Основные задачи развития языка ребенка
Елена Харченко
Задачи развития речи у дошкольников.
О задачах развития речи.
О
дна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
• Владение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие речевого творчества;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направления ОО «Речевое развитие»:
1/ Развитие речи
2/ Приобщение к художественной литературе
Основные задачи реализации в программе «От рождения до школы»:
1/ Развитие речи:
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
2/Приобщение к художественной литературе:
• Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Принципы реализации задач ОО «Речевое развитие»:
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
• Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи;
• Принцип развития языкового чутья;
• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
• Принцип обеспечения активной языковой практики.
Средства реализации ОО «Речевое развитие»:
• Общение взрослых и детей;
• Культурная языковая среда;
• Обучение родной речи на занятиях;
• Художественная литература;
• Изобразительное искусство, музыка, театр;
• Занятия по другим разделам программы
Методы реализации ОО «Речевое развитие»по используемым средствам:
1.Наглядные:
2.Словесные:
3.Практические:
• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
• Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
• Чтение и рассказывание художественных произведений;
• Заучивание наизусть;
• Пересказ;
• Обобщающая беседа;
• Рассказывание без опоры на наглядный материал
• Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности
1. Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов
• Метод наблюдения и его разновидности
• Рассматривание картин
• Чтение художественной литературы
• Пересказ,
• Заучивание наизусть
• Игры-драматизации по содержанию литературных произведений
• Дидактические игры
1. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения
• Обобщающая беседа
• Рассказывание
• Пересказ с перестройкой текста
• Дидактические игры на развитие связной речи
• Метод моделирования
• Творческие задания
Приемы развития речи
1. Словесные
• Речевой образец,
• Повторное проговаривание
• Объяснение
• Указание
• Оценка детской речи
• Вопрос
1. Наглядные
• Показ иллюстративного материала
• Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
1. Игровые
• Игровое сюжетно-событийное развертывание
• Игровые проблемно-практические ситуации
• Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание
• Имитационно-моделирующие игры
• Ролевые обучающие игры
• Дидактические игры
Литература
1. Изучение методической литературы Сентябрь – ноябрь 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д.Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Источник
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский)
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как:
- Правильное произношение звуков и слов
- Правильное по смыслу употребление слов
- Умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка (см. : Соловьева О.И. методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1960, с. 19-20)
В конце 60-х годов в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г.И. Винокур, Б.Н.Головин, В.Г.Костомаров, А.А.Леонтьев). правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью , а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла . высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью (см.: Методика развития речи на уроках русского языка . Под ред.Т.А.Ладыженской – М., 1991 г.).
Признаками хорошей речи являются:
- Лексическое богатство
- Точность
- Выразительность
Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того , он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной , выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования , опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью. Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Задачи речевого развития речи
Основные единицы языка | Формы речевого общения | Задачи развития речи |
1. слово 2. звук 3. словоформа словосочетание предложение 4. текст | Диалог, монолог | 1.развитие словаря 2.воспитание звуковой культуры речи 3.формирование грамматического строя речи 4. развитие связной речи:
|
Методические принципы развития речи
Методические принципы – это общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения.
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления и развивается в единстве с мышлением.
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), в разных видах деятельности.
- Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении.
- Принцип обеспечения активной речевой практики. Важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей:
- Эмоционально-положительный фон
- Субъект-субъектное общение
- Индивидуально направленные приемы
- Широкое использование наглядного материала, игровых приемов
- Смена видов деятельности
- Задания, обращенные к личному опыту и др.
Средства развития речи
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
- Общение взрослых и детей
Общение – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.
- Культурная языковая среда, речь воспитателя
Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:
– содержательность и одновременно точность, логичность
– соответствие возрасту детей
– лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность
– образность
– выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость
– знание и соблюдение правил речевого этикета
– соответствие слова воспитателя его делам
- Обучение
Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений
- Художественная литература
является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи
- Изобразительное искусство, музыка, театр.
Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями
Задачи развития речи решаются путем использования различных средств и методов в их единстве.
Календарный план предусматривает не только занятия, но и основные формы развития речи вне их.
В помощь воспитателям можно предложить примерную таблицу , демонстрирующую основные формы работы по развитию речи (А.М.Бородич. Методика развития речи. М., 1981, с.202-212)
Диагностическая карта по выявлению уровня речевого развития детей в подготовительной группе
Умения и навыки ребенка
- Строить сложные предложения разных видов
- Составлять рассказы по картине, по серии картинок, из опыта, небольшие сказки
- Находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове
- Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова на слоги (части)
- Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов
- Драматизировать небольшие произведения
Схема развивающего речевого занятия
- разминка в кругу (психологический настрой; пальчиковые игры)
- речевая разминка (проговаривание скороговорок с различной интонацией и громкостью с одновременным подключением движений рук)
- основной блок: в какой-либо сказочный или познавательный материал, связанный одним сюжетом, вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления
- двигательная разминка (в середине занятия)
- анализ и итоги занятия
Задача. Развитие личности ребенка, его воображения, мышления, речи, коммуникативных и волевых качеств.
Программное содержание.
- Связная речь. Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, использовать план
- Грамматика. Закреплять умение образовывать существительные винительного падежа множественного числа
- Звуковая культура речи. Упражнять в отчетливом произношении потешек в различном ритме с разной силой голоса
- Методы ТРИЗ. Сочинение сказки по схемем-карточкам; поиск противоречий; нахождение внешних и внутренних ресурсов
Источник
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
О.В. Рыжкова, МБДОУ Д/С №105. городского округа город Воронеж . 2017г.
В современном дошкольном образовании словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Обогащение словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
Язык, как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения. Главной особенностью слова является единство лексического и грамматического значений.
Лексические значения – сгустки человеческих знаний об определённых сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение: в нём можно выделить предметную отнесённость, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону – систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нём выражается. Например, слово стол указывает на определённый предмет – стол, но вместе с тем выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня стил., постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида.
Следует различать значение и смысл слова.
Смысл – это содержание слова в речи, в определённом контексте. Слово в речи, может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки, в зависимости от своего сочетания с другими. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.
Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связанна различными отношениями с другими единицами. Как по назначению, так и по форме (синонимические, анатомические связи, тематические и лексико-семантические группы).
Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.
Сегодня принято выделять четыре основные задачи развития речи дошкольника:
1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
2. Уточнение словаря, т.е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.).
Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне. Без употребления соответствующей терминологии.
Литература :
1. О.С.Ушакова Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
2. Д.Б.Эльконин Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1969.
3. О.С. Ушакова «Развитие речи детей» М.: «ТЦ Сфера»2011
4.О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» М.: «ТЦ Сфера»1998
5.О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» М.: «ТЦ Сфера»2015
6. Т.А.Шорыгина «Добрые сказки» М.: «ТЦ Сфера»2016
7. Использование загадок в процессе развития речи детей: Учебное пособие. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://refeteka.ru/r-135786.html
Источник