Основными условиями развития личности ребенка являются развитие чувств

Основными условиями развития личности ребенка являются развитие чувств thumbnail

Формирование личности ребёнка. Все тонкости детского сознания!

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Формирование личности ребёнка. Все тонкости детского сознания!

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

Формирование личности ребёнка. Все тонкости детского сознания!

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Формирование личности ребёнка. Все тонкости детского сознания!

Источник

Формирование личности у детей — это длительный и сложный процесс, направленный на саморазвитие, социализацию в обществе, становление и укрепление характера, воспитание волевых качеств и морально-этических норм поведения. Ведущую роль в развитии маленького человека играет его семья, которая является образцом поведения и служит индикатором оценки собственных действий.

Формирование аспектов личности не является процессом врожденным и самопроизвольным, а происходит вследствие социального воздействия. При этом малыш начинает постепенно осознавать свое место в окружающем мире, развивать мышление, обдумывать мотивацию своих поступков.

Основные критерии того, что ребенок воспринимает себя личностью:

– Малыш приобретает навыки самоконтроля.

– Полноценно и осознанно употребляет личные местоимения.

– Может охарактеризовать вещи с позиции «плохой — хороший», способен сделать осмысленный выбор в пользу «хорошего».

– Способен рассказать о своих ощущениях, переживаниях, страхах, оценить свое физическое состояние и внешний вид.

Первое представление о собственном «Я» появляется у ребенка по достижении им двухлетнего возраста, когда возникает потребность в самостоятельности, стремлении отстаивать свои интересы. Уже к пяти годам дети полностью воспринимают себя как личность — с индивидуальными особенностями и спецификой взаимоотношений с окружающим миром.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в раннем возрасте презентация

Семья является основополагающим фактором формирования полноценной личности. Так как ребенок не имеет собственного понятия о нормах поведения и социального взаимодействия, то эталоном для него служат родители и ближайшие родственники. Чем взрослее становится ребенок, тем более явно проявляются у него поведенческие мотивы и черты характера, схожие с родительскими. Семья выступает в роли посредника между малышом и окружающим социумом, передавая ему жизненный опыт, понятие о нравственных и духовных ценностях. Дети формируют собственное мировосприятие через призму наблюдаемых у родителей стереотипов мышления и поступков, проявлений их темперамента.

На втором месте после семьи выступает влияние детских дошкольных учреждений и товарищеской среды малыша. Посредством общения ребенок перенимает уникальный индивидуальный опыт от воспитателей, педагогов, тренеров, сверстников, обогащая и развивая тем самым свои личные знания, умения, интеллектуальные способности. По мере взросления малыш развивает навыки взаимопонимания, то есть, он не только выражает свои желания, но и учитывает потребности окружающих. На данном этапе у ребенка формируются образы социального поведения (дружба, уважение, взаимовыручка).

Активность детей, любознательность, стремление к общению, реализуемые в различных видах деятельности (совместные творческие, спортивные и культурные мероприятия), являются базисом для наработки и развития социально-психологических качеств. При взаимодействии и сравнении себя с другими, малыши приобретают индивидуальные личностные особенности. В более старшем возрасте школьники уже формируют и прорабатывают ситуации, схожие со «взрослым» миром либо противопоставляют себя этим условиям.

Итак, важнейшими факторами, обеспечивающими гармоничное воспитание полноценной личности являются: искренняя любовь к ребенку, уважение и внимание к его интересам и проблемам, последовательность в воспитательном процессе, адекватные требования, положительный пример родителей и близкого окружения.

Гармоничное общение со сверстниками и педагогами дает отличный потенциал для становления нравственности ребенка, чему способствует авторитет воспитателя и стремление к подражанию.

Источник

Исследователи выделяют 3 главных направления, по которым происходит развитие личности ребенка: биологическое, психологическое и социальное. Каждое из этих направлений имеет свои темпы, закономерности и этапы. При этом они хотя и взаимосвязаны между собой, но напрямую не зависят друг от друга. Развитие личности человека обусловлено многими факторами, среди которых можно выделить: наследственность, среду обитания и воспитание. Процесс рассматривается как комплекс мер воздействия общества на становление человека.

Условия развития личности детей

Развитие личности детей

В данной статье нас более всего интересуют условия развития личности у детей, как составные части и основные характеристики той среды обитания, в которой развивается человек. Мы можем выделить биологические, социальные и наследственные условия для развития и формирования личности.

Читайте также: Духовное развитие личности у детей

Биологическое развитие ребенка

Базовым условием для развития своей личности является нормальная биологическая природа человеческого организма. Без существенных отклонений, которые могут или затруднить или сделать вообще невозможным социальное развитие человека. Особенно важно в этом контексте нормальное функционирование органов чувств, а так же головного мозга.

Социальное развитие личности ребенка

Следующим важным фактором в развитии личности можно выделить социальные условия. Здесь хотелось бы остановиться подробнее.

Что мы имеем в виду, говоря о роли социальных условий при личностном развитии? В первую очередь, это наличие конкретных людей, которые транслируют социальные нормы поведения. Усвоение этих норм поведения требует от ребенка огромных усилий для овладения своей биологической сущностью, на преодоление и ограничение своих желаний.

Детям приходится делать не то, что они хотят в данный момент, а то, что требует социальная необходимость.

Без соответствующей социальной среды, в роли которой выступают родители, воспитатели, соседи, друзья, даже герои художественных произведений, это было бы невозможно. Потому что именно эта среда инициирует и контролирует усвоение тех или иных форм поведения. Доказательством этого могут служить те случаи, когда ребенок рос среди животных. Отклонения, которые могут наблюдаться в той или иной социальной среде, всегда отражаются на личности, которая растет и развивается в этой среде. Например, в случаях с неблагополучными семьями, жизни и взрослении в колониях и так далее.

Но воспитание развития личности – это не односторонний процесс закладывания в человека каких-то норм поведения и жизненных стратегий. Это трансляция положительного примера. Она требует от детей собственных усилий в применении на практики того, чему они учатся.

К примеру, если мы хотим обучить ребенка ответственно выполнять задание — наших объяснений, положительного примера, поощрений и наказаний будет недостаточно. Ребенку нужно каждый день отрабатывать этот навык, делая домашние задания, собирая портфель к школе. Тем самым преодолевая свои желания и формируя устойчивый навык.

Читайте также:  План работы по коррекции развития ребенка

Таким образом, немаловажным условием развития личности, является активная деятельности самого человека, направленная на закрепление того или иного навыка.

Социальное развитие личности ребенка

Наследственность

Так же еще одним условием развития личности ребенка является наследственность. Дети наследуют интеллектуальные, специальные (особые задатки, например, музыкальные, лингвистические) и моральные качества от своих родителей.

Хотя вопрос о наследовании моральных качеств наукой признается одним из самых спорных и сложных. Однако наследственные задатки являются лишь семенем. Возможностью, которая может перерасти в определенные свойства и характеристики личности. А может, так и остаться в зачаточном состоянии и не оказать существенного влияния на жизнь и деятельность человека. Таким образом, все эти условия развития действуют в симбиозе и сложном взаимодействии между собой.

Источник

Публикация Горбуновой Е.В

«Условия формирование чувств в дошкольном возрасте»

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Динамика развития чувств. Чувства дошкольника 3-4 лет хотя и ярки, но ещё очень ситуативные и неустойчивы. Так любовь ребёнка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать её, целовать, произносить нежные слова, но ещё не может служить более или менее постоянным источником поступков, которые радовали бы мать, принося ей удовлетворение. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.

На протяжении дошкольного детства чувства ребёнка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Типичной для дошкольника старшего возраста становится постоянная дружба со сверстниками, хотя и сохраняется большее количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям

Чувства и разум. Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве, увеличение из «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка.

Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства связанные с собственным поведением ребёнка. Уже ребёнку 3 лету возраста , ему приятная похвала взрослых, его огорчает порицание. Мы знаем, что у ребёнка возникают чувства гордости и стыда, зависящие от оценки, которые дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся ещё не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. Происходящие в дошкольном детстве усвоение норм правил поведения, формирование самооценки приводят к тому, что само выполнение или невыполнение этих норм начинает переживаться ребёнком, вызывать у него радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд даже в том случае, когда ребёнок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми и их сверстниками.

У детей, воспитанных с ранних лет вне семьи, недостаточное эмоциональное развитие может сохраниться на всю жизнь. Это обусловлено тем, что в ДОУ на одного взрослого приходится много детей и эмоциональных контактов воспитатель с каждым ребёнком мало. Однако воспитатель должен стремится к установлению тесных интимных контактов с каждым ребёнком.

В семье ребёнок имеет возможность испытать целую гамму переживаний. Источником сильных переживаний являются прежде всего родители. (5 лет Руфа говорит: Папа, я тебя добросовестно люблю.) Дети чутко реагируют на интонацию голоса взрослого. (3 лет. Кирюше отец громко сделал замечание. Кирюша жалуется: Меня папа звуком обидел.) Неблагополучие в семье улавливается детьми и может немедленно отразится в рисунках.(Девочка Наташа никогда не говорила о семье, но когда было предложено нарисовать её, Наташа сказала: Папу нельзя рисовать вместе с нами. И она изобразила его коричневой краской отдельно .)

Неправильное общение в семье порой способствует формированию односторонней аффективной привязанности (чаще всего к матери). При этом иногда ослабевает потребность в общении со сверстниками, ребёнок может быть чрезвычайно зависимым в своём поведении от взрослого, может испытывать сильное отрицательное переживания (например, ревность). Проявление ревности к родителям бывает связано с рождением в семье еще одного ребёнка.

Процесс общения в семье и в детском саде должен быть тщательно организован. Общение со взрослым может стать для ребёнка источником сильных отрицательных эмоций. Известен неврогенный субфебрилитет (повышение температуры тела), отсутствующий в выходные дни и появляющийся тогда, когда ребёнок должен идти в детский сад. Нарекания, окрики в адрес одного ребёнка отрицательно влияют на всех присутствующих детей, порождают неприязнь к воспитателю, нежелание ходить в детский сад .

Читайте также:  Факторы определяют продвижение в развитии здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностям

Была показана прямая связь настроения детей с настроением взрослого. 5 минут специально-организованного воздействия воспитателя изменяли состояние и поведение ребёнка, влияли на установление им контактов со сверстниками. После отрицательного воздействия (неласковый взгляд или мимика, строгий взгляд, отсутствие сопереживания, реплики типа «У тебя плохо получается» и т.д) дети начинают вести со сверстниками агрессивно: дрались, отнимали игрушки. Половина детей не вступала в общение со сверстниками, у них наблюдалась заторможенность, подавленное настроение. Положительное воздействие взрослого(ласковый тон, улыбка, сопереживание) вызывала иную реакцию. Общение в группе со сверстниками становилось активным, носило игровой характер, игры строились на эмоциональном взаимодействии игращих.

Эмоциональный компонент играет заметную роль во внеситуативно – личностном взрослого и ребёнка. В процессе общения со взрослыми создаётся зона ближайшего развития эмоциональной сферы ребёнка. Это те переживания, те отношения к объектам действительности и к своим потребностям, которые возникают в результате влияния взрослого.

Эмоции и чувства наиболее интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности в игре. Игра для дошкольников является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности.

Развитию эмоций и чувств способствует и специально – организованная деятельность, например, музыкальные занятия. На этих занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкального произведения, не только испытывают определённые чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть настроение других детей, проявлять собственные переживания. Эмоциональное единство группы дошкольников может проявляться и в процессе выполнения совместных трудовых занятий (например, уборка участка, группы).

Необходимо различать эмоциональность и эмоциональную отзывчивость. Эмоциональность , как особенность поведения более доступна наблюдению, чем эмоциональная отзывчивость. Эмоциональность выступает в разнообразных формах: плаксивость, обидчивость, динамика настроения. Эмоциональная отзывчивость связана с социальными мотивами, проявляется в эмпатии, идентификации, сотрудничестве со сверстниками.

Проявлением гуманных в группе является действенная групповая эмоциональная идентификация, когда переживания одного члена группы воспринимаются другими как собственные. В экспериментах дети должны были при достижении групповой цели максимально щадить товарищей. Группе испытуемых предлагалось как можно точнее и аккуратнее обвести карандашом окружность. Каждому ребёнку давался лист бумаги с нарисованной окружностью и карандашом. Любой выход карандаша за пределы окружности считался ошибкой. В первый раз ошибки засчитывались каждому ребёнку. За совершение ошибки ребёнка исключали из игры. Во второй раз назначался бригадир и ему одному грозили исключением из игры. В этот раз дети должны были совершить как можно меньше ошибок, чтобы их товарищ не был исключён из игры. Оказалось, что мальчики в большей степени склонны к действенной групповой эмоциональной идентификации, чем девочки.

Эмоции и чувства связаны с социально-психической ситуацией осуществления деятельности ребёнка. Эмоциональные ситуации, т.е. ситуации вызывающие сильные переживания, характеризуются новизной, необычностью, внезапностью. Ребенок испытывает гораздо больше эмоций, чем взрослый. Это обусловлено тем, что дошкольник, имеющий небольшой жизненный опыт, недостаточно подготовлен к новым, необычным, внезапным ситуациям. Эмоциональный отклик на изменение сложившихся ситуаций являлся проявлением сигнальной функции эмоции и чувств. Эмоции и чувства сигнализируют о значимых для личности обстоятельствах , связанных с удовлетворением потребностей. Изменения в эмоциональной сфере связаны с изменениями в окружающей среде, в организме, во взаимоотношениях с окружающими людьми. В зависимости от сложившиеся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. Если ребёнок имеет возможность удовлетворить потребность, то возникают положительные эмоциональные переживания (стенические переживания). Если в сложившиеся ситуации ребёнок не имеет возможности удовлетворить потребность, то возникает отрицательное (астеническое) эмоциональное переживание.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Они верят, что жизнь создана только для радости и эта вера одно из важнейших условий для нормального психического роста.

Эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями – мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Старшие дошкольники владеют внешними проявлениями эмоций. Это касается не только умением сдерживать себя. Внешние проявления эмоции используются дошкольниками для воздействия на другого человека. Чаще всего ребёнок может плакать, чтобы получить желаемое – причём плачет в присутствии определённого человека матери или бабушки, но не отца.

Учёт закономерностей эмоции и чувств в онтогенезе, а также условий и возрастных воздействий особенности их проявлений позволяет сформировать у детей психологическую готовность ребёнка к школе.

Источник