Основные задачи ухаживающего взрослого на каждом этапе развития ребенка
Здоровьесберегающие
родительство – это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.
Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.
принципы семейного воспитания
Факторы, влияющие на формирование родительства
О. В. Ильин в своей книге «Археология детства» выделяет четыре принципа семейного воспитания:
Семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Ведь человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научиться ей в последствии
Семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции
Семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что неотделимо от ответственности. Ведь только целиком принимая ответственность за свои поступки и идя на осознанный риск, ребёнок может стать подлинным хозяином своей жизни
Семья должна воспитывать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и прививать практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия.
Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние.
Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые подразделяются на несколко уровней.
Внутренние факторы – это особенности личности, это индивидуальность человека.
Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы – это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы – это факторы индивидуального уровня
система факторов, определяющих родительство
- макросистема, или уровень общественных влияний
- мезосистема, или уровень влияния родительской семьи
- микросистема, или уровень собственной семьи
- индивидуальный, или уровень конкретной личности
Родительская семья – это первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определённых условиях и подражания.
Как правило, родители для ребенка – люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье. Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что они видели, пережили, ощутили, в поведении собственных родителей.
Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Т. И. Дымнова, 1996).
функции родителей
функции родителей – это динамическая система, зависящая, прежде всего от возраста ребёнка Л. Матвеева выделяет следующие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка: Раннее младенчество (до 1 года). В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира. Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми. Дошкольный и младший школьный период ( от 5 до 11 лет). На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале. Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых. |
функции и задачи родителей на разных этапах родительства
(по материалам Овчаровой Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Гардарики,2002)
С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений – формирует у детей образцы, эталоны
мужчины и женщины
подготовил: лопарева а.с., педагог – психолог МБДОУ № 39 «Сказка» ,
г. Кызыла РТ
памятка для родителей
Источник
Содержание статьи:
- Цикл семьи
- Этап родительства
- Немного статистики
- Стадиальность развития детей и задачи родителей
- Резюмируя
Цикл семьи
Начнём с того, что любая семья проходит весьма предсказуемый и типичный путь семейной жизни, каждый из которых связан с определёнными событиями или – ступенями.
Первое наиважнейшее событие – это сепарация от родительских семей. Отделение от кровной семьи происходит в тот момент, когда молодой человек (он или она) вступает в брак, либо выбирает в своей жизни независимость: принимая решение жить одному, либо с каким-то человеком или людьми.
Второй важный этап – это собственно заключение брака, которое сопровождается этапом адаптации и выстраивания новых отношений между супругами и их семьями. Под браком мы будем понимать не юридические процедуры, а принятие сознательного решения о создании семьи (от сожительства до рождения ребёнка).
Собственно, третьей ступенью в развитии семьи становится начало самого периода родительства и рождение первенца. В русле семейной и социальной психологии это ключевое событие, которое ознаменует этап перехода к собственной семье.
Далее на жизненном пути семьи происходят различные события, которые условно можно поделить на нормативные и ненормативные. К ним относятся переход ребёнка в статус школьника, рождение последнего ребёнка и покидание детьми родительской семьи, смерть одного из супругов и другие кризисные моменты.
Разумеется, в разные исторические эпохи семьи развивались и функционировали по-разному. За последний век семейные циклы серьёзно видоизменились, перестроилась временная структура развития семьи, изменился характер этапов семейного развития.
Во-первых, изменилась продолжительность жизни, что привело к изменению и возраста, в котором происходят ключевые изменения в семейном цикле. Соответственно, претерпело изменение и среднее время, через которое случаются те или иные ключевые события.
Например, серьёзно изменился промежуток времени между уходом из родительской семьи последнего ребёнка и выходом первых на пенсию или их смертью. И продолжительность этого периода постепенно растёт.
Этап родительства
Итак, обозначим переход в фазу родительства как ключевое изменение в семейном цикле. Условно говоря – это определённая точка невозврата. Зачастую люди испытывают на себе сильнейшее давление со стороны общества, родительской семьи или даже супруга, буквально вынуждающее из «завести» ребёнка без учёта интересов и личностной готовности супругов к этому.
Принятие решения о родительстве – серьёзный шаг для каждого из супругов. И связано это в первую очередь с тем, что роли и обязанности, которые налагаются ситуацией родительства, не меняются и не исчезают даже с учётом изменения внешних обстоятельств, чего нельзя сказать о ролях самой семейно жизни.
Родительство требует от супругов серьёзнейших перемен в их образе жизни. Формально – приходится приспосабливаться к новым условиям. Когда два взрослых супруга работают, у них есть возможность вести достаточно высокий по уровню стиль жизни. Они занимаются благоустройством квартиры, покупают машины, тратят деньги на путешествия и обеды в хороших ресторанах, уделяют время активному отдыху. С появлением в семье первенца родителям приходится отказаться от привычного образа жизни. Безусловно, это определённый стресс для родителей.
Какие изменения претерпевает личность супругов, стиль жизни и ролевая структура в семье с переходом в фазу родительства? К ним мы отнесем:
- новые родительские роли и перестройка взаимоотношений. В первую очередь – принятие обязанностей, связанных с обеспечением и воспитанием нового члена семьи;
- перераспределение и разделение старых ролей, и некоторые подвижки в супружеских отношениях. Когда два человека устали от недосыпания, у них нет привычного времени для совместной деятельности, то в их жизнь приходят перемены, связанные с распределением старых обязанностей;
- изменения в собственной идентичности и внутренней жизни. Меняются представления родителей о совместной жизни и семейных отношениях, происходят изменения в «Я» каждого из супругов;
- изменения внешних отношения и ролей за пределами собственной семьи. Здесь, в основном, речь идёт об изменениях, которые переживает мать, вынужденная посвятить себя уходу за малышом, временно оставив или снизив профессиональную активность;
- изменения в ролях и отношениях в рамках родительской семьи. Разумеется, рождение ребёнка затрагивает не только самих родителей, но и появляются новые роли бабушек и дедушек.
В тоже время некоторые заботы и обязанности супругов связаны, хотя родители могут проявлять абсолютно разные реакции на появление первого ребёнка в семье. В традиционных представлениях мать в большей степени переключается на семейный образ жизни, отдавая лавры первенства семейным ролям, в то время как мужчина ориентируется на интенсификацию собственного труда, чтобы обеспечить своего ребёнка. В тоже время в современных реалиях это несколько устаревший – хоть и работающий – стереотип.
Существуют как и инвертированные семьи, где отец заботится о ребёнке, а мать – о финансировании, так и семьи с размытыми ролями, где оба родителя и работают, и активно заботятся о ребёнке. В таких условиях, как правило, в воспитание активно включаются и третьи лица.
В любом случае, появление ребёнка – это почва для новых стрессов и проблем, поскольку изменения в ролях происходят практически молниеносно.
Многие родители переживают всплеск чувства ответственности и гордости, которые смешиваются с волнением и неуверенностью. Для многих семей родительство становится поворотным пунктом в жизни, который тотально изменяет их образ жизни и поведение. В тоже время ответственность может оказаться чрезмерно тяжёлой и буквально задавливать кого-либо из родителей. Некоторые мужчины могут испытывать зависть по отношению к жёнам ввиду их теснейшим эмоциональным связям, которые возникают с ребёнком, а также по причинам их ключевой роли в рождении ребёнка.
Родителям приходится искать способы провести время вместе, занимаясь совместными интересами и активным общением. У многих пар происходит развитие конфликтности, возникают сексуальные проблемы, резко снижается количество времени, которое супруги проводят вместе.
Немного статистики
И всё же рождение первенца – это в большей степени изменение «агрегатного состояния» семьи, нежели кризис, хотя период и связан с весьма ощутимыми трудностями. В тоже время большой процент опрошенных пар показывает, что даже серьёзные трудности преодолеваются быстро и эффективно, а приспособление к новой ситуации занимает небольшой промежуток времени. Например, постродовая депрессия является скорее исключением, чем правилом. Отмечается лишь слегка пониженное настроение, которое исчезает по истечению 2-5 дней. Но даже здесь порядка 20% матерей не испытывают каких-либо подвижек в настроении.
По данным наблюдений, около 20-30% супружеский пар начинают получать большее удовольствие от семейной жизни, а многие говорят о чувстве исполненности и завершённости. На сегодня эти данные перепроверяются и уточняются в соответствии с новыми реалиями.
Какие факторы влияют на успешность и умение молодых родителей адаптироваться к новым условиям жизни? Для большинства женщин ключевым моментом является поддержка со стороны мужа и надёжная социальная поддержка.
Более того, желанность ребёнка, его «одобрение» и качество супружеских отношений в период беременности непосредственно связаны с тем, насколько удачно супруги смогут перейти к новым формам поведения и изменению жизни. Поразительно, но для многих отцов для успешности адаптации к новым условиям требуется положительная оценка со стороны жены всех совместных отношений, а также периода своей беременности.
Значимым фактором является и самооценка родителей. Родительская тревожность, например, зачастую порождается именно хронической неуверенностью в своих силах или развёрнутом комплексе неполноценности. Людям с умеренной (условная группа нормы, 75% населения) самооценкой гораздо проще приспособиться к новой ситуации, нежели семьям с низкой или высокой самооценкой. Более того, по мере развития ребёнка существенными становятся и его особенности, а именно свойства темперамента. Дети с яркими особенностями могут приводить супругов к понижению удовлетворённости семейной жизнью.
Стадиальность развития детей и задачи родителей
Мы уже не раз писали о разных стадиях развития детей, учитывая физиологию, психологию и социальные отношения на различных этапах взросления ребёнка. Однако нигде особенно мы не заостряли внимания на задачах родителей. Сегодня мы исправим это упущение.
Каждый этап развития ребёнка протекает в рамках одной из стадий семейного цикла, который, в свою очередь, предъявляет особые требования к самим родителям.
Например, младенцу требуется постоянный уход и внимание, что некоторые родители могут с лёгкостью пережить, а для других это является непомерным трудом. Некоторые родители могут испытывать чувство скованности из-за того, что они слишком сильно зависят от потребностей собственного ребёнка. Кого-то сильно раздражает детский плач. В некоторых родителях детски рыдания могут вызывать чувство собственной недееспособности, беспомощности вплоть до гнева или агрессии.
Каждый кризисный этап в развитии ребёнка – это критический период в жизни всей семьи и каждого из супругов. Мы приведём концепцию в которой выделяется шесть последовательных стадий родительства, которые так или иначе связаны с этапностью развития ребёнка.
Этап 1: формирование образа
Этот этап характерен тем, что берёт своё начало до рождения ребёнка. Его стартовая линия – это момент зачатия (точнее, осознание беременности) ребёнка. Супруги буквально «примеряют» на себя образ будущего родительства, пытаясь оценить свои возможности и дать оценку себе как потенциальному родителю.
В коей-то мере супруги выискивают внутренний ресурс, который поможет им как можно безболезненней адаптироваться к вскоре поменяющимся условиям. Здесь же происходит примерка к себе стандартов «идеального» родителя. Однако оговоримся, что даже на то, что в обществе заложены определённые стереотипные представления о правильном родительстве, каждая семья трансформирует эти стандарты под особенности своей семейной системы и личности. Этот этап заканчивается в момент рождения ребёнка.
Этап 2: вскармливание
На данном этапе самое важное происходит в развитии чувства привязанности к ребёнку. Эта стадия характеризуется тем, что родители учатся понимать ребёнка, а также учатся соотносить своё время и эмоциональную отдачу, которые они выделяют родственникам, друзьям и супругу с потребностями ребёнка. Эта стадия длиться от момента рождения и начала бондинга вплоть до того, как ребёнок научится говорить «нет». Это примерно 3-й год жизни.
Этап 3: авторитет
На этой стадии родители впервые начинают оценивать себя в прошедшем времени. Они отвечают для себя на вопрос, какими они были родителями и какими будут, рефлексируя свой опыт. Основное достижение этой стадии для родителей – это осознание и принятие того факта, что дети не всегда будут соответствовать созданному родителями идеалу, да и в общем-то не должны быть отражением желаний родителей. Этот период длиться в промежутке от 2 до 5 лет.
Этап 4: интерпретативный
В этот период родители сталкиваются с необходимостью вновь проверить и протестировать уже сложившиеся представления о своём ребёнке, воспитании и семейной жизни. Это происходит в период среднего детства в возрасте от 6 до 11/12 лет.
Этап 5: взаимозависимость
Этот этап – этап подростничества ребёнка. На этой стадии родителям важно сознательно пересмотреть отношения подчинения-власти со своими детьми. Как мы писали в одной из статей, оптимальный вариант для этой стадии – это построение партнёрских отношений с предоставлением высокой степени свободы для почти взрослых детей.
В тоже время эти отношения могут развиваться и в русле конкуренции, что также имеет и свои плюсы, и минусы, но главное достижение здесь – это предоставление автономии подростку. Нередко застревание родителей на ранних стадиях отношений приводит к тому, что эти отношения портятся, становятся холодными и формальными.
Этап 6: расставание
Этап, о котором нередко говорят, что он сопровождается феноменом опустевшего гнезда. Это момент, когда взрослые дети покидают родительскую семью. В этот момент родители не просто должны отпустить своё чадо, но и пройти не всегда приятный и безболезненный путь критического осмысления того, какими родителями они были, что они дали ребёнку.
К сожалению, этот этап нередко связан с такими проблемами, как ухудшение отношений, потеря смысло-жизненных ориентиров, развод. Однако в большинстве своём это этап рождения чувства завершённости и законченности реализации себя в роли активного родителя.
Резюмируя
На каждой из приведённых стадий родители должны смочь преодолеть все внутренние конфликты, перейти на новый уровень интеграции в рамках семьи и своей личности. В противном случае неразрешённость собственных проблем приведёт к тому, что родители не смогут контролировать сопровождающие родительство чувства. Подобные провалы в эмоциональной сфере приводят и к ухудшению качества родительства, и к семейным распрям.
Заметим, что не каждый этап должен проходить гладко. Родители, которые с трудом справляются с ребёнком на одной стадии его развития, могут стать показательным примером на поздних этапах взросления. Например, многие родители с треском проваливаются, ухаживая за младенцами, однако их навыки общения с подростками и успешность воспитания на соответствующих стадиях оказываются выше любых похвал. Разумеется, верно и противоположное.
Следуя стадиям развития семьи, супруги должны успешно справляться не только с требованиями ситуации, преодолевая новые трудности и препятствия стремясь удовлетворить запросы этапа. Родители должны преодолевать и конфликты, развивающиеся в супружеской подсистеме семьи. Безусловно, пары должны стремиться урегулировать конфликты таким образом, чтобы каждый из них мог оставаться целостной личностью, не теряя себя на пути воспитания ребёнка.
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!
Источник