Основные задачи коррекции психического развития ребенка

Основные задачи коррекции психического развития ребенка thumbnail

Цель, основные задачи и принципы психологической коррекции
в дошкольном возрасте

В психолого-педагогической научной литературе и в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста понятие «коррекция» широко используется многими авторами. В переводе с латинского языка слово «коррекция» означает исправление, внесение поправок, улучшение чего-либо. В таком дословном понимании термина «коррекция» «психологическая коррекция» как форма психолого-педагогической деятельности зародилась и продолжает существовать в настоящее время в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность воздействий, направленных на исправление недостатков и отклонений в психическом развитии, которые связаны в первую очередь с органическими нарушениями и нуждаются в специальной медико-педагогической помощи.

Постепенно с развитием практической психологии употребление понятия «психологическая коррекция» стало распространяться и на область нормального психического развития ребенка, так как и в его ходе встречаются различные отклонения, расстройства и нарушения, которые связаны с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей и порождают нестандартное и «трудное» поведение. К настоящему времени в пространстве дошкольного детства сложилась устойчивая традиция широко использовать понятие «психологическая коррекция» применительно к различным психологическим проблемам, существующим в рамках медико-биологической нормы. Действительно, запросы педагогической практики направляют усилия дошкольных психологов не только на всестороннее изучение каждой конкретной ситуации развития и глубокое понимание тех или иных специфических трудностей ребенка. Они побуждают и к вдумчивому анализу причин поведения, и к последующей разработке эффективной помощи, которая компенсирует неблагоприятные тенденции психического развития и способствует более успешной адаптации ребенка к социальным условиям.

Однако необходимо подчеркнуть, что по отношению к нормальному дошкольному детству использование термина «психологическая коррекция» допустимо, если при этом смысл понятия «коррекция» отчетливо смещается с «исправления и улучшения» на «закономерное и качественное изменение» как свойство процесса развития, и в толковании понятия «психологическая коррекция», прежде всего, подразумевается направляющее и развивающее содержание. Тогда происходит принципиальная замена внешнего оценочного содержания коррекции, ориентированного на довлеющую позицию вмешательства и воздействия взрослого по отношению к ребенку. И в таком случае «психологическая коррекция» понимается как организованный целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, главная цель которого – полноценное психическое и личностное развитие ребенка, а основные задачи – интенсификация нормального развития и создание наиболее благоприятных условий для гармоничного психического развития ребенка.

Именно такое понимание основной цели и задач психологической коррекции задает определенную – совершенно особую – психолого-педагогическую позицию по отношению к ребенку-дошкольнику. Не ребенка «подгонять» под те или иные образовательные программы и образцы поведения, ограничивая рамками жестко заданных требований и представлений, а видоизменять и совершенствовать условия развития ребенка. Обогащать, расширять и варьировать содержание, методы и формы воспитания, активизировать потенциал возможностей развития психики за счет наполнения деятельности ребенка наиболее значимыми ее видами и способами.

Центральная идея теории психического развития ребенка
А.В. Запорожца, которая принята и разрабатывается в отечественной психологии, выделяет положение о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, создающих уникальные возможности для формирования соответствующих психических процессов и функций. Исходя из этого, в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками важно опираться на знание основных возрастных закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и выбирать путь амплификации развития, т.е. широкого и максимального развертывания различных специфически дошкольных видов деятельности, а также общения со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в отечественной педагогике и психологии определяются и формулируются в соответствии с фундаментальным понятием личности человека как целостной психологической структуры. Методологическим основанием коррекционно-развивающего подхода является теоретическое положение о формировании личности человека в течение жизни и в процессе усвоения культурно-исторического опыта благодаря общению с окружающими людьми и в результате собственной активной деятельности, содержание и структура которой закономерно изменяются в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Перечислим основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы в пространстве дошкольного детства.

  • Единство коррекции и развития. Этот определяющий принцип означает, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе полноценного психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, и что уже с первых этапов работы практический психолог ориентируется на возможные достижения в процессе коррекции. Принцип единства коррекции и развития определяет название соответствующих программ как коррекционно-развивающих.
  • Единство возрастного и индивидуального в развитии. Этот принцип соотносит возрастные возможности развития с индивидуальными особенностями ребенка, учитывает неповторимость и уникальность конкретного пути развития личности человека. Каждый возрастной период имеет свою ценность в целостном поступательном процессе становления личности человека, свой потенциал развития и свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Полноценное проживание дошкольного периода гарантирует реализацию возможностей возраста, способствует формированию всех сторон личности ребенка на этом этапе развития. В онтогенетическом развитии человека существуют определенные сензитивные периоды, в течение которых организм обладает повышенной чувствительностью к различного рода воздействиям внешней среды и оказывается физиологически и психологически способным к усвоению новых знаний и форм поведения. Эти периоды определяют условные возрастные границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и задают оптимальные сроки эффективного обучения. Но для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Различаются не только индивидуальные темпы развития, как в целом, так и его отдельных свойств, процессов и качеств, но и своеобразие различных сфер, например, экспрессивность и энергичность движений, сила, глубина и продолжительность эмоциональных переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и т.п. Поэтому коррекционная работа хотя и ориентируется на норму психического развития, но не решает задачу «подгонки» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое творческое поле поиска и деятельности в пространстве возможностей ребенка и во времени их актуализации. Следовательно, и коррекционная программа не может быть усредненной и унифицированной. Она призвана способствовать максимальной индивидуализации развития каждого ребенка и создавать условия для сбалансированного развития его личности как целостности.
  • Единство диагностики и коррекции развития. Этот принцип подчеркивает, что коррекция и развитие взаимно обусловлены. Информацию об индивидуально-психологических особенностях ребенка дает психодиагностика, поэтому деятельность, направленная на решение задач психологической коррекции считается диагностико-развивающей работой.
  • Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет специфику средств, путей и способов достижения поставленной цели в дошкольном детстве. Он основан на признании ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка и того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. Учитывает, что ведущая деятельность этого возраста в наибольшей степени способствует развитию ребенка в данном периоде онтогенеза и что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования. Этот принцип предполагает проведение коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым и создание таких условий воспитания и обучения детей, которые восполнили бы, если это необходимо, недостатки в развитии, возникшие в предыдущие годы жизни ребенка. В связи с этим основным содержанием коррекционной работы становится создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, позволяющей охарактеризовать возможности и перспективу развития и сформулировать развивающие задачи в позитивной форме. Эффективная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа способствует продуктивному самовыражению личности ребенка и строится как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнения и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствует способности в чисто количественном направлении и не поднимает их на более перспективный качественный уровень. Но и слишком большой отрыв условий проведения обучения от наличного уровня развития ребенка не приносит желаемого продвижения вперед. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с тем или иным заданием при некоторой помощи взрослого, которая постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Если же ребенок все-таки не в состоянии отказаться от помощи, можно предположить, что в данный момент времени эти требования находятся за пределами зоны ближайшего развития ребенка и не способствуют прогрессу в его психическом развитии.
  • Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа, не должны восприниматься родителями и педагогами как дети «другого» сорта. Они нуждаются не в особом отношении, а в продуманном и последовательном развитии до оптимальной нормы. Мобилизация движущих сил развития у ребенка происходит тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него и доверяет ему, когда взрослый активно и заинтересованно включает ребенка в совместное решение все более разнообразных и широких задач.
  • Анализ различных вариантов развития ребенка и особенностей его деятельности в пределах нормы, изучение конкретной межличностной ситуации, выбор и применение адекватных психокоррекционных приёмов в работе с дошкольниками проводится на основе синдромного подхода, предложенного Л.С. Выготским и разработанного в дальнейшем А.Л. Венгером. Этот принцип выделяет приоритет коррекции казуального типа и направляет усилия заинтересованных взрослых, прежде всего, на поиск истинных причин тех или иных нежелательных, проблемных проявлений у ребенка и на их возможное устранение в условиях данной ситуации развития.

Коррекционно-развивающая работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Синдромный подход позволяет соотнести те или иные поведенческие особенности ребенка с конкретной системой его отношений с окружающими людьми и использовать наиболее эффективные способы коррекционно-развивающего взаимодействия психолога, родителей, педагогов и ребенка.

Таким образом, в пространстве нормального дошкольного детства коррекционно-развивающая работа, направленная на гармонизацию психического развития ребенка, в отношении каждого практического случая ставит перед дошкольным психологом целый комплекс взаимосвязанных задач и предъявляет определенные требования к соответствующим программам, исходя из основных психолого-педагогических принципов.

Источник

Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются, во-первых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Формы коррекции

Сам термин «коррекция психического развития» как определенная форма психолого-педагогической деятельности впервые возникает в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. Там он означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.

Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития».

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б.Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции каузальной направленности имеет безусловный приоритет перед формой симптоматической коррекции. Для успеха коррекции необходимо исходить из психологической структуры нарушений и анализа их генезиса. Коррекционные усилия, таким образом, должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отклонений в развитии, на их симптоматике, сколько на действительных источниках, порождающих эти отклонения, и на их причинах.

В практике возрастно-психологического консультирования следует дифференцировать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этиогенезом отклонений в развитии. Особым случаем является коррекция вариантов задержки психического развития, обусловленной социально – психологическими и педагогическими причинами. Особое место в консультативной практике занимает коррекция невротических состояний и неврозов в условиях нормального развития, составляющая сферу приложения усилий как психиатров и патопсихологов, так и возрастных психологов.

В зависимости от содержательно-психологической направленности коррекции в рамках нормального онтогенетического развития следует различать коррекцию умственного развития, коррекцию развития личности, коррекцию и профилактику развития невротических состояний и неврозов.

В зависимости от форм организации психологической помощи с целью решения коррекционных задач в работе психолога можно выделить три ее вида: лекционно-просветительскую, консультативно-рекомендательную и собственно коррекционную работу в форме индивидуальной и групповой коррекции.

Лекционно-просветительская работа адресуется группе родителей, воспитателей и учителей и предполагает рассмотрение основных закономерностей и базовых фактов развития ребенка, возрастно-психологических особенностей конкретных стадий развития ребенка, типичных критичных ситуаций, трудностей и проблем каждого возраста и общих рекомендаций по их преодолению.

Консультативно-рекомендательная работа строится на основе прицельной диагностики характера и причин, переживаемых ребенком трудностей в развитии, и предполагает формулирование психологом системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями, учителями и воспитателями при активной роли самого ребенка будут содействовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии.

Третья, наиболее трудоемкая, собственно коррекционная работа осуществляется непосредственно психологом при активном содействии родителей, воспитателей и учителей с группой детей или индивидуально с ребенком. Эта форма работы с большим или меньшим успехом может быть реализована педагогами в сотрудничестве с психологами в различных видах детских учреждений. Такая форма работы, хотя и требует значительных усилий, материальных и организационных затрат, применения специальных методов и методик, техник и процедур, является наиболее результативной и перспективной.

Источник

И.И.Мамайчук рассматривает целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии через психокоррекционный комплекс, который составляют четыре взаимосвязанных блока.

  • 1. Диагностический.
  • 2. Коррекционный.
  • 3. Оценочный.
  • 4. Прогностический.

В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды.

Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

  • • всестороннее клинико-психологическое изучение личностей ребенка и его родителей, а также системы их отношений;
  • • анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;
  • • определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;
  • • анализ социальной среды ребенка (неблагоприятных факторов, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие; условий формирования личности и ее социальной адаптации). Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:
  • • коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;
  • • помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
  • • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
  • • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
  • • развитие у ребенка компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемиче- ских и интеллектуальных процессов;
  • • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • • формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционый процесс;
  • • создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка, с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это — одна из важных задач, так как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в общество является важным фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста.

Оценочный блок или блок оценки эффективности коррекционных воздействий направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

Эффективность психологической коррекции зависит от конкретных целей психокоррекционного процесса. При симптоматической коррекции результат воздействий может проявиться уже после первых занятий с ребенком. Однако в процессе психокоррекции необходимо ориентироваться не на симптомы, а на причины, их порождающие. Действие каузальной коррекции может проявляться даже не сразу после окончания психокоррекционных занятий, а значительно позже.

Эффективность психологической коррекции зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

К объективным факторам относятся:

  • • степень тяжести дефекта у ребенка;
  • • четкость поставленных коррекционных задач;
  • • четкость организации психокоррекционного процесса;
  • • время начала коррекционного процесса;
  • • профессиональный и личностный опыт психолога.

К субъективным факторам можно отнести:

  • • установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;
  • • отношение их к психологической коррекции и к психологу.

При оценке эффективности психокоррекционных воздействий необходимо использовать разнообразные методы — в зависимости от поставленных психокоррекционных задач. Например, при анализе эффективности психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты родителей о поведении детей до и после занятий. При оценке поведенческих и эмоциональных реакций ребенка целесообразно сочетать метод наблюдения с проективными методами исследования личности (цвето-ассоциативные тесты, методика незаконченных предложений, рисуночные тесты и т. п.). При оценке эффективности коррекции познавательных процессов у детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов, результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, но и врачей, педагогов и социальных работников.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка или подростка. В ходе коррекции психолог решает 2 задачи.

  • 1. Проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности ребенка в целом.
  • 2. Определение динамики этих изменений.

Это позволяет психологу объективно судить о потенциальных возможностях личности ребенка или подростка и прогнозировать ее дальнейшее развитие.

При построении прогностических оценок психолог должен уделить особое внимание активности ребенка. Психопрогностическая оценка не должна включать в себя определение только одного, единственного пути дальнейшего развития ребенка. Необходимо выделение ряда различных, в том числе альтернативных, вариантов с указанием тех условий, в которых может реализоваться личность субъекта психокоррекционных воздействий.

Источник