Основные законы роста и развития ребенка
| 1. Рост – отражение системного процесса развития. Увеличение длины тела ребенка для врача – индикатор или средство для мониторинга развития детского организма в целом. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов. 2. Замедление скорости роста с возрастом.Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития, на постнатальном периоде – к первым месяцам жизни, затем к первому году и т.д. 3. Неравномерность изменений скорости роста. Этот закон опровергает предыдущий применительно к нескольким периодам жизни. К ним могут быть отнесены ускорение роста у детей через 2–3 нед после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста (после 11–12 лет). У некоторых детей прослеживается еще и так называемый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет. Наряду с возрастной неравномерностью можно говорить и о специфике темповых характеристик роста применительно к отдельным тканям и органам. Большинство тканей и органов имеет темповые характеристики роста, близкие к вышеуказанным возрастным, или синхронные с ростом скелета. Вместе с тем для головного мозга и черепа, для лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы (внутренние и наружные половые органы) выделяются совершенно особенные характеристики. 4. Краниокаудальный градиент роста. Имеется в виду, что после рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с верхними или проксимальными сегментами. Таким образом, в течение всего постнатального вытягивания стопа вырастает относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост длины шеи или высоты головы. Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящей в диапазоне от периода новорожденности до взрослости. Только в периоде полового созревания скорость роста туловища больше скорости вытягивания нижних конечностей. 5. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). При этом, как и в росте ребенка, имеется чередование периодов вытягивания и округления. 6. Половая специфичность темпа роста. Имеется общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключением является только короткий период второго вытягивания, который наступает у девочек раньше, и здесь они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем физиологическим системам и органам. 7. Асимметрия роста. При сложившейся право- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости. Сущность роста составляют два основных биологических феномена – клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток, главным образом их цитоплазмы (гипертрофия). Соотношение этих двух процессов на разных этапах неодинаково. Во внутриутробном периоде преобладает роль клеточного деления. С периода имплантации оно осуществляется в геометрической прогрессии. Предполагается, что на антенатальном этапе имеется 44 последовательных клеточных деления. После рождения роль гиперпластических процессов резко уменьшается (ориентировочно около 4 последовательных делений), и по существу весь постнатальный рост осуществляется за счет процессов клеточной гипертрофии. Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 3413 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов Читайте также: Рекомендуемый контект: Поиск на сайте: © 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление |
Ген: 0.002 с.
Источник
И.М. Воронцов
выделяет следующиенаиболее
общие закономерности роста:
1. ЗАКОН АБСОЛЮТНОГО
РОСТА – закон
неуклонного роста и развития организма.
2. ЗАКОН НЕУКЛОННОГО
ТОРМОЖЕНИЯ ЭНЕРГИИ РОСТА,
т.е. замедление скорости роста с возрастом,
определяющее его максимум во внутриутробном
периоде и далее в первые месяцы жизни.
3. Закон скачкообразного изменения скорости роста.
Падение скорости
роста носит прерывистый характер и,
наряду с уменьшением скорости роста,
есть периоды, когда эта скорость
увеличивается.
Все физиологические
функции в организме, так или иначе,
связаны с размерами тела, процессами
роста органов и тканей. В случаях, когда
во множестве тканей организма одновременно
наблюдаются ростовые процессы, говорят
о так называемых «скачках
роста».
Прежде всего, это резкое увеличение
продольных размеров тела за счет
увеличения длины туловища и конечностей.
В первые 8 недель
внутриутробной
жизни
осуществляются процессы гистогенеза,
закладка органов и их морфогенез, тогда
как скорость роста к 8 недели несколько
уменьшается в связи с относительно
меньшей интенсивностью клеточного
деления. С 8 до 25 недели внутриутробного
детства наблюдается самая высокая
скорость роста за весь период жизни
человека (самый интенсивный период
клеточного деления). С 25 недели отмечается
некоторое снижение скорости роста, зато
в этот период, особенно с 34 недели,
существенно возрастает масса тела. До
рождения, начиная с 34 недели, рост плода
практически не увеличивается, на
последней неделе не нарастает и масса
тела. Эта остановка скорости роста и
массы тела объясняется феноменом
“объемного
торможения”,
т.е. тормозящего влияния ограниченного
объема и упругости матки на развитие
плода. Объемное торможение является
механизмом, посредством которого
осуществляется формирование примерного
анатомического соответствия плода и
родовых путей матери. При повторных
беременностях или после абортов этот
механизм может быть нарушен вследствие
уменьшения упругости матки. После
рождения какой-то период (в пределах 1
месяца) продолжается действие факторов
“объемного торможения”, в связи с
чем скорость увеличения роста и массы
невелика, но затем, через 1 мес., наблюдается
резкое увеличение скорости роста и
массы (на 2-ом и 3-ем мес. жизни). В последующем
на 1-ом году жизни происходит постепенное
снижение скорости нарастания массы
тела и роста.
В постнатальном
онтогенезе
человека такие «скачки» наиболее ярко
выражены на
1-ом году жизни
(1,5-кратное увеличение длины преимущественно
за счет удлинения туловища и 3-4-кратное
увеличение массы тела за год). В возрасте
5-6 лет (4-7
лет) наблюдается, так называемый,
полуростовой
скачок, в
результате которого ребенок достигает
примерно 70% длины взрослого, преимущественно
за счет удлинения конечностей. Это
период первого вытяжения, он может быть
не у всех детей хорошо выражен. Наиболее
резкое увеличение скорости роста
(пубертатный
скачок роста)
отмечается в препубертатном периоде и
также носит название «главного ростового
сдвига» или периода второго вытяжения.
В среднем этот период приходится на
возраст 13-15
лет и, так
же как и полуростовой скачек, у девочек
наступает на 1-2 года раньше, чем у
мальчиков (по некоторым данным у девочек
примерно в 11 лет, у мальчиков – в 12-12,5
лет). Данное ускорение роста происходит
как за счет удлинения туловища, так и
за счет удлинения конечностей.
Возраст, в котором
отмечаются скачки роста, считается
критическим периодом развития. Существуют
критические периоды развитияотдельных
систем организма: нервной, эндокринной
и иммунной, во время которых повышается
риск нарушения здоровья и развития
тяжелых болезней.
Неравномерность
скорости роста имеет суточную и сезонную
периодику: рост осуществляется
преимущественно в ночные часы, по сезонам
года – ребенок растет преимущественно
весной, особенно с мая, и в начале лета,
а осенью и зимой прибавляет в массе.
Закон неравномерности
изменения скорости роста имеет большое
теоретическое и практическое значение,
так как неравномерность роста тесным
образом связана с гормональными
влияниями. Внимательный учет врачом
весо-ростовых прибавок позволяет выявить
эндокринную патологию уже на ранних
стадиях.
Соседние файлы в папке ФР, ПР
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
(£9þí8C`@Îág,ËÊÀ¹7>Ý°ñóâê]cºý· h`8jø3g_¡ÆÁ©Y¦`Ó)¦ÔòÆÍçõ]&UÔHXNOè-Ãrújr¢Ú|æìbü9ReÑC÷-/¾åü~?rÎyBéý:r³àrÿ®ý]PFµQàfrë)ÃR1Ü#bõqäjrÆøm#_ PæÂé³¹ÊÂ}h¿7ZÏõ»ùÍâuùýBë§Qi.üäÞÅ)”~æx4ÃgI¦)ã¤æ4àæS1£ºêPÖÜ`DÔ*Ñq÷©9ãüäiîÄiÚtgVÁ&&Wig-4nf©³øPþµÔ;55Û!É/-D$?¹¤ff©IPoä29¡°ÙºR TäæÂ,OWVm)8¡í·u§â!¯¿fx°§ÅÉ»!-úÁÍÂéæë!oC}û?Èo+
vÙ!j0¢Q¢t¿}§Èê;;ôDñBÇ9[NþñîHÂúFæT«Ex²
^EE®eÀhúȪz;+1Ôû(Ùt½íWÅMED.>ÅçaÖ%ï½ÂÚï¨ÊàStír±aÔÉRÔ.?Þà®Ey÷õA7
#ðvÉ5¹5½Éo×Ó¥»J”ÕäsßÁq A^©£9’Òëóö×P@:43oSÎäuE¢_2gft+Ús4àöxæn=ÌÇâl¿ÊÁ»å!òc,ß´~d7gØmºÙªsì
rþQø÷”ü¦C°ÙÖ,ÈDú³2 FKl;ìF `~¯Ûæjõc_FQn½HU¥ú-ÿ7}·TuMü@è,±{ßMDaI˳
¶n:¹÷R(Unþ)t ë
½4B-2ë¾üÔø÷%üø6°ÙoÓXJ}GÔ¥ÆTñWGåu1P½`~(¢T´¥þ ]N^Í:.ó@e²fúöNdm¼I@ÁÈA&b¡+Õ·$¥±”Ë °¥ÄêF»àW
ÝÇKJ ¸g.¡(¨:(¶[Y«Õ³Ü
bi
6eLËØgä
lö&µL+2ìÙB7½|êTʪô¶Ü9KÆ;:ä½5ÆË?
ËQBÀY]W4:aýGW¨µi´÷.b0W´yÇÕ¿7æÿ߬ý A(‘#þÞå»Â¥Ñà!
endstream
endobj
14 0 obj
2612
endobj
12 0 obj
[ /ICCBased 13 0 R ]
endobj
15 0 obj
>
stream
]eÒ ÖIWè?7¶7×hÛHúøÏ2MâwÀ_ö>o¾®åàp@Á2,î%¸bNܹÑÜÃÂbÁ
·¥þúÓoÙâdíÖ=Ë2Dh¥NÿÒ$^¡û¼Zu¢%OÍ]vw©åG|qa(³híDÑKÉ÷þ©Ý8)”.þ{·ûâ@ûDµ.ÛñÐxîVDu8WÄUR8tlÎi?=®G¾~ªDÏqýFg`*h@3«Øa^¤XÆÿùãöÁÀ
H’ÏnQ a¬øwÈké¸Çpc
¯;æ>ÜÊÃ’·cøá%G+Æ&þ/c,,»sÍÿU1o&¯ç0´ñOHx©d×? äVC}twv3&¨Ê24gg0²£ðóì0²PQ¥ÖUÎ?y,þä8þ·c¾ë¹úý7{¡jrÏ
ôH.ãý:Qâ1^§};;u0!iINsn§õm¥[Ö04Ô=Áò®ÔQ£y¾jí«®;·ÄucSù±³H¿u5ÜdåöVPÊz)ÚN]cÎOCî{¬
Ó æ
N9U%);]
É:?¤Ì)ûVS]ÕÄÕu$¼åtßÓFú½¿BÓ_3{¹´^ñg?1n$YTÎáoÜPk/ø$ØgA¿ÑÍ26
ýyÍ)¸ò 7¼ z`ÝütÂÍ¡2Lª> ;»µð¿:ªõì{c¥æH÷1j¬PJù×®PJö§
Ôõi”oß«yäLÍi¬dÃ0èæë
Mêc: n¥RË(H*:¼qXÂ4]¨UÑfKaׯ’ó=à ª’ïj¸ÀQ(’Ú$Wº¹Âk¶^¬Ý|¾uð¤ü!¹ >eøx1õsܧ;`aÊòÛHíǯpBa- kåwXÍ}åV,0г¢^`«!¸öȨak½@¾X9ÄîÂkªøÝ`.kìÀ¿¨fM+Höò+
Tt¦
ïª>·¸óëïÚ^Vñú ÒSI3,âåWñÉ~!©Q>d5¥¦åÇð(Å]¢`ïoçÞ§ó +nUë#úÎ_¿e$£K9ÇqÊ=>½dCcÝ8@RJs1Ú¢mPàèBD+íÃ×É«.¢}4ÚF£ozv´À¹æ[Æ·²q!%ÜV¿%í϶©µepR©¥ÔF*? 8þÎ6Ù&ðêVál.ÿ+)ÄHû¼ ±¤æä|
òv£¿æì^R½Ê)oÚfnF1«*K¬_
endstream
endobj
16 0 obj
1116
endobj
7 0 obj
[ /ICCBased 15 0 R ]
endobj
18 0 obj
>
stream
øîczØ=Î;q-aÚÐP÷lFm7jxÞù»kþ®¢í[×wc÷ûh¨õÈÂ/«YxiX±dK3Ѹ{w(îýßëËÀʧ³JÌŶV1¦ÜÁ½1M¦~@Rgx8Ã
«Åkì#OÜMùÙsù¢V§HcêÂÅn
endstream
endobj
19 0 obj
138
endobj
17 0 obj
>
endobj
20 0 obj
> /Font > >>
endobj
21 0 obj
>
stream
Lÿ>ÿç`ÀÌÏb4’«5xwfØq¦c~Íæîé]¸ÜÖ*IøS}½µr¡mr6LÍAçvî N÷MüÅb6sg«Ì0I}̺/+¬E¼°?TJ§
®ô£VôR q§õêË>@¤{!çJÚ.’oGM%ôGx+§oyR¿ÝmJg`ãHæP߸, Å, 4’±3¿Jµ%ër¾çîâ_C6TlìsA(̽!®«v,mOÀB7õ¬ÛõÀ?ÉW¢Ë&lÛ
PçD÷=
%d´È$¦;/ ¹/y¿ ½£ÌvÖÿù7Ôâ”U¬g¦ÀPkâêØä=?dPl®y¨ÿ«·iKèy$|èÚd¯ÇßáetK:®²²õª±F«Wµ¾è×£ÝD¿’içY}¢®ß>L|ªIäÄTÎH(¶dï,Æ«NÈÈ6ûee¹«ËS¥ÕeiÊ}¼5I|ê4n Å+A죱ÖãKº
kü2lþ7Ò6Ðwþ2W¹
Ñ»©PìÙÊø5p+Ï[¥æDn·>±¹ncO2¸÷ÍÚ2WhßåË÷ËM˼’¢&û¢zôµÑhÁ$%à}â9åE¨§ÚùVö¶2ñüðHtñÝ#lµi+úýÎ0æ3ø-s/Ö
¶®õ=fÓñæKÚùòf9]ØV”~
«]âq!;&¬2G2à¨=¨Ü¢ÊÜ+wauõÞ[zL~åÂð AÞ§±qRgÅ(¸ÔQHºTErOÜâç9Å-0Fû6!jËg»¥+.|ÇF&öó¤à¯àeN̵³é´®6ÌÎ*9»´¬Ò Ää¿Ç¼dªÞðÇJ
.yÑüoRìâôW¨ÞÖw=°ufà{îV¹79è ·kÀ¼´;QpªC xqÿ¾0ôNøm®ù=Ñ”ñöÇËpÖÚ!l]~¼icvì+?
³ÀÒíèn~.ãg´Y Òè>Ôu=vl /¦Z̒ͲÃS1]qF*¾ÝèÃ6´gýÒq«e{²$Æ3_v£¾[õSÔÇêæU%Qá¶MBäWàÅ»5µ±µìòsy¥ïÅ-¾óÁ#¡Ê±A¥´ µ}¢B;O1ÛVfR{LÆ3Xjõ²òuºC# éHiÓªG ZݽúÖ#
ºÜÂazDúÜþî
ÈÅp?§õ’¤KZ×/øTñª(C¦Ð#ñÊòaGݲ Ê[ÔÚ§ot¿peecáâÖ2 77¶Ýò”öfE¥À6ì%!JM½ÜO9^Í `¾k>ì»=®Z}|ÊBkè !(Q”½AÎYÁG2ò+¥ .B ªTGmÐþ-e6ÑmìKðñ_,ÇùmE´ @=Ö @9Lòð vRÍd>`ªr”aÍJHjîC¯Z±x6dëeþó6yÍ2¶?/j¾1ýû Q|º}yä¾]¯?þ`Ã.»ÃºóÑ2t W´wtÈImÃ
|2Nh,ï)~ñ.buSl9ù”Zã/kmÃ2G諯üjc÷KñIu±ÂHðòÁdQ.
Idçæ¸÷D*#L.õík~þñEí 4ófa_S¯bÆå¬Y#k-´sóÆC¶ëÕDâÕ/ SayðE;[ðò·ám+Á*=Éö¤¥»÷iÔíÂÓլݻ¯L4ègPØì?3êËzXÃàßao8YzýýúÍC÷2â[ã¢ÕêÂmÜ;÷ÇZai¢ÈM~À¹c£$rÚÛÈ]ú¬çªlp-TÒÚ=eß /ÞiÄØ;³&
o0KBêÌò×7§1”TýñPòÓ¨xæsIo¬7 ISÈÿH¿¹AVAxoDyù?,”4p¹1J?CÞavC lî¶:ßÂÖÿ
endstream
endobj
22 0 obj
1661
endobj
24 0 obj
>
stream
viokõMO&¨!ðUTë«é§©æÒ1¤tR;µ/4^¨Ök&Ãw{eê)DJk¾ ?ÕíO8ðÁ§ ÊkÞ
&À)xìEp×=ÒJ5¨ ¤*xj*½©údzC7M°»¿ôSê=Ì,³[QÒÇòoç^S{p[ï=GØ_¼cÖÈu
áÖ_òG¤y%ɳ7æLä#Õ ³ö°ÊÒ_ä|ñi¥6×XƲzÂاM`Ïg&ÉÄê” |_öo$d½’®IøÝÜ.5
ß¡3Ã%¸F,4X£U
äשôvt}¨¹S:;¥_¹Þ|$@%*AW/¢°P®³ó76.ÅÍiÕã¨ÅaW
M92f”¸Ó4¼$.Cs0Ü¿®¿¡¬
ÀfËY_qFä&_[Û¿3°7GS¦]”a~þve}ð§vöðIq
ßéðXû`e+ÏA}¡ñuWì4ngòB]*¹,ÌIÙaB°Î¡OÛE¶çqîË36&7wtßs’í¡ ÄÚÀtpû°XÓ7cÚdÌ[(£ãTq4″¼Á+³Û3çÞ:kÁÀDðZÈxôFäÞÇx-éc¤ÄDs¿µØ½M¸jaâ({àÚPe)ÐÀõò³O- m¢Õ:ä¬;Èpê¼î3ÇÍêï»éÆa”lîoØ»b)ïDG´Wÿèeq89kÊLæb^Ò/
+ÉÙyÕiGd¯xMõ÷JZyC3*÷ÞAc3Þ§wa8>ÜîOÛÙ®¸Ç´q5¤êâëiöf«âÛÑ”bw̬Z¥
ò3+9` ÐÒC2ìk-p2*~ë㱯ßdþTêþdUHö&bÉW+h^îÉILF5ñç>¿i³¸Òæwæu(¨v³G ,Ñ3
ÆB/Ì¿mÙXé©Î8ç-`Ø+ÉZ` Û5|d¯¯Có¼Ú»d¢ ɾ í·¥°Ò~5±OàzYJ>/fÉô÷÷n_FÐjn¶.á)ä%6pAªÓõQ>ÅEXõî,Rë |öÈk>Wô*¡ûcA¥ùW~þÎõ¬oÇëA ¶l&§¬
{âN¼ åÊÆ 9§Gõ¸Q#.µH·üA´¦v:r{íowú²zÁ)ÙOá¼E¼¬xk nQ”m+p»ÿåv«¿v÷é bQþrXZßrÎ_Lѽ?T=¥÷à¹Z2c[ x#cD 354 «ê¾abP4ÄBÙêZDüÞ?q¡WXîñ½ñnñk}¾µ®¥Ãõõ2xçD Ü /£ìe´mÎó¥nÖ@3n¨ãx(ë¦zh+¿ÜUyçd÷Æ
Gù¬6ÇB©”}»ÿ§Tª°ü4Æ~¢þÝ7y|@4«æ
Mï®ZVàÇ,|¾Ôr Ö¥KFã7¸ÎAéKÖÂ!sgÙå[Ïþ9ÅÞþÖZØyóÓÁ`+ûßé¤wYðwLR·ÌÈáµÄùeÓ0£ÄÀ¬óÚöeýßbâÝ.ì] ¶âÄÂ!Ryqpþ¬[¼rîü57¼ÜsN£>ø7Ì©y)îïêå¶(Õv ¦Aòh½+@ñEï3ʶÍ2[è¢Ù, Æ1±NþCÁRN´måÖepJ¾À~46~”`òBHG|Ç]ü f
zgyØndJg×ëSüRÎøóh]üù¨V]OÿY.b¤ÆºXP³¾Ê!uXJul£¹eBxì¼WÄ°MõOIöPýIØÝeÃHq+õ1µÃ4
KÌÂw ¥áÆ´ójær»-ÙÂm]h¡Ý7x©Á ¾XéÞÛ¾ºÿe=Iæ.Eã(íÆÌJÒ ñ»AΧr¦
¤9ñHþT£?ðp²¸ÜGð>¢$bËÌØDæžø꾦I콨+Ùx]*ãv|ÍH@?E)zê¶`µ>ÊïF? À±d?ÿ~ª/w¦úbåpؼf£ÄÚýv-bî=«ÔT@E/J@ìì=hBWqÁØÞ×HÈyv1ÿãÜ(£ÊÛ,æIca¾Ú:’N@Ap·ÒûCB?Ã’
ûv·¡½²8ðצ?Q×ÞWZí>(ßKí
;Vt}$dCljpü«Ä6 MmMþA6Ö¡ºWiÄJûoh¾_qùd3¯¶å0&| yÞ¢él=·ß½¨Ïö³*þý_Õò~ô^sEH³Ck§FhôÀÿñSC£°Ì`£-Ò0yÿÛòMµÊàê#k
{ÛYÓl¶^oË¡’»$Ä¡¹rÌsËAµøjJ$îÿóõ¤»¸Í82Ťó¥Nºü}@áTð«3)ûX8óÄϳ¹HivT%´íLÚ)+Êá`{©UyÕþjKáèõ¨3Õµ¡Î¡Q)}xl¿â-}GÚYĬÇçÂcVÇÓðlo±¶`ÚÄ#w¡ täAMfùkoö4rò
a-åm’}°õ©¯åYN®óçÝic{Te´Û-‘î+.ÍAudßÚÌ÷m®i5añ5fÿ3éÑ{JÔVJUJ´X
Pí É’cnÝþ>§úgTú¾={7º×j¾ßð ÁRuó
éF|À´ZövÌ¥Ý ÕçnÝ
?pù ]x8Vz¨ó¶z”qÄ·#
Источник
РОСТ И РАЗВИТИЕ
1. Периоды детства. Их характеристика и значение для организации мероприятий, обеспечивающих правильное развитие детей. Понятие критических периодов детства.
a. Подготовительный этап:
1) Период формирования наследственности
2) Формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей
3) Предконцепционный период
b. Внутриутробный этап:
1) Зародышевый период (1 нед) – оплодотворение, гаструляция, бластуляция
2) Имплантация (2 сут) – в стенку матки
3) Эмбриональный период (2-7 нед) – формирование закладок органов и систем
4) Эмбриофетальный период (7-8 нед) – формирование плаценты
5) Ранний фетальный подпериод (9-28 нед)
6) Поздний фетальный подпериод (28 нед – роды)
c. Интранатальный этап
d. Внеутробный этап – (СОБСТВЕННО ДЕТСТВО):
1) Период новорожденности(до 4 нед.)
2) Период грудного возраста(4 нед-12 мес)
3) Преддошкольный (старший ясельный) период (1-3 лет)
4) Дошкольный период (3-6 лет)
5) Младший школьный период (7-11 лет)
6) Старший школьный период (12-17(18) лет)
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды:
1) время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;
2) момент слияния половых клеток – оплодотворение;
3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);
4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
7) момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8) период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9) подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет).
2. Основные законы и закономерности роста детей. Понятие акселерации и ретардации развития. Факторы их определяющие.
Законы:
1) Закон неуклонного торможения энергии роста и развития:
рост с возрастом меньше. Исключения – новорожденность (физиол.убыль массы тела) и пубертат.
2) Закон неравномерности скорости роста (по Штрацу):
Период первой полноты(1-4 года)
Период первого вытягивания (5-7 лет)
Период второй полноты (8-10 лет)
Период второго вытягивания (11-14 лет)
Период медленного роста (15-18(20) лет)
3) Закон аллометрического роста:
Чем участок дистальнее тем быстрее растет.
4) Закон половой специфичности:
Девочки развиваются быстрее, но развитие в итоге меньше.
Закономерности:
1) Неодинаковость суточного и годового роста
Рост больше ночью и летом
2) Асимметрии роста
Разные системы растут с разной скоростью
3) Гомеорезис (феномен канализирования)
При тяжелой болезни (стрессе) рост останавлявается. Затем добор до нормы.
Акселерация:
Ускоренное развитие физического развития и формирования функциональных систем организма. Есть гармоничная и дисгармоничная.
Причины:
Комплекс социально-биологических факторов (нутритивная теория, алиментарная теория, теория смешанных браков, etc.)
Ретардация
Задержка физического развития и формирования функциональных систем организма.
3. Физическое развитие. Факторы, определяющие рост и развитие детей. Методы и способы оценки физического развития.
ФР-процесс обусловленного возрастом созревания органов и систем, изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.
Факторы определяющие рост и развитие детей:
Генетические – определяют темп, возм.предел роста, особенности телосложения. Представлены гормонами – соматотропный, инсулиноподобные факторы роста, тироксин, андрогены.
Средовые – главным образом, на скорость роста.
Представлены питанием, режимом жизни (гипокинезия), достаточность сна, эмоциональное состояние ребенка, заболевания, климато-географические условия.
Неклассифицируемые – порядковый номер беременности, родов, срок наступления родов, масса плода, возраст матери и отца, сезон рождения ребенка.
Методы оценки: антропометрия(оценка – эмпирика, сигмальн., центильн.), соматоскопия(осмотр и описание), динамометрия(динамометр), исследование физической работоспособности(стептест, велоэргометр), иногда – физиометрические показатели(ЖЕЛ, ЭКГ).
4. Биологический возраст. Показатели биологической зрелости детей в различные возрастные периоды. Клиническое значение.
БВ – морфо-функциональная зрелость организма.
Показатели:
Нврожд – рефлексы новорожденных(?), прорезывание зубов
Дошкольный возраст – смена зубов
Подростки – половое созревание.
В разные годы – Длина тела, Кл. ан. Крови, Костный возраст:
Порядок появления точек окостенения здесь следующий: на 1-м году – головчатая и крючковидная кости, на 2-3-м – трехгранная кость, на 3-4-м – полулунная, на 4-6-м – кость-трапеция и трапециевидная, на 5-6-м – ладьевидная. У девочек все точки окостенения закладываются на один год раньше, чем у мальчиков. Окостенение гороховидной кости происходит у девочек в 7-8 лет, у мальчиков в 10-11 лет,
Индексы:
Для последнего:
Для оценки индексов используют 2 методики:
1. Какого возраста больше по результатам всех индексов
2. Среднее первых четырех индексов
=1 год
=1-4 года
=5-7 лет
=8-10 лет
> 11 лет.
Значение определения биологического возраст – принятие индивидуальных мер по организации образа жизни, здоровья, питания и т.д.
5. Физическое состояние. Семиотика нарушений роста и развития детей (гипотрофия, паратрофия. гипостатура, гипоплазия, ожирение, гигантизм, нанизм).
ФС – Текущее состояние физического развития ребенка на момент осмотра.
Гипотрофия – отставание от ДМТ (должн. массы тела) на 11% и более. 3 степени – 11-20%, 20-30%, >30%. Термин используется только на первом году. Может быть следствием заболеваний, алиментарной недостаточности, заболеваний матери.
Паратрофия – превышение ДМТ на 11% и более. 4 степени – 15-24, 25-49, 50-99, >100. Термин используется на 1 году. Может быть следствием заболеваний ребенка и матери, алиментарной недостаточности.
Гипостатура – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела С СОПУТСТВУЮЩЕЙ ЗАДЕРЖКОЙ психомоторного развития. (Обычно набл. при длительных хронических заболеваниях).
Гипоплазия – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела БЕЗ задержки ПМР.
Ожирение – то же что паратрофия, но после первого года жизни.
Гигантизм – превышение нормы роста на 3σ и более (2,5-3σ – субгигантизм)
Нанизм – отставание роста от нормы на 3σ и более (2,5-3σ – субнанизм).
6. Понятие пола. Этапы его формирования. Виды пола. Изо-, гетеросексуальность. Сроки, темпы и последовательность полового созревания у мальчиков и девочек. Критерии диагностики синдрома задержки полового развития. Синдром преждевременного полового созревания. Истинное и ложное преждевременное половое развитие.
Пол – совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского.
Этапы формирования:
Генетический пол – оплодотворение
Гонадный пол – дифференциация гонад либо в яички либо в я/кл. – 6-10 нед.
Морфологический пол
внутренний генитальный – 10-12 нед.
наружный генитальный – 12-20 нед.
опускание яичка – 22-32 нед.
Психо-социальный пол – с 3 лет.
Виды пола: генетический, гонадный, морфологичекий, психо-социальный.
Изосексуальность – состояние, когда все виды пола – одинаковы.
Гетеросексуальность – отсутствие единства какого-то из полов с остальными.
Сроки пубертата: М: 10-18 лет; Ж: 9-16(17) лет. Различают раннее, среднее и позднее начало пубертата. Также различают быстрый средний и медленный темп пубертата (по сроку протекания в годах).
Начало М: 10-12, 12-14, 14-16; Начало Ж: 9-11, 11-13, 13-15;
Темпы М: 3-4, 4-5, 5-6; Темпы Ж: 2-3, 3-4, 4-5;
Последовательность М: VPLAxF. Яички-гортань-волосы на лобке-ломка, гинекомастия-начало оволосения лица, перв.эякуляция-созрев.сперматозоидов-оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по телу, появл.сперматозоидов
Последовательность Ж: MaPAxMe. Незнач.приподним.сосков-куполообразн.приподнятие мол.железы, начало оволосения лобка-рост внутренних гениталий-начало подмыш.оволосения-первая менструация-не устоявшийся цикл-устоявшийся цикл.
ЗПР – группа заболеваний репрод.системы. Критерии: отсутствие втор.пол.признаков к 13,5 годам ИЛИ отсутствие menses к 15 годам. Возм.причины: Позднее созревание гонад. Позднее созревание рецепторов половых клеток к ФСГ и ЛГ. Низк. чувствительность тканей половых органов к половым гормонам.
ППР – группа заболеваний разл.этиологии критерии – начало полового созревания М: до 9,5; Ж:до 8л или menarche до 10 лет.
Истинное ППР – появл.пуберт.изменений из-за гипоталамич.стимуляции. Заканчивается сперматогенезом(овуляцией). Может быть идиопатическим. Прогноз для такого – благоприятный.
Ложное ППР – появл.втор.полов.призн-в не заканчивается сперматогенезом/овогенезом. В основе – поражение н/почечников, но м.б. ятрогенное – прием анаболических стероидов.
Источник