представление об устройстве памяти

Физическая основа памяти

Система памяти человека отличается, например, от двоичной системы компьютерной памяти, тут нет постоянного адреса хранения элементов информации, место концентрации воспоминаний изменчив и зависит от ассоциаций…

Структура и функции конфликта

1.1.4 Физическая среда конфликта

Это совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство.

На микроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей…

Источник