Основные взгляды на развитие ребенка
Цитата сообщения Гуррри
Взгляды на развитие детей. Из истории психологии…
За последние 100 лет представления о процессе психологического развития детей кардинально изменились. В начале XX века существовала стойкая тенденция, утверждавшая, что развитие это связано в основном с наследственностью и воспитание особого влияния на ребенка не оказывает. Иными словами, «какой в колыбельку—такой и в могилку». Тенденция эта возникла отчасти в результате стирания традиционных социальных границ, когда представления о том, что место человека в обществе прочно закреплено за ним в силу его социального происхождения, сменились уверенностью, что это свое место необходимо завоевать собственным упорным трудом и личными достоинствами. Генетическая основа развития рационально обосновывала, например, почему одним семействам удается сохранять свое благосостояние, преуспеяние и влиятельность, а другим нет. Такое объяснение считалось тогда вполне масштабным и стало доминирующим в учении о принципах развития.
Немало было психологов, твердо убежденных именно в генетической основе развития. В американском Гезелевском институте изучения развития детей, например, даже выпустили руководство по поведению детей, в котором говорилось: «Прежде всего, признайте, что ребенок уже личность, и личность эта уже такова, какова есть, и оставьте намерения ее создать (разве что через наследственность) или изменить».
Поэтому тогдашние психологи развития в основном давали родителям рекомендации, как развивать в ребенке «природные» склонности. Это было полной противоположностью викторианской системе строжайшего воспитания, еще несколькими годами ранее столь широко распространенной в западном обществе. Новая же система утверждала, что дети — необработанные и потому ничего не стоящие драгоценные камни, которые необходимо огранить, дабы они приобрели ценность. Впрочем, она вовсе не подразумевала абсолютной вседозволенности для родителей и воспитателей, в отличие от современной, и, пожалуй, была умеренно строгой. Во всяком случае, более позитивной и менее карательной, чем предшествующая.
Сейчас мы, разумеется, понимаем, что подобные экстремальные воззрения были ошибочны, однако в течение первых 30 лет минувшего века идея пользовалась большим успехом. Детские психологи того времени по большей части пристально наблюдали за развитием младенцев и детей постарше. Отмечали ход и стадии физического и умственного развития, виды игр. Многие из тогдашних суждений повлияли на нынешние представления о развитии детей, хотя о наследственности как об основе основ и единственном значимом факторе больше не говорят.
Социальные перемены, произошедшие после Первой мировой войны, принесли с собой перемены и в прикладной психологии развития. Отчасти это было связано с деятельностью психологов-бихевиористов*, постепенно приобретавших все большее влияние. Бихевиористы придерживались диаметрально противоположных взглядов на развитие и полагали, что новорожденный — та чистая страница, на которой можно написать что угодно, или мягкая глина, которой можно придать любую форму—все зависит от приобретаемого юным человеком опыта и намерений воспитателя. По их мнению, методом проб и ошибок, не без определенных, разумеется, ограничений, но, конечно же, без физического воздействия ребенок познает окружающий мир и учится вести себя и жить в нем.
* Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.
Бихевиористы, совершенно отвергая влияние наследственности, впали в другую крайность. Дж. Б. Уотсон (J. В. Watson, 1878-1958), признанный «отец» бихевиоризма, в 1924 году сказал:
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев… и предоставьте оговоренные мною условия, и я гарантирую, что, взяв наугад любого, воспитаю из него кого угодно — врача, юриста… да хоть нищего или вора, независимо от талантов, призвания, наклонностей, профессии и даже расы его предков».
С точки зрения генетики это было абсолютно невозможно. Однако данная теория пользовалась большой популярностью, ибо замечательно совпадала с идеями построения нового, более справедливого мира, которые в то время носились в воздухе и в Британии, и в Америке. Проблема, однако, заключалась в том, что бихевиористы считали обучение чисто механическим процессом, состоящим из реакций на внешние раздражители, и неважно было, каким образом ребенок приобретал опыт. Для них это были всего лишь раздражители того или иного рода, а механизм обучения оставался лишь механизмом.
Исходя из этих взглядов в прикладной психологии развития основное внимание уделяли различным формам обучения ребенка. Правда, у психологов механистичность была не в такой чести, как у бихевиористов, возможно, оттого, что они-то имели дело с реальными детьми. Они работали и с другими формами обучения — с подражанием и распознаванием — и предпочитали исследовать, как и чему дети учатся от родителей и какие методы более эффективны: наказания, или же поощрения, или авторитарность. Тогда было проведено немало исследований форм воспитания, многие из которых еще и сегодня вполне уместны и полезны.
В 60-70-х годах известность приобрел другой подход. В нем развитие рассматривалось как сочетание факторов наследственности и обучения. Наиболее точное выражение эти взгляды нашли в работах Жана Пиаже*, разработавшего подробную теорию, в которой психологическое развитие ребенка рассматривалось как совокупность этапов, следующих друг за другом в установленной последовательности. Этапы эти обретают четкую форму и разворачиваются в процессе обучения. Последовательность их и то, как ребенок справляется с обучением, имеют генетическую основу, а вот то, что он воспринимает фактически, и то, как осваивает полученные знания, дабы обрести смысл повседневности и свое место в этом мире, является уже результатом опыта.
* Пиаже Жан (Piaget, 1896-1980) — швейцарский психолог, создатель операционной концепции интеллекта и генетической эпистемологии.
В тогдашней прикладной психологии развития очень большое внимание уделялось понятию этапов развития и концепции «готовности». Во главу угла ставился вопрос: достиг ли ребенок той стадии, когда он готов воспринимать определенную форму обучения. Родителям либо рекомендовали заниматься с ребенком, то есть давать ему тот опыт, который помог бы ему этой стадии достичь, либо давали общую «схему», позволявшую наблюдать поведение ребенка в определенной среде и опытным путем определять способы разрешения конкретных проблем, возникавших в результате.
Такое сочетание «натуры» с «воспитанием» было тогда очень модным, однако и у него имелись свои слабые стороны. Хотя Пиаже удалось наглядно показать совокупное воздействие двух факторов, все же в его теории основной упор делался на личность, индивидуальность ребенка, а социальный контекст оставлялся без внимания. Когда ученые вознамерились пересмотреть теорию Пиаже с учетом этого, выяснилось, что она сильно умаляет интеллектуальные способности ребенка: в действительности дети куда умнее и гораздо восприимчивее к сложным понятиям, чем считалось. К тому же именно этим сложным понятиям и оказалось необходимым в первую очередь обучить ребенка, дабы он мог обрести смысл повседневности.
Все эти «открытия» легли в основу обновленных методик прикладной психологии развития, которыми мы пользуемся и по сей день. Наилучшим образом современные понятия сумел выразить в своих работах Л. С. Выготский*, и это особенно интересно, поскольку, как и Пиаже, он свои идеи разработал довольно давно. Однако его труды были переведены с русского на английский лишь в 1962 году и влияние приобретали постепенно, а к концу XX века стали и вовсе считаться наилучшими в современной психологии развития вообще, и детской в частности.
* Выготский Лев Семенович (1896-1934) — психолог, автор трудов по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства.
Выготский не отрицал влияния на развитие ребенка как наследственных, так и социальных факторов. Но особенно интересовался он тем, как ребенок реагирует на других людей. Ведь эта реакция у детей очень сильно развита едва ли не самых первых дней. Выготский показал, как влияние окружающей среды помогает ребенку систематизировать, структурировать свой интеллект и упорядочить растущие знания о внешнем мире. Знания, которые ребенок получает от окружающих его людей, весьма разнообразны и гораздо прочнее других сведений из внешней среды.
Дж. С. Брунер*, известный психолог, на которого идеи Выготского оказали сильное влияние, говорит о таком понятии, как «опора» — род помощи со стороны взрослого, своеобразный психологический «несущий каркас», помогающий ребенку придавать расширяющемуся знанию структуру и форму. Поэтому психологи, следующие этим принципам, начинают с того, что обучают родителей поддерживать своего ребенка и помогать ему в развитии, дабы он мог обрести нравственные ценности и развить способности, которые понадобятся ему, чтобы стать полноправным, «подкованным» и ответственным членом взрослого общества.
* Брунер Джером Сеймур (Bruner, р. 1915) — американский психолог, одним из первых начавший исследования потребностей и ценностей как организующих факторов восприятия.
Все дети разные, с разными наследственными склонностями и опытом, поэтому для процесса воспитания не существует единой простой формулы. Но знания, получаемые ребенком от окружающих его людей, жизненно важны для формирования его характера, интеллектуальных навыков и вообще личности.
Еще одна значительная область прикладной психологии развития изучает, как ребенок строит отношения с близкими людьми, и как — с остальными. Этому в психологии развития было посвящено немало исследований, а прикладники применяют полученные знания, чтобы разбираться и, если нужно, помогать в семейных взаимоотношениях.
Источник
Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.
Что такое формирование личности
Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.
По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.
Фазы развития личности
Имеется три фазы формирования личности ребенка
Адаптация
Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.
Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.
Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.
Индивидуализация
У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.
Интеграция
У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.
Какие факторы влияют на развитие личности ребенка
На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.
Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.
Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.
Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.
Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей
Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.
Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.
Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.
Какие ошибки допускают родители при воспитании личности
При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.
Категорический запрет
Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.
Гиперопека
При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.
Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.
Чрезмерная требовательность
Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.
Нотации
Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.
Безмерное баловство ребенка
Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.
Какие условия обеспечат успешное формирование личности
Важные условия для формирования личности ребенка.
Пример родителей
Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.
Коммуникация с окружающими
Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.
Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.
Забота и внимание
Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.
Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.
Смотреть видео
Источник