Основные теории развития личности ребенка

Основные теории развития личности ребенка thumbnail

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

Описание слайда:

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

2 слайд

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные от

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.

3 слайд

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).

4 слайд

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

5 слайд

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработ

Описание слайда:

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

6 слайд

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взр

Описание слайда:

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон

7 слайд

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных усл

Описание слайда:

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц

8 слайд

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целос

Описание слайда:

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу

9 слайд

Культурно-историческая теория Основывается на том, что "всякая функция в куль

Описание слайда:

Культурно-историческая теория Основывается на том, что “всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка”. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем “взращиваются” в его сознание. Л.С.Выготский

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка трех лет

10 слайд

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды

Описание слайда:

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические .   Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

11 слайд

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой являетс

Описание слайда:

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.

12 слайд

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а в

Описание слайда:

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:   1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.      

Основные теории развития личности ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Основные теории развития личности ребенка

Курс повышения квалификации

Основные теории развития личности ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1359066

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

  • 2.1.
  • 2.2.
  • 2.3.
  • 2.4.
  • 2.5.
  • 2.6.
  • 2.7. ( . )
  • 2.8. –
  • 2.9. ..
  • 2.

    2.1.

    , ( ), . , .

    . , . .

    . (18341919) . (18011958) , , . . . (18461924) , . , : , , , . , , .

    , , .

    .. (18491936) , , . , . . (18871967), , . , : 1) ; 2) ; 3) .

    . (18791963), . , 3. (18561939), . , , . , , . , .

    . , , .

    () . , . , , .

    XVII. (16321704) , , , , , . .

    . . (18781958) : , , , !. , . , , . , , .. , , , . . . , . XX., , . . , , , , , , . . , , , . , .

    , . (18741949) . (19041990) , . , – , .. .

    . .. (18841952) , : , .. , , , , .

    , , .

    2.2.

    , , , , . (19751938), , . , , . , , .

    , ( ) ( ). , , . , , . : , , , .

    . , : ; () ; , , ; ; . , , .

    , , . . (19161997) , 80% 20% .

    3. , . , , -߻ . , ߻. -߻ , . , ߻ -߻. .

    , . .. , , : , . () , , . , , . , , .

    2.3.

    , , .

    3., , , . . , . , , . , ..

    : , ߻ -߻. , . , . ߻ , . -߻ , . ߻ , -߻ , , , , , , , .

    . , , . .

    ( 1 ). , , . , . , . . ߻ . .

    (13 ). . , , . ߻ , . ߻, . , . -߻.

    (35 ). , . , . 3. , . , , , : , , , . – , . -߻.

    (5-12 ). , ߻ . () , .

    (1218 ). 3. , ; . , . ߻ , .

    [3] . .

    3. , , , , . .

    .. (18961934) (, ) , , .

    , . , . , . . .. . :

    3. , , ();

    . , . , ;

    . , , , , , , ;

    . , , , ..

    3. (18951982) . . , . , , , . , ߻ . : , , , . : (), ( ), ( ). -߻. .

    , .

    . , : , , . , , . .

    2.4.

    . (19041994) . 3. ߻ . ߻ , , ߻ .

    , , . , , , . , .

    , , . , , , , . , , . .

    , , , . , , , , , , . , , , , . . -.

    , .

    ߻, , .

    , . . , . . , , , , .

    . 2 . .

    2

    . Основные теории развития личности ребенка

    . . , . , , .

    . , . , (, , .) . , .

    . . , ( , , .). , , , , .

    . , , , . , , . , , , .

    , , , . , , .

    2.5.

    , , . , . , . , , .

    , . , . , , , .. . . 1940-1950- . . , . . : ; ; -. , .

    . , . , . . .

    . (1925) , , . , , . , , .. , , .. .

    . , ( ), ( ). , , . , , 30 . , , , , . , . , , , .

    , :

    1) ;

    2) ;

    3) , ;

    4), .

    , . .

    . (19081998) . , , . , , . , , . :

    1) , );

    2) ( );

    3) ( ).

    , .

    , .. , . , , , , . .

    1. , , . .

    Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 143 сайт

    2. , , , , . , .

    3. , .

    4. , . , .

    5. , . .

    . , . : , ; , .

    – . (19041990). , .. , . , , , , . , , (, , ) (, , ..).

    . , , .

    . , . . , , , , , , ..

    . , , .. . . , .

    . , . . , , . .

    :

    ;

    , ;

    – ;

    – ;

    .

    , , , . , , , , .

    2.6.

    , . (18961980), , . .

    . : 1) ; 2) ; 3) .

    , . , , .

    , , , . , , , , , , . . . , . . , ߻ , .

    : . , , . . , , .

    , : 1) ; 2) (); 3) .

    , , , : (), ( ) ( ), ߻ . .

    , , (). , , , . , , .

    . , . , , . , , , , , .

    : ( ), ( ), ( , ), . , . , 78 . , , , :

    = + .

    , , , , .. , , :

    + = .

    , . , , . , , , : . , , , .

    , , . : , . . , , .

    . , .

    , , . . . , , .

    , , -, , -, , , -. , , . , , . . 75%, , .

    , , , , .

    . , . , , , . , .

    , , . . . .

    ߻, , , , , ߻, ߻, , . , , .

    (, , ) . .

    , : 1) ߻ ; 2) .

    , , .. . , , .. , : .

    . ߻, , , . . , , . , , , .

    . . .

    , , . , , , , , . . 78 .

    2.7. ( . )

    , . .. , .. , . , . . . .

    , , – -. , , . , . , , .. , . ( .) , .

    . . . .

    , , . . . , , .

    , , , . . . , , , .

    , , , , , , . , , , .. . . . , , . , , .

    , , .

    , , . ( ) . , : , , , .

    1824 . . , , , , , , .

    1824 7 . , , . , . , , . , .. , . , , , , .

    7 12 . , , , .

    , , , , , , : = = , = ; + = + . 6 , 7 , 9 . , .

    . , . , . , . , . , , . , , . : , .., .

    ( ), , , . , 8 .

    12 . , , , ; .

    , , (, ). , , .

    , , .

    2.8. –

    .. , .. , .. , .. , .. . – , (, , ) , , , . .. , , . : …, , , , , . ( 2.8 . : .., 2004).

    .. , – , .. , : …, , , , … . , .

    .. , : . , : , , . . , .

    , : (). , . . : .

    , . , , , , , . , , 1,5 3 , 5 .

    . , -. .. , .

    2.9. ..

    , , .. . , , , . .. .

    .

    1.: 1 .

    2. : 1 3 .

    3. : 3 45 .

    4. : 45 67 .

    5. : 67 1011 .

    6. : 1011 1415 .

    7. : 1415 1617 .

    :

    67 ; 67 1011 ; 1011 1617 .

    , , . , , . , , , , – .

    , , .. – .

    , – . , .

    , . .

    , . () . , . .

    , , , . , .

    , . .

    – . – . . . , , .

    , – . , , .

    .. -. .. .

    Источник

    – .. , .II , .. , .. , .. -, – , , [13, 48, 14, 15].

    , : ; , ; – ; – , , ; ; , , ; , .

    , , , [39|

    .. , , u, . .

    .. , . .. . , . , .

    . , , , . , , , .

    .. , , . [15].

    1

    — ,

    .

    ..

    – .

    ..

    – ,

    3.

    ,

    .

    . .

    – .

    ..

    ..

    ..

    .

    – — .

    2

    .

    ( )

    .

    .

    ..

    : -)

    ..

    , ,

    ..

    .

    , , , . ,

    , , . . – , , . – , , , , , , [4, 9, 15, 48].

    .. . , , , . , . , , . , , , [14|.

    – , [31, 43, 32].

    . , (., . , .). (.. , .. , .. , .. ). , , , [25,19,22].

    .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .

    3

    -, , . .., , – , , , , [12].

    , , , , .. B.C. ” “, , ; ; (, , , ), ; , [39].

    ! : ) ; ) .

    , , . , , . .. , . [14].

    – , , , , . , , .

    .. , .. . .. , , , . . , , [8, 14, 15,49].

    .. , , . . [8, 15].

    . , , – . – , , .

    . .

    , , , . . , , , [8, 15].

    , , , , , . . , , . , , , ; , , , – .. [15, . 80].

    ( ), – ” “, . , , . , . .

    , , , . , , , , – , , , . , [49].

    , , , . , , [15]. , , [48].

    – , , . ,

    4

    , . , , .

    ,

    ,

    ,

    ..

    ..

    , , .

    (.. , .. , .II . . , .. , . , . .) [24, 50, 15, 23, 42].

    , : () . ., , , . . . . .

    ( ) . – . , [17].

    , – , , .

    . , . , [30].

    .. – , , [4].

    . 4-5 6-7 , . , . – () . .

    . , . . , , [25].

    . , – , . , , .

    . , . , , , [25].

    , . , , , [25].

    , , . , , , e

    . , o , . [42]. . . ( ), . – , .

    . .

    3. , , [28].

    . . . , [46].

    ( ). , ( . ) [34].

    , () .

    . , , . “”, , , , “” .

    . . , . .

    .

    (0-18 .) (, ) , . , .

    ( 18 .) : – , . . . , , . . .

    – . , . , . [34].

    . -. , , .

    -. , .

    – , :

    – : – ;

    – ; ;

    – ;

    – : ;

    – .

    , (.. , .. , .. , .. ), , , , [9, 15].

    – . – , , , , , , .

    – . . .. . .. , .II. , – , [6,14, 25,34].

    .. () , [8]:

    1. . , , .

    5

    ; ; ; ; ; ;

    , ; .

    ; ; ; ; ; ;

    2. . .

    3. , , , [26].

    . .. . : – ; -; ; . , [8].

    . , , , , . , .

    , , [8].

    .. , , . , , [39].

    . , , . , (. . ) [14].

    , , — . . . , [10]. , , .

    , , , , . , . , , , .

    , , . — , (), [56].

    , – , . : -, , , .

    , : , , ; : -, , , .

    Источник

    Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посредством общения индивид получает информацию, которую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.

    Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные зарубежные теории развития личности рассмотрены в данной таблице.

    Название

    Авторы

    Сущность концепции

    Зарубежные теории развития личности

    1. Психоаналити-ческая теория

    Зигмунд Фрейд

    В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (танатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Теория Фрейда содержит идею развития, то есть качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний.

    2. Эпигенетическая теория

    Эрик Эриксон

    Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение

    жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.  Концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет.  Эриксон ввел понятие “групповой идентичности”, которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и “эгоидентичность”, чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на то, что идут многие процессы изменения. 

    Читайте также:  Ребенок опережает развитие на 1 неделю чем срок

    3. Теория когнитивного развития личности

    Жан Пиаже

    Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:сенсомоторную (от рождения до 2 лет); дооперационную (от 2 до 7 лет); стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет); стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека). С постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка.

    4. Теория нравственного развития

    Лоренс Кольберт

    Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

    Отечественные психологические теории развития личности ребенка

    1. Культурно-историческая теория

    Л.С.Выготский

    Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. Л.С. Выготский вводит понятие “зона ближайшего развития” – это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

    2. Теория развития личности

    Л. И. Божович

    Опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности. Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов.

    3. Теория деятельности

    А. Н. Леонтьев

    Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой. 

    4. Теория развивающего обучения

    Д. Б. Эльконин,

    В. В. Давыдов

    Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.

    Источник