Основные тенденции в развитии речи ребенка
Становление речи ребенка проходит ряд этапов и вначале значительно отличается от речи взрослого. Первые слова являются лепетными словами, по типу: «бо-бо», «ня-ня», «мо-мо», иногда ребенок использует обломки взрослых слов, например «ка», «пи», при том одно слово может означать десятки вещей. Также одно и то же слово в одной ситуации означает одно, а в другой ситуации — другое. Связь между словами чрезвычайно своеобразна и напоминает ряд бессвязных восклицаний, переходящих друг в друга.
Например, детское слово «кх» может означать кошку, мех, волосы, шапку и многое другое, что связано с ощущением мягкости и пушистости. Для взрослого этот признак мягкости и пушистости не важен, а для ребенка он может быть главным, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется, прежде всего, непосредственным ощущением и своим собственным опытом. После 12 месяцев речь ребенка начинает постепенно трансформироваться в привычную для нас.
Раннее детство — сензитивный (наиболее благоприятный) период для усвоения речи. Взаимодействие ребенка с взрослым, особенно при их совместном взаимодействии с предметами, служит источником формирования умения общаться с помощью слов. Начиная со второго года жизни ребенок с поразительной быстротой и легкостью овладевает не только отдельными словами, но и правилами построения речи, всем богатством языка. Развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь. Первые слова ребенка адресованы взрослому и выражают элементарные просьбы или требования.
Основные тенденции в развитии речи:
1. Пассивная речь опережает активную: ребенок понимает намного больше слов, чем может сам произнести. Сначала он понимает слова-указания («садись», «рядом»), затем — слова-названия («машинка», «мячик»), позднее наступает понимание инструкций и поручений («сядь рядом»), и наконец, понимание рассказов. В 13 месяцев ребенок понимает около 50 слов, а в 18 месяцев уже умеет говорить 50 слов.
2. К двум годам фонематический уровень овладения речью оказывается достаточно развитым: ребенок может различать слова, отличающиеся одной фонемой (одним звуком, например, «кит» и «кот»). Фонематический слух опережает развитие артикуляции: ребенок сначала научается правильно слышать речь, а затем правильно говорить.
3. Интенсивно развивается активная речь ребенка. Первыми словами ребенок называет значимых людей («мама», «папа»), движущиеся объекты («мяч», «машина»), знакомые действия («дай», «хватит»), знакомые состояния («нету», «мое»).
4. Между 18-м и 24-м месяцами часто происходит скачкообразный рост словарного запаса, так называемый «языковой взрыв». Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название, у него появляется желание «увеличить свой словарь». Ребенок часто указывает на разные предметы и спрашивает: «Что это?», «Кто это?». Стремится играть с родителями и другими людьми в игры, связанные с называнием объектов. Кроме того, начинает активно пытаться произносить те слова, которые слышит. Видимо, этот «взрыв» связан с усовершенствованием навыков категоризации, каждое новое слово относится к некоей новой категории и поэтому его необходимо знать. Открытие взаимосвязи между словами и сигналами, получаемыми из социального мира, также влияют на этот процесс. Дети могут начать усваивать за неделю больше новых слов, чем узнали за все месяцы, прошедшие с того момента, как начали говорить. К трем годам активный словарь ребенка достигает 1000–1500 слов.
5. Новые слова усваиваются по правилам:
• Название предмета, впервые услышанное ребенком, относится к целому объекту, а не к его частям и не к действию с ним. Например, слово «цветок» ребенок отнесет ко всему цветку, а не к его частям — листку, стеблю, к окраске цветка и не к совершаемому взрослым действию, касанию, например.
• Если объект уже имеет название и представляется под другим именем, то это новое название означает «подкатегорию» первоначального. Если, например, ребенок уже знаком со словом «цветок», а ему показывают на него и говорят, что это ромашка, то для него «ромашка» будет выступать как особый вид цветка.
• Контекст предложения помогает уяснить значение нового слова. Дети слышат незнакомые слова, заключенные в предложения, содержащие уже известные слова.
6. Примерно между полутора и двумя с половиной годами, вскоре после скачкообразного увеличения словарного запаса, дети начинают связывать слова между собой — появляются предложения, состоящие из 2–3 слов, так называемая телеграфная речь. Чаще всего такие предложения состоят из двух слов, обозначающих два понятия: «папа вижу», «носок снять», «еще сок». Дети поначалу используют одну и ту же конструкцию для высказывания разных утверждений. Например, ребенок может сказать: «Мама печенье», наблюдая, как мама ест печенье, но также и в случае, если он хочет, чтобы мама дала ему печенье. Ребенок оставляет только самые информативные слова, опуская все второстепенные.
Повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Речь ребенка начинает сопровождать его действия с предметами. Например, ребенок говорит о перемещении игрушек («мишка упал», «мячик укатился»). Эта речь на первый взгляд не обращена ни к кому, она просто фиксирует действия ребенка. Однако такая речевая фиксация имеет огромное значение для формирования вербального мышления ребенка.
7. На границе второго и третьего года жизни ребенок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, и начинает усваивать грамматический строй речи.
8. К концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.
На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов, любит слушать их в исполнении взрослых. Легко запоминает небольшие стихотворения и сказки, воспроизводит их. Пытается рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.
Ход речевого развития с рождения до 4 лет:
Средний возраст | Демонстрируемое ребенком речевое поведение |
12 недель | Улыбка при обращенной к ребенку речи; гуление. |
16 недель | Поворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса. |
20 недель | Произносит гласные и согласные звуки во время гуления. |
6 месяцев | Гуление превращается в лепет, который содержит звуки человеческой речи. |
8 месяцев | Повторяет некоторые слоги (например: «ма-ма»). |
12 месяцев | Понимает некоторые слова; может произнести от 5 до 30 лепетных слов и несколько обычных. |
18 месяцев | Может произносить до 50 слов. |
24 месяца | Словарь ребенка составляет 50–200 слов; употребляет некоторые фразы, состоящие из двух слов. |
30 месяцев | Словарь включает нескольких сотен слов; употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3–5 слов. |
36 месяцев | Словарь включает около 1000–1500 слов. |
48 месяцев | Хорошо освоены главные основополагающие аспекты языка. |
Указанные сроки являются лишь средними показателями. Индивидуальные различия младенцев на начальных этапах речевого развития могут достигать нескольких дней и недель, а на поздних — нескольких месяцев.
Речь навык тренируемый (как развивать речь ребенка в 1-3 года), и сильно зависит от окружающей среды ребенка. Многократные исследования американских ученых показали, что интеллектуальный уровень ребенка в раннем детстве, зависит от разговоров с ним. То насколько часто и разнообразно вы говорите с ребенком, насколько обширный словарный запас вы применяете, используете объяснения или приказы, похвалу или порицание. Живые разговоры с ребенком это единственно эффективный способ развития его речи. Никакие развивающие приложения и мультики его не могут заменить по объективным природным причинам.
Словарный запас ребенка зависит от степени насыщенности его «речевого окружения», которое в свою очередь, зависит от уровня образованности родителей и их желания (возможности) уделять время ребенку.
Темпы овладения речью
Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков. Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей. Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.
В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:
- Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
- Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
- Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
- «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
- Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.
Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого. Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.
Источник
Статья:
Дошкольный возраст имеет непреходящее значение в общем цикле развития человека. Именно этот период является значимым для формирования психологической структуры социального облика ребенка.
Основу социализации составляет овладение разными знаковыми системами. В дошкольном возрасте ребенку доступно усвоение трех видов знаков: образно-жестового, вербального, образно-графического, которые он усваивает в различных видах знаково-символической деятельности, поэтому уровень развития этих видов деятельности, характер их содержания и средств являются одними из показателей успешности вхождения ребенка в мир социальных отношений.
скачать конспект
Речь, как универсальная человеческая способность, как вербальная знаковая система, присущая только человеку, полифункциональная по своему значению. Ее своевременное становление и развитие обеспечивает полноценную социализацию человека, способствует формированию высших психических функций и зарождению способности осознавать и регулировать поведение, деятельность, эмоциональные реакции.
Ранний и дошкольный возраст являются сензитивными (наиболее чувствительными и восприимчивыми для обучения) периодами в развитии речи. Остановимся на более детальном анализе основных возрастных новообразований речи в детском возрасте.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года). На этом этапе возникают и совершенствуются основные предпосылки речи:
речь взрослого человека становится для ребенка предметом познания, он прислушивается к ней, улавливает ритм, к 6 месяцам начинает понимать интонацию, эмоциональную окрашенность речи. К 7-8 месяцам малыш может понимать значение отдельных слов, находить взглядом предмет, названный взрослым, к 1 году большинство детей способны выполнить простую речевую инструкцию: «Дай куклу», «Покажи у куклы глазки» и т.д.
самостоятельные голосовые реакции появляются у ребенка примерно в 3 месяца, первые вокализации – гуление, но они носят еще непроизвольный характер. Произвольные голосовые реакции можно наблюдать у полугодовалого ребенка. Лепет в этом возрасте становится интонированным, расширяется диапазон произносимых звуков, ребенок начинает использовать лепет для привлечения внимания к себе. У многих малышей к концу первого года жизни появляются первые лепетные слова, которые отличаются по слоговой структуре и звуконаполняемости от слов взрослого, но являются устойчивыми звукосочетаниями, называющими предмет или действие.
Полноценное общение взрослого и ребенка, постоянная вербализация действий взрослого, поощрение голосовых реакций – являются важными условиями развития речи в этом возрасте.
На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Во-первых, отсутствие реакции у ребенка на голос взрослого, т.е. ребенок не поворачивает голову к источнику звука, его не раздражают резкие и громкие звуки, при этом ребенок может гулить и издавать различные звуки. Во-вторых, отсутствие лепета или его угасание, трудности понимания речи взрослого и беспокойство ребенка при отсутствии визуального контакта со взрослым. Эти симптомы свидетельствуют о снижении слуха, поэтому требуют срочной консультации отоларинголога.
Ранний возраст (от 1 до 3 лет). Это период бурного речевого развития, когда речь становится основным средством общения с окружающими. На втором и третьем году жизни активно пополняется словарь ребенка, в основном за счет существительных и глаголов. Ребенок оказывается способен назвать предмет и действие с ним. К концу второго года жизни возникает фразовая речь, в двухсловные фразы ребенок включает слова из активного словаря и часто комбинирует их. На третьем году жизни у малыша в речи появляются вопросы: «Что это?», «Как?», «Куда?», малыш активно познает окружающий предметный мир, названия предметов, их функции, поэтому данные вопросы являются у детей этого возраста самыми популярными. Активный словарь детей насчитывает к концу третьего года жизни от нескольких сотен до тысячи слов, в основном это существительные, называющие предметы, глаголы, обозначающие действия с ними и прилагательные, указывающие на воспринимаемые органами чувств свойства. Фонетическая сторона речи еще несовершенна в этом возрасте, поэтому дефекты звукопроизношения, звуконаполняемости слов, замены и перестановки слогов являются типичными для этого возраста и не рассматриваются специалистами как нарушения.
На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Отсутствие речи, использование в общении только отдельных слов, а не фраз, ситуативность понимания речи, когда содержание речи понятно ребенку только в конкретной ситуации, появление остановок и заикания. Момент зарождения и бурного накопления словаря нередко приводит к возникновению заикания, которое может проявляться в виде речевых запинок, остановок, трудностей порождения слова.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – это не только период совершенствования речи как средства общения, и этап качественно нового использования речи как средства регуляции поведения и деятельности и средства высших психических функций. Для речи дошкольника характерно совершенствование всех структурных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики.
Пополнение словаря детей происходит как за счет знакомства с новыми словами, так за счет овладения приемами словообразования, поэтому расцвет словотворчества – это возраст 4-5 лет. Помимо этого дошкольник усваивает правила согласования слов в предложении и грамматические нормы языка. Развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата способствуют овладению фонетикой родного языка. К 5 годам в речи детей не должно быть нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Активно развивается и связная речь детей. Дошкольник может рассказать сказку, перечислить события, которые он пережил и т.д. Старший дошкольный возраст является благоприятным для овладения грамотой, к этому у ребенка оказываются сформированы все предпосылки: фонематический слух, фонетический строй и т.д.
Главным функциональным новообразованием в речи становится использование речи как средства высших психических функций (мышления, памяти, воображения), что значительно изменяет психологический облик ребенка.
На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Нарушения звукопроизношения после 5 лет, слоговой структуры слова, бедный словарный запас, трудности согласования слов в предложении.
Исходя из вышеперечисленных возрастных тенденций развития, очевидна необходимость своевременного педагогического сопровождения процесса развития речи у детей. В нашем образовательном учреждении работа по коррекции и профилактике речевых нарушений строится с учетом образовательных потребностей детей и актуальных возрастных проблем развития. Основные направления логопедического сопровождения развития речи на разных возрастных этапах отражены в таблице 1.
Возраст Основные направления педагогической деятельности
Ранний от 1 до 3 • формирование мотивации речевой деятельности;
накопление словаря;
обучение детей правильному называнию предметов, их функций, свойств.
разучивание стихотворений, песенок, чистоговорок и т.д.
Младший дошкольный 3-5 • совершенствование лексической стороны речи, обучение приемам словообразования,
знакомство с нормами орфоэпии;
обучение детей правилам согласования слов в предложении;
развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха;
воспитание читательского интереса и любви к книге, формирование мотивации чтения.
Старший дошкольный 5-7 • развитие связной речи, обучение пересказу, составлению рассказов по картине, серии сюжетных картин и т.д.
обучение грамоте; развитие орфографической зоркости;
развитие выразительности речи и чтения;
и другие
Совместная комплексная работа логопеда, воспитателя, других педагогов «Школы Сотрудничества» будет способствовать полноценному развитию речи дошкольников.
Кулакова Елизавета Юрьевна. Учитель-логопед высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, автор более 20 научных статей. Имеет большой опыт работы с детьми с разными образовательными потребностями. Маршрут педагогического сопровождения развития речи дошкольников выстраивает с учетом индивидуальных потребностей ребенка. В своей работе активно использует логоритмику, как эффективный прием стимуляции речевого развития.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник