Основные условия развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни

Марина Столярова
Условия формирования у ребёнка потребности в здоровом образе жизни
«Условия формирования у ребёнка потребности
в здоровом образе жизни».
С момента рождения ребёнка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребёнка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребёнка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Потому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребёнка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать его творчество. То или иное заболевание человека – расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
Быть в движении – значит укреплять здоровье.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, на сколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному усвоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
С раннего возраста необходимо правильно организовать жизнь малыша в детском саду и семье, формировать его здоровье, умственную активность через движение.
Народные игры / стремление выиграть, одержать победу /.
Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. (см. приложение сказка “ Репка”)
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи.
Меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, должны дополняться ежедневно упражнениями и подвижными играми в семейных условиях. У детей развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживание при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.)
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладам жизни семьи. Поэтому необходимо вести пропаганду среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Растить детей крепкими, закалёнными.
Необходимо с раннего возраста закаливать детей в естественных погодных условиях в разное время года.Недаром говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.»
Проведение закаливающих мероприятий в сочетании с физическими упражнениями.
Рациональное использование специально оборудованной спортивной площадки на территории дошкольного учреждения, групповых комнат, природного окружения, а также и оснащенных участков во время прогулок с детьми.
Предложить детям однородные предметы по количеству детей и дать возможность с ними действовать как они хотят (мячи, скакалки, обручи и др.)
Разнообразие пособий. Периодически менять место их оборудования, тем самым привлекать внимание детей к физкультурным пособиям.
Знание воспитателем основной техники выполнения основных движений и умение применить на практике с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Развивать самостоятельность на основе знаний и умений.
Решить задачу воспитания у детей потребности в систематическом выполнении утренней гимнастики помогает формирование у них определённых знаний и умений, достаточных для возникновения и самостоятельной реализации потребности в физических упражнениях. Необходимо обеспечить правильное выполнение ОРУ на основе самоконтроля, без надзора взрослых. Можно использовать схематическое изображение упражнений на карточках.
Разнообразие видов движений.
Создание эмоционально непринуждённой обстановки.
Главный секрет хорошего самочувствия здорового ребёнка в детском саду – в его активной деятельности.
Чтобы появились силы к движению надо хорошо спать, с аппетитом есть и много двигаться.
Правильная организация режима.
Не запрещать, а регулировать.
Самостоятельную двигательную деятельность ребёнка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.
Организация активного отдыха дошкольников.
Проводить с детьми экскурсии, туристические прогулки, физкультурные праздники, досуги, развлечения, дни здоровья, каникулы, использование различной атрибутики.
Привлекать участие родителей, спонсоров, приглашать старших братьев, сестёр, выдающихся спортсменов.
Задания на дом, консультации для родителей.
Методика проведения с ребёнком утренней гимнастики, физических упражнений учит совместному решению творческих заданий.
Наличие необходимых физкультурных пособий.
На 3-м году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия – это коляски, качалки, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребёнок упражняется в лазании, подлезании, ползании, перешагивании и т. д. Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством педагога после предварительного разучивания действий с ними на занятиях.
Для ребёнка 4 – го года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки,мелкие пособия и игры: для упражнений в метании и бросании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие скакалки, а также трёх- и двух- колёсные велосипеды, машины с педальным управлением и т. д., способствующим ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвмжения по улице.
В старших группах (для 5 – 6 летних детей) широко используются спортивные игры-городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом.
Ребёнок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнований. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход.
В вечернее время можно применять игры,способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, шахматы, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребёнка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развиваются инициатива, организаторские способности и творчество.
Источник
Консультация «Основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни»
Воспитатель: Соломенцева Валентина Михайловна, МБДОУ «Незнамовский детский сад «Боровичок». Старый Оскол.
Основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.
Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.
Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылки возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровье и здоровом образе жизни у здорового человека. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности — задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.
Рекламное сообщение
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Другой пример. Если человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство “мышечного томления”. Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: “Ну, давай, побегай!”. Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности в систематических движениях. Приведенные примеры показывают, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.
Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек (подчеркнем, привычек, а не навыков и умений!) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы.
Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении, предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни, мы должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют их механически (так надо), а если появляется возможность, то попросту увиливают. Эффект задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организации оздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в эту ловушку.
В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.
И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни — таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях.
Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный интегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс, несмотря на то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием широко распространенного в системе дошкольного образования России курса ОБЖ, имеет ряд существенных отличий, в том числе и по методике организации занятий.
Во-первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет “укладываться” в отведенное для занятий время и не перегружать детей.
Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами сформулировать соответствующие выводы, подобно .герою из произведения В.Маяковского: “…и сказала кроха — буду делать хорошо, а не буду плохо”.
В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья.
В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении.
Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
Адекватно оценивая актуальные возможности, видя перспективы их роста, ребенок начинает выстраивать образ себя “будущего”. Мало того, он начинает любить этот образ и стремится к достижению этого идеала. Отсюда следует, что взрослые должны иметь представления об “идеалах” детей и помогать в их актуализации. Они должны уметь “организовать” успех каждому ребенку. Чувствуя поддержку, видя свои растущие возможности, ребенок стремится к новым физическим и личностным достижениям или, говоря психологическим языком, встает на путь саморазвития и самовоспитания. Управление ребенком в этом случае начинает уступать место самоуправлению.
10 советов здорового образа жизни
Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.
7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.
Я вам всем желаю, чтобы наши семьи, наши дошкольные учреждения, наш город и вся наша страна стали: территорией здоровья.
Акции партнеров
Источник