Основные теории психического развития ребенка шпаргалка
Нередко люди в сердцах сетуют на то, что они родились именно такими, какие они есть. Почему человек поступает так, а не иначе? Что сделало его таким, какой он есть? Почему некоторые люди воспринимают все близко к сердцу, а некоторые кажутся непробиваемыми? Точных ответов на эти вопросы не найдено до сих пор, но люди уже не первый век в поиске, и это породило массу теорий, некоторые из которых очень логичны и занимательны. Об основных теориях психического развития поговорим ниже.
Что такое психика
Это совокупность и взаимодействие множества процессов души и тела, таких как память, мышление, воображение, восприятие, эмоциональность и речь. Это понятие, которое играет главенствующую роль в психологии, медицине и философии. Если перевести слово psychikos дословно, то переводом будет «душевный». А если выразиться научным языком, то это отражение субъектом реальности вокруг него и то, как он ее понимает. Но можно выразиться проще: это реакция человека на внешний мир.
Сегодня ученые знают наверняка, что поведение человека не в последнюю очередь обусловлено тем оркестром гормонов, которые вырабатываются в определенном количестве, заложенном генетически. Но на эту выработку можно повлиять как медикаментами, так и образом жизни.
Психическое развитие
Психика далеко не постоянна, она имеет свойства и состояния. Система эта сложнейшая, она состоит из множества уровней и подуровней, которые составляют неделимое целое. Сбой на одном из них может повлечь цепную реакцию и деструкцию всей психики. Нельзя убрать у человека одну черту характера и не изменить этим его психику в целом.
Всю жизнь с момента рождения у человека протекает три вида психических процессов: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Для ученых до сих многое является загадкой в этом механизме. Не существует какой-то общей теории психического развития человека – их несколько, а каждый специалист придерживается определенной с учетом своего мнения, основанного на нескольких из них.
Влияние генов
Еще в XIX веке была разработана концепция рекапитуляции Холла-Геккеля. Согласно ей, все живые существа повторяют частично или полностью поведение предков и люди тут не исключение. Концепция, несомненно, имеет под собой научную основу.
Существуют генотипы, которые распределяются по схожести формы генов. И это доказано многочисленными опытами, в которых участвовали однояйцевые и разнояйцовые близнецы, а также семьи с приемными детьми. И эти опыты показали, что влияние генов на психическое развитие безусловно. При одинаковом воспитании, образовании и других факторах характер людей всегда будет зависеть от наследственности. Но она не играет ведущей роли, так как набор генов каждого человека имеет лишь часть схожести с генами отца и матери, а другая часть – индивидуальна. Так, уровень интеллекта зависит от того, каким он был у родителей примерно на 50 %, а остальные проценты дают благоприятность внутриутробного развития, среда, воспитание и качество обучения. Известны случаи, что дети довольно низких по интеллектуальному развитию родителей, попав на воспитание в семьи с более высоким уровнем, в итоге превосходили своих биологических родителей по нему.
Так, со временем было обнаружено, что не только генетика влияет на формирование психики. Тогда появилась необходимость в новых теориях, они стали сыпаться как из рога изобилия. Но основных актуальных теорий психического развития и по сей день не так уж и много. Многие были раскритикованы и отметены.
Теория Торндайка
Ее суть в том, что основное и главное человек берет из социума и окружения, а не последнюю роль в достижении успехов играет стимул. Его основное достижение как ученого в том, что он сформулировал два закона развития психики. Закон повторения, который гласит, что чем чаще повторять какое-то действие, тем прочнее и быстрее закрепиться его навык. А второй закон эффекта: лучше закрепляется то, что сопровождается оценкой.
Теория Скиннера
Она состоит в том, что личность человека можно сформировать любой, если заняться этим вплотную, поместив его с рождения в определенные условия. Он согласен с Торндайком в том, что внешняя среда полностью формирует человека с психической точки зрения, более того, он отвергает любое другое влияние. Его концепция в том, что подкрепление — это не награда, а отрицательное подкрепление – не наказание.
Теория Бандуры
Теория социально-когнитивная гласит, что роль подкрепления переоценена его предшественниками, а главное в психическом развитии – это вызвать желание подражать. Впервые заявил, что не стоит сбрасывать со счетов роль в становлении личности таких факторов, как навязываемая вера, ожидания родителей и инструкции социума. Если у человека есть авторитеты, то он просто будет копировать их личности, а авторитетами чаще всего являются более опытные близкие люди.
Теория Пиаже
Она также известна как теория интеллектуального развития личности, которая гласит, что развитием личности нужно заниматься с рождения. Для этого нужно развивать в ребенке врожденные рефлексы, чем можно повысить его интеллектуальное развитие. Пиаже разработал для этого специальные упражнения для каждого периода, а их он выделил три: сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект и конкретные операции, а третий – формальные операции.
Теория Колберга
Ученый отдавал главенствующую роль присутствию морали у человека. Выделив три стадии развития морали:
- Доморальная, когда все нормы морали навязываются и выполняются ради получения желаемого.
- Конвенциональная мораль, когда нормы выполняются ради оправдания ожиданий авторитарных для человека личностей.
- Автономная, когда поступки обусловлены собственной моралью.
Он развивал теорию Пиаже, применяя метод клинических бесед для коррекции личности.
Теория Фрейда
Эта теория психического развития знаменита своей скандальностью. Зигмунд Фрейд вывел свою теорию того, что человек проходит несколько стадий развития сексуальности с рождения. И скандальное в ней то, что развивается через эту сексуальность также и личность человека. Согласно Фрейду, все что делает человек и его личность напрямую завязаны на сексуальных предпочтениях. И стадий этих пять.
- Оральная – протекает с рождения и примерно до года. В этот период все удовольствие человек получает орально, то есть через рот. Рот в этот период – главная и единственная эрогенная зона. С его помощью он получает заветную пищу и успокоение от немыслимого стресса, навалившего на него. Женщины, которые кормили ребенка грудью, знают, что дети «просят грудь» не только от голода, но и когда переживают из-за чего-то или просто соскучились по матери. Согласно Фрейду, то как часто ребенок просит грудь и каким образом он сосет материнское молоко, уже указывает на его психику в будущем, а лишать его «груди» чревато психической травмой.
- Анальная – начинается после завершения оральной и длится примерно до трех лет. Она характерна тем, что эрогенная зона человека и все его основные инстинкты концентрируются вокруг его ануса. Это означает, что сам процесс опорожнения кишечника вызывает у ребенка удовольствие и приносит ему успокоение. Именно в этот период дети учатся чистоплотности и приучаются ходить на горшок, а не в трусы. В этот период, как считал Фрейд, у человека закладывается то, как он будет относиться к своему имуществу, насколько будет опрятен и даже его открытость к людям и склонность к конфликтам.
- Фаллическая стадия продлится с трех до пяти лет. На этой стадии ребенок знакомится со своими половыми органами и осознает их, начинает догадываться, что они нужны не только для опорожнения мочевого пузыря, в них заложен и иной смысл. Основная скандальность теории психического развития ребенка Фрейда в том, что он считал, что в этот период ребенок испытывает привязанность к взрослому именно сексуальную, а первым объектом вожделения в жизни человека является его родитель противоположного пола. В идеале с возрастом нужно переключиться на другие объекты, но некоторые затормаживают на этой стадии и во всех партнерах ищут мать и отца или даже не пытаются искать кого-то другого, а живут с родителем. Эти отношения между родителем и ребенком он назвал своими знаменитыми терминами “эдипов комплекс” у мальчиков и “комплекс Электры” у девочек. На этом этапе, по его мнению, человек учится рационально мыслить, быть разумным и уметь смотреть вглубь себя. Очень сильно на личность человека на этом этапе влияет отношение к нему его родителя противоположного пола. То, как будет относиться мать к сыну повлияет на его отношение к себе и будущему выбору женщин, если она была к нему холодна и редко уделяла ему внимание, то он так и будет вожделеть холодных и недоступных женщин.
- Латентная стадия завершает фаллическую и длится до 12 лет. После того как на предыдущей стадии половой интерес проснулся, но ребенок еще не осознал этого, он угасает и у него появляются совершенно другие интересы. Но лишь до тех пор, пока в период полового созревания желание не расцветет с новой силой.
- Генитальная стадия продлится весь период полового созревания, то есть примерно с 11–12 и до 18 лет. Все эрогенные зоны, а именно оральная, анальная, генитальная, просыпавшиеся раньше тихонько и поодиночке, просыпаются разом и с новой силой. Человека буквально разрывает от полового влечения, гормоны сходят с ума. Все его поступки сводятся к одному – вступить в сексуальный контакт, вызвать вожделение у большинства представителей противоположного пола. Если половой интерес подвергается осуждению, становится невозможным проявить его или сексуальность человека подвергается насмешкам, то в будущем это чревато фобиями, комплексами, регрессиями к предыдущим стадиям и другим психическим отклонениям.
Помимо этих стадий, новаторство Фрейда состояло и в том, что он поделил психику человека на три слоя:
- бессознательное;
- предсознательное;
- сознательное.
И вся сексуальная энергия, которую именно Фрейд и назвал впервые либидо, при этом таится на бессознательном слое. Именно поэтому в алкогольном опьянении люди нередко вступают в сексуальной контакт с теми, с кем не решились бы на трезвую голову, это вырывается наружу бессознательное, которое туда закрыли все догмы и запреты. На втором слое – предсознательном таятся страхи и переживания, в которых человек боится сам себе признаться, но глубоко в душе осознает их.
8 фаз развития по Эриксону
В узких кругах не менее знаменита теория Эриксона, согласно которой развитие происходит всю жизнь в 8 этапов от рождения до старости.
- Младенчество, или первый год жизни, на этом этапе формируется либо доверчивость, либо недоверчивость.
- Раннее детство, а именно 2–3 года – формируется отношения к стыдливости и сомнению.
- Дошкольный возраст, на 4-ом и 5-ом году жизни у человека закладывается инициативность и совесть.
- Школьный возраст длится с шести и до начала половозрелости, в этот период человек учится ценить, расставлять приоритеты и формировать отношение к труду.
- Юношество – наступает момент половозрелости и сопровождается он формированием индивидуальности, осознанием или диффузией идентичности.
- Молодость, начинается в 18-20 лет и продлится примерно до 30 лет, это годы формирования отношения к интимности, изоляции и близости с противоположным полом.
- Зрелость начинается сразу за молодостью и продлится до 40 лет. Это период расцвета в человеке творческого начала, происходит осознание своего места в жизни, нередко период сопровождается личностным конфликтом и застоем.
- Старший взрослый возраст, а затем и старость, характеризуются собранной и целостной личностью, но сопровождаются ощущением отчаяния и двойственности.
Даже те, кто не слышал о самом Эриксоне, наверняка слышали об этой теории.
Теория психического развития Л. С. Выготского
В своих трудах он делал акцент на изучении психики еще на этапе ее становления, то есть в детстве, проблемах социализации, недостатке воспитания и роли художественного творчества. Именно Выготский впервые четко разделяет и дифференцирует две главенствующих линии развития: социальную и врожденную. При этом социальной среде отдает такую же роль в становлении психики ребенка, как и его генам.
Более того, в своей культурно-исторической теории развития психических функций он предложил принять за факт, что социальная среда играет главную роль в психическом развитии. И не последнее место в этом развитии занимает культурное наследие, которым овладевает ребенок по мере взросления. Под культурным наследием он понимает и такие знаковые, и вербальные системы, как язык, письмо, система счета. Поэтому одно из названий его теории психического развития – культурно-историческая. Ребенок вынужденно заперт в определенной «зоне ближайшего развития», которая и определит его культурный уровень на долгие годы. Всем известно, как тяжело человеку, выросшему в деревне, адаптироваться к культуре городских жителей. Такого человека первое время, а иногда и до конца жизни, видно издалека.
Выготский в теории развития высших психических функций обращает внимание на то, что путь развития человека всегда начинается со взаимодействия со взрослыми. Ребенок с первой секунды жизни и долгое время находится всегда под присмотром взрослых, он «впитывает» их культуру. Как они говорят, о чем говорят, как развлекаются и как у них происходит прием пищи. А после того как ребенок немного подрастет, и он включится в эту культурную жизнь, начнет учиться сотрудничать с теми же взрослыми. И это все, по мнению ученого, не может не оставить огромный след в душе и психике человека.
На восприятие действительности и мышления напрямую влияет то, в какой культурной среде рос ребенок. И это основной тезис культурно-исторической теории психического развития Выготского. Оттачивая ее до совершенства, он обнаруживает, что в процессе овладения, а позже и простого применения культурных навыков они доходят до автоматизма, то есть в буквальном смысле записываются на подкорку головного мозга и становятся частью психики человека.
Еще одно ее название – “Теория развития высших психических функций”. Ведь, по мнению Выготского, человек, приобретая навыки высокой культуры, оттачивает при этом такие базовые функции психики, как память, мышление, восприятие и внимание до степени высших. Как и его предшественники он признает, что психика формируется этапами и скачками, но не дифференцирует их четко. Выготский обращает внимание только на то, что спокойные периоды всегда сменяются кризисными и что именно в эти моменты и происходят скачки развития психики.
На теории психического развития Выготского была основана так называемая психологическая школа Выготского, приверженцем которой стали следующие выдающиеся ученые:
- А. Н. Леонтьев;
- Д. А. Эльконин;
- А. В. Запорожец;
- П. Я. Гальперин;
- Л. А. Божович;
- А. Р. Лурия.
Последний стал основателем такого перспективного направления в психологии, как нейропсихология.
Теория Штерна
Психолог Вильям Штерн предположил, что социальная среда играет значимую роль, но что наследственность также влияет на психическое развитие человека. Теорию свою он сформировал вместе с женой, наблюдая за собственными детьми и их товарищами. Они отметили, что среда, в которой находятся дети, может тормозить или ускорять развитие, но от генетики не убежать. Этой теории немецкий психолог дал название теория конвергенции психического развития, что указывало на двойственность факторов, влиявших на развитие психики.
Заметили они также и то, что дети, которые растут в среде более развитых сверстников или чуть более старших товарищей, подтягиваются знаниями и умениями к ним, в отличие от тех, которые развиваются в изоляции. Но при этом есть врожденные качества, которые «перепрыгнуть» ребенок не в состоянии. И поэтому, по его теории, психическое развитие ребенка зависит сразу от двух факторов и не иначе. В те времена это было нонсенсом так прямо указывать на «биологизацию» души, таких ученых обвиняли в приземленности.
В отличие от культурно-исторической теории развития высших психических функций теория Штерна отдавала пальму первенства все-таки генетике, отодвигая социальный фактор на второй план.
Источник
Ранее уже говорилось о существовании большого числа теорий, объясняющих ход психического развития ребенка. Говорилось и о том, что все это множество укладывается в три возможных подхода – биогенетический, социогенетический и персонологический. Наиболее яркими представителями биогенетического подхода являются теории рекапитуляции Э.Геккеля и Ст.Холла и теория психосексуального развития З.Фрейда.
Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них
Глава 1. Психология развития ребенка 37
теория рекапитуляции Э.Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С.Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гет-чинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, соответственно которым сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости’.
Первый из них – это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.
Следующий период – это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.
Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.
Четвертый период – земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.
Цит. по: Педология/Под ред. А.Залкинда. М.-Л., 1934.
38 Аверин В.А. Психология детей и подростков________
Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия – обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.
Завершая обзор теорий биогенетического направления, кратко остановимся на психоаналитическом подходе к развитию ребенка.
З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии – «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенческий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.
На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии – возврат к низшему уровню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития”.
Глава 1. Психология развития ребенка 39
Наиболее ярко основные взгляды социогенетическо-го подхода представлены в эпигенетической концепции Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития.
Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.
Задача второй стадии -дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.
Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в
‘ Подробное изложение теории З.Фрейда см. В кн. Л.Хьелла и Д.Зиглера «Теории личности» гл. 3, Л.Ф.Обуховой «Детская психология:теории, факты, проблемы».
40 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______
начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Он весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция родителей и других взрослых на поддержку такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность – это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.
Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы он мог их выполнять биологически, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.
Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия – поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать подросток – это размывание чувства «Я». При этом подросток может либо избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу,
Глава 1. Психология развития ребенка 41
пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность – значит научиться верно идентифицировать себя со взрослыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2′.
Таблица 2
Возраст. | Результат | Нормальная | Аномальная |
Область | развития | линия развития | линия развития |
отно | | | |
шений | | | / |
0-1 год; | энергия и | Доверие к людям: | Недоверие к лю |
мать | жизненная | взаимная любовь | дям: как резуль |
| радость | и признание ро | тат плохого об |
| | дителей и ребен | ращения матери с |
| | ка, привязан | ребенком, игно |
| | ность, удовлетво | рирования, пре |
| | рение потребно | небрежения им, |
| | стей детей в об | лишения любви. |
| | щении и других | Слишком раннее |
| | жизненно важных | или резкое отлу |
| | потребностей | чение ребенка от |
| | | груди, его эмо |
| | | циональная изо |
| | | ляция. |
1-3 года; | контроль над | Самостоятельное | Сомнение в себе, |
родители | собой; | ть, уверенность в | гипертрофирован |
| стремление к | себе: ребенок | ное чувство сты |
| власти | смотрит на себя | да: ребенок чув |
| | как на самостоя | ствует свою не |
| | тельного, но еще | приспособленное |
| | зависимого от | ть, сомневается в |
| | родителей чело | способностях, |
| | века. | испытывает не |
| | | достатки в разви |
| | | тии элементар |
| | | ных двигатель |
| | | ных навыков. |
| | | Слаборазвита |
| | | речь, развито же |
| | | лание скрыть |
| | | свою ущербность |
| | | от окружающих. |
‘ Цит. по Немое Р. С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.
42 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Продолжение Таблицы 2
3-6 лет; | целеустремде | Активость: живое | Пассивность: вя |
родители, | нность; уве | воображение, ак | лость, отсутствие |
братья, | ренность в | тивное изучение | инициативы, ин |
сестры | себе | окружающего | фантильное чув |
| | мира, подража | ство зависти к |
| | ние взрослым, | другим детям, |
| | включение в по- | подавленность, |
| | лоролевое пове | отсутствие npt- |
| | дение. | знаков полороле- |
| | | вого поведения. |
6-12 лет; | овладение | Трудолюбие: вы | Чувство неполно |
школа, | методами и | раженное чувство | ценности: слабо |
соседи, | умениями | долга и стремле | развитые трудо |
знако | | ние к достижени | вые навыки, избе |
мые | | ям, развитые | гание сложных |
| | коммуникативны | заданий, сорев |
| | е умения. Ставит | новательных си |
| | перед собой и | туаций, острое |
| | решает реальные | чувство неполно |
| | задачи, нацелен | ценности, обре |
| | ность фантазии и | ченности. Кон |
| | игр на активное | формность, раб |
| | усвоение инстру | ское поведение, |
| | ментальных и | чувство тщетно |
| | предметных дей | сти прилагаемых |
| | ствий, ориента | усилий при реше |
| | ция назадачу. | нии разных задач. |
1^-18 лет; | преданность | Жизненное само | Путаница ролей: |
группа | и верность | определение: раз | смещение и сме |
сверст | | витие временной | шение временных |
ников | | перспективы – | перспектив: мыс |
| | планов на буду | ли не только о |
| | щее, самоопреде | будущем, но и |
| | ление: каким | прошлом. Кон |
| | быть? Кем быть? | центрация ду |
| | Активный поиск | шевных сил на |
| | себя и экспери | самопознание, |
| | ментирование в | сильно выражен |
| | разных ролях. | ное стремление |
| | Четкая половая | разобраться в |
| | поляризация в | себе в ущерб от |
| | формах поведе | ношений с внеш |
| | ния. Лидерство в | ним миром. По- |
| | группах сверст | лоролевая фикса |
| | ников и при не | ция. Смешение |
| | обходимости | форм полороле- |
| | подчинение им. | вого поведения. |
Глава 1. Психология развития ребенка 43
Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка?
Смысл теорий рекапитуляции (теория З.Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э.Геккель: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Конечно, нельзя не признать действия наследственных факторов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э.Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он использует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация развития.
Источник