Основные проблемы в психологическом развитии ребенка для родителей

Основные проблемы в психологическом развитии ребенка для родителей thumbnail

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

rebenokПроблемы психологического развития ребенка – важнейшая тема. Она связана и с благополучным переходом человека от детства к самостоятельной жизни, и развитием взрослого индивида в зрелую личность.

От добротности семян, посеянных в «нежные» годы, зависит качество личностных всходов. В кого превратится несмышленыш – в ущербного, закомплексованного невротика или сильного, самодостаточного индивида – во многом определяют взрослые, опекающие его в детскую пору.

Проблемы психологического развития ребенка до года

Самое главное для новорожденного – незыблемая любовь матери. Она является важнейшим условием формирования у ребенка чувства безопасности. Иначе маленьким человечком овладевает тревога. Впоследствии протестные формы его поведения станут выражением глубокой печали и страданий.

Отсутствие близости, аффективного диалога между матерью и малышом обернется для него и двигательной пассивностью. Интерес к внешнему миру в нем будет вялым. Это явное свидетельство задержки развития процессов познания.
Восприятие грудничка подобно губке, хаотично вбирающей в себя всю подряд информацию. Поэтому важно приучать его к звуковым ярлыкам. Они помогут ему распознавать знакомые объекты. Делается это путем многократных повторений. При этом от взрослых требуется немало терпения и чуткости. В противном случае процессы понимания речи и овладения ею ребенком будут тормозиться.

Читайте также:  10 месяцев ребенку развитие что должен уметь питание

Проблемы психологического развития ребенка от года до трех лет

В этом возрасте ребенок уже способен шаблонно воспринимать мир и свои переживания. Главная задача родителей – научить его отличать реальность от фантазий. Загвоздка в том, что мысли о сухих фактах и иллюзии одинаковы по своей природе. Даже взрослые люди то и дело выдают одно за другое.

Виной тому – рассеянность ума, его забывчивость, недостаточно развитая склонность к различению. Тут не обойтись без тренировки внимания и формирования цепкой памяти. На это должны быть направлены все усилия родителей, тогда в голове у ребенка не будут путаться мысли-фантазии с мыслями-фактами.

Решая эту проблему психологического развития ребенка, не стоит лишать его раньше времени детства. Не рекомендуется и слишком злоупотреблять «пряничным» методом. Если за каждый успех сулить малышу награду, то, вместе с реалистичным мировосприятием, он усвоит торгашеское отношение к людям как норму жизни.

Желательно избегать и строгих наказаний. Пусть лучше чадо само осознает собственный промах. Вот тут родители могут дать волю своей фантазии и изобретательности. Например, если малыш порвал свою любимую книжку со сказками, то, читая склеенные страницы, родитель может всякий раз останавливаться на самом интересном месте. Так до ребенка быстрее дойдет, что он натворил.

Если малыша забавляет игра с огнем, нужно предоставить ему возможность легонько обжечься. Если это произойдет под контролем родителей, то не обернется серьезными последствиями. Зато подобный урок малыш запомнит на всю жизнь. В этом возрасте практика для него лучше всяких слов.

Проблемы психологического развития ребенка до подросткового возраста

Это период становления самооценки. Своеобразным зеркалом для отрока в этом возрасте являются папа и мама – самые авторитетные для него люди. Их слова и поступки в восприятии ребенка безупречны. Поэтому, захваливая свое дитя, они дадут ему повод считать себя исключительным. Если же ребенка методично наказывать, он поверит в свою никчемность.

Как завышенная, так и заниженная самооценка боком выйдет во взрослой жизни. В первом случае разовьется нарциссизм, надменность, спесь. Во втором – неуверенность в себе, робость и невротическая боязнь всего на свете.

Поэтому любовь к малышу должна быть в меру требовательной. Но родитель не должен увлекаться принуждением или морализаторством. Так можно добиться только одного – взрастить в наследнике комплекс неполноценности.

Нужно терпеливо объяснять необходимость определенного поведения на доступном ребенку языке. Такая мотивировка к действию поможет стать ему здоровой личностью. Тогда его не будет преследовать на каждом шагу панический страх оступиться, осрамиться, оскандалиться. Не будет ему ведома и рабская зависимость от внешнего одобрения. Напротив, он станет чуток к собственным желаниям. А это главное условие саморазвития.

Запрещать что-либо ребенку – не значит им манипулировать. Если принуждать чадо «хорошо» себя вести, пугая его при этом отказом в любви, можно вырастить из него неврастеника. Есть более эффективные способы добиться послушания от малыша:

• спокойно растолковать ему – можно прибегнуть к образным описаниям или даже инсценировке – последствия его неразумных действий;

• если вразумления не помогут, предоставить ребенку возможность воспользоваться правом на ошибку и на собственном опыте осознать, что родители плохого не посоветуют;

• иногда можно просто выразить свое родительское ожидание какого-то поступка от малыша без ссылок на общественную мораль.

Родители, постоянно ругающие и наказывающие ребенка, постепенно теряют его доверие. В разговоре с ними он начинает включать «фильтр» и пропускать мимо ушей большую часть их нотаций.

В отеческом доме у ребенка должен быть свой «угол» – место, где он может расслабиться, оставшись один, и переварить накопившиеся впечатления. Если он лишен этого, то тяжелые переживания, психотравмы, стрессы будут уходить в подсознание. Оттуда болезненные тревожные симптомы будут давать знать о себе долгие годы.

Дефицит родительского внимания со временем породит в сознании ребенка иллюзорную мысль о собственной дефектности и впоследствии может обернуться девиантным поведением.

Проблемы психологического развития ребенка: памятка для родителей

1. Преодоление трудностей – главное условие личностного роста

Читайте также:  Диагностика психических развитий ребенка с аутизмом

В любом возрасте ребенок должен уметь самостоятельно принимать непростые решения. Если особых трудностей в его жизни нет, взрослым стоит их создавать искусственно. Ведь характер должен закаляться смолоду.

Однако жизненные «задачки» должны быть под силу маленькому человеку. Если они будут слишком примитивны, то не позволят развиться его волевым и интеллектуальным качествам. А чересчур мудреные ребусы могут убить веру в себя и вызвать отторжение.

2. Развитие ребенка должно быть гармоничным

Кому из нас не приходилось встречать неприспособленных инженеров, инфантильных математиков, чудаковатых программистов. У всех этих людей феерически развита логика. А вот в жизни, в частности в личных отношениях, они непроходимые тупицы.

Чтобы ребенок не вырос недотепой, нужно развивать его всесторонне. Он должен уметь знакомиться, дружить, мириться. Временные невзгоды не должны сбивать его настрой на успех. У него должен быть опыт анализа собственных ошибок. Словом, он должен овладеть житейской мудростью и научиться себя контролировать. Тогда он привыкнет к тому, что из любой патовой ситуации можно найти выход.

3. «Умные» книги и игры – самые эффективные инструменты развития

Чтение – это пропуск в мир «разумного, доброго, вечного». Оно должно стать не просто нормой жизни, а высшим наслаждением. Книги научат думать, чувствовать, любить. Однако их, как и игры, нужно фильтровать. Многие из них созданы исключительно «забавы для», то есть являются банальными «тайм-киллерами».

Проблемы психологического развития ребенка нельзя игнорировать. Взрослая жизнь – учитель требовательный: он спросит за все и никому не даст спуску. Поэтому лучше готовиться к ее экзаменам заблаговременно.

Источник

Снежанна Цава
Консультация для родителей «Распространенные психологические проблемы детей дошкольного возраста»

Многие родители дошкольников очень трепетно относятся к тем “симптомам” в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка. Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые поведенческие реакции, такие как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки. С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: карапуз демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру, но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.

Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.

От рождения до года

Жалобы родителей: чрезмерная возбудимость ребенка, беспокойство, привязанность к маме

Варианты нормы: в этом возрасте значительная часть поведенческих симптомов, столь беспокоящих родителей (если они не связаны с серьезным неврологическим расстройством или с проблемами внутриутробного развития, тяжело протекающими родами и т. д., обусловлены особенностями темперамента ребенка. Такие черты, как возбудимость, тревожность, считаются вариантом нормы. Другое дело, что неправильное поведение родителей, в первую очередь мамы (например, игнорирование плача, попытки отучить ребенка от рук, агрессия) может привести к настоящим нервным расстройствам у малыша.

Как вести себя с ребенком в этом возрасте: специально корректировать их не нужно, но снять остроту проявлений поможет правильный подход к воспитанию детей до года: максимум тактильного контакта мамы и ребенка, удовлетворение эмоциональных потребностей малыша.

Что реально должно вызвать беспокойство родителей: если ребенок не проявляет интереса к окружающей среде, если его развитие сильно замедлено по сравнению со сверстниками, если он неуравновешен и не успокаивается даже у мамы на руках.

Возраст между 1-4 годами

Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками

Варианты нормы: как правило, все эти признаки в этом возрасте проявляются у всех

Агрессия и детские истерики — нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.

Жадность связана с процессом формирования самосознания. Ведь ребенок создает образ своего “я”, не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также “присвоение” себе определенных объектов (“я – мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога” – вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т. д., он быстро перерастет эту стадию.

Читайте также:  Бланк выписка из истории развития ребенка для пмпк

Страхи — результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния. В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что потребность ребенка в безопасности не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша, и нужно обратить на ситуацию особое внимание.

Застенчивость и нежелание общаться могут быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. “Лечатся” расширением “сети контактов”, возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста — реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы. Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение. Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывают результатом агрессивности родителей. Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство:

Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозит разные аспекты развития и социализации ребенка. К примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически). Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие “симптомы”: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании первой привязанности к взрослому); круг его интересов предельно “сужен” (например, его интересуют только мультики или машинки).

Возраст ребенка от 3-4 до 7 лет

Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)

Варианты нормы: у ребенка активно идет процесс формирования личности, и значительная часть проблем может быть связана с этим.

Нарочитое непослушание: малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».

Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка. Сюда могут относиться и проявления завышенной самооценки (высокомерие) и заниженной (неуверенность, застенчивость). Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда – ее формирует окружение, в первую очередь родители. Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми.

Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр). Проблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного режима дня ребенка. Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т. д.)

Детская лживость — отдельная и очень сложная тема. Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности, так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердиться).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте: привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения — все, что и составляет понятие «индивидуальность». С вниманием относитесь к тому, как строится его общение: его поведение может стать индикатором психологических проблем (к примеру, если он пытается любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви). Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста, а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство: опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать, жестокость и агрессивность.

Источник