Основные закономерности психического развития ребенка в раннем возрасте
Данная статья будет посвящена общей закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, которая требует особого внимания. Развитие и воспитание детей, как раннего возраста, так и дошкольного, все самое интересное и полезное Вы сможете прочесть в этой статье.
Я познакомлю Вас с множеством новой и интересной информации, которая заинтересует Вас. В каждой семье с появлением долгожданного ребенка возникает масса разных вопросов, которые непосредственно касаются о воспитании и развитии ребенка.
Общие закономерности развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
В особенности зачастую молодые родители сталкиваются с проблемой развития ребенка и воспитания в раннем возрасте. Потому что, как правило, именно в этот период начинается формирование психологического и физического процесса.
Наш ребеночек начинает расти уже не по дням, а по часам, мы не успеваем следить за его ростом, как изменяется его размер окружности головки и грудной клетки. Со временем уже начинают прорезаться наши первые зубки, движения рук становятся все четче и резче.
Все это можно отнести к раннему возрасту развития ребенка, в конце него малыш уже имеет навыки которые помогут ему развиваться дальше. А именно ребенок уже может различать цвета, фигуры, ярко и четко издавать звуки, резко реагировать на запах.
В раннем возрасте малыш уже овладевает речью!
Именно в этот период он проходит два этапа развития речи:
– подготовительный (лепет);
– речевой (активная речь).
Когда ребенок достигает 3-х лет, у него уже возрастают и потребности в действиях. Ребенок изъявляет желание быть самостоятельным и хочет быть взрослым, это может проявляться в ролевой игре. Исходя, из этого можно выделить, следующие закономерности в развитии детей раннего возраста:
– психологическое развитие;
– физическое развитие;
– приобретенные первоначальные навыки малыша благодаря общению;
– манера поведения;
– эмоциональная зависимость;
– нужда в личном общении со взрослыми.
Дошкольный возраст принято считать детей от 3-х лет до семи.
Этот тот возраст, когда ребенок уже может:
– четко контролировать свои движения;
– у него хорошо развита моторная память;
– хорошая физическая подготовка;
– умственно развит.
Что касается умственного развития в дошкольном возрасте, то он весьма высокий. Это связанно с тем, что ребенок становится все больше проявлять интереса к миру и к жизни. Ближе к семи годам ребенком необходимо весьма усердно заниматься, и больше уделять внимание словесно-логическому мышлению!
Именно в этом возрасте меняются основные мотивы умственной деятельности от игровой заинтересованности до познавательной. В этом возрасте ребенок должен уже уметь четко поставить задачу и предложить способы ее решения, а так же оценить результаты.
Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять ребенку все больше времени и вкладывать в него как можно больше новых и полезных знаний. В этот период ребенок пополняет свой словарный запас, учиться произносить звуки в правильной форме и развивает свое логическое мышление.
Все эти навыки ребенок может получить в форме игры, когда будет общаться со своими сверстниками на улице. Ведь социальная активность так же играет весомую роль в развитии ребенка.
Благодаря игре со своими друзьями сверстниками он сможет:
– научиться согласовываться свое мнение с мнением других ребят;
– контролировать свое поведение в обществе;
– проявлять милосердие;
– оказывать первую помощь свои друзьям и т.д.
Если кратко, то общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте между собой непосредственно тесно связаны. И для того что бы Ваш ребенок был воспитан и развит в соответствии с возрастом, необходимо уделить должное внимание.
В раннем возрасте необходимо больше разговаривать и стараться доносить информации правильно. Что касается дошкольного возраста, то тут уже больше акцентируется внимание на мышление и умственных способностях.
В каждом возрасте имеются свои интересы и свои потребности. Поэтому задача родителей, не только обучить своих детей и воспитать, а так же создать благоприятную атмосферу и все условия которые позволят применить им свои навыки.
Источник
Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности
Основные закономерности развития ребенка как личности.
Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:
• подготовительный (гукание, гуление, лепет)
• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:
• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;
• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:
• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);
• развитие произвольности познавательных процессов;
• развитие эмоций, воли;
• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;
• становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
План:
1. Особенности умственного развития
2. Особенности восприятия
3. Этапы развития личности
4. Психологические новообразования
5. Ведущая деятельность
Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами “взрослой” речи.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие (“мама идет”), действие и объект действия (“дай булку”, “хочу конфету”), или действие и место действия (“книга там”). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание.
Особенности восприятия ребенка
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Эксперимент: Таня сидит на стуле, нужно сказать «Таня идет». Ребенок не способен отрешиться от ситуации и всегда говорит неправильно.
В этом возрасте каждая вещь для ребенка имеет либо притягивающее, либо отталкивающее значение. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая вещь имеет свою валентность.
Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами
Этапы развития личности:
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время новообразованием – самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание “я”, “я хороший”, “я сам” и появление личных действий продвигают” ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Ранний возраст – период интенсивной ориентации в сфере ребенок – общественный предмет, опережающее развитие операционно-технической сферы деятельности.
Распад прежних отношений пра-мы, ребенок приобр относит самостоятельность, свободу передвиж и автономию намерений. Но овладение предметами требует сотр со взрослыми и овладения речью.
Ведущая деят-ть – предметно–орудийная. Использование предмета как орудия. Ребенок пытается привлечь внимание к своей деят-ти, уклоняется от чистой ласки, но с удовольствием принимает ее как поощрение.
Центр линия умств развития – овладение речью.
o 1-1.6 года – интенс равитие поним-я, речь почти не разв, речь многозн по значению (ква-ква это и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)
o 1.6 – 3 года – практич овл речью, быстрый рост словаря, вопросы кто это, что это.
Мышление синкретами, в комплексах.
Формирование привязанности, зарождение моральных чувств, эмпатии, эстетич чувства
Кризис трех лет
План:
1. Основа кризиса
2. Характеристики кризиса – негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Раньше было негативное понимание, но Выг рассм в позит значении – формир принц новой сист отношений.
В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять уч-е во взросл жизни и утверждение самостоятельности – я сам! Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков- успехи в констуировании.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1. негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен) Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано. Но это не непослушание.
2. упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3. обесценивание (присуща всем последующим переходным периодам). Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4. строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5. своеволие– т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6. протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому “ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними”
7. деспотизм – диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.
Источник
Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
Шестакова Юлия Ивановна Воспитатель МБДОУ ДС №72 «Акварель» г. Старый Оскол, Белгородская область
Раннее детство — возраст от рождения до 3 лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода.
Л.И. Божович отмечает, что в раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.
С точки зрения И.Ю. Кулагиной скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами. Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.
Ребенок рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.
В.С. Мухина акцентирует внимание на том, что существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.
Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.
Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.
А.В. Петровский отмечает, что несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.
У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.
Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.
Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей. Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассив ная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина — М.: Культура: Акад. проект, 2014. — 238 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие/ Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 2013. — 426 с.
- Бордовская Н.В. Педагогика/ Н.В. Бордовская- СПб.: «Питер», 2012. — 304 с.
- Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. — М.: Юрайт, 2014. — 510 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1986. – 284 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2009. — 234с.
- Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб.: Питер, 2015. — 464 с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — Минск: Университет, 2009. — 459 с.
- Дубровина В.И. Психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ В.И. Дубровина. — М.: Академия, 2014. — 320с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Издательство «Омега», 2008. — 98 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды/ Л.В. Занков. – М., 2012. – 434 с.
- Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка/ А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 2014. — 360 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. — Ростов н / Д: «Феникс», 2014. – 480 с.
Источник