Основные закономерности развития речи ребенка выготский
Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.
Существуют общие закономерности развития, которым подчиняются все психические феномены, и существуют частные закономерности развития.
Разные авторы выделяют разные закономерности психического развития…
1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.
2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.
3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.
Детское развитие подчиняется не биологическим законом, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека – это обучение. Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия с взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день».Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Выготский);
Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова – обобщения. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания.
Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве с взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, «Большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития». На этой основе, был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми и другими обучающимися, т.е. саморазвиваться.
Важно отметить, что интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума, а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления. Очевидно, что основной критерий развития интеллекта ребенка – умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим. Существенным показателем развития ребенка, его сознания является уровень рефлексии, т.е. степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я. Последнее становится основным механизмом, опосредствующим разные стороны развития личности ребенка, в том числе и интеллектуального.
Источник
Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому.
Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон. Первый из них – цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
2-й закон. Второй закон – неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.
3-й закон. Третья особенность – «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4-й закон. Четвертая особенность – сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.
Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли впсихическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.
Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития, а закономерности детского развития, сформулированные Л.С. Выготским, и в настоящее время являются основополагающими в работе, не только психологов, но и всех педагогов в общем.
Источник
Кутаева Динара
Основные закономерности развития детской речи
Вопросы онтогенеза детской речипривлекали пристальное внимание специалистов разных областей научного знания: психологов (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Н. X. Швачкин, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Л. И. Божович, М. Г. Елагина, педагогов (Е. А. Стребелева, С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева, лингвистов (А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Л. Блум, Е. Кларк, Массеи, К. Ф. Седов) и др. Несмотря на пристальное внимание ученых к выявлению особенностей речевого развития в разные периоды жизни ребенка, многие проблемы нельзя окончательно считать решенными.
Формирование разных сторон речи (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и несинхронно, то есть на разных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка»
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
В развитиясловаря детей выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.
Количественный рост словаря. Рост словаря ребенка во многом зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. Развитие пассивного словаря в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет жизни наблюдается огромный скачок в обогащении активного словаря, и к концу второго года жизни он составляет примерно 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря происходит не только за счет речи взрослых, которую слышит ребенок, но и за счет овладения разными способами словообразования. Такое словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса и к четырем годам количество слов достигает 1900 слов, в пять лет – 2000-2500, в 6-7 лет – до 3500 – 4000 слов.
Обогащение словарного запаса происходит в основном за счет существительных и глаголов, так как прилагательные для ребенка являются наиболее абстрактной частью речи и взрослые уделяют мало внимания признакам и качествам предметов.
В своих исследованиях В. В. Гербова отмечает процентное количество наиболее употребительных частей речи.
«Существительные:
· предметы обихода – 36 %
· объекты живой природы – 16,5 %
· средства передвижения – 15,9 %
· явления неживой природы, части тела, строительные сооружения и др.
Третью часть всех слов составляют глаголы.
Качественное развитие словаря. Уже с 10 – 11 месяцев ребенок начинает реагировать на содержание звуковой оболочки слов. Сначала слово ассоциируется с конкретным предметом, затем начинает развиваться способность обобщать, формирование которой М. М.Кольцова разделила на четыре степени:
1 степень обобщения (1 год): слово замещает чувственный образ одного предмета, то есть кукла – это одна определенная кукла.
2 степень обобщения (2 год): слово замещает чувственный образ рада однородных предметов, то есть кукла – это любая кукла, независимо от ее размеров, цвета, материала.
3 степень обобщения (3 – 3,5 лет): слово обозначает несколько групп предметов, например, игрушки, посуда, транспорт и т. д.
4 степень обобщения (к 5 годам): слово достигает высшей степени интеграции, то есть слово вещь – это и игрушки, и посуда, и мебель, и т. д.
К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что этот язык становится действительно родным.
Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.
«Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью головного мозга. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Наблюдая реальные отношения предметов, ребенок, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи».
Рассмотрим основные периоды в формировании грамматического строя русского языка,которые выделил Гвоздев:
1 период (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев): период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном виде во всех случаях.
2 период (1 год 10 месяцев – 3 года): период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.
3 период (3 года – 7 лет): период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.
Особенности овладения синтаксической стороной речи. Сначала появляются слова, обозначающие действующие лица, предметы, действия (дай, на). Они дополняются до предложения мимикой, жестами.
В период от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяца появляются двухсловные предложения. К двум годам наблюдаются трех- и четырехсловные предложения. К 1 году 9 месяцам появляются предложения с однородными членами. Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 год 8 месяцев, а с двух – трех лет наблюдаются сложные предложения с союзами.
На пятом году жизни предложения усложняются, появляются сложноподчиненные предложения, а так же придаточные предложения времени, причины, места [Алексеева 2000: 160 – 161].
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
Освоение звуков начинается на первом году жизни на основе согласованной деятельности слухового анализатора, речевых центров и речедвигательного аппарата.
«К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким. Далее начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков».
Большинство звуков формируются не сразу, а через промежуточные, переходные звуки. Например, звук [с] переходит в звук [ш]через стадии: [ с- с` – ш. ]
Однако при переходе к правильному произношению дети начинают произносить новый звук даже там, где этого не требуется (явление гиперкоррекции). Это объясняется тем, что новый звук становится сильным раздражителем, и вследствие недостаточной дифференциации с заместителем начинает вытеснять последний даже с законных мест.
Основное развитие фонетической стороны речи происходит в раннем возрасте. К трем годам ребенок овладевает основными группами звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие, сонорные и свистящие звуки.
Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но ребенок выражает ими в основном свои желания и потребности. И только к полутора годам жизни слова начинают служить для обозначения предметов. С этого возраста ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому. Сначала слово имеет смысл целого предложения, постепенно появляются первые предложения, состоящие из двух слов. А к двум годам и из трех и четырех слов. К этому возрасту слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни речь начинает усложняется структура предложений. В основном дети пользуются диалогической формой речи, которая связана с практической деятельностью ребенка. Дети налаживают сотрудничество внутри совместной предметной деятельности. Речь состоит из обращения к собеседнику, выражает просьбы и ответы на вопросы взрослого. Смысл дополняется жестами, мимикой, интонацией.
К 4 – 5 годам происходит переход к контекстной речи. Он связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умений произвольно использовать средства языка. Дети активно вступают в разговор, участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Однако речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять товарищей. Их рассказы в основном копируют речь взрослого, содержат нарушения логики.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологическая речь с опорой на наглядный материал и без нее.
Рассмотрев основные закономерности развития детской речиможно сделать следующие выводы:
Онтогенез речевой деятельности представляет собой сложный процесс неравномерного развития всех сторон речи и коммуникации в целом. Определенные количественные показатели сочетаются со значительными изменениями качественной, содержательной стороны.
Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения.
Источник