Основы коммуникации программа развития личности ребенка навыков общения

Обоснование программы

Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.

Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.

Задачи программы:

1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.

2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

Методика и технология реализации:

Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала  программа разделена на 2 блока:

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)

Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;

Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.

Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.

Состав исполнителей: социальный педагог.

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.

Ожидаемый результат от реализации программы:

1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.

3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.

Мониторинг результативности занятий программы:

Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности»  В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.

Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.

Календарно-тематический план

проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности

«Азбука общения»

на 2018 год

п/п

Дата прове-дения

Название разделов и тем

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Мир добра

50

25

25

1

«Разрешите представиться» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Я — доброжелательный» – самопрезентация

1

0,5

0,5

3

«Мы такие разные» – ролевая игра

1

0,5

0,5

4

«Я среди людей» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Сказочная шкатулка» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Всегда держи свое слово» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Фантазия и ложь» – тренинг

1

0,5

0,5

8

«Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра

1

0,5

0,5

9

«Конкурс хвастунов»  – самопрезентация

1

0,5

0,5

10

«Подарок в ладошке» – тренинг

1

0,5

0,5

11

«Остров дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Я – фантазер» – ролевая игра

1

0,5

0,5

14

«Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

15

«Будем общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

16

«Как хорошо быть вместе» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Ссоры и споры» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Пойми меня правильно» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

20

«Азбука добра» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Я, ты, он, она…» – ролевая игра

1

0,5

0,5

22

«Расскажи мне о себе» – самопрезентация

1

0,5

0,5

23

«Дружба» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

25

«Мимика и жесты» – тренинг

1

0,5

0,5

26

«Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Найти друга» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Ярмарка достижений» – ролевая игра

1

0,5

0,5

29

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

30

«Сделай как Я» – ролевая игра

1

0,5

0,5

31

«Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг

1

0,5

0,5

32

В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

33

«Прелести человеческого общения»  – тренинг

1

0,5

0,5

34

«Собираем добрые слова» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Встреча с другом» – ролевая игра

1

0,5

0,5

36

«Я очень хороший» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Конструктивная критика» – тренинг

1

0,5

0,5

38

«Пойми меня!» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Красота души» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Правила дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Волшебные превращения» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Расскажи, что чувствовал» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра

1

0,5

0,5

44

«Сиамский близнец» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Посмотри на хорошего человека» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Этикет» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

47

«Достойный ответ» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Слушать и слышать» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

49

«Про меня любимого» – самопрезентация

1

0,5

0,5

50

«Кодекс общения» – тренинг

1

0,5

0,5

II

Искусство общения

50

25

25

1

«Здравствуйте, это я» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Мальчики и девочки» – тренинг

1

0,5

0,5

3

«Каждый человек уникален» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

4

«Круг общения» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Настоящий друг» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Мир эмоций» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Стиль моего поведения» – беседа-диалог,  самопрезентация

1

0,5

0,5

8

«Держи дистанцию» – тренинг

1

0,5

0,5

9

«Культура общения» – тренинг

1

0,5

0,5

10

«Комплименты» –  тренинг

1

0,5

0,5

11

«Азбука перемен» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Любимец публики» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Ромео и Джульетта» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

14

«Доброта  – это солнце» – ролевая игра

1

0,5

0,5

15

«Необычное в обычном» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

16

«Учимся общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Уверенность в отношениях» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Креативное решение проблем» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Общение без слов» – тренинг

1

0,5

0,5

20

«Мои друзья» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Решение конфликтов» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

22

«Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг

1

0,5

0,5

23

«Мои чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Творчество в быту» – ролевая игра

1

0,5

0,5

25

«Быстро и ловко» – ролевая игра

1

0,5

0,5

26

«Преодоление стрессов»  – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Неопределенность» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Вместе мы – сила» – тренинг

1

0,5

0,5

29

«Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

30

«Цветок чувств» – тренинг

1

0,5

0,5

31

«Общение в жизни человека» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

32

«Ищу друга» – тренинг

1

0,5

0,5

33

«Барьеры общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

34

«Мой гнев» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Критика» – тренинг

1

0,5

0,5

36

«Письмо в будущее» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Необитаемый остров» – ролевая игра

1

0,5

0,5

38

«Разожми кулак» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Если бы я был…» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Это Я» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Мое настроение» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Поведение и культура» – тренинг

1

0,5

0,5

44

«А без друзей на свете трудно жить» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Комплимент – дело серьезное» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Давайте дружить» – тренинг

1

0,5

0,5

47

«Чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Повесть о настоящем» – тренинг

1

0,5

0,5

49

«Приемы общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

50

«Точка опоры» – тренинг

1

0,5

0,5

ВСЕГО

100

50

50

Список используемой литературы

Основная литература

1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.

2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина  Речевая коммуникация. М., 2003

3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

Дополнительная литература

1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010

2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010

3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010

4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.

Интернет-ресурсы

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy

2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108

3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_

kompietientnosti_podrostkov

Источник

Составитель: педагог-психолог

МБОУ СОШ

Потапова Т.Г

Южно-Сахалинск

2014 г

1. Пояснительная записка

Актуальность.     

Овладение навыками общения, постижение коммуникативной культуры в начальной школе – залог оптимизации процесса адаптации в среднем звене. Существенным аспектом, определяющим качество обучения младших школьников, является формирование коммуникативных компетенций, что предполагает использовать ресурс коммуникации для решения многих задач.

В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения. Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене: в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме. Учащиеся 2 – 4 классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и т.п.

Зачастую основной причиной подобного поведения, является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими.

Работа по коррекции агрессивного поведения, прежде всего, должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в коррекционной работе с данными детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.

Цель настоящей программы: расширение социального опыта младших школьников на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций. Так же – помочь лучше узнать себя, развивать навык коммуникации, коррекция агрессивного поведения.

Задачи:

Развитие навыков эффективного общения, положительного эмоционального отношения к окружающим, осознание и отреагирование негативных эмоций, обучение приемам овладения тревожностью и агрессии, способствование эмоциональному раскрепощению.

Количество учеников  в группе  20-25 человек.

Тренинг рассчитан на 3 занятия по 1 ч.

Возраст: 8-10лет

Методы и формы работы: имитационные игры,  практические упражнения, работа в парах и мини-группах.

Формы и методы работы: основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия (закрепление эмоционально-позитивного настроения)

2. Разминка  (снятие напряженности и способствующее физическому раскрепощению участников группы);

3. Основная часть (включение игровых упражнений)

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п./п.

 Название                                        

Цель

Время

1

«Кто такой агрессивный человек?»

Создание положительной мотивации у учащихся на изменение своего стиля взаимодействия с окружающими.

Знакомство учащихся с понятиями «Агрессивность», «Агрессивный человек».

Формирование отрицательного отношения к агрессивным формам взаимодействия с окружающими.

Развитие умения анализировать собственное поведение, качества личности.

1час

2

«Учимся правильно выражать обиду и гнев»

Обучение учащихся приемлемым способам выражения обиды и гнева, навыком конструктивного общения.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Знакомство с техникой «Я – высказывание», ее отработка.

Развитие умения анализировать собственное поведение.

1час

3

«Учимся сотрудничать»

Создание условий для сплочения классного коллектива, дружеского взаимодействия.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного и учебного общения.

Формирование положительной мотивации на соблюдение правил комфортного общения.

1час

Содержание

Занятие № 1. Кто такой агрессивный человек?»

Ход занятия:

Знакомство с понятием «Агрессивность» (Вопросы для дискуссии: «Что это такое?» «На что похожа агрессивность, если сравнивать с животными, растениями, явлениями природы?» «Какого человека можно назвать агрессивным: как он выглядит, как ходит и разговаривает, как ведет себя?». Делается вывод: агрессивный человек – тот человек, который проявляет агрессию – ругается, орет, дерется, дразнится и т.д.)

Упражнение «Портрет агрессивного человека» (Учащиеся, представив агрессивного человека, рисуют его цветными карандашами).  Обсуждение рисунков (Вопросы для обсуждения: «Как понять по рисунку, что человек агрессивный?» «За что можно уважать агрессивного человека?» «За что нельзя уважать агрессивного человека?» «Как к такому человеку относятся окружающие?» «Как ты сам относишься к нему?»).

Упражнение «Темные и светлые мешочки»

В кабинете на стене крепятся два мешочка – черный и белый. Ребятам объявляется, что все качества человека можно разделить на две группы – темные (плохие, которые мешают ему общаться с другими, приносят неприятности) и светлые (хорошие, которые помогают человеку жить, трудиться, общаться). На отдельном листочке печатается название определенного качества, например – агрессивность. Учащимся предлагается определить, к какой группе человеческих качеств относится агрессивность – светлым (положительным) или темным (отрицательным), и расположить это качество в соответствующий мешочек. Также им предлагается обосновать свой выбор, доказав примерами из жизни.

Упражнение «Волшебные очки» (Учащимся предлагается примерить волшебные очки, которые помогают человеку увидеть в себе темные (отрицательные качества). Ребятам, одев очки, необходимо всмотреться в свой внутренний мир и понять, есть ли в нем такое качество как агрессивность. Предлагаются вопросы для обсуждения: «Когда проявляется агрессивность?», «Мешает или помогает агрессивность дружить, общаться с окружающими?», «Хочет ли ребенок избавиться от агрессивности?»

Д/З – Пронаблюдать за своим поведением и запомнить ситуации, в которых учащиеся злятся, проявляют агрессию и гнев (Пронаблюдать за своим поведением детям помогает классный руководитель/воспитатель – можно предложить ребятам вести дневник наблюдения за своим поведением).

Прощание – Упражнение «Скажи доброе пожелание» (Учащиеся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).

Занятие № 2. «Учимся правильно выражать обиду и гнев»

Ход занятия:

М/ф «Месть кота Леопольда» (режиссер: Резников А., 1981г.). Краткое содержание мультфильма: Кот Леопольд не умел злиться на мышей, которые делали ему всякие пакости, и всегда прощал их. Для изменения ситуации он выпил лекарство «Озверин» – стал злым, страшным, грубым, мстительным. Но долго злиться на мышей не смог.

Вопросы для обсуждения:

– Как кот Леопольд вел себя в ситуации, когда его обижали в начале мультфильма?

– Как кот Леопольд вел себя в обидной ситуации в конце мультфильма, когда выпил «Озверин»?

– Какой из увиденных способов поведения правильный?

В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что ни первый способ (терпеть и прощать все обидные действия в свой адрес), ни второй способ (драться, ругаться в ответ на обидные действия) не приемлемы. Они являются крайними и нежелательными формами поведения. В первом случае страдает сам человек. Во втором случае – страдают окружающие. Выражать свое недовольство и обиду нужно, но надо уметь это делать правильно.

Упражнение «Опасно – безопасно» (модификация упражнения Т. Кунигель)

Учащимся необходимо распределить предложенные в списке способы выражения гнева, обиды, обиды на две группы: «Опасные способы выражения гнева» и «Безопасные способы выражения гнева, обиды», объяснить свой выбор, дополнить списки двух групп своими примерами.

Перечень возможных форм проявления гнева, раздражения, обиды:

– Ударить сильно обидчика

– Сломать игрушку или другую вещь одноклассника

– Наорать на товарища

– Отойти в сторону и постараться подумать о хорошем

– Выйти из класса

– Скорчить лицо, показать язык

– Нагрубить

– Заворчать

– Спокойно сказать, что тебя не устраивает

– Заплакать

– Обидеться и надуться, потом еще долго не разговаривать с одноклассником

– Сдержаться в этот момент

– Стерпеть, но потом обидеть более слабого одноклассника

Таблица для заполнения:

Опасные способы

выражения гнева, обиды

Безопасные способы

выражения гнева, обиды

Упражнение «Волшебная фраза»

Учащиеся информируются о том, что есть некая волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство (и другие негативные чувства), при этом, не обидев другого человека.

Психолог знакомит учащихся с формулой «Я – высказывания», например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени».

Вариант для учащихся 2 и 3 классов (упрощенный)

Вариант для учащихся 4 классов (усложненный)

Упражнение «Психологический театр»  

Ученикам предлагается представить, что они актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций.

Ситуации для обыгрывания, в которых необходимо выразить свое недовольство, обиду, гнев с помощью «волшебной» фразы – «Я – высказывания»:

  • Одноклассник взял без спроса твою ручку.
  • Девочки класса смеются над тем, что у тебя не получается прыгать на скакалке. Тебе обидно.
  • Ученик в классе придумал тебе прозвище и начал обзываться. Тебе очень неприятно.
  • Твой друг повысил на тебя голос, и тебе стало обидно.
  • На уроке твой сосед по парте отвлекает тебя от выполнения заданий, а ты не хочешь получить замечание от учителя.
  • Ваш класс строится на полдник. Сзади стоящий ученик дергает тебя за кофту. Тебе это не нравится.
  • Ученик твоего класса нечаянно уронил все твои вещи со стола. Тебе стало неприятно.
  • Ты нечаянно столкнулся с пробегающим навстречу одноклассником. Тебе больно и неприятно.

Ситуации обыгрываются дважды:

  1. Сначала ребята демонстрируют своё обычное поведение в подобной ситуации. 
  1. После заданная ситуация обыгрывается с применением «волшебной» фразы.

После каждого обыгрывания обсуждаются чувства участников. Во время обсуждения учащихся необходимо подвести к выводу о том, что намного приятнее общаться без грубости, злости, обиды, в чем человеку помогает «волшебная» фраза.

Д/З – Попробовать использовать один из безопасных способов выражения гнева и обиды – волшебную фразу («Я – высказывание») (В выполнении д/з учащимся оказывает помощь классный руководитель контролируя поведение детей в конфликтной ситуации, напоминая о «волшебной» фразе).

Прощание – упражнение «Комплимент» (Учащиеся по кругу друг другу говорят комплименты, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).

Занятие № 3«Учимся сотрудничать»

Ход занятия:

Разминка «Мы» (игра на групповое взаимодействие).

Игра «Да, нет, не знаю» (Учащимся предлагается в игровой форме оценить, приемлемыми ли способами являются перечисленные способы привлечения к себе внимания. Оценка производится не ?