Основные задачи развития языка ребенка

Основные задачи развития языка ребенка thumbnail

Елена Харченко
Задачи развития речи у дошкольников.

О задачах развития речи.

О

дна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

• Владение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления ОО «Речевое развитие»:

1/ Развитие речи

2/ Приобщение к художественной литературе

Основные задачи реализации в программе «От рождения до школы»:

1/ Развитие речи:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2/Приобщение к художественной литературе:

• Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Принципы реализации задач ОО «Речевое развитие»:

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

• Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи;

• Принцип развития языкового чутья;

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

• Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

• Общение взрослых и детей;

• Культурная языковая среда;

• Обучение родной речи на занятиях;

• Художественная литература;

• Изобразительное искусство, музыка, театр;

• Занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие»по используемым средствам:

1.Наглядные:

2.Словесные:

3.Практические:

• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

• Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

• Чтение и рассказывание художественных произведений;

• Заучивание наизусть;

• Пересказ;

• Обобщающая беседа;

• Рассказывание без опоры на наглядный материал

• Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

1. Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов

• Метод наблюдения и его разновидности

• Рассматривание картин

• Чтение художественной литературы

• Пересказ,

• Заучивание наизусть

• Игры-драматизации по содержанию литературных произведений

• Дидактические игры

1. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения

• Обобщающая беседа

• Рассказывание

• Пересказ с перестройкой текста

• Дидактические игры на развитие связной речи

• Метод моделирования

• Творческие задания

Приемы развития речи

1. Словесные

• Речевой образец,

• Повторное проговаривание

• Объяснение

• Указание

• Оценка детской речи

• Вопрос

1. Наглядные

• Показ иллюстративного материала

• Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

1. Игровые

• Игровое сюжетно-событийное развертывание

• Игровые проблемно-практические ситуации

• Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание

• Имитационно-моделирующие игры

• Ролевые обучающие игры

• Дидактические игры

Литература

1. Изучение методической литературы Сентябрь – ноябрь 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д.Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Источник

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский)

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как:

  • Правильное произношение звуков и слов
  • Правильное по смыслу употребление слов
  • Умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка (см. : Соловьева О.И. методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1960, с. 19-20)

В конце 60-х годов в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г.И. Винокур, Б.Н.Головин, В.Г.Костомаров, А.А.Леонтьев). правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью , а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла . высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью (см.: Методика развития речи на уроках русского языка . Под ред.Т.А.Ладыженской – М., 1991 г.).

 Признаками хорошей речи являются:

  • Лексическое богатство
  • Точность
  • Выразительность

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того , он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование  навыков и умений точной , выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования , опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью. Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Задачи речевого развития речи

Основные единицы языка

Формы речевого общения

Задачи развития речи

1. слово

2. звук

3. словоформа

словосочетание

предложение

4. текст

Диалог, монолог

1.развитие словаря

2.воспитание звуковой культуры речи

3.формирование грамматического строя речи

4. развитие связной речи:

  • Формирование диалогической (разговорной) речи
  • Формирование монологической речи

Методические принципы развития речи

Методические принципы – это общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения.

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления  и развивается   в единстве с мышлением.
  2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), в разных видах деятельности.
  3. Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл.
  4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.
  5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком
  6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении.
  7. Принцип обеспечения активной речевой практики. Важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей:
  • Эмоционально-положительный фон
  • Субъект-субъектное общение
  • Индивидуально направленные приемы
  • Широкое использование наглядного материала, игровых приемов
  • Смена видов деятельности
  • Задания, обращенные к личному опыту и др.

Средства  развития речи

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

  • Общение взрослых и детей

Общение – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.

  • Культурная языковая среда, речь воспитателя

Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому  к речи педагога предъявляются высокие требования:

– содержательность и одновременно точность, логичность

– соответствие возрасту детей

– лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая  правильность

– образность

– выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость

– знание и соблюдение правил речевого этикета

– соответствие слова воспитателя его делам

  • Обучение

Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений

  • Художественная литература

является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи

  • Изобразительное искусство, музыка, театр.

Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями

Задачи развития речи решаются путем использования различных средств и методов в их единстве.

Календарный план предусматривает не только занятия, но и основные формы развития речи вне их.

В помощь воспитателям можно предложить примерную таблицу , демонстрирующую основные формы работы по развитию речи (А.М.Бородич. Методика развития речи. М., 1981, с.202-212)

Диагностическая карта по выявлению уровня речевого развития детей в подготовительной  группе

Умения и навыки ребенка

  • Строить сложные предложения разных видов
  • Составлять рассказы по картине, по серии картинок, из опыта, небольшие сказки
  • Находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове
  • Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова на слоги (части)
  • Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание  небольших  литературных текстов
  • Драматизировать небольшие произведения

Схема развивающего речевого занятия

  1. разминка в кругу (психологический настрой; пальчиковые игры)
  1. речевая разминка (проговаривание скороговорок с различной интонацией и громкостью с одновременным подключением движений рук)
  1. основной блок: в какой-либо сказочный или познавательный материал, связанный одним сюжетом, вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления
  1. двигательная разминка (в середине занятия)
  1. анализ и итоги занятия

Задача. Развитие личности ребенка, его воображения, мышления, речи, коммуникативных и волевых качеств.

Программное содержание.

  • Связная речь. Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, использовать план
  • Грамматика. Закреплять умение образовывать существительные винительного падежа множественного числа
  • Звуковая культура речи. Упражнять в отчетливом произношении потешек в различном ритме с разной силой голоса
  • Методы ТРИЗ. Сочинение сказки по схемем-карточкам; поиск противоречий; нахождение внешних и внутренних ресурсов

Источник

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

О.В. Рыжкова, МБДОУ Д/С №105. городского округа город Воронеж . 2017г.

В современном дошкольном образовании словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Обогащение словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.

Язык, как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения. Главной особенностью слова является единство лексического и грамматического значений.

Лексические значения – сгустки человеческих знаний об определённых сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение: в нём можно выделить предметную отнесённость, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону – систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нём выражается. Например, слово стол указывает на определённый предмет – стол, но вместе с тем выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня стил., постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида.

Следует различать значение и смысл слова.

Смысл – это содержание слова в речи, в определённом контексте. Слово в речи, может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки, в зависимости от своего сочетания с другими. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связанна различными отношениями с другими единицами. Как по назначению, так и по форме (синонимические, анатомические связи, тематические и лексико-семантические группы).

Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи развития речи дошкольника:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Уточнение словаря, т.е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.).

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне. Без употребления соответствующей терминологии.

Литература :

1. О.С.Ушакова Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

2. Д.Б.Эльконин Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1969.

3. О.С. Ушакова «Развитие речи детей» М.: «ТЦ Сфера»2011

4.О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» М.: «ТЦ Сфера»1998

5.О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» М.: «ТЦ Сфера»2015

6. Т.А.Шорыгина «Добрые сказки» М.: «ТЦ Сфера»2016

7. Использование загадок в процессе развития речи детей: Учебное пособие. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://refeteka.ru/r-135786.html

Источник