Основные закономерности развития языка у ребенка

Основные закономерности развития языка у ребенка thumbnail

Основные закономерности развития речи детей.

При овладение родным языком в естественных условиях языковые правила усваиваются ребенком самостоятельно. Помощь взрослого заключается в большинстве случаев лишь в том, что в повседневном общении с ребенком поставляет речевой материал, из которого ребенок может черпать необходимую для него информацию . Особенности детской речи во многом обусловлены способностями ребенка к анализу речи взрослых, а именно тем, что он конкретно в состоянии извлекать из воспринимаемой им речи взрослых в плане ее грамматической, лексической, фонетической и другой организации.

Закономерностями усвоения языка, их изучением занимались многие исследователи детской речи и речи вообще. Среди таких ученых можно назвать А.Н. Гвоздева , Ю.А. Элькина, Р.И. Лалаеву и Н.В. Серебрякову , С.Н. Цейтлин и других опираясь на их исследования можно определить следующие тенденции развития речи детей:

– усвоение речи идет от простого к сложному (т.е. сначала звуки потом слово и текст);

– от надсегментных единиц, к сегментным (т.е. от интонации, темпа, ритма к словам);

– от элементарной дифференциации, к постоянно усложняющейся;

– от общего к частному (при общении с маленьким ребенком он сначала понимает лишь общее значение фразы не выделяя отдельных фонем);

– от предикативных структур к номинативным;

– от диалогической речи к монологической;

– в первую очередь ребенок усваивает самые регулярные проявления в речи взрослых;

– развитие речи идет от крупных единиц к мелким (так в один год [ма] является по смысловому отношению целым текстом, а в пять лет ребенок может уже строить довольно развернутые фразы);

– на ранних этапах онтогенеза порядок усвоения фонем обусловлен биологическими врожденными универсально – языковыми факторами. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем все больше начинает подчиняться закономерностям фонематической системы усеваемого языка.

На основе литературных данных рассмотрим закономерности развития речевой функции.

Процесс овладения языком, как средством коммуникации, начинается уже в период эмоционального общения матери и ребенка. На этой стадии главным для малыша является интонационная сторона обращенной к нему речи, а именно темп, ритм, паузы и общая мелодика. Интонация для ребенка является самым первым средством общения, замечено, что даже в разных коммуникативных ситуациях интонация звуковых проявлений ребенка меняется [8; 202]. На ранних стадиях речевого развития ребенок реагирует не на отдельные слова, а на всю фразу целиком. Лишь к шести месячному возрасту он начинает различать общий звуковой облик слова его ритмический контур. А отдельные фонемы ребенок полноценно воспринимает лишь к одному году. Подражая взрослым в процессе эмоционального общения с ними и опираясь на выработанные ранее двигательные сноровки, на втором году жизни ребенок приступает к освоению звуковых комплексов.

В науке, в течение многих лет не затихают споры относительно того, какими факторами обусловлена последовательность появления звуков в речи детей: их ролью в организации основных фонологических противопоставлений их артикуляционной сложностью, или их так называемой, перцептивной выпуклостью.

Ю. А. Элькин основным фактором, влияющим на усвоение звукопроизношения определяет степень функциональной значимости фонем в речи ребенка. В своей работе он подчеркивает, что закономерности в порядке овладения звукопроизношением объясняются языковыми факторами, а не артикуляторными и акустическими характеристиками усваиваемых звуков. Артикуляторные и акустические различия менее значимы с точки зрения языковой функции оказываются и менее значимыми для ребенка, поэтому позже усваиваются в произношении. Ю.А. Элькин (1996 г.) приводит следующие закономерности произношения в онтогенезе, основываясь на исследованиях В.И. Бельтюкова (1979г), В. Мальберг (1962г):

1. обобщенное использование двух или нескольких фонем: вместо двух оппозиционных фонем используется некоторая третья, может быть, представляющая собой некий средний вариант относительно заменяемых;

2. собственное субституирование, когда одна фонема, входящая в оппозиционную или корреляцию, используется правильно и заменяет другую фонему, составляющую данную оппозицию или входящую в корреляцию;

3. дополнительная дистрибуция – в одних позициях регулярно используется одна фонема, а в других позициях – вторая оппозиционная фонема;

4. сверхрегуляризация (гиперкорреляция, сверхгенерализация), когда фонема, ранее не используемая и в это время заменяемая другой фонемой, начинает использоваться вместо ранее ее заменяющей фонемы;

5. свободное варьирование (взаимозамены) в одной и той же позиции используется с равной вероятностью как одна фонема, так и другая (т.е. фонемы или взаимозаменяются или используются правильно);

6. нормативное использование.

Современные исследователи также выделяют следующие закономерности усвоения в онтогенезе звукопроизношения:

– чем звуковое (и артикуляторное) различие менее значимо с точки зрения языковой функции, тем оно менее, замечено ребенком и позже усваивается в произношении;

– чем больше фонема имеет связей в системе с другими фонемами, тем сильнее она включена в фонематическую систему, тем быстрее она усваивается в произношении, т.е. сначала усваиваются частотные фонемы, затем менее частотные, находящиеся на периферии фонетической системы;

– возможность зрительно воспринимать

– отдельные элементы артикуляции и наличие, орального образа звука по мнению Г. В. Чиркиной, облегчает создание имитационного образа, т.к. возникают связи между зрительными и двигательными впечатлениями.

Отметим некоторые закономерности усвоения морфологии. Очередность усвоения морфологических категорий и форм, их представляющих, зависит от их прагматической ценности, насколько смысл, соотнесенный с данной формой или категорией, актуален для практической деятельности ребенка. Так, формы повелительного наклонения усваиваются очень рано, поскольку служат для выражения просьб и требований, играющих в жизни меленького ребенка огромную роль.

Готовность ребенка к усвоению плана содержания морфологической категории определяется также уровнем его когнитивного развития. При этом когнитивное развитие является первичным по отношению к развитию языковому. В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением. Чем меньше зависимость морфологической категории от лексики, тем легче и быстрее ребенок осваивает эти категории. Если морфологическая категория по – разному выявляется в разных группах лексики, то раньше усваивается ее функционирование в тех лексико-грамматических разрядах, где она имеет наиболее четкую семантическую матировку. Так, по отношению к категориям числа существительных, прежде всего, усваивается противопоставление форм единственного и множественного числа в сфере конкретно – предметных существительных, значительно позже – в группе существительных именующих действие. Эти закономерности усвоения морфологии отмечает С.Н. Цейтлин [49].

Рассмотрим закономерности усвоения лексики. Большой вклад в изучение данного вопроса внес А.Н. Гвоздев [10]. Он выделил следующие тенденции этого процесса:

1. закономерности, определяемые уровнем коммуникативных потребностей, которые в свою очередь обусловлены этапами физического развития ребенка и соответствующим уровнем его социальных потребностей, его участием в делах окружающих, развитием познавательных интересов. Таким образом, с развитием потребности ребенка растет его активный словарь;

2. неоднократно А.Н. Гвоздев отмечает, что в ряде случаев раньше, чем конкретное значение слова, ребенком усваивается то, какой семантической системе относится лексема [10; 9]. В первую очередь это касается употребления числительных и других слов, связанных с количественным значением. Например, словом пять ребенок отвечает на любой вопрос начинающийся словом Сколько;

3. развитие лексики в онтогенезе определяется также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение же окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

Таким образом, ребенок в первую очередь усваивает наиболее регулярные проявления языковых закономерностей в речи взрослых. Усваивая первыми правила относительно более широких языковых классов, ребенок затем постепенно распространяет правила относительно подклассов. И в первую очередь ребенок усваивает те категории и языковые единицы, которые для него наиболее коммуникативно значимы.

Источник

Кутаева Динара
Основные закономерности развития детской речи

Вопросы онтогенеза детской речипривлекали пристальное внимание специалистов разных областей научного знания: психологов (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Н. X. Швачкин, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Л. И. Божович, М. Г. Елагина, педагогов (Е. А. Стребелева, С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева, лингвистов (А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Л. Блум, Е. Кларк, Массеи, К. Ф. Седов) и др. Несмотря на пристальное внимание ученых к выявлению особенностей речевого развития в разные периоды жизни ребенка, многие проблемы нельзя окончательно считать решенными.

Читайте также:  Пренатальная диагностика нарушений развития ребенка у беременных женщин

Формирование разных сторон речи (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и несинхронно, то есть на разных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка»

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

В развитиясловаря детей выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Рост словаря ребенка во многом зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. Развитие пассивного словаря в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет жизни наблюдается огромный скачок в обогащении активного словаря, и к концу второго года жизни он составляет примерно 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря происходит не только за счет речи взрослых, которую слышит ребенок, но и за счет овладения разными способами словообразования. Такое словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса и к четырем годам количество слов достигает 1900 слов, в пять лет – 2000-2500, в 6-7 лет – до 3500 – 4000 слов.

Обогащение словарного запаса происходит в основном за счет существительных и глаголов, так как прилагательные для ребенка являются наиболее абстрактной частью речи и взрослые уделяют мало внимания признакам и качествам предметов.

В своих исследованиях В. В. Гербова отмечает процентное количество наиболее употребительных частей речи.

«Существительные:

· предметы обихода – 36 %

· объекты живой природы – 16,5 %

· средства передвижения – 15,9 %

· явления неживой природы, части тела, строительные сооружения и др.

Третью часть всех слов составляют глаголы.

Качественное развитие словаря. Уже с 10 – 11 месяцев ребенок начинает реагировать на содержание звуковой оболочки слов. Сначала слово ассоциируется с конкретным предметом, затем начинает развиваться способность обобщать, формирование которой М. М.Кольцова разделила на четыре степени:

1 степень обобщения (1 год): слово замещает чувственный образ одного предмета, то есть кукла – это одна определенная кукла.

2 степень обобщения (2 год): слово замещает чувственный образ рада однородных предметов, то есть кукла – это любая кукла, независимо от ее размеров, цвета, материала.

3 степень обобщения (3 – 3,5 лет): слово обозначает несколько групп предметов, например, игрушки, посуда, транспорт и т. д.

4 степень обобщения (к 5 годам): слово достигает высшей степени интеграции, то есть слово вещь – это и игрушки, и посуда, и мебель, и т. д.

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что этот язык становится действительно родным.

Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.

«Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью головного мозга. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Наблюдая реальные отношения предметов, ребенок, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи».

Рассмотрим основные периоды в формировании грамматического строя русского языка,которые выделил Гвоздев:

1 период (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев): период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном виде во всех случаях.

2 период (1 год 10 месяцев – 3 года): период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

3 период (3 года – 7 лет): период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

Особенности овладения синтаксической стороной речи. Сначала появляются слова, обозначающие действующие лица, предметы, действия (дай, на). Они дополняются до предложения мимикой, жестами.

В период от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяца появляются двухсловные предложения. К двум годам наблюдаются трех- и четырехсловные предложения. К 1 году 9 месяцам появляются предложения с однородными членами. Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 год 8 месяцев, а с двух – трех лет наблюдаются сложные предложения с союзами.

На пятом году жизни предложения усложняются, появляются сложноподчиненные предложения, а так же придаточные предложения времени, причины, места [Алексеева 2000: 160 – 161].

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Освоение звуков начинается на первом году жизни на основе согласованной деятельности слухового анализатора, речевых центров и речедвигательного аппарата.

«К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким. Далее начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков».

Большинство звуков формируются не сразу, а через промежуточные, переходные звуки. Например, звук [с] переходит в звук [ш]через стадии: [ с- с` – ш. ]

Однако при переходе к правильному произношению дети начинают произносить новый звук даже там, где этого не требуется (явление гиперкоррекции). Это объясняется тем, что новый звук становится сильным раздражителем, и вследствие недостаточной дифференциации с заместителем начинает вытеснять последний даже с законных мест.

Основное развитие фонетической стороны речи происходит в раннем возрасте. К трем годам ребенок овладевает основными группами звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие, сонорные и свистящие звуки.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но ребенок выражает ими в основном свои желания и потребности. И только к полутора годам жизни слова начинают служить для обозначения предметов. С этого возраста ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому. Сначала слово имеет смысл целого предложения, постепенно появляются первые предложения, состоящие из двух слов. А к двум годам и из трех и четырех слов. К этому возрасту слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни речь начинает усложняется структура предложений. В основном дети пользуются диалогической формой речи, которая связана с практической деятельностью ребенка. Дети налаживают сотрудничество внутри совместной предметной деятельности. Речь состоит из обращения к собеседнику, выражает просьбы и ответы на вопросы взрослого. Смысл дополняется жестами, мимикой, интонацией.

К 4 – 5 годам происходит переход к контекстной речи. Он связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умений произвольно использовать средства языка. Дети активно вступают в разговор, участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Однако речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять товарищей. Их рассказы в основном копируют речь взрослого, содержат нарушения логики.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологическая речь с опорой на наглядный материал и без нее.

Рассмотрев основные закономерности развития детской речиможно сделать следующие выводы:

Читайте также:  Кризисы в психическом развитии ребенка это

Онтогенез речевой деятельности представляет собой сложный процесс неравномерного развития всех сторон речи и коммуникации в целом. Определенные количественные показатели сочетаются со значительными изменениями качественной, содержательной стороны.

Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения.

Источник

Содержание:

Введение. Роль языка в жизни человека……………………………………………. 2.

  1. Возникновение речи. Первый год жизни……………………………………………3.
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста…………………………………………5.

2.1. Развитие словаря детей……………………………………………………………….5.

2.2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка…………6.

2.3. Особенности усвоения звуковой стороны речи…………………………………….7.

2.4. Особенности развития связной речи…………………………………………………8.

  1. Заключение……………………………………………………………………………..9.

Список использованной литературы……………………………………………………10.

Введение.

Роль языка в жизни человека.

Представление о роли языка в жизни людей, его функциях, его значении очень образно и красиво описывается в притче о древнегреческом баснописце Эзопе: философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, а во второй день самый лучший. В первый день Эзоп приготовил язык. Когда Ксанф спросил его, почему он приготовил язык, Эзоп ответил, что ничего на свете нет хуже языка. Из-за языка мы огорчаем друг друга, обманываем, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города и целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло.

Но на второй день Эзоп опять приготовил язык и тогда хозяин удивился. А Эзоп ответил, что нет ничего лучше языка, так как при помощи языка добываются знания, развиваются науки. Посредством языка мы общаемся друг с другом, решаем разные вопросы, выполняем просьбы, миримся. При помощи языка строятся города и развивается культура.

Парадоксальность противоречия этой притчи говорит, что язык всегда хорош, плохой может быть речь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь. В этой притче нашли отражения все базовые функции языка: общение, познание и воздействие.

В науке о языке выделяют две его ведущие функции: коммуникативная – функция общения, и когнитивная – познавательная функция. Выделяя большую роль языка при выражении чувств, эмоций, при воздействии на личность и ее формировании, добавляют третью функцию – эмоциональную – функцию воздействия.

На основе базовых функций выделяют ряд произвольных:

· контактоустанавливающая (фактическая),

· конативная (усвоения),

· волюнтативная (воздействия),

· хранение, выражение и передача национальной культуры,

· номинативная,

· сигнальная,

· поэтическая,

· этническая.

Основные функции языка осознаются его носителем на интуитивном уровне.

1.
Возникновение речи.

Первый год жизни.

Как происходит рождение речи? Этот процесс не совершается в один день. Выготский выделил латентный период становления речи в первый год жизни ребенка, который длится примерно три месяца. При этом существуют разные точки зрения и теории возникновения речи. Мы рассмотрим три противоположные точки зрения, которые описывает Выготский.

«Первая из них – теория постепенного возникновения речи на ассоциативной основе, то есть связь между словом и его значением есть простая ассоциативная связь между двумя членами»[1]
. Приведем пример: ребенок видит часы и слышит комплекс звуков (ч-а-с-ы). При этом у него устанавливается связь, достаточная для того, чтобы, когда он услышит в следующий раз эти звуки, он вспомнит предмет, связанный с этими звуками. Однако эта теория давно считается умершей, так как исключается всякая возможность дальнейшего развития детской речи. Ассоциативная связь существует и у животных, легко научить собаку смотреть на тот предмет, который вы будите называть. Ассоциативная связь сама по себе не подлежит развитию, так как развитие – это возникновение нового, чего прежде не было. С точки зрения ассоциативной теории, развитие речи сводится исключительно к развитию словаря, к его количественному увеличению, обогащению и уточнению.

Согласно второй группе теорий, типичным представителем которой является В.Штерн, «первое слово является фундаментальным шагом в развитии ребенка. Во-первых ребенок делает величайшее открытие в своей жизни: он узнает, что всякая вещь имеет свое имя, то есть открывает символизирующую функцию речи. Во-вторых происходит переход от пассивного к активному увеличению словаря. Для ребенка, говорит Штерн, характерно, что он знает несколько слов, сколько ему было дано, а потом начинает спрашивать о названии предметов, то есть ведет себя так как будто он понял: каждая вещь должна как-то называться.»[2]
Эта теория была тоже подвергнута критике. Выготский замечает, что невероятно, чтобы ребенок в 1год был настолько интеллектуально развит и сам мог бы сделать такое фундаментальное открытие о связи знака и его значении. Даже школьники еще не вполне понимают, что значит слово. Если спросить ребенка трех лет, почему корову называют коровой, он ответит, потому, что она дает молоко. То есть он воспринимает имя вещи, как ее атрибут, для объяснения названия будет искать свойства этой вещи. Поэтому, на вопрос, почему теленок называется теленком, он ответит, потому что он еще маленький и молока не дает. Да что говорить о школьниках, даже многие взрослые люди, до конца жизни так и не осознают связи между предметом и словом.

Третьей мы рассмотрим точку зрения А.Валлона. Согласно его теории, ребенок действительно делает открытие в этом возрасте. Но только он открывает для себя не то, что всякая вещь имеет свое название, а новый способ взаимодействия с вещами. Если ребенок обнаружил, что некоторые вещи можно открывать, например банка или коробку, он будет стараться открыть все вещи, даже те, у которых нет крышки. Это как новая игра с вещами, вещь можно называть.

Элиасберг предложил понятие автономной детской речи. В младенческом возрасте социальная ситуация развития ребенка приводит к возникновению потребности в общении со взрослыми. Из-за того, что младенец не ходит, но хочет дотянуться до какого-то предмета, но вынужден действовать через посредников. Поэтому он создает ряд суррогатов речи. Элиасберг говорит, что прежде, чем ребенок начинает говорить на нашем языке, он заставляет говорить нас на своем языке. Переход от безъязычного периода к языковому и совершается посредством автономной детской речи. Приведем пример, который описывает Выготский. Девочка Энгелина 1 год и 3 месяца. У нее слово «А» имеет 11 значений. Сначала это был желтый камень, с которым она играла. Затем яичное мыло и все камни любого цвета и размера. Потом этим словом обозначалась каша, куски сахара, кисель, котлета, катушка, карандаш и мыльница с мылом.

Рассмотрим характеристики автономной речи:

1. Речь с артикуляционной и фонетической стороны не совпадает с нашей речью. Иногда улавливается какое-то подобие, как в выше рассмотренном примере «ка» обозначает кашу, катушку и карандаш. Но это не всегда.

2. Значения автономной речи не совпадают со значением наших слов. Например внук Дарвина называл сначала звуком «уа» утку, плавающую в пруду. А потом всю жидкость, включая молоко, воду, вино в стакане.

3. Наряду со своими словами, ребенок понимает и наши слова. При этом автономная речь создается при активном участии самого ребенка.

2.
Основные закономерности развития детской речи.

Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и не синхронно, то есть на разных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. «В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.»[3]

2.1. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

В развития словаря детей выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.

Количественный рост словаря.
Рост словаря ребенка зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. Развитие пассивного словаря в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет жизни наблюдается огромный скачок а обогащении активного словаря и к концу второго года жизни он составляет примерно 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря происходит не только за счет речи взрослых, которую слышит ребенок, но и за счет овладения способом словообразования. Такое словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса и к четырем годам количество слов достигает 1900 слов, в пять лет – 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500 – 4000 слов.

Читайте также:  Развитие ребенка с рождения педиатрия

Обогащение словарного запаса происходит в основном за счет существительных и глаголов, так как прилагательные для ребенка наиболее абстрактная часть речи и к тому же взрослые уделяют мало внимания на признаки и качества предметов.

В своих исследованиях Гербова отмечает процентное количество наиболее употребительных частей речи. Существительные:

· предметы обихода – 36%

· объекты живой природы – 16,5%

· средства передвижения – 15,9%

· явления неживой природы, части тела, строительные сооружения и др.

Третью часть всех слов составляют глаголы.

Качественное развитие.
Уже с 10-11 месяцев ребенок начинает реагировать не только на звуки, которые произносит взрослый, но и на содержание. Сначала слово ассоциируется с конкретным предметом, который был показан ребенку. Например, сначала ребенок играл с белым мячом, а потом ему дали два меча разного цвета. Когда спросили: «Где мяч?», ребенок показал только на белый мяч. Затем начинает развиваться способность обобщать, которую хорошо описала Кольцова М..М[4]
. Она разделила это развитие на четыре степени:

1 степень обобщения ( 1 год ): слово замещает чувственный образ одного предмета, то есть кукла – это одна определенная кукла.

2 степень обобщения ( 2 год): слово замещает чувственный образ рада однородных предметов, то есть кукла – это любая кукла, независимо от ее размеров, цвета, материала.

3 степень обобщения ( 3 -3,5 лет ): слово обозначает несколько групп предметов, например, игрушки, посуда, транспорт и т.д.

4 степень обобщения ( к 5 годам ): слово достигает высшей степени интеграции, то есть слово вещь – это и игрушки, и посуда, и мебель, и т.д.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что этот язык становится действительно родным.

2.2.
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.

«Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью головного мозга. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Наблюдая реальные отношения предметов, ребенок воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи.»[5]

Рассмотрим основные периоды в формировании грамматического строя русского языка, которые выделил Гвоздев А.Н.

1 период (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев): период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном виде во всех случаях.

2 период (1 год 10 месяцев – 3 года): период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

3 период (3 года – 7 лет): период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

Рассмотрим особенности овладения синтаксической стороной речи. Сначала появляются слова, обозначающие действующие лица, предметы, действия (дай, на). Они дополняются до предложения мимикой, жестами.

В период от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяца появляются двухсловные предложения. К двум годам наблюдаются трех- и четырехсловные предложения. К 1 году 9 месяцам появляются предложения с однородными членами. Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 год 8 месяцев, а с двух – трех лет наблюдаются сложные предложения с союзами.

На пятом году жизни предложения усложняются, появляются сложноподчиненные предложения, а так же придаточные предложения времени, причины, места.

2.3.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами.

«К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким. Далее начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков.»[6]

Большинство звуков формируются а правильном виде не сразу, а через промежуточные, переходные звуки. Например, с
переходит в ш
через стадии: с- сь – ш.

Однако при переходе к правильному произношению дети начинают новый звук произносить даже там, где это не требуется, то есть ребенок начинает говорить «шобака» или «волоши». Это объясняется тем, что новый звук становится сильным раздражителем в следствии недостаточной дифференциации с заместителем начинает вытеснять последний даже с законных мест.

Основное развитие фонетической стороны речи происходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторым исключением. Труднее ему даются шипящие, сонорные и свистящие звуки.

2.4.
Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но ребенок выражает ими в основном свои желания и потребности. И только к полутора годам жизни слова начинают служить для обозначения предметов. С этого возраста ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому. Сначала слово имеет смысл целого предложения, постепенно появляются первые предложения, состоящие из двух слов. А к двум годам и из трех и четырех слов. К этому возрасту слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни речь начинает быстрыми темпами развиваться, притом как активная речь, так и пассивная, усложняется структура предложений. В основном дети пользуются диалогической формой речи, которая связана с практической деятельностью ребенка. Дети налаживают сотрудничество внутри совместной предметной деятельности. Речь состоит из обращения к собеседнику, выражает просьбы и ответы на вопросы взрослого. Смысл дополняется жестами, мимикой, интонацией.

К 4 – 5 годам происходит переход к контекстной речи. Он связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умений произвольно использовать средства языка. Дети активно вступают в разговор, участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Однако речь еще не совершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять товарищей. Их рассказы в основном копируют речь взрослого, содержат нарушения логики.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других , подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологическая речь с опорой на наглядный материал и без нее.

Заключение.

Формирование разных сторон языка, такие как фонетика, лексика, грамматика протекает неравномерно и в определенной степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона.

На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного – двух простых предложений. Ребенок осваивает диалогические формы общения с взрослым.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. В речи появляются элементарные короткие монологи – рассказы.

На пятом году жизни речь становится произвольной, появляется осознание простейших звуковых закономерностей.

Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, овладения сложного синтаксиса при произвольном построении монологов, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.

Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специали?