Особенности диагностики психического развития ребенка
Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
проведение диагностики с группой детей;
взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
использование апробированных на практике диагностических материалов;
легкость в получении результата;
наличие протоколов обследования;
наглядность;
применение игрового метода выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.
Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.
Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.
Цель тестирования:
получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Результаты диагностики предполагается использовать:
при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
при создании предметно-развивающей среды;
для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.
Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________
Нарисуй дождик.
Соедини точки.
3. Заштопай коврики.
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.
1 задание:
высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
средний уровень – линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время – 2 минуты.
2 задание:
высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;
низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.
3 задание:
высокий уровень – все выполнено правильно;
средний уровень – допущено 2 ошибки;
низкий уровень – задание выполнено неверно.
4 задание:
высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;
средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;
низкий уровень – задание не выполнено.
5 задание:
высокий уровень – точное следование инструкции;
средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
низкий уровень – задание выполнено неверно.
Диагностика психического развития детей старшей группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________
Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________
1. Помоги рыбкам найти маму.
2. Домики.
4. Найди игрушки.
5. Какой предмет лишний.
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа______________________ Дата_____________________
Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»
Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»
Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»
Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика сформированности мышления
«Найди игрушки»
Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»
Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»
Итого:________________________________________________________________________
Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_____________________________________________________________
1 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
5 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________
1. Опусти фигурки в формочку.
2. Соедини половинки предметов.
3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.
4. Обведи похожие на образец фигуры.
5. Кто где живет.
Образец на определение уровня развития зрительной памяти
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа_______________ Дата_____________
Ф.И. ребёнка______________________________________________________
Дата рождения_______________________
Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»
Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик».
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»
Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития зрительной памяти
«Зрительная память»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»
Итого: _______________________________________________________________________
Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»
Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»
Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»
Итого:________________________________________________________________________
Психолог _____________________
1 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Источник
При проведении диагностики детей важно помнить о том, что психическое развитие – это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую “батарею” методик, направленных на изучение всех сторон психики детей, сопоставляя полученные данные так, чтобы можно было получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от работы.
Анализируя полученные данные, важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики обследуемого ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, которые были выявлены в процессе обследования. Ведь в реальной жизни все стороны психики влияют друг на друга, и, например, неуспешность в учебной деятельности может быть связана как с отставанием познавательного развития, так и с высокой тревожностью или замедленным темпом ориентировки детей. В свою очередь особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность ребенка, особенности его общения.
Правильная диагностика – первый шаг в организации коррекции психических отклонений, так как она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качества хуже всего сформированы. Таким образом на основании психологической характеристики составляется план коррекции – от помощи ребенку в исправлении простых недостатков до компенсации сложных дефектов. Составление такой характеристики является не простой задачей даже для практического психолога; для успешной работы нужна некоторая практика и, главное, соблюдение основных правил работы с тестами, потому что непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.
Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характер претензий к ребенку и причин недовольства им.
Собственно обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или ногами. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.
Все эти факты связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или регидностью), так и с качествами его личности (например, с тревожностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помогают понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.
При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали за методиками, направленными на анализ мышления, а изучение восприятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на заданную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагаются детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диагностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в течение нескольких занятий.
Правила психодиагностики детей
При проведении диагностики необходимо запомнить несколько основных правил, без которых Ваша работа не будет успешной.
1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества – какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых Вы бы могли сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.
2. Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Помните, что неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный Вами результат.
3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы возраст исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого составлена данная методика. Существуют методы, которые можно использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.
4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.е. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, даже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его “глупости” или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.
5. Многие методики требуют специального “стимульного материала”, т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.
6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более важные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.
7. Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его данной деятельностью и добиться внимания к ней.
Источник:
Марцинковская. Детская практическая психология
Источник
Психодиагностика — это область психической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностика направлена на измерение определенного качества.
Главной целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития, создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий и т.д.
Применяя различные методические средства, психолог получает более точную картину индивидуальных особенностей человека.
Известно, что в психологии существуют два основных похода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, как уникального, неповторимого человека и основанный на многозначности каждого получаемого психологического факта.
Особенности диагностики детей раннего и дошкольного возрастов. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Говоря о сознании в контексте психодиагностики, имеем в виду произвольность, волевой внутренний контроль и опосредованность речью познавательных основных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, т. к. Когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается с 3-4 летнего возраста и завершается к концу подросткового. Поэтому, осуществляя диагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка произвольного высокоразвитого управления своими познавательными процессами. Лучше, если тестовые задания одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить степень произвольности познавательных процессов и реальный уровень их развития. У детей старшего дошкольного возраста уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Психодиагностика детей этого возраста, должна быть направленной как на детальное изучение развитие природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4 лет не должны включать в себя задания и вопросы, ориентированные на самосознание ребенка и предполагающие с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Лучше всего обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оценкам можно добавлять самооценку ребенка. Дошкольники лишь тогда будут показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес. Следует так же учитывать непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста (время выполнения тестовых заданий 1-5 минут).
4) Роль педагога в овладении и реализации стандартными процедурами психолого-педагогической диагностики.
Работа педагога обязательно должна включать в себя диагностику детей.
Сюда относятся умения прогнозировать оптимальные пути развития и воспитания школьников; диагностировать личность школьника и осуществлять индивидуальную программу его воспитания; диагностировать его учебные навыки, диагностировать общий уровень воспитанности личности и коллектива.
Следовательно, педагог обязан владеть основами диагностики школьников и школьного коллектива, это необходимо для научно- обоснованной организации образовательного процесса. Педагог должен знать о ребенке как можно больше, и эти знания должны быть системными и полными.
Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо знать, что именно мы будем изучать, то есть предмет диагностики и по каким показателям можно оценить уровень состояния изучаемого предмета.
Исследуются следующие аспекты педагогической деятельности:
1. управленческий аспект (как планирует, анализирует, контролирует и регулирует процесс взаимодействия с учащимися);
2. психологический аспект (как влияет личность педагога на воспитанников, как учитывает индивидуальные особенности воспитанников, определяет и создаёт мотивацию);
3. педагогический аспект (какие применяет технологии, методы, приёмы и способы).
При таком подходе деятельность педагога рассматривается как исполнение исследовательских операций, которые приводят к успешному решению целей обучения, воспитания и развития учащихся.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник