Основы развития воспитания и обучения ребенка в игре

Основы развития воспитания и обучения ребенка в игре thumbnail

Конспект открытого занятия по педагогике,

проведенного в группе ДО-31 в

отделение «Дошкольное образование»

Преподаватель педагогики ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» Давыдова Людмила Станиславовна

Тема: Основы развития, воспитания и обучения детей в игре.

Цели:

1) ознакомить обучающихся с игрой как ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста; стимулировать познавательную активности обучающихся через технологию проблемного обучения;

2).способствовать развитию стойкой учебной мотивации, умения использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний;

3)воспитывать чувство коллективизма.

Основные понятия: игра,классификация игр: играми с открытыми правилами,сюжетно-отобразительные игры,театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры,режиссерские игры,игра-фантазирование,игры-проекты.

Технологии обучения: ИКТ, технология проблемного обучения, групповая технология.

Оборудование: презентация «Игра – ведущий вид деятельности дошкольников».

Вид занятий : лекция

Литература:

1) Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2004 с. 44-69

3) Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: Проспект, 2008 с. 54-60

4) Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: Айрис-прес, 2006 с. 46

5) Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002 с. 80-100

6)Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / C.А. Козлова, Т.А.Куликова.- 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.-416 с.

7) ГогоберидзеА.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.- СПб.: Питер, 2014.- 464 с.

Ход занятия

I.Организационный момент. Постановка задач.

II.Актуализация опорных знаний. Подведение к теме лекции.

-Назовите виды деятельности детей дошкольного возраста.

-Как вы думаете, какой вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим?

– Что же такое игра для детей дошкольного возраста?

III. Осознание обучаемыми темы.

IV. Проблемный вопрос: Построение гипотезы.

Если игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, то в процессе игры идет воспитание, обучение и развитие детей.

Над решением данной гипотезы мы сегодня с вами и будем работать.

V. Изучение нового материала.

Показ презентации «Игра – ведущий вид деятельности дошкольников».

План лекции.

1. Понятие игры как деятельности.

2.История становления игры.

3.Игры детей дошкольного возраста

4.Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

1. Понятие игры как деятельности. (Слайд1.)

Игра — это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

– Как вы думаете, что является основной структурной единицей игры?

(Основной структурной единицей развернутой формы игры Д. Б. Эльконин называет роль, которая и создает двуплановость игры. Роль может быть как игровая позиция, которая характеризуется принятием ребенком игровых правил. Наличие игровой позиции свидетельствует о том, что ребенок осознанно отделяет игру от неигры.)

-Могут ли дети в игре использовать символические предметы?

– Как эти предметы мы можем назвать ?(Предметы-заменители)

Игра — деятельность символическая, так как вместо реальных предметов в ней фигурируют символы — предметы или действия, имитирующие реальные. Так, любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка. Все это символические действия с предметами, ситуация замещения реальности (Слайд 2)

Игра — это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Например, то, как мама ухаживает за ребенком, как доктор лечит зверей и т.д. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.( Слайд3)

Игра — добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия. Нельзя играть по принуждению.

2. История становления игры. (Слайд 4.)

Понимание игры прошло длительный путь. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер, середина XIX века) основной функцией игры Г. Спенсер считал упражнение в приобретении необходимых качеств.

Предметом специального исследования игра животных и человека стала впервые в работах К. Грооса (1899). К. Гроос считал игру формой самоусовершенствования молодых существ, поэтому его теория носит название «Теория предупреждения».

К. Бюлер (начало XX века), игру определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую.

Ж. Пиаже (1945), рассматривавшего игру как деятельность, в которой преобладают процессы усвоения ребенком окружающей.

Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе.

Проблему игры детей дошкольного возраста рассматривали в психолого-педагогические исследованиях Л. С. Выготский, Л. И. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др. В них раскрыты историческое происхождение и социальная природа детской игры, ее внутренняя структура и значение в социокультурном развитии ребенка. В начале человеческой эволюции дети принимали участие в труде взрослых, используя доступные примитивные орудия и формы труда. Дети входили в жизнь взрослых при помощи упражнений в использовании орудий труда. В этот период встречались спортивные игры, игры-соревнования, но ролевые игры отсутствовали.

Ролевая игра возникла на определенном этапе развития общества, в связи с изменением места ребенка в нем. Это было обусловлено усложнением производственных отношений и форм труда. К этому же периоду относят создание символических игрушек (мяча, куклы). Считается, что такие игрушки возникли из культово-ритуальной практики человека. Долгое время они выполняли и игровую, и ритуальную функцию.

Д. Б. Эльконин считал, что деятельность игрового замещения не является изобретением самих детей. Игра детей берет начало в ритуально-эстетической практике взрослых. ( Подготовка взрослых к охоте, рыбалке и т.д.)

Появляется период, когда дети не участвуют непосредственно в жизни взрослого сообщества. Они начинают объединяться в игровые сообщества. При помощи игрушки дети воссоздают те сферы жизни и труда людей, в которые они не включены, но к которым стремятся.

(Слайд 5)

В процессе игры дети усваивают смыслы и мотивы человеческой деятельности, воспроизводят социальные отношения взрослых. Через игру дети включаются в жизнь взрослых. Таким образом, ролевая игра является социальной по своему происхождению и содержанию.

Взрослые определенным образом «указывают» детям, как и во что им играть. В. Т. Кудрявцев считал, что сюжетно-ролевая игра — это своеобразный «агент» взрослого общества в мире детей, требуется руководство игрой со стороны взрослых, отбор ее содержания

В игре ребенок осваивает не конкретные знания об окружающем мире, а систему общечеловеческих способностей, общие способы действий с вещами, способы мышления и нравственного отношения к миру. Таким образом, через игру возникают условия для творческого самоопределения детей в культуру.

3.Игры детей дошкольного возраста (Слайд 6.) Классификация игр.

VI Проблемный вопрос: Чтобы вы положили в основу классификации детских игр? (В основе классификации может лежать представление о том, по чьей инициативе возникает игра.)

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию, способам организации, значению для развития и воспитания ребенка, используемым в ней предметам.

Это существенно затрудняет классификацию детских игр, однако интенсивное обращение к игре в образовательном процессе детского сада делает их классификацию необходимой.

(Слайд 7.)

В дошкольной педагогике распространено деление игр на две большие группы. Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, называют творческими, или играми с открытыми правилами. Кроме того, существуют игры с готовыми, или закрытыми, правилами. Их называют играми с правилами. В качестве ведущего признака для выделения таких групп игр выступают игровые правила.

(Слайд 8)

Творческие игры можно разделить на две подгруппы (рис. 2).

1 подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов.

Сюда относят подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма. Это сюжетно-отобразительная игра (по определению Л. С. Выготского — «игра-воспоминание»), в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти, и игра-драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет. Сюжетно-отобразительная игра — играют дети раннего и младшего дошкольного возраста, а в игру-драматизацию играют дети на протяжении всего дошкольного детства. Театрализованные игры ориентированы на зрителя, в них дети занимают позицию актеров, которые показывают зрителям спектакль. Дети принимают участие в создании сценария, оформлении декораций и костюмов, афиши, пригласительных билетов. В играх на основе готовых сюжетов творческое начало проявляется в создании игровых образов, отборе средств выразительности, в создании обстановки для игры.

II подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.

Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. В сюжетно-ролевой игры играют дети в возрасте от 3 до 5 лет. Затем сюжетно-ролевая игра постепенно начинает уступать место другим видам игр.

Режиссерские игры — в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребенок передает игрушкам. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных персонажей-игрушек, передвигает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре. Вначале режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка. Самое раннее ее проявления приходятся на третий год жизни. К старшему дошкольному возрасту режиссерская игра возможна и при совместной деятельности детей. При этом у дошкольников сохраняются и индивидуальные режиссерские игры.

Игра-фантазирование построена на воображении, связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает в речевом плане. Продукт игрового воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней (про себя) речью ребенка. Обычно игра-фантазирование появляется у детей в старшем дошкольном возрасте.

Игры-проекты включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры — принадлежность старших дошкольников, которым важен результат своей деятельности.

Театрализованные игры, импровизационные и игры-фантазирования носят название рубежных игр (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев): ребенок проявляет себя в качестве автора, актера, зрителя. В такой деятельности происходит сдвиг мотива с процесса игры на ее результат.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.

К ним относят: подвижные, спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые игры. Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детьми из поколения в поколение.

VII. Доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме.

Групповая работа

Задание.

1 подгруппа. Составить классификации игр в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра

2 подгруппа. Влияние игр на чувства, умственное развитие ребенка.

3 подгруппа. Педагогическое значение игры.

4 подгруппа . Место самостоятельности детей в игре и творчество

Проверка групповой работы.

(Слайды 8, 9, 10, 11,12)

Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом процессе детского сада (Л. А. Венгер):

самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;

игры, организуемые взрослым в целях обучения, воспитания или коррекции развития детей.

VIII. Закрепление и обсуждение полученных данных.

Итак, вернемся к нашей гипотезе:

-Если игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, то в процессе игры идет воспитание, обучение и развитие детей.

(Предположения обучающихся, как игра влияет на развитие ребенка.)

4.Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра — особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была рассмотрена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра — важнейшая сфера самовыражения ребенка. Игра выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. В игре впервые начинает проявлять себя воображение. Развитию воображения способствуют разные виды игр, специальные игровые тренинги, но особенно благоприятные условия для развития воображения создают сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. В игре ребенку предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников.

Игра — деятельность, которая несет в себе радость. В игре ребенок начинает осознавать себя как член определенного коллектива. Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

(Слайды 13, 14, 15)

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. В сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо становиться на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях.

(Слайд 16)

В режиссерской игре ребенок сам организует игровую ситуацию, регулирует отношения персонажей, мотивирует их поступки.

(Слайд 17-21)

В игре у ребенка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов-заместителей (шишка вместо пирожка, листок — вместо тарелки и пр.), что приводит к появлению замещения во внутреннем плане — плане сознания.

(Слайды 22-25)

В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности. Например, в игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится сознательно подчиняться правилам. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. Это важно для успешного обучения в школе. Дошкольное детство — сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

Особая роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста требует насыщения ею всего педагогического процесса детского сада. Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непосредственной образовательной деятельности детей, игры организуются также и на прогулке, и во второй половине дня.

Утром целесообразно создавать условия для игр с правилами, не требующих высокой двигательной активности. Это развивающие и дидактические, сюжетно-ролевые игры. Воспитатель организует индивидуальные игры детей и игры небольшими подгруппами.

Время на прогулке может быть использовано для подвижных игр, игр с природным материалом, сюжетно-ролевых игр.

Наиболее полноценно игры организуются во второй половине дня. Важно воздавать условия для разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных, игр с правилами.

Игра тесно связана с непосредственно организованной образовательной деятельностью, осуществляемой на основе комплексно-тематического подхода. Получаемые детьми представления влияют на формирование игровых интересов, находят отражение в сюжетно-ролевых и режиссерских играх. Особенно важны для развития игры глубина и яркость получаемых детьми впечатлений, их эмоциональная насыщенность

(Слайды 26-28)

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как форма образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

(Слайд 29)

IX.Вывод по гипотезе.

В дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Задание на дом.

Групповое задание: разработать презентации по теме «Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте», «Классификация игр».

Итог занятия

Охарактеризуйте игру как деятельность игры как деятельности.

-Как происходило становление игры?

-Назовите виды игр детей дошкольного возраста

– Какую роль играет игра в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Пример опорной схемы для групповой работы.

Классификация творческих игр детей:

1.Творческие игры на основе готовых сюжетов:

А) Подражательные:

– сюжетно-образовательная игра

– игра-драматизация

Б) Театрализованные игры

2. Игры с сюжетами самостоятельно придуманными детьми:

А) Сюжетно-ролевая игра

Б) Режиссерская игра

В) Игра-фантазирование

Г) Игры-проекты

Источник

Методическая разработка. Игра, как средство обучения, воспитания и развития дошкольников.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка в макромире, для коррекции и развития личности.

Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время используются  следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные.

 Каждый вид игры выполняет определённые функции:

1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2.  В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога  режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.

4Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.

Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

  Наиболее важные функции игры:

1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

7 – Релаксационная функция  заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить интерес  к учебным занятиям, мобилизовать  внимание и переключение с одного вида  деятельности на другой, активизировать   деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игры, ориентированный на обучение.

В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называтьдидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста – интеллектуальными.

Понятие «познавательные» распространяется практически на все типы детских игр. Термин «дидактические»(от греч. «поучение») правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие

определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (имеются в виду игры по учебным предметам – математические, исторические, географические, биологические и другие), входят в понятие «дидактические» .

Таким образом, учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности детей . В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем.

  Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.

2). Иметь познавательное значение.

3). Активизировать общественную деятельность учащихся.

4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

5). Создавать условия для детского творчества.

6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить которые нелегко.

Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.

Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.

Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным.

Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.

Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят с отклонениями развития, например, труд и другие предметы.

Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях (болельщиках).

Чтобы привлечь внимание учащихся (на организационном этапе), можно использовать следующие приёмы:

– красочное объявление;

– афишу;

– плакаты;

– рекламы, нестандартные по форме, с интригующим текстом;

– пригласительный билет;

– приглашение-письмо, открытку, визитку;

– объявление по радио, телевидению и т.д.

Познавательная игра может быть посвящена любой теме. Но целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют получению и  дополнительных знаний по учебным предметам (биология, география). Исходя из возрастных особенностей детей и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известных людей, картин художников и т.д.), которое потом,  компонуется в блоки и одевается в «интересную форму».

Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.

Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить ребятам тему программы, а также области знаний, о которых пойдёт речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их необязательно читать от корки до корки, главное – найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета.

Возможна и организация консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующиеся их вопросы.

Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники, воспитатели и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов.

Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.

Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.

Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.

Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда.

Условия эффективности игры как воспитательного средства :

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес: 

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело. 

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа. 

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия. 

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных. 

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест. 

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей. 

При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно. 

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются ленивость, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей. 

Ю.В. Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

– удовольствие от контактов с партнерами по игре;

– удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

– азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

– необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

– удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;

– если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

– наличие собственной деятельности;

– творчество;

– общение;

– власть;

– потребность в ином;

– самоопределение через ролевое экспериментирование;

– самоопределение через пробы деятельностей.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детей во внеурочное время. 

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. 

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. 

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. 

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. 

5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших. 

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. 

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы. 

8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др. 

9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул). 

10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали). 

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются сво?