Основные семейные факторы развития личности ребенка
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..………..2
Глава 1. Семья
как фактор формирования личности
1.1. Семья как фактор
социализации…………………………………………………..……….3
1.2. Воспитание и
родительское воздействие………………………………………..…………4
1.3. Задачи воспитания
в семье ………………………………………………………………..9
Глава 2. Условия
успешности семейного воспитания
2.1 Принципы семейного
воспитания…………………………………………………………11
2.2 Условия успешного
семейного воспитания………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………………………
16
Введение
C
того момента, как ребенок родился, и начал
обживаться в мире, он начал обучаться.
Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается.
Процесс воспитания направлен на формирование
социальных качеств личности, на создание
и расширение круга ее отношений к окружающему
миру – к обществу, к людям, к самому себе.
Чем шире, разнообразнее и глубже система
отношений личности к различным сторонам
жизни, тем богаче ее собственный духовный
мир.
Таким
образом, личность формируется в процессе
активного взаимодействия с окружающим
миром, овладевая социальным опытом, общественными
ценностями. На основе отражения человеком
объективных отношений происходит формирование
внутренних позиций личности, индивидуальных
особенностей психического склада, складывается
характер, интеллект, его отношение к окружающим
и к самому себе. Находясь в системе коллективных
и межличностных отношений, в процессе
совместной деятельности, ребенок утверждает
себя как личность среди других людей.
Никто
не рождается на свет с готовым характером,
интересами, склонностями, волей, определенными
способностями. Все эти свойства вырабатываются
и формируются постепенно, в ходе всей
жизни, с момента рождения и до зрелости.
С
самого рождения человек попадает в общество.
Первым окружающим ребенка миром, начальной
единицей общества является – семья, где
и происходит закладывание основ личности.
Семья становится главным социальным
фактором, влияющим на становление личности.
Ребенок
видит семью в качестве окружающих его
близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки.
В зависимости от состава семьи, от отношений
в семье к членам семьи и вообще к окружающим
людям человек смотрит на мир положительно
или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими.
Отношения в семье влияют также на то,
как человек в дальнейшем будет строить
свою карьеру, по какому пути он пойдет.
В семье индивид получает первый жизненный
опыт, важно в какой семье воспитывается
ребенок: благополучной или неблагополучной.
Основная
проблема, возникающая у детей – это проблема
взаимоотношений с родителями. Даже в
благополучных семьях возникает определенная
сложность общения с детьми школьного
возраста. Причем сложность увеличивается
еще и потому, что родители часто не понимают,
что с детьми старшего возраста общение
должно строиться по-другому, нежели с
маленькими. Не всегда родители различают,
что нужно запрещать, а что следует разрешать.
Итак,
человек рождается духовно благодаря
общению с окружающими людьми.
Проблема
семейного воспитания – принципы воспитания,
зависимость развития личности ребенка
от условий воспитания в семье, ошибки
семейного воспитания, и условия успешного
воспитания ребенка в семье.
Семья,
как ячейка общества, является базисной
основой развития личности и главным условием
реализации задатков и способностей человека.
Глава
1. Семья как фактор формирования личности
1.1.
Семья как фактор социализации
В
настоящее время проблемы семьи и семейного
воспитания приобрели особую актуальность.
Происходящие в России социальный и экономический
кризисы заметно ухудшили демографическую
ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый
в нашей стране социальный институт, в
значительной мере утратила свою ценность.
Однако
сейчас важность семьи постепенно возрастает:
осознается ее роль в развитии подрастающего
поколения – ведь именно в семье у ребенка
формируются модели будущей жизни, поэтому
очень многое зависит от родителей.
Над
проблемой семейного воспитания работали
многие ученые. Актуальна проблема семьи
и для государства, общества, школы. На
государственном уровне для помощи семье
создаются различные программы. Говоря
о помощи общества, можно привести в пример
различные социальные организации и общественные
объединения, такие как служба социальной
защиты, служба психологической помощи
работы с детьми.
Взаимодействие
школы и семьи в настоящее время остается
нерешенной проблемой, т.к. не всегда школа
взаимодействует с семьей в вопросах воспитания
ребенка. Это весьма большая проблема,
ведь учеба продолжается обычно не менее
8-9 лет, и все это время осуществляется
влияние школы на ребенка. Это влияние,
несомненно, должно быть в сочетании с
воспитанием в семье. Поэтому так сильна
потребность в объединении усилий школы
и семьи для развития детей.
Духовное
богатство личности, взгляды, потребности
и интересы, направленность и способности
зависят, в каких условиях протекает их
формирование в детстве и юношеские годы.
Выделяют три фактора, влияющих на развитие
человека: наследственность, среда и воспитание.
Развитие – это происходящие в человеке
последовательные и закономерные изменения
в психике и его биологической природе,
оно зависит от наследственности. Используется
термин «формирование» – изменения в развитии
личности человека или отдельных его качеств,
которые происходят под влиянием определенных
факторов. Формировать значит организовывать
всю жизнедеятельность человека, осуществлять
воспитание и обучение, воздействовать
на него, чтобы развить то или иное качество.
Факторы, влияющие на формирование личности,
делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы
и микрофакторы. К макрофакторам относят
планету, страну, общество, государство.
Во вторую группу входят мезофакторы:
тип поселения, этнокультурные и исторические
условия. Среди микрофакторов выделяют
семью, школу и ближайшее окружение ребенка-
это наиболее значимый фактор для формирования
личности.
Со
стороны семьи и школы на ребенка оказывается
целенаправленное воздействие – воспитание.
Понятие «воспитание» имеет два основных
значения: широкое (социальное) и узкое
(педагогическое). В широком социальном
смысле воспитание понимается как социальное
явление, функция общества, которая заключается
в подготовке подрастающего поколения
к жизни. На это направлены усилия всего
социального устройства общества: семьи,
детского сада, школы, средств массовой
информации, церкви и т. д. Воспитание в
педагогическом смысле – это специально
организуемый и управляемый процесс, содействующий
развитию личности.
Семья
выступает и в качестве социальной ячейки
общества и, в то же время, как важнейший
фактор формирования личности.
Семья,
с позиции социологов, представляет собой
малую социальную группу, основанную на
брачном союзе и кровном родстве, члены
которой связаны общностью быта, взаимной
помощью, моральной ответственностью.
Этот древнейший институт человеческого
общества прошел сложный путь развития:
от родоплеменных форм общежития, до современных
форм семейных отношений.
Семья
– сложная многофункциональная система,
она выполняет ряд взаимосвязанных функций.
Функция семьи – это способ проявления
активности, жизнедеятельности ее членов.
К функциям следует отнести: экономическую,
хозяйственно-бытовую, рекреативную, или
психологическую, репродуктивную, воспитательную.
Семья является ответственной за физическое,
психическое и интеллектуальное развитие
ребенка, она выступает своеобразным регулятором
рождаемости.
Человек
приобретает ценность для общества только
тогда, когда он становится личностью,
и становление ее требует целенаправленного,
систематичного воздействия. Именно семья
с ее постоянным и естественным характером
воздействия призвана формировать черты
характера, убеждения, взгляды, мировоззрение
ребенка. Выделение воспитательной функции
семьи имеет общественный смысл.
Для
каждого человека семья выполняет эмоциональную
и рекреативную функции, защищающие человека
от стрессовых и экстремальных ситуаций.
Уют и тепло домашнего очага, реализация
потребности человека в доверительном
и эмоциональном общении, сочувствие,
сопереживание, поддержка – все это позволяет
человеку быть более стойким к условиям
современной неспокойной жизни. Сущность
и содержание экономической функции состоит
в ведении не только общего хозяйства,
но и в экономической поддержке детей
и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
1.2.
Воспитание и родительское воздействие
В
родительском труде, как во всяком другом,
возможны и ошибки, и сомнения, и временные
неудачи, поражения, которые сменяются
победами. Воспитание в семье – это та же
жизнь, и наше поведение и даже наши чувства
к детям сложны, изменчивы и противоречивы.
Отношения с ребенком, так же как и с каждым
человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Если
родители во всем совершенны, знают правильные
ответы на вопросы, то в этом случае они
вряд ли смогут осуществить самую главную
родительскую задачу – воспитать в ребенке
потребность к самостоятельному поиску,
к познанию нового.
Родители
составляют первую общественную среду
ребенка. Личности родителей играют существеннейшую
роль в жизни каждого человека, к родителям
мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту
жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие
отношения ребенка и родителей, это особые
чувства, отличные от других эмоциональных
связей. Специфика чувств, возникающих
между детьми и родителями, определяется
главным образом тем, что забота родителей
необходима для поддержания самой жизни
ребенка. А нужда в родительской любви
– поистине жизненно необходимая потребность
маленького человеческого существа. Любовь
каждого ребенка к своим родителям беспредельна,
безусловна, безгранична. Если в первые
годы жизни любовь к родителям обеспечивает
собственную жизнь и безопасность, то
по мере взросления родительская любовь
все больше выполняет функцию поддержания
и безопасности внутреннего, эмоционального
и психологического мира человека. Родительская
любовь – источник и гарантия благополучия
человека, поддержания телесного и душевного
здоровья.
Именно
поэтому первой и основной задачей родителей
является создание у ребенка уверенности
в том, что его любят и о нем заботятся.
Никогда, ни при каких условиях у ребенка
не должно возникать сомнений в родительской
любви. Самая естественная и самая необходимая
из всех обязанностей родителей – это относиться
к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно1.
Подчеркивание
необходимости создания у ребенка уверенности
в родительской любви диктуется рядом
обстоятельств. Не редки случаи, когда
дети, повзрослев, расстаются с родителями.
Расстаются в психологическом, душевном
смысле, когда утрачиваются эмоциональные
связи с самыми близкими людьми. Психологами
доказано, что за трагедией подросткового
алкоголизма и подростковой наркомании
часто стоят не любящие своих детей родители.
Главное требование к семейному воспитанию
– это требование любви. Важно понимать,
что необходимо не только любить ребенка
и руководствоваться любовью в своих повседневных
заботах по уходу за ним, в своих усилиях
по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок
ощущал, чувствовал, понимал, был уверен,
что его любят, был наполнен этим ощущением
любви, какие бы сложности, столкновения
и конфликты ни возникали в его отношениях
с родителями или в отношении супругов
друг с другом. Только при уверенности
ребенка в родительской любви и возможно
правильное формирование психического
мира человека можно воспитать нравственное
поведение.
Многие
родители считают, что ни в коем случае
нельзя показывать детям любовь к ним,
полагая что, когда ребенок хорошо знает,
что его любят, это приводит к избалованности,
эгоизму, себялюбию. Нужно категорически
отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные
личностные черты как раз возникают при
недостатке любви, когда создается некий
эмоциональный дефицит, когда ребенок
лишен прочного фундамента неизменной
родительской привязанности. Внушение
ребенку чувства, что его любят и о нем
заботятся, не зависит ни от времени, которое
уделяют детям родители, ни от того, воспитывается
ребенок дома или с раннего возраста находится
в яслях и детском саду. Не связано это
и с обеспечением материальных условий,
с количеством вложенных в воспитание
материальных затрат. Более того, не всегда
видимая заботливость иных родителей,
многочисленные занятия, в которые включается
по их инициативе ребенок, содействуют
достижению этой самой главной воспитательной
цели.
Глубокий
постоянный психологический контакт с
ребенком – это универсальное требование
к воспитанию, которое в одинаковой степени
может быть рекомендовано всем родителям,
контакт необходим в воспитании каждого
ребенка в любом возрасте. Именно ощущение
и переживание контакта с родителями дают
детям возможность почувствовать и осознать
родительскую любовь, привязанность и
заботу.
Источник
Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности.
Проанализировав работы Б.М. Бим-Бада и С.Н. Гаврова (4), А.Г. Харчева (34), Л.Б. Шнейдер (36) и других, можно сформулировать следующее рабочее определение семьи: это исторически обусловленная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, которые связаны между собой брачными и/или родительскими отношениями, общим бытом, эмоциональной поддержкой, ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения.
В этом определении подчеркивается именно воспитательное значение семьи, важность этой ее задачи для личности каждого человека и для общества в целом.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (38) выделяют следующие функции семьи: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую и воспитательную, которую мы рассмотрим несколько подробнее. Воспитательная функция семьи заключается в необходимости удовлетворения потребностей взрослых людей в позициях отцовства и материнства, в контактах с детьми, в передаче и знаний и опыта, в возможности родителей «реализоваться» в детях. В свою очередь, эта функция удовлетворяет потребность детей в любви и заботе, в социализации и подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе.
Структура семьи, по определению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений (38). Они предлагают выделить два типа семей в соответствии с их структурой. В семьях первого типа (авторитарная семья) власть сосредоточена в руках одного члена семьи, а все остальные ему подчиняются. В семьях второго типа (демократическая семья) присутствует равноправие.
С. Минухин и Ч. Фишман (20) предлагают несколько иной взгляд на структуру семьи, используя предложенный А. Кестлером термин «холон» для описания семьи как одновременно и части, и целого. В семейном холоне образуется три соединения: супружеское, родительское и возрастное (братско-сестринское). В рамках данной работы нас в наибольшей мере интересует родительский холон.
Взаимодействия внутри родительского холона включают семейное воспитание ребенка, где он обучается наиболее эффективным способам коммуникации. Его чувство адекватности формируется в зависимости от того, как старшие реагируют на него, он узнает, какое поведение вознаграждается и какое не поощряется. И, наконец, в родительской подсистеме ребенок получает опыт семейного стиля преодоления конфликтов и переговоров. Родительский холон может быть разнообразным по составу. Он может включать, например, дедушку или тетю, или, наоборот, исключать кого-либо (например, одного из родителей). По мере роста ребенка и по мере изменения его потребностей родительская подсистема должна меняться, обеспечивая тем самым гармоничные отношения в семье.
Таким образом, следует отметить, что семья является основным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Отношения между людьми в семье наиболее глубокие и прочные. По мнению Ю.В. Шилова, можно выделить 4 типа отношений в семье:
- психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения;
- психологические, включают открытость, доверие, заботу, взаимную моральную и эмоциональную поддержку;
- социальные, содержат распределение ролей, материальную зависимость, а также статусные отношения;
- культурные – это внутрисемейные связи и отношения, обусловленные обычаями, традициями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.д.), внутри которой данная семья возникла и существует (35).
На семейное воспитание детей оказывает влияние вся эта сложная система отношений.
По определению Е.Г. Силяевой (28), факторы семейного воспитания – это те базовые условия, движущие илы, которые способствуют возникновению процессов развития и изменения личности ребенка. Можно разделить эти факторы на две группы: объективные и субъективные.
В группу объективных факторов семейного воспитания включаются следующие: экологические условия жизни семьи, качество которых отражается на здоровье и физическом росте ребенка; место проживания семьи в территориальном и социокультурном контексте; этническая принадлежность семьи, оказывающая влияние на способы и характер взаимоотношений родителей и детей, обычаи и традиции воспитания, которых придерживаются член семьи; материальные и статусные условия жизни семьи, которые способствуют удовлетворению бытовых и социальных потребностей ее членов.
В группу субъективных факторов семейного воспитания включаются следующие: порядок рождения и ролевая позиция в семье (старший, средний, младший, единственный ребенок); структура семьи; степень близости контактов с родственниками, в том числе со старшими членами семьи, что создает психологическую защищенность, связь поколений, передается опыт, формируются семейные традиции; формы общения в семье в свободное время, способы проведения досуга определяют степень общительности ребенка, развитие его умения выстраивать контакты с другими людьми; социально-психологический климат в семье; прошлый опыт детства самих родителей, их общение со своими родителями; формы и виды деятельности, в том числе профессиональная, учебная деятельность родителей.
Таким образом, анализ факторов семейного воспитания указывает на то, что на ребенка большое влияние оказывают и место проживания, и статус семьи, и стиль общения членов семьи между собой, и климат в семье, и формы деятельности, характерные для семьи, т.е. весь комплекс условий ее существования.
Основная задача семьи, по мнению Г.М. Андреевой, – подготовить ребенка к полноценной жизни в обществе. Этот процесс носит двусторонний характер: с одной стороны, происходит усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой стороны, этот опыт только тогда становится значимым для человека, когда он преобразуется в его собственные ценности и установки (2).
В.Н. Мясищев указывал на то, что ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, так как семья выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с социальными, этническими и бытовыми отношениями, поэтому они играют особую роль в формировании личности ребенка (21).
По мнению В.Я. Титаренко, ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи (33).
Таким образом, семья таит в себе широкие возможности для общения и усвоения богатства общественных отношений и многообразных проявлений человеческой сущности. При этом, как считает Э. Эриксон, наиболее важным обстоятельством для психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных, то есть глубоко личных, сокровенных и задушевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникающими в результате слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Совокупность этих духовных ценностей составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность, которая играет незаменимую роль в формировании личности (39).
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
4. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. 352 с.
20. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 304 с.
21. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. 356 с.
28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. 192 с.
33. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. 351 с.
34. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. 220 с.
35. Шилов Ю.В. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). – СПб.: Петрополис, 2000. 416 с.
36. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. 512 с.
39. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
Источник