Основными условиями психического развития ребенка являются

Основными условиями психического развития ребенка являются thumbnail

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности.

Ведущая деятельность — это

– деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития, деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;

– деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре — воображение, в учении — логическое мышление);

– деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность — та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Григорьев С.В., Казанский О.А., Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Спиваковская А.С., Шмаков С.А. и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.

Кроме того, игра является необходимым фактором сформированности произвольности поведения ребенка, что является неотъемлемым элементом его готовности к дальнейшей учебной деятельности.

Все важнейшие новообразования ребенка в дошкольном возрасте зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре.

Важность игровой деятельности заключается и в том, что игра – это определенное средство гуманизации. В игре приходит понимание ценности другого человека, значения собственных действий, как действий, направленных на другого человека. Поэтому очень часто в игре одного ребенка можно увидеть нацеленность его поведения (пусть и игрового) на другого человека (например, кормление куклы, хождение «в гости»).

Социальная ценность игры заключается в наличии у игры сюжета. Игру принято разделять на несколько видов. И сюжетно-ролевая игра – есть один из таких видов игры, многими специалистами считающийся как наиболее развитая форма игры.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Читайте также:  Отстающее развитие ребенка в два года

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью ребенка-дошкольника. В игре он делает только то, что хочет сам. Непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, “правильного” использования.

Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.

Сюжетно-ролевая игра выступает деятельностью, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с последней. Определить сущность сюжетно-ролевой игры непросто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной.

Таким образом, огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Источник

Современная психология видит причины развития в процессе жизни человека, в конкретных и противоречивых социально-психологических условиях, в самых различных аспектах Ее взаимодействия с окружающей средой (бытием). Движущими силами процесса развития провозглашающей присущие ему внутренние противоречия. Решение их является основой развития, определяется взаимодействием различных предпосылок, обстоятельств, условий, факторов, свидетельствует о возможности опосредованного управления им.

Становление ребенка как личности осуществляется на основе ее активного взаимодействия с социальной средой, в котором она черпает необходимые для ее социализации средства

(ценности, идеалы, нормы, знания, умения, привычки и т.п.). В процессе взаимодействия с окружающими создается индивидуальная ситуация развития, приводит своеобразие каждой личности и в значительной степени определяет путь ее развития.

Существует диалектическая взаимосвязь внешних и внутренних условий психического развития. Внешними условиями природа и общество, необходимые для существования индивида, его жизнедеятельности, обучения и труда, для реализации возможностей развития. Они оказывают влияние на психическое развитие через внутренние условия, которые есть в самом индивиде. От природы индивида, его потребностей и других субъективных условий зависит, что именно с внешнего, объективного окружения для него значимо, что влияет на него и становится фактором его активности и развития.

Внешние и внутренние условия развития ребенка противоречивы. Они не только взаимосвязаны, но и переходят одни в другие. Так, внешнее, объективное, усваиваясь индивидом, становится внутренним. Внешнее не прямо становится внутренним, а претерпевает определенные изменения, преобразований. Сложен и процесс объективации внутреннего (перехода внутреннего во внешнее), которое определяет новые отношения личности к внешнему миру. Происходит интериоризация практических, умственных, речевых действий и моделей поведения, формируется способность оперировать объектами в образах, мыслях, превращать их мысленно и одновременно внешне проявлять отношение к ним, екстериоризуваты их.

Соотношение внутреннего и внешнего меняется в процессе развития индивида, приобретает своих специфических особенностей на разных его этапах. Так, внутренние условия постоянно обогащаются за деятельность ребенка. Благодаря появлению новых целей, потребностей, интересов становится возможным ее новое, содержательное отношение к внешнему миру. То, к чему ребенок был равнодушным, становится для нее значимым и привлекательным.

Важными условиями психического развития является наследственность и социальное окружение. Учет этого способствует эффективному использованию природных задатков и предпосылок развития ребенка. Из-за неадекватности понимания соотношения биологического и социального безуспешными есть практические попытки решать сложные противоречия между ними, которые порой возникают в жизни человека (например, половой патологии, алкоголизма, наркомании).

Читайте также:  Развитие новорожденного ребенка по неделям и месяцам

По наблюдениям психологов, немало фактов свидетельствуют о большое значение для нормального психического развития человека общества и его структурных и функциональных компонентов. Однако это не дает никаких оснований для негативных выводов о роли в этом процессе естественной основы человека, в том числе наследственности, условий пренатального (до рождения), натальному (рождение) и раннего постнатального (после рождения) развития, ее биологической (особенно мозговой) организации .

Анализируя данные возрастной физиологии, генетики, других наук, психологи пересмотрели некоторые представления о соотношении биологического и социального в развитии человека, прежде всего их убеждения о конфронтации биологического и социального в человеке уступило место осознанию необходимости выяснения диалектики взаимодействия биологического и социального, социально-духовной обусловленности биологии человека. Все больше сторонников находит утверждение, что для развития личности характерна неотделима единство природного, социального, психологического и духовного.

Итак, в развитии человека генетически противопоставляется социальному. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Из зародыша вырастает человеческий организм с присущими ему возможностями развития. Он формируется за счет веществ, усваиваемых из среды по заданной в его генотипе программой.

Генотип – совокупность всех генов организма, унаследованных им от родителей.

Генотип содержит свернутую информацию об историческом прошлом человека. В нем закреплена телесная ее организация, универсальность руки, способность к прямой походки и усвоения языка. Это так называемая консервативная наследственность. Генотип также несет информацию о программе индивидуального развития, адаптируется к специфическим социальных условий жизни. Подсчитано, что возможных вариантов человеческого генотипа в миллиарды раз больше количества людей, уже жили и живут сейчас.

Генотип определяет анатомо-физиологическую структуру, морфологические признаки организма, отличающие человека от животных, строение нервной системы, пол, стадии и темпы созревания, ряд индивидуальных (нейробиологических и функциональных) особенностей, в частности группу крови, особенности обмена веществ, динамические свойства нервных процессов, некоторые анатомические и физические аномалии, безусловно-рефлекторные структуры. Нервная система таит в себе наследственно обусловленные огромные потенции для возникновения новых потребностей, форм поведения, нервных процессов. Они являются естественной основой активности человека, его способности развиваться, учиться и воспитываться.

Одним из естественных предпосылок развития есть задатки человека. Задатки – это еще не готовы психические свойства, а только природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются в жизни человека с помощью созданных обществом средств. При отсутствии необходимых условий задатки могут не развиваться.

Генотип приводит признаки и свойства организма через хромосомный аппарат и гены. В развертывании его программы существуют определенные препятствия, в частности такие внешние факторы, как радиация, экология, питание, родовые травмы. Поэтому все свойства организма обусловлены наследственностью. Например, на основе одинакового типа нервной системы часто формируются различные характерологические черты людей и, наоборот, на основе различных типов нервной системы развиваются схожие по характеру личности. Это зависит от индивидуальной ситуации развития.

Главным звеном, которая опосредует возможные влияния генотипа на становление психических особенностей человека, является центральная нервная система. Генетические факторы, инициируя процессы созревания отдельных образований головного мозга, обеспечивают внутренние условия для возникновения психических новообразований. Центральная нервная система выполняет и обратную функцию – опосредует влияние среды на реализацию генетической программы развития.

Независимо от уровня актуальной сенситивности (чувствительности) основой усвоения, например, движений, речи является активация определенной части генов. Однако главная особенность таких сенситивных периодов – это предопределенность развития окружением. Поэтому одна из важнейших их характеристик – специфичность опыта индивида. Эти периоды являются своеобразными фильтрами, которые “пропускают” одни влияния окружения и блокируют другие. Они могут быть узкими, их пропускная способность иногда ограничена передачей одного стимула из окружения (например, вовремя дать ребенку в руки музыкальный инструмент, кисть и краски).

Генотип инициирует стадии развития, приводит периодичность возникновения чувствительности к определенным внешним воздействиям. Однако невозможно с уверенностью утверждать, насколько конкретный тип поведения зависит от генетических факторов, а несколько от факторов окружения, поскольку индивидуальные различия определенной характеристики, в том числе и психологической, могут быть вызваны отчаянным, генотипом или одновременно тем и другим. Эти различия могут быть значительными. Так, по данным исследований, соотношение между максимальными и минимальными значениями времени реакции может отличаться вдвое, показатели памяти по тесту – почти втрое, а некоторые показатели темперамента – более чем в ЗО раз. Поэтому данные о среднем значении конкретной величины дают мало информации, поскольку индивидуальные различия всегда крупнее групповые.

Читайте также:  Задания на развитие памяти ребенка распечатать

В процессе психического развития ребенка соотношение влияния генотипа и среды меняется. Например, изучение влияния генотипа и среды на формирование у близнецов такой психической характеристики, как общий уровень реактивности, позволило исследователям сделать вывод, что у детей 4-х лет 46% вариативности этой характеристики связаны с влиянием генотипа, а 54% – с влиянием окружения; у детей 7 лет влияние генотипа составил 67%, однако только 12% вариантов были такими, что и в 4 года, то есть 55% пришлось на долю воздействий генотипа, которые в 4 года обнаружены не были. По результатам исследований, индивидуальные различия разных интеллектуальных функций в среднем более чем наполовину определяются генотипом, с возрастом влияние генотипа на их вариативность растет.

На ранних этапах онтогенеза человека прежде всего формируются загальновидови (универсальные) формы поведения, развитие которых обеспечивается преимущественно устойчивой частью гена. Индивидуально-специфические особенности поведения развиваются позже в процессе активного взаимодействия человека с окружающими. Оно может быть благоприятным для развития человека с одним генотипом и менее благоприятным для людей с другим генотипом. Например, у двухлетних детей их эмоциональные особенности определяют, будет ли интеллектуальное развитие связано с особенностями их окружения. При низкой эмоциональности ребенка такие особенности, как мера включения матери в

общения и игры с ней, разнообразие или однотипность игрушек, вид используемых наказаний, не связанные с уровнем развития интеллекта. У детей с высокой эмоциональностью такая связь есть.

Ребенок может получать от родителей не только генетически обусловленные предпосылки определенных способностей, но и подходящие для их интенсивного развития обстоятельства. Свидетельством этого являются профессиональные, творческие династии, например музыкантов, художников, ремесленников, спортсменов, ученых, политиков.

Соотношение между генотипом и окружением может быть разное. Если ребенок, унаследовав определенные гены, живет в соответствующих условиях для развития способностей и наклонностей, то такое соответствие между генотипом и окружением является пассивной. Это проявляется в тех случаях, когда взрослые обращают внимание на развитие ребенка и помогают ему в этом. Бывают ситуации, в которых ребенок сам активно ищет условия для развития своих задатков (без ведома родителей записывается в музыкальную или спортивную школу). В общем значительные индивидуальные различия в развитии интеллекта обусловлены соотношением генотипа, окружение и активности ребенка.

Существует гипотеза, согласно которой динамика процесса психического развития обусловлена последовательностью развертывания генетической программы. Это означает, что задатки влияют на динамику становления новых мозговых структур и механизмов, создают более или менее благоприятные внутренние условия для психического развития. Генотип приводит возможности, границы, но не определяет содержание психического развития, зависит от внешних условий и активности ребенка.

Окружение ребенка – это не столько предметы и явления природы, а прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, язык, духовные ценности. Но не все то, что окружает, является окружением (ситуацией) ее развития. На ребенка влияют только те аспекты внешних условий, с которыми она вступает в активную связь, в которых она действует. Со временем окружение ребенка не только расширяется территориально, но и обогащается содержательно. В процессе развития она становится избирательно восприимчивой к конкретным факторов окружения, осваивает новые виды и формы деятельности.

Социальное окружение по-разному влияет на развитие ребенка. Это влияние зависит от уровня его культуры,

взаимоотношений людей, образования родителей, их скорби за становление личности ребенка. В связи с этим в одной семье часто вырастают разные дети, хотя наследственность близка.

Источник