Основные средства общения ребенка и их развитие
ОСОБЕННОСТИ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей, которую она решает, оно служит смысловой составной деятельности общения, но само по себе представляет зачастую довольно сложное образование, В состав которого входят в том или ином сочетании несколько более мелких единиц, названных средствами общения.
Итак, под средствами общения понимают те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.
Можно выделить три основные категории средств общения. Это экспрессивно-мимические средства общения, к которым относится улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные действия, а также позы, используемые для общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым ил, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки;
речевые средства общения: высказывания , вопросы, ответы, реплики.
Три категории средств общения перечислены выше в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.
Экспрессивно-мимические средства общения возникают в онтогенезе первыми, но они сохраняют свое значение для взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей остальной жизни изолированно или в сочетании с другими коммуникативными операциями.
Непреходящее значение экспрессивных средств общения состоит в том, что они выражают содержание отношений, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в в таком качестве.
Прежде всего, они ярче, точнее и полнее всех операций передают внимание и интерес одного человека к другому.
Предметно-действенные средства общения возникают в совместной деятельности ребенка с взрослым и представляют собой преобразованные для целей коммуникаций “эскизные” предметные движения, локомоции и статичные позы. Их основное назначение – выразить готовность ребенка к взаимодействию со взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого.
Предметно-действенные средства общения имеют ряд преимуществ перед экспрессивно-мимическими. Экспрессивно-мимические включают выразительны жесты, а предметно-действенные инструментальные жесты. Улыбки и взгляды могут свидетельствовать об эмоциональном состоянии ребенка в ответ на воздействия взрослого, но предметные действия содержат элементы активности, показывающие, что ребенок хочет сделать с помощью взрослого.
Таким образом, предметно-действенные средства являются “пиктограммами” общения и зарождающейся совместной деятельности ребенка и взрослого.
Речевые средства общения появляются в онтогенезе позднее всего, и после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения уже достигли высокого развития и большой сложности. Л.С.Выготский указывал, что общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах.
В сущности это общение, с помощью выразительных движений, не заслуживает даже название общения, а скорее должно быть названо заражением.
Общение предполагает обобщение и развитие словесного значения, то есть обобщение становиться возможным при развитии общения. Таким образом, высшие присущие человеку формы психического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.
Речевые средства общения, позволяющие ребенку выйти за пределы частной ситуации и наладить с взрослым более широкое взаимодействие. Появление речи Главным образом связывается с речевым довербальных уровней общения, усложнение которых делает для ребенка необходимым пониманием речи взрослых и активное владение его точным, емким и общепонятным знакам.
В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них, в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Анализ психологической литературы позволяет сделать вывод о том, что кризис становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью, как средством общения, в течении первых семи лет жизни проходит 3 основные этапа.
На первом этапа ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Этодовербальный период. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Развитие общения в качестве целостной деятельности рассматривается как смена качественно своеобразных форм, характеризующихся особым содержанием потребности ребенка в общении со взрослыми, характером ведущего мотива и преобладающими средствами общения, а также датой возникновения на протяжении дошкольного детства и местом в системе жизнедеятельности ребенка.
В возрасте от рождения до 7 лет у детей выделяют четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное.
Изменение отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения – потребностей, мотивов, операций и прочее, в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности.
Итак формой общения называют коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. Основными среди них являются следующие 5 параметров:
время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;
место,занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности
ребенка;
основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения;
ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития
к общению с окружающими людьми;
основные средства общения, с помощью которых в пределах данной
формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.
К концу дошкольного возраста у детей появляется четвертая и высшая для дошкольников форма общения с взрослым – внеситуативно-личностная. Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов.
Личностный мотив общения – ведущий в четвертой форме коммуникативной деятельности – имеет совершенно иной характер. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени.
Ребенок отражает не только ту сторону, которой взрослый прямо повернут к нему в данной ситуации, где взрослый его лечит, кормит, учит, – взрослый получает в глазах ребенка свое собственное, независимое существование. Для дошкольников приобретают живое значение такие детали из жизни взрослого, которые ни как их не касаются, но, позволяют воссоздать в полноте конкретных подробностей полнокровный образ этого человека.
Исследование Е.О. Смирновой убедительно показало, что в разговорах дошкольников с личностными мотивами проявляют основной интерес к людям и говорят о себе, своих родителях, товарищах, расспрашивают взрослых об их жизни, работе, семье. И хотя у детей с четвертой формой общения сотрудничество со взрослыми тоже носит “теоретический характер” (вопросы, обсуждения, споры) и вплетено тоже в познавательную деятельность, но здесь обнаруживается сосредоточенность ребенка на окружении, так сказать, на “мире людей”, а не предметов.
Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. И хотя он огорчается если действовал неверно, он охотно соглашается ввести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совладение своей позиции с позицией старших служит для ребенка доказательством его правильности. Ребенок ныне не спешит спорить со взрослыми – он чутко настраивается на их волну и старается сначала получше понять старших, найти причину, почему они думают так, а не иначе. Дети с внеситуативно-личностной формой общения активно старается понять взрослого и найти объяснение его словам.
Стремление к общности взглядов со старшими дает детям опору при обдумывании нравственных понятий, при становлении моральных суждений, ведь по самому своему происхождению правила поведения в обществе, взаимоотношения с товарищами социальны, и лишь овладение социальным опытом старшие могут помочь ребенку определить правильный путь.
Внеситуативно-личностное общение повышает восприимчивость детей к воспитательным воздействиям и благоприятствует быстрому усвоению наставлений взрослых.
Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенок обращает теперь меньше внимания на внешнюю сторону воспроизводимой им действительности – нынче его интересуют главным образом те сложные отношения, которые складываются между людьми в семье и на работе. В общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, зорко наблюдает за всеми оттенками поведения старших при их столкновении между собой. Контакты со взрослыми и со старшими детьми по возрасту открывают ребенку перспективу его будущей жизни на ближайшие годы: он узнает, что скоро будет учиться в школе.
Важнейшее значение внеситуативно-личностного общения состоит в том, что благодаря ему ребенок узнает о взрослом, как об учителе и постепенно усваивает представление о себе как об ученике.
Установленные ими факты свидетельствуют о том, что наиболее успешно дети усваивают новые знания в условиях, приближенных к занятиям, чем в обычной жизни, если владеют внеситуативно-личностной формой общения.
При доминировании личностных мотивов общения центром ситуации становится для ребенка взрослый. Дети с повышенным вниманием относятся к его словам и действиям, свои ошибки видят как бы его глазами и поэтому реагируют на замечания без обиды, деловым образом, внося необходимые изменения в свою деятельность.
Настроенность на взрослого позволяет детям с внеситуативно-личностной формой общения без труда понять, что в ситуации учения он выступает в особой функции – как педагог, как учитель и, следовательно, им надлежит вести себя с ним, как положено ученикам: внимательно смотреть и слушать, запоминать, исправлять допущенные промахи.
Понимание детьми с внеситуативно-личностной формой коммуникативной деятельности своей позиции видно из того, что они не отвлекаются, тщательно прослеживают все действия взрослого, не затевают разговоров на темы, не имеющего отношения к заданию.
Таким образом, личностные мотивы общения сочетаются с наиболее адекватными для целей учения общения действиями в поведении ребенка. Вот почему говоря понятие о коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению, понимая под ним сформированность у него внеситуативно-личностного общения.
Внеситуативно-личностное общение – высшая форма коммуникативной деятельности, наблюдающейся у детей моложе семи лет. Ее роль в жизни ребенка состоит в освоении детьми правил поведения в социальном мире, в постижении некоторых его законов и взаимодействий.
Источник
Гладких Мария
Средства развития коммуникативных навыков в младшем дошкольном возрасте
Главным показателем готовности ребёнка к общению с людьми, которые его окружают, являются сформированные коммуникативные навыки, развитие которых является одним из основных направлений в работе современных ДОО.
Коммуникативные навыки – важные элементы развития дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и социальные взаимоотношения людей.
Общение – весьма существенная составная часть, от которой зависит успешность любого человека. Для этого необходимо, чтобы дети дружно играли друг с другом и в группе детей, как можно раньше научились общаться с людьми, которые их окружают и гармонично развивались. Ведь чем старше становится ребёнок, тем значительнее для него взаимоотношения с ровесниками.
Для дошкольников крайне важна помощь и сопереживание взрослого человека. В этом возрасте ребенок особенно чувствителен к негативной оценке и неуважительному отношению к нему. У дошкольников интенсивно развиваются и осмысливаются этические понятия, важнейшим источником знаний является взрослый человек. Если его оценка и самооценка ребенка расходятся, то это вызывает переживания.
Эффективным общение называют при наличии следующих факторов:
• желание взаимодействия с окружающими людьми;
• знание норм и правил поведения;
• восприятие социальных ролей в обществе;
• умение общаться, слушать, воспринимать эмоции и сигналы от других людей, в том числе посылаемые бессознательно;
• разрешение любых конфликтов в общении.
От уровня коммуникативных навыков у ребенка зависит не только социальная сторона его развития, но и формирование психических процессов – речи, памяти, мышления. Наблюдается прямая пропорциональность развитости психических процессов и эффективности дальнейшей адаптации в социуме.
Уровень развития коммуникативных навыков у дошкольника показывает его психологическую готовность к обучению в школе.
При развитии коммуникативных навыкову ребенка успех зависит от выполнения следующих правил:
• интересы ребенка – отправная точка при занятиях и общении с ним;
• у ребенка должны быть партнеры для общения;
• ребенку надо давать время на ответ;
• стимулировать ребенка выражать свои желания, а не предугадывать их;
• показывать ребенку ценность и пользу общения с ним в психологическом и эмоциональном плане.
Развивать у детей дошкольного возраста коммуникативные навыки необходимо в тесном взаимодействии между собой, активно включая их в познавательную или игровую деятельность.
Средствами развития коммуникативных навыков являются:
• Игра;
• труд;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• образовательная ситуация
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим кратко роль каждого средства.
В дошкольном возрасте большое значение в развитии коммуникативных навыков детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.
В сюжетно – ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуются коммуникативные навыки: дети общаются по поводу распределения ролей. планируют свои действия. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению коммуникативными навыками.
В сюжетно-ролевой игре реализовываются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые исполняют совместное дело. В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять свои увлечения интересам других.
Подвижные игры также оказывают влияние на развитие коммуникативных навыков. У детей развивается умение слушать и слышать друг друга, договариваться, контролировать действия друг друга, взаимодействовать и сотрудничать.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они не только закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, но и значительно повышает эффективность обучения детей коммуникативным навыкам, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению коммуникативными навыками и высокую речевую активность детей в обучении.
В дидактической игре ребенок сталкивается с разными ситуациями взаимодействия,потому что не каждый сверстник одинаково успешен: у одних детей могут возникать трудности в игре, и им необходима будет помощь, другие дети могут провоцировать конфликты и нужно уметь их разрешать. Эти ситуации помогают ребенку приобрести опыт взаимодействия и соответствующие коммуникативные умения. В процессе участия в разных дидактических играх у ребенка обогащается опыт общения, поскольку изменяется сама игровая ситуация, определяемая содержанием игр.
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает научиться учитывать мнение сверстников, обращаться за помощью друг к другу, подчиняться в той или иной мере правилам социального взаимодействия.
Средством развития коммуникативных навыков также является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения навыками общения. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). На примере общения взрослого у ребенка развивается умение проявлять инициативу, активность при организации взаимодействия со сверстниками, умение согласовывать свои действия с действиями сверстника и слушать собеседника.
Особое место здесь отводится речевым поручениям. Речевое – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь.Например: «Пойди к Светлане Ивановне и попроси книгу.Так и скажи: «Светлана Ивановна, дайте мне, пожалуйста, книгу». Это образец речевого поручения для ребенка.
Художественная литература является важнейшим средством развития коммуникативных навыков и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Развитие коммуникативных навыков в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Произведения художественной литературы отображают мир человека, поступки, общение героев тем способствуют преодолению барьеров в общении.
Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах развития коммуникативных навыков детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, совершенствует умение речевого этикета.
Особое место в работе по развитию коммуникативных навыков отводится образовательным ситуациям.
Образовательные ситуации – специально организованные ситуации, в которых дети отрабатывают коммуникативные навыки.Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.
Они дают возможность ребятам справиться с негативной ситуацией, содействуют преодолению застенчивости, смущения, влияют на развитие доброжелательных отношений с людьми, обеспечивают благополучие коллективной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
В целом влияние на развитие коммуникативных навыков у дошкольников оказывает целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада.
Источник