Основные теории развития личности ребенка
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка
2 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.
3 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).
4 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
5 слайд
Описание слайда:
Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
6 слайд
Описание слайда:
Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон
7 слайд
Описание слайда:
Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц
8 слайд
Описание слайда:
Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу
9 слайд
Описание слайда:
Культурно-историческая теория Основывается на том, что “всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка”. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем “взращиваются” в его сознание. Л.С.Выготский
10 слайд
Описание слайда:
Кризисы и стабильные периоды Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические . Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
11 слайд
Описание слайда:
Зона ближайшего развития Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.
12 слайд
Описание слайда:
Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции: 1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1359066
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
2.
2.1.
, ( ), . , .
. , . .
. (18341919) . (18011958) , , . . . (18461924) , . , : , , , . , , .
, , .
.. (18491936) , , . , . . (18871967), , . , : 1) ; 2) ; 3) .
. (18791963), . , 3. (18561939), . , , . , , . , .
. , , .
() . , . , , .
XVII. (16321704) , , , , , . .
. . (18781958) : , , , !. , . , , . , , .. , , , . . . , . XX., , . . , , , , , , . . , , , . , .
, . (18741949) . (19041990) , . , – , .. .
. .. (18841952) , : , .. , , , , .
, , .
2.2.
, , , , . (19751938), , . , , . , , .
, ( ) ( ). , , . , , . : , , , .
. , : ; () ; , , ; ; . , , .
, , . . (19161997) , 80% 20% .
3. , . , , - . , . - , . , -. .
, . .. , , : , . () , , . , , . , , .
2.3.
, , .
3., , , . . , . , , . , ..
: , -. , . , . , . - , . , - , , , , , , , .
. , , . .
( 1 ). , , . , . , . . . .
(13 ). . , , . , . , . , . -.
(35 ). , . , . 3. , . , , , : , , , . – , . -.
(5-12 ). , . () , .
(1218 ). 3. , ; . , . , .
[3] . .
3. , , , , . .
.. (18961934) (, ) , , .
, . , . , . . .. . :
3. , , ();
. , . , ;
. , , , , , , ;
. , , , ..
3. (18951982) . . , . , , , . , . : , , , . : (), ( ), ( ). -. .
, .
. , : , , . , , . .
2.4.
. (19041994) . 3. . , , .
, , . , , , . , .
, , . , , , , . , , . .
, , , . , , , , , , . , , , , . . -.
, .
– , , .
, . . , . . , , , , .
. 2 . .
2
.
. . , . , , .
. , . , (, , .) . , .
. . , ( , , .). , , , , .
. , , , . , , . , , , .
, , , . , , .
2.5.
, , . , . , . , , .
, . , . , , , .. . . 1940-1950- . . , . . : ; ; -. , .
. , . , . . .
. (1925) , , . , , . , , .. , , .. .
. , ( ), ( ). , , . , , 30 . , , , , . , . , , , .
, :
1) ;
2) ;
3) , ;
4), .
, . .
. (19081998) . , , . , , . , , . :
1) , );
2) ( );
3) ( ).
, .
, .. , . , , , , . .
1. , , . .
2. , , , , . , .
3. , .
4. , . , .
5. , . .
. , . : , ; , .
– . (19041990). , .. , . , , , , . , , (, , ) (, , ..).
. , , .
. , . . , , , , , , ..
. , , .. . . , .
. , . . , , . .
:
;
, ;
– ;
– ;
.
, , , . , , , , .
2.6.
, . (18961980), , . .
. : 1) ; 2) ; 3) .
, . , , .
, , , . , , , , , , . . . , . . , , .
: . , , . . , , .
, : 1) ; 2) (); 3) .
, , , : (), ( ) ( ), . .
, , (). , , , . , , .
. , . , , . , , , , , .
: ( ), ( ), ( , ), . , . , 78 . , , , :
= + .
, , , , .. , , :
+ = .
, . , , . , , , : . , , , .
, , . : , . . , , .
. , .
, , . . . , , .
, , -, , -, , , -. , , . , , . . 75%, , .
, , , , .
. , . , , , . , .
, , . . . .
, , , , , , , , . , , .
(, , ) . .
, : 1) ; 2) .
, , .. . , , .. , : .
. , , , . . , , . , , , .
. . .
, , . , , , , , . . 78 .
2.7. ( . )
, . .. , .. , . , . . . .
, , – -. , , . , . , , .. , . ( .) , .
. . . .
, , . . . , , .
, , , . . . , , , .
, , , , , , . , , , .. . . . , , . , , .
, , .
, , . ( ) . , : , , , .
1824 . . , , , , , , .
1824 7 . , , . , . , , . , .. , . , , , , .
7 12 . , , , .
, , , , , , : = = , = ; + = + . 6 , 7 , 9 . , .
. , . , . , . , . , , . , , . : , .., .
( ), , , . , 8 .
12 . , , , ; .
, , (, ). , , .
, , .
2.8. –
.. , .. , .. , .. , .. . – , (, , ) , , , . .. , , . : …, , , , , . ( 2.8 . : .., 2004).
.. , – , .. , : …, , , , … . , .
.. , : . , : , , . . , .
, : (). , . . : .
, . , , , , , . , , 1,5 3 , 5 .
. , -. .. , .
2.9. ..
, , .. . , , , . .. .
.
1.: 1 .
2. : 1 3 .
3. : 3 45 .
4. : 45 67 .
5. : 67 1011 .
6. : 1011 1415 .
7. : 1415 1617 .
:
67 ; 67 1011 ; 1011 1617 .
, , . , , . , , , , – .
, , .. – .
, – . , .
, . .
, . () . , . .
, , , . , .
, . .
– . – . . . , , .
, – . , , .
.. -. .. .
Источник
– .. , .II , .. , .. , .. -, – , , [13, 48, 14, 15].
, : ; , ; – ; – , , ; ; , , ; , .
, , , [39|
.. , , u, . .
.. , . .. . , . , .
. , , , . , , , .
.. , , . [15].
1
— , | |
. | |
.. | – . |
.. | – , |
3. | – , |
. . . | – . |
– | |
– .. .. .. | . – — . – |
2
. | ( ) |
. | |
. | |
.. | : -) |
.. | , , |
.. | . , , , . , |
, , . . – , , . – , , , , , , [4, 9, 15, 48].
.. . , , , . , . , , . , , , [14|.
– , [31, 43, 32].
. , (., . , .). (.. , .. , .. , .. ). , , , [25,19,22].
.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .
3
-, , . .., , – , , , , [12].
, , , , .. B.C. ” “, , ; ; (, , , ), ; , [39].
! : ) ; ) .
, , . , , . .. , . [14].
– , , , , . , , .
.. , .. . .. , , , . . , , [8, 14, 15,49].
.. , , . . [8, 15].
. , , – . – , , .
. .
, , , . . , , , [8, 15].
, , , , , . . , , . , , , ; , , , – .. [15, . 80].
( ), – ” “, . , , . , . .
, , , . , , , , – , , , . , [49].
, , , . , , [15]. , , [48].
– , , . ,
4
, . , , . | |
, | |
, | |
, | |
.. | |
.. | , , . |
(.. , .. , .II . . , .. , . , . .) [24, 50, 15, 23, 42].
, : () . ., , , . . . . .
( ) . – . , [17].
, – , , .
. , . , [30].
.. – , , [4].
. 4-5 6-7 , . , . – () . .
. , . . , , [25].
. , – , . , , .
. , . , , , [25].
, . , , , [25].
, , . , , , e
. , o , . [42]. . . ( ), . – , .
. .
3. , , [28].
. . . , [46].
( ). , ( . ) [34].
, () .
. , , . “”, , , , “” .
. . , . .
.
(0-18 .) (, ) , . , .
( 18 .) : – , . . . , , . . .
– . , . , . [34].
. -. , , .
-. , .
– , :
– : – ;
– ; ;
– ;
– : ;
– .
, (.. , .. , .. , .. ), , , , [9, 15].
– . – , , , , , , .
– . . .. . .. , .II. , – , [6,14, 25,34].
.. () , [8]:
1. . , , .
5
– | ; ; ; ; ; ; |
, ; . | |
; ; ; ; ; ; |
2. . .
3. , , , [26].
. .. . : – ; -; ; . , [8].
. , , , , . , .
, , [8].
.. , , . , , [39].
. , , . , (. . ) [14].
, , — . . . , [10]. , , .
, , , , . , . , , , .
, , . — , (), [56].
, – , . : -, , , .
, : , , ; : -, , , .
Источник
Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посредством общения индивид получает информацию, которую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.
Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные зарубежные теории развития личности рассмотрены в данной таблице.
Название
Авторы
Сущность концепции
Зарубежные теории развития личности
1. Психоаналити-ческая теория
Зигмунд Фрейд
В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (танатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Теория Фрейда содержит идею развития, то есть качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний.
2. Эпигенетическая теория
Эрик Эриксон
Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение
жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие “групповой идентичности”, которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и “эгоидентичность”, чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на то, что идут многие процессы изменения.
3. Теория когнитивного развития личности
Жан Пиаже
Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:сенсомоторную (от рождения до 2 лет); дооперационную (от 2 до 7 лет); стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет); стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека). С постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка.
4. Теория нравственного развития
Лоренс Кольберт
Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.
Отечественные психологические теории развития личности ребенка
1. Культурно-историческая теория
Л.С.Выготский
Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. Л.С. Выготский вводит понятие “зона ближайшего развития” – это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
2. Теория развития личности
Л. И. Божович
Опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности. Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов.
3. Теория деятельности
А. Н. Леонтьев
Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой.
4. Теория развивающего обучения
Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов
Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.
Источник