Особенности анатомо физиологического развития ребенка в дошкольном возрасте

Особенности анатомо физиологического развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Дети-дошкольники

Родители дошкольников стараются записать ребенка в спортивные секции. Конечно же, это очень даже не плохо. Такой подход взрослых довольно позитивен. Но важно понимать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы не навредить малышу, а поспособствовать его физическому развитию. Правильная организация физического воспитания способствует развитию психических процессов дошкольника.

Дошкольник: анатомо-физиологические особенности возраста

Дошкольный возраст имеет ряд физиологических особенностей. Данный период характеризуется определенным замедлением роста. Присущая округлость исчезает, мускулатура становится крепче, происходит интенсивное развитие скелета. В старшем дошкольном возрасте молочные зубы меняются на постоянные. Это свидетельствует о готовности к школе. У ребенка крепнет иммунитет, он реже болеет. В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

  • Обмен веществ

Пищеварительная система хорошо развита и активно работает. Ребенок переходит ко взрослому питанию. Процесс пищеварения находится практически на уровне взрослого.

  • Мышечная система ребенка

Мышечная система дошкольников развита слабо. В первую очередь развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Мышцы спины развиты плохо, поэтому часто происходит нарушение осанки.

В дошкольном возрасте интенсивно нарастает мышечная масса. Продуктивность работы мышц растет. Все еще присутствует быстрая утомляемость, дети не могут долго занимать физической деятельностью. Часто меняют положение тела.

Активное движение способствует росту костей, физическому развитию. Важно чтобы ребенок не сидел долго на месте в одном положении, чтобы предотвратить утомляемость. Необходимо чередовать подвижные игры с малоактивными видами занятий.

  • Костная система ребенка

Ребенку-дошкольнику присуща эластичность костей, которая оберегает от переломов при постоянных падениях.

Позвоночник довольно гибкий, основу его составляют хрящевые ткани. При неправильном физическом развитии, не соответствии мебели росту ребенка, позвоночник подвергается нарушению.

Формирование костной системы продолжается и после дошкольного возраста. Необходимо бережно относиться к развитию костного скелета. Отрицательно влияет избыток физической нагрузки (задерживается рост костей, искривляется осанка).

  • Сердечно-сосудистая система

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает изменения. Масса сердца растет, увеличивается сила сердечных сокращений. Возрастает сердечная работоспособность малыша.

  • Нервная система

Нервная система ребенка-дошкольника нестабильна и уязвима. Она проходит этап развития и созревания нервных клеток. Головной мозг ребенка становится похож на головной мозг взрослого. Детям дошкольного возраста присуща легкая возбудимость, которая преобладает над процессом торможения. Не стоит перегружать ребенка во избежание переутомления. Это может сказываться на поведении малыша, его настроении.

В период от 3 до 7 лет закладываются основы интеллекта. Важно заучивать с детьми стихи, читать сказки и сочинять. Такие упражнения способствуют развитию памяти, речи.

Дети дошкольного возраста – это почемучки. Они задают много вопросов, любознательны. Важно удовлетворять их запросы.

  • Дыхательная система

Дыхание дошкольников характеризуются поверхностностью. У детей дыхание более учащенное. Это объясняется тем, что у малышей узкие дыхательные пути. Чтобы насытить организм кислородом ребенку необходимо сделать больше вдохов.

Дыхательная система человека еще не заканчивает формирование к семилетнему возрасту. Процесс развития легких продолжается. Постепенно формируется тип грудного и грудно-брюшного дыхания.

Учитывая особенности дыхательной системы детей данного возраста, нужно позаботиться о постоянном доступе свежего воздуха. Важно постоянно проветривать помещение в котором находится ребенок. Полезно гулять на свежем воздухе. Если есть возможность, водите время от времени малыша к лесу. Положительно влияют на развитие дыхательные упражнения, плавание, ходьба, бег и прочее.

  • Физическое развитие

Продолжается развитие детского организма, всех его органов и систем. Обогащается представление ребенка о своем организме, его возможностях. Совершенствуются двигательные действия, их содержание. Дети часто меняют виды движений и позы, что препятствует усталости.

Специфика физического воспитания состоит в необходимости четко дозировать интенсивность и продолжительность двигательной деятельности детей. Повышаются функциональные возможности дошкольников, увеличивается дееспособность, совершенствуется координация движений, ориентирование в пространстве (во время бега, ходьбы, прыжков и т.д.).

На протяжении 4-5 летнего возраста меняются физические возможности ребенка. Он становится самостоятельнее в самообслуживании, более осознанно относится к гигиене и закаливанию, правильному питанию. Постепенно развивается ритмичность.

Старший дошкольник имеет высокую двигательную активность. Координация движений переходит на уровень взрослого человека.

Здоровый ребенок: советы родителям

Родители могут вырастить малыша здоровым, физически и умственно развитыми, опираясь на анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста и ориентируясь на некоторые рекомендации:

  • Установите режим дня для ребенка.
  • Приучайте малыша к гигиене.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, выполняйте посильные спортивные упражнения. Но в то же время не перегружайте малыша.
  • Обеспечьте ребенку полноценное питание.
  • Организуйте закаливание и одевайте ребенка по погоде.
  • Развивайте когнитивные и коммуникативные способности малыша.
  • И самое главное – любите своего ребенка!

Источник

Галина Васильева
Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста.

Детский организм дошкольного возраста обладает большой пластичностью, система регуляции еще до конца несовершенна. организм детей значительно отличается от организма детей школьного возраста. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно коры больших полушарий. Это выражается в малом функциональном резерве дыхательной, сердечно сосудистой и нервной систем. Для НС детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. У детей непроизвольный характер внимания, они легко отвлекаются. Двигательная сенсорная система созревает у ребенка одной из первых. К возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98%, а корковых на 70-80%.

Читайте также:  Развитие психики ребенка в онтогенезе

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.

Ребенок 3-6 лет ориентировочно за год вырастает на 4-6 см. главным показателем в правильной физической подготовке- это постепенное усложнение элементов движений и более целенаправленное освоение новых.

4-5 лет период характеризуется более значительным развитием двигательных навыков. Дети в этом возрасте более активные, больше бегают, координация движений усовершенствуется, начинают лазить на более высокие лестницы, сохраняют равновесие.

Для более гармоничного и усовершенствованного развития детского организма очень важным показателем является научить ребенка до 6 лет плавать, кататься на 2 х колесном велосипеде, выполнять необходимый комплекс утренней гимнастики.

Главные задачи по воспитанию выносливости в первую очередь определяются в зависимости от возрастного изменения и созревания вегетативных функций, отвечающих за работоспособность. Необходимым элементов в этой задачи служит закаливание. Оно повышает сопротивляемость организма к воздействию условий внешней среды и способствуют формированию устойчивости организма не только к простудным заболеваниям, но и к инфекционным.

В дошкольный период очень быстро растет скелет и его формирование еще до конца не закончено. Вот почему нужно уже в этом возрасте особое внимание уделять правильной осанке и упражнениям, способствующим укреплению (расслаблению) мышечного аппарата. К 7 летнему возрасту кости детского организма достигают толщины, которая будет обеспечивать высокую сопротивляемость механическим воздействиям. Комплекс упражнений с попеременным напряжением и расслабление мышц меньше будет утомлять ребенка, чем тот же комплекс, который будет требовать более статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном положении). Поэтому при длительном стоянии или сидении ребенок устает более быстрее, чем если бы он двигался или бегал. Дети, которые более активные и подвижные, они как правило более физически развиты, чем те дети, которые ведут малоподвижный образ жизни.

Дети,в чьих семьях ведется активный здоровый образ жизни: походы, ежедневная утренняя гимнастика, занятие спортом, они уже сами потом привыкают к этому образу жизни. Совместное времяпровождение ребенка с родителями имеет большое значение для формирования доверительных отношений, а также приобщение ребенка к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Основные направления для более гармоничного физического развития детей.

Занятия физическими упражнениями. Существуют различные комплексы ОРУ для детей разных возрастов. Выполняя их 2-3 раза в неделю это способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, усовершенствованию дыхательной и сердечнососудистой системы, закрепление ранее освоенных элементов.

Подвижные игры. Эти игры направлены на создание у детей жизнерадостного настроения. Они оказывают положительное влияние на психику и поведение ребенка. А самое главное они выступают как средство психического и физического развития. Одна из более эффективных форм это игры-эстафеты. Более сложными это игры с правилами, так как они требуют более логического мышления, согласованности своих движений с движениями других людей.

Утренняя гимнастика. В детском саду проводится с 3х летнего возраста. Включает в себя комплекс упражнений для различных групп мышц, ходьба и легкий бег вначале занятий. В практике применяется катание на санках, передвижение на лыжах. В этом возрасте дети очень легко осваивают основные элементы гимнастики, движения.

Прогулки. На улице дети проводят большую часть времени. Как правило на прогулку в среднем отводится 1. 5-2 часа. Главное правило при проведение прогулок это задействовать детей в подвижных играх и физических упражнениях, особенно приветствуется индивидуальная работа с детьми, чье физическое развитие ниже среднего.

Если все перечисленные методы проводить регулярно и в комплексе, то через некоторое время возможно улучшение как физического, так и умственного развития ребенка. Главная цель воспитателя в этом деле это обеспечить высокий уровень самостоятельности, активности и творчества в двигательной деятельности детей. Главная задача детского сада это заложить прочный фундамент в обеспечении правильного и гармоничного развития всех форм и функций детского организма, укреплять здоровье, повышать умственные, интеллектуальные и физические показатели детей

Источник

Наталья Крутикова
Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки. Если рост ребенка отстает от нормы на 10%,необходимо обратить внимание на следующие факторы:

рационально ли питается ваш ребенок;

хороший ли психологический климат в семье.

При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

Читайте также:  Какова роль языка речи в развитии ребенка

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1,2-1,3 кг,а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.

К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.

После 4 лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоциональную сферу, тогда как левое «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций,не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет,следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

• сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

• походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

• позы – застывшие, скованные и однообразные;

• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;

• речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.

Побольше играйте с ребенком в игры, подарите ему заботу, внимание и любовь – он ждет их от вас, ему трудно. Сформируйте у вашего ребенка веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.

Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период дошкольного возраста.

Лекции по здоровому ребенку – №9.

Закаливание детей преддошкольного возраста.

1. Температура в помещении +19-20 градусов

2. Дневной сон на открытом воздухе при t от +15 до +30 градусов;

3. Воздушная ванна при смене белья после дневного и ночного сна и детям старше 2 лет во время утренней гимнастики и умывания;

4. Прогулка 2 раза в день при t воздуха +15 до +30 градусов; умывание, t воды в начале закаливания +20, а в дальнейшем ее постепенно снижают до +16, детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка алексеевская

5. Общее обливание после прогулки, начальная t воды +28, в дальнейшем ее постепенно снижают до +26-24 градусов;

6. Обливание перед ночным сном, начальная t воды +28, в дальнейшем ее постепенно снижают до +18;

7. Общая ванна при t воды +36 продолжительностью 5 минут с последующим обливанием водой температуры +34 перед ночным сном 2 раза в неделю;

8. Летом – пребывание под лучами солнца начиная с 5-6 мин до 8-10 мин 2-3 раза в день.

Характеристика дошкольного периода:

1. Период от 3 до 7 лет.

2. Начинается выпадение молочных зубов, их замена на постоянные.

3. Физическое и умственное возмужание.

4. К концу периода дети сносно говорят на родном языке, правильно употребляют склонения и спряжения.

5. Начинают проявляться индивидуальности.

6. Эмоции становятся более сдержанными

7. В связи с более широкими контактами детей среди них превалируют инфекционные заболевания (чаще дыхательной системы).

Кожа – происходит ее утолщение. Но возможность легко перегреться или переохладиться не снижается. Костная система – Происходит окостенение хрящевой ткани эпифизов трубчатых костей, позвоночника. В 7 лет позвоночник еще гибок и податлив, процессы окостенения в нем не завершены. Верхние и нижние поверхности тел позвонков целиком состоят из хрящевой ткани. Соотношение размеров грудной клетки меняется в сторону увеличения поперечного диаметра над переднезадним. Окружность грудной клетки с 3 до 7 лет увеличивается в среднем на 6-7 см. Ребра принимают такое же положение, как у взрослых (т.е.располагаются под острым углом к грудине), грудная клетка принимает цилиндрическую форму. В 3 года окостенение костей запястья находится на ранней стадии. К 7 годам они появляются почти во всех костях запястья. Мышечная система – Интенсивно развиваются мышцы которые обеспечивают прямостояние и ходьбу. Мышцы передней стенки живота еще слабо развиты. Значительного развития достигают мышцы кисти. Быстрыми темпами идет формирование нервного аппарата мышц. Дети становятся способными выполнять разнообразные физические упражнения, требующие определенной координации движений. Они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням. Становятся доступны движения, необходимые при рисовании, лепке, плетении, хотя выполняют их дети еще с трудом. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, поэтому при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной. Сила мышц еще очень невелика, но постепенно возрастает. Сердечно-сосудистая система Изменяется кровоснабжение сердца – число кровеносных сосудов сердца уменьшается, но просвет их становится шире, появляются крупные сосудистые ветви. Развивается соединительная ткань. Увеличивается толщина левого желудочка. Заканчивается развитие нервного аппарата сердца. Но до 5-6 лет сердце ребенка характеризуется недостаточностью и рыхлостью мышечной и соединительной тканей, обилием лимфатических и кровеносных сосудов. Все это представляет благоприятную почву для развития различных инфекций. Рост сосудов продолжается, но отстает от роста сердца. К 7 систолическое давление составляет около 100-110 мм рт.ст., число пульсовых ударов в минуту 85-90 Органы дыхания – К 7 годам в основном заканчивается формирование легочной ткани, увеличивается количество эластических элементов. Постепенно уменьшается доля брюшного дыхания. Возрастает глубина дыхания и снижается его частота, к 7 годам достигает 23-25 в минуту. Жизненная емкость легких с возрастом увеличивается. В 4 года она составляет около 1100 кубических см, к 7 годам достигает 1300-1400. В этом возрасте все еще наблюдается высокая возбудимость дыхательного центра. Пищеварительная система – Гистологическое строение органов жкт достигает значительного развития. К 7 годам его секреторная и моторная функция приближается к функции взрослых. В 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Нервная система Происходит дальнейшее морфологическое и функциональное развитие нервной системы. Высшая нервная деятельность в дошкольном возрасте характеризуется неустойчивостью нервных процессов. Условные рефлексы образуются значительно быстрее, чем в более раннем возрасте, но и быстро еще угасают. Отмечается значительное преобладание процессов возбуждения над тормозными процессами. Эндокринная система – в возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста – первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается «подготовка» половых желез к периоду полового созревания.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3122; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. IV. Особенности получения аудиторских доказательств.
  2. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
  3. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  4. IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  5. V. Особенности ценообразования в общественном питании.
  6. А. Особенности российского либерализма в 50— 60-х годах XIX в. Консерваторы
  7. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  8. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
  9. Автотуризм. Особенности и перспективы.
  10. Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды
  11. Анатомо-физиологические особенности
  12. Анатомо-физиологические особенности

Источник