Основные теории развития ребенка в психологии

Основные теории развития ребенка в психологии thumbnail

Основные теории развития ребенка в психологии

Основные теории развития ребенка в психологии

Основные теории развития ребенка в психологии

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Психоаналитическая теория

Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

  1. оральная стадия (0 – 2 года);
  2. анальная стадия (2 – 3 года);
  3. фаллическая стадия (4 – 5 лет);
  4. латентная стадия (6 – 12 лет);
  5.  генитальная стадия (12 – 18 лет).

Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

  1. доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);
  2. чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);
  3. инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);
  4. трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);
  5. понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);
  6. стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);
  7. жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
  8. ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

Когнитивная теория

Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

Теория поведения

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.

Биологическая теория

Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология . Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга (запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами.

Гуманистическая теория

Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:

  1. выживание, или биологические потребности;
  2. безопасность и уверенность в будущем;
  3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);
  4. самооценка;
  5. самореализация.

Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

Основывается на том, что “всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка”. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем “вращиваются” в его сознание. Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные “инструменты” при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.

Периодизация и закономерности психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

  1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
  2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.
  3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Кризисы и стабильные периоды

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемые критические .

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

  1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
  2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
  3. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Динамика развития

  1. К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития.
  2. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.
  3. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
  4. Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Сензитивные периоды

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск

Акушерское отделение №1

Акушерское отделение №1

Акушерское отделение №2

Акушерское отделение №2

Гинекологическое отделение

Гинекологическое отделение

Отделение дневной стационар

Отделение дневной стационар

Женская консультация №1

Женская консультация №1

Женская консультация №2

Женская консультация №2

Источник

Аналитическая теория развития

З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности
действием биологических факторов и
опытом раннего семейного общения. Анализ
свободных ассоциаций пациентов привел
ученого к выводу, что болезни взрослой
личности сводятся к переживаниям
детства. Детские переживания, по мнению
3. Фрейда, имеют сексуальную природу.
Детская сексуальность понимается 3.
Фрейдом широко, как все, приносящее
телесное удовольствие, – поглаживания,
сосание, освобождение кишечника, а также
чувство любви и ненависти к отцу или
матери, ревность к брату или сестре и
т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает
неосознанное влияние на последующее
поведение взрослого, а также играет
определяющую роль в развитии личности.
Личность, по 3. Фрейду, – это взаимодействие
взаимно побуждающих и сдерживающих
сил. Источником психического развития
ребенка он считал влечения и инстинкты.
По его мнению, ребенок рождается с
определенным запасом энергии – «либидо»,
которая лежит в основе сексуальных
влечений человека. В процессе детского
развития З. Фрейд выделил четыре стадии,
на каждой из которых «либидо»
сосредоточивается в определенной
области тела. Раздражение этой области
приводит к удовлетворению значимых для
ребенка потребностей. Неудовлетворение
потребностей приводит к фиксации
влечений, создает напряжение; избыточное
удовлетворение также вызывает
нежелательные эффекты.

Оральная стадия(от рождения
до 18 мес.). Центром чувственной стимуляции,
наслаждения и интереса является рот.
Ребенок получает удовольствие, когда
сосет молоко, а в отсутствие пищи –
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немедленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
вторая инстанция – «Я». Чрезмерная или
недостаточная стимуляция в первой
половине стадии приводит к формированию
орально-пассивного характера: веселый,
оптимистичный, ожидающий к себе
«материнского» отношения и ищущий
одобрения любой ценой человек.
Психологически характеризуется
доверчивостью, пассивностью, незрелостью,
чрезмерной зависимостью. Во второй
половине стадии с появлением зубов
(кусание и жевание) фиксация ребенка на
этих переживаниях приводит к формированию
орально-агрессивного характера, что
выражается в таких личностных чертах,
как любовь к спорам, сарказм, пессимизм,
цинизм. Уже на оральной стадии, согласно
представлениям З.Фрейда, люди делятся
на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия(18 мес. – 3 года)
– чувственные наслаждения связаны с
процессом выделения. На этой стадии
ребенок встречается со многими запретами,
поэтому внешний мир выступает перед
ним как барьер, который он должен
преодолеть. В результате развитие
приобретает конфликтный характер. На
этой стадии практически полностью
образована инстанция “Я”, которая
способна контролировать импульсы “Оно”.
Социальное принуждение, наказания
родителей, страх потерять их любовь
заставляют ребенка мысленно представлять
себе, интериоризировать некоторые
запреты. Таким образом, начинает
формироваться “Сверх-Я” личности
ребенка как часть его самого, где в
основном заложены авторитеты, влияние
родителей и взрослых людей, которые
играют очень важную роль в качестве
воспитателей в жизни ребенка. Фиксация
на этой стадии в последующем может
привести к формированию анально-удерживающего
характера (скупость, упрямство и т.п.)
или анально-агрессивного характера
(импульсивность, несдержанность,
агрессивность и даже садистическая
жестокость).

Фаллическая стадия(3 года – 6
лет) – источником удовольствия и
наслаждения становятся гениталии. До
сих пор детская сексуальность была
аутоэротичной, теперь она становится
предметной, то есть дети начинают
испытывать сексуальную привязанность
к взрослым людям. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, – это
родители. Либидозную привязанность к
родителям противоположного пола 3. Фрейд
назвал Эдиповым комплексом для мальчиков
и комплексом Электры для девочек,
определив их как мотивационно-аффективные
отношения ребенка к родителю
противоположного пола. По мнению 3.
Фрейда, фаллической стадии соответствует
зарождение таких черт личности, как
самонаблюдение, благоразумие, рациональное
мышление, а в дальнейшем утрирование
мужского поведения с усиленной
агрессивностью. Фиксация на этой стадии
приводит к формированию фаллического
характера. У мужчин это проявляется в
стремлении к успеху, попытках доказать
свою мужественность и половую зрелость,
они хвастливы, дерзки и часто опрометчивы.
У женщин появляется склонность к флирту
или борьба за первенство над мужчинами,
при этом проявляется чрезмерная
настойчивость, напористость,
самоуверенность.

Латентный период(6 лет – 12-14
лет) – на протяжении этого периода
«либидо» дремлет, а внимание сосредоточено
на развитии интересов и навыков в
контактах со сверстниками того же пола,
а также на освоение общечеловеческого
опыта, закрепленного в науке и культуре,
на установление дружеских отношений
не только со сверстниками, но и взрослыми
за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия(с 12-14 лет и
вся последующая жизнь). Формируются и
реализуются зрелые гетеросексуальные
отношения и генитальный характер, как
символ идеального психического здоровья
– это зрелый и ответственный в
социально-сексуальных отношениях
человек, вносящий свой вклад в общество
благодаря продуктивной деятельности.
Однако, осуществление нормального
сексуального общения, особенно в
подростковом возрасте, может быть
затруднено. Тогда можно наблюдать в
течение генитальной стадии феномены
фиксации или регрессии к той или другой
из предыдущих стадий развития со всеми
их особенностями. Так, например, на этом
этапе может вновь возникнуть Эдипов
комплекс, который толкает юношу к
гомосексуальности,

предпочтительному выбору для общения
лиц своего пола. Чтобы бороться против
агрессивных импульсов “Оно”,
инстанция “Я” использует различные
механизмы защиты. У подростков это,
прежде всего, аскетизм и
интеллектуализация.Аскетизм с помощью внутренних запретов
тормозит этот феномен. Интеллектуализация
же сводит его к простому представлению
в воображении, таким путем позволяя
подростку освободиться от этих навязчивых
желаний. Описаны два наиболее ярких
типа характера, формирующихся на этой
стадии; психическая гомосексуальность
и нарциссизм.

Эпигенетическая концепция Э.Эриксона
(
1902-1979)

По мнению Э. Эриксона каждый человек в
течение своей жизни проходит через
несколько стадий, являющихся универсальными
для всего человечества. Каждая стадия
жизненного цикла наступает в определенное
для нее время (критический период).
Полноценно функционирующая личность
формируется только путем последовательного
прохождения всех стадий. Каждая из
выделенных 8 стадий характеризуется
специфической эволюционной задачей –
проблемой в социальном развитии, которая
предъявляется индивиду. Эти задачи
присутствуют на всех возрастных этапах,
на протяжении всей жизни. Но каждый раз
одна из них актуализируется с очередным
возрастным кризисом. Если эта эволюционная
задача решается в положительном ключе,
то человек, научившись справляться с
подобного рода проблемами, дальше
чувствует себя в похожих ситуациях
более уверенно. Э. Эриксон рассматривает
соответствие между стадиями взросления
и проблемами, которые человек, не решив
на определенной стадии, потом так и
тянет за собой всю жизнь.

Основной задачей первой стадии (0–1
год) является установление доверия
ребенка к внешнему миру, что является
основой формирования положительного
самоощущения. Главную роль в жизни
играет мать, которая ухаживает, кормит,
ласкает. В результате у ребенка формируется
«базовое доверие к миру». Если ребенок
испытывает положительные ощущения, то
мир выступает для него непротиворечивым,
а если нет – формируется «базовое
недоверие к миру», что сопровождается
устойчивым пессимизмом, трудностями в
овладении новыми видами деятельности.

Задача второй стадии (1–3 года) – дать
ребенку почувствовать себя самостоятельным,
что позволит сформироваться его автономии
и независимости. Если ребенок сталкивается
с неодобрением своего поведения,
запретами, то появляются сомнения в
возможности что-то сделать самостоятельно.
В конце стадии должно быть сформировано
равновесие автономии и сомнения, что в
значительной мере зависит от поведения
родителей.

Третья стадия (3–6 лет) ознаменована
конфликтом между инициативой и чувством
вины. Для этой стадии характерна активная
познавательная деятельность, а поэтому
важна адекватная реакция взрослых на
эту исследовательскую активность. И
если родители сильно подавляют ребенка,
то замедляется формирование инициативности,
закрепляется пассивность, неуверенность
в себе и чувство вины.

Четвертая стадия (6–12 лет) – психологически
ребенок готов к освоению действий,
которые выполняют родители, но для этого
он должен выполнять разнообразную
продуктивную деятельность (овладевает
знаниями и новыми навыками в школе) и
как результат – трудолюбие и способность
к самовыражению. На этой стадии возможности
развития в семье уже исчерпаны, референтным
окружением становится школа и двор.

Пятая стадия (12–20 лет) сопровождается
конфликтом между формирующимся чувством
идентичности и ролевой неопределенностью
(«Кто я?»; «Каков мой дальнейший путь?»).
И если предшествующие стадии прошли
благополучно (сформировались доверие
к миру, автономия, инициативность и
трудолюбие), то человек легко находит
свое «Я» и признание у окружающих. В
противном же случае происходит ролевое
смешение, трудности в обретении своего
«Я», появляется устойчивое чувство
тревоги и одиночества. Референтным
окружением на этой стадии являются
лидеры как образцы, «свои» и посторонние
группы.

Шестая стадия (20–25 лет) сопровождается
конфликтом между близостью и изоляцией.
Близость по Э. Эриксону – это способность
отдать часть себя другому человеку, не
боясь потерять свое «Я», «раствориться»
в других, а референтным окружением
становятся друзья, сослуживцы, соперники
и сексуальные партнеры. Если же на этой
стадии сохранится смешение ролей, то
человек замыкается, закрепляется
изоляция и одиночество.

Задача седьмой стадии (26–64 года) –
развитие у себя целеустремленности,
которая делает жизнь продуктивной, что
возможно при успешном разрешении
предыдущих конфликтов. Значимой
социальной средой на этой стадии
становятся работа, семья и дети, которые
подтверждают востребованность человека.
Неудачи на предыдущих стадиях могут
привести к поглощенности самим собой,
инертности.

На заключительной восьмой стадии
(старше 64 лет) обычно ретроспективно
просматривают свою жизнь и оценивают
ее. Человек испытывает удовлетворение,
если

она была наполнена, по его мнению,
смыслом, принимает свою жизнь со всеми
ее удачами и неудачами. Если этого не
происходит, то возникает отчаяние, жизнь
кажется чередой упущенных возможностей
и напрасной тратой сил.

Отечественные ученые о психическом
развитии ребенка

Культурно-историческая концепция
Л.С.Выготского отводит ведущую роль в
психическом развитии человека системе
отношений между индивидом и средой.
Основным положением механизма психического
развития является социальная ситуация
развития ребенка
– та конкретная
форма значимых для ребенка отношений,
в которых он находится с окружающей его
действительностью и прежде всего
сложившейся системой взаимоотношений
ребенка с взрослыми. Именно в рамках
социальной ситуации развития возникает
и развиваетсяведущий вид деятельности.Это такая деятельность ребенка, выполнение
которой определяет формирование у него
основных психологических новообразований
на данной ступени развития. В рамках
ведущей деятельности происходит
тренировка и развитие всех психических
функций ребенка, приводя в конечном
итоге к их качественным изменениям.
Ведущая деятельность характеризуется
тремя признаками:

  1. Она должна быть смыслообразующей для
    ребенка. Например, в 3 года бессмысленные
    ранее вещи приобретают для ребенка
    смысл в контексте игры. Следовательно,
    игра и есть ведущая деятельность и
    средство смыслообразования.

  2. В контексте этой деятельности складываются
    базовые отношения с взрослыми и
    сверстниками.

  3. В связи с освоением ведущей деятельности
    возникают основные новообразования
    возраста (круг способностей, которые
    позволяют эту деятельность реализовывать,
    например, речь).

При этом другие виды деятельности не
исчезают. Они есть, но не являются
главными для психического развития.
Например, игра является ведущей
деятельностью дошкольников. Но она не
исчезает у школьников, хотя уже и не
является ведущей деятельностью.

Виды ведущей деятельности:

  1. Непосредственное эмоциональное общение
    со взрослыми (0 – 1 год).

  2. Предметно-манипулятивная деятельность
    (1 – 3 года).

  3. Игровая деятельность (сюжетно-ролевая
    игра) (3 – 6 лет).

  4. Учебная деятельность (6 – 11 лет).

  5. Общение в разных видах деятельности
    (11 – 15 лет).

Результаты ведущей деятельности
выражаются в возникновении к концу
периода психологических новообразований– психические и социальные изменения,
возникающие на данной ступени развития
и определяющие внутреннюю и внешнюю
жизнь ребенка, ход развития в данный
период, а также обобщенный результат
этих изменений.

Ребенок развивается неравномерно.
Последовательность развития ребенка
определяется чередованием стабильных
и критических периодов. И следующим
элементом механизма развития является
кризис развития– переломный
пункт в нормальном течении развития.
Он возникает как цепь внутренних
изменений ребенка при незначительных
внешних изменениях. Сущностью каждого
кризиса является перестройка внутренних
переживаний, определяющих отношение
ребенка к среде, изменение потребностей
и побуждений, движущих его поведением.
Для кризиса развития характерны следующие
признаки:

  1. Границы, отделяющие начало и конец
    кризиса от смежных периодов, крайне
    неотчетливы. Кризис возникает незаметно,
    очень трудно определить момент его
    наступления и окончания. Резкое
    обострение (кульминация) наблюдается
    в середине критического периода.

  2. Трудновоспитуемость детей в критические
    периоды в свое время послужила отправной
    точкой их эмпирического изучения.
    Наблюдается строптивость, падение
    успеваемости и работоспособности,
    возрастание количества конфликтов с
    окружающими. Внутренняя жизнь ребенка
    в это время связана с мучительными
    переживаниями.

  3. Негативный характер развития. Отмечено,
    что во время кризисов, в отличие от
    стабильных периодов, совершается скорее
    разрушительная, нежели созидательная
    работа. Ребенок не столько приобретает,
    сколько теряет из приобретенного
    прежде.

Кризисы открыты эмпирическим путем,
причем, не по очереди, а в случайном
порядке (кризисы 7 лет, 3лет, 13 лет, 1 года,
рождения). Во время критических периодов
ребенок за очень короткий срок меняется
в целом, в основных чертах своей личности.
Это бурное, стремительное течение
событий, как по темпу, так и по смыслу
совершающихся перемен.

Однако в критические периоды наблюдаются
и конструктивные процессы развития.
Л.С. Выготский назвал эти приобретения
новообразованиями.Новообразования критических периодов
носят переходный характер, то есть они
не сохраняются в том виде, в котором
возникают, например, автономная речь у
годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок
накапливает количественные изменения,
а не качественные, как во время критических.
Эти изменения накапливаются медленно
и незаметно.

Таким образом, согласно Л.С. Выготскому
динамика развития ребенка происходит
в следующим образом:

  • К началу каждого периода складывается
    неповторимое отношение ребенка с
    окружающей действительностью – социальная
    ситуация развития
    .

  • Она закономерно определяет его образ
    жизни, что ведет к возникновению
    новообразований.

  • Новообразования влекут за собой новую
    структуру сознания ребенка, изменение
    отношений. Следовательно, изменяется
    социальная ситуация развития и наступает
    связанный с этим критический период.

Каждый ребенок сензитивен к определенным
воздействиям, к освоению реальности и
развитию способностей в различные
периоды. Сензитивные периоды связаны,
во-первых, с ведущей деятельностью,
во-вторых, с актуализацией в каждом
возрасте тех или иных базальных
потребностей.

Взаимодействие ребенка с социальной
средой является не фактором, а источником
развития и все, чему научится ребенок,
должны дать ему окружающие его люди.
При этом важно, чтобы обучение (в самом
широком смысле) шло с опережением. У
ребенка есть некий уровень актуального
развития
(например, он может решить
задачу самостоятельно, без помощи
взрослого) и уровень потенциального
развития (в сотрудничестве с взрослым).

Зона ближайшего развития– это
то, на что ребенок способен, но не умеет
без помощи взрослых. Все обучение
строится на принципе учета зоны ближайшего
развития, с опережением актуального
развития.

Культурно-историческую концепцию
детского развития развил и дополнил
Д.Б. Эльконин. Им были связаны между
собой два вектора развития ребенка:
взаимоотношения с миром вещей и
взаимоотношения с миром людей. В каждом
возрастном периоде один вектор доминирует
над другим, а в следующем периоде они
меняются местами. По своему психологическому
содержанию вектор является ведущей
деятельностью ребенка. Таким образом,
в детском развитии есть периоды, в
которые происходит преимущественное
развитие потребностно-мотивационной
сферы и как

результат этого освоение задач, мотивов
и норм отношений (непосредственно-эмоциональное
общение младенца, ролевая игра дошкольника
и интимно-личностное общение подростка).
Они значительно отличаются друг от
друга по содержанию и глубине, но
представляют собой деятельности одного
типа, имеющие дело, главным образом, с
системой отношений «ребенок – общественный
взрослый» или, шире, «человек – человек».
И, кроме того, есть периоды преимущественного
развития интеллектуально-познавательных
сил (предметно-манипулятивная деятельность
ребенка раннего возраста, учебная
деятельность младшего школьника и
учебно-профессиональная деятельность
старшеклассника), результатом чего
становится освоение общественно
выработанных способов действий с
предметами.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Каковы предмет и задачи возрастной
    психологии?

  2. Охарактеризуйте основные детерминанты
    психического развития и их соотношение.

  3. Раскройте основные положения
    психоаналитической теории психического
    развития.

  4. Раскройте основные положения
    эпигенетической концепции психического
    развития.

  5. Раскройте основные положения
    культурно-исторической концепции Л.С.
    Выготского.

  6. Охарактеризуйте вклад Д.Б. Эльконина
    в развитие культурно-исторической
    концепции детского развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник