Основные проблемы развития ребенка с окружающими

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

Надя Мешкова
Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка

С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. Но часто многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не умеют поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств.

Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, по мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению, (расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека.А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим и др.

Такие движения называются выразительными. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, они достоверно (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка – языка выразительных движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.

Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для того движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития.

Родившись, ребенок не просто появляется на свет – он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми. При этом культура общения для ребенка выступает двояко.

В широком смысле слова это выработанный на протяжении истории человечества огромный арсенал невербальных и нормативных,т. е. общепринятых, социально одобряемых в культуре (этноса, народа) способов их употребления. Это арсенал ребенок осваивает постепенно. По мере взросления он использует все более разнообразные и сложные двигательно-пластические средства для выражения более богатых и тонко дифференцированных эмоций, чувств, отношений с окружающими.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребенок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу рогатую.» Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие –порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим. Угасает улыбка,взрослый укоряющее покачивает головой: «ай-ай-ай» и т. п. Причем степень выражения неодобрения может быть очень разной – от мягкого огорчения, «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но – чаще всего – и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.

Однако с каждым ребенком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель – человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей, семьи, где вырос. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним,но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто, то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит – и новый опыт.

К сожалению, бывает (и довольно часто, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Тогда и ребенокбудет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т. п. Трудности и конфликты среди взрослых людей вытекают в частности, из-за невнимания к проблеме воспитания у детей умения сосуществовать в обществе. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Чрезмерная привязанность ребенка к родителям также должна обращать на себя внимание. Есть дети, которые, не желая расставаться с родителями, судорожно цепляются за них, плачут, не отпускают их на работу. Такое поведение характерно для детей со слабой нервной системой, уже имеющих «печальный опыт», например частые и длительные разлуки с родителями или неожиданные расставания, к которым ребенок не был подготовлен.

Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был эмоционально «включен» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием. А это возможно, если он действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» с позиции взятой на себя роли. Однако важно и не «переигрывать»: гипертрофированный артистизм может исказить развивающиеся у детей представления о мере чувств и средствах их выражения.

Специфические проблемы вызывает отношение ребенка к отцу и матери в тех семьях, в которых возникают частые конфликты, приближающие распад семьи, или там, где родители уже разошлись. В подобных случаях позиция ребенка зависит от поведения взрослых. На трудные ситуации ребенок реагирует так, как может, в зависимости от своего возраста, психофизических особенностей, стойкости нервной системы и жизненного опыта.

Отношения ребенок – родители – это лишь одно из направлений, правда очень важное, среди разнообразных контактов ребенка со взрослыми.Дети общаются ежедневно еще и с другими взрослыми членами семьи: бабушкой, дедушкой, тетей, дядей. В некоторых семьях существует привычка во всем винить ребенка без учета поведения взрослых. Однако не всегда взрослые люди по отношению к ребенку бывают безупречны. Они могут допускать различные ошибки, например излишне баловать ребенка, выполнять все его прихоти, а потом удивляться его поведению, его нежеланию признавать их авторитет.

Иногда окружающие ребенка люди применяют воспитательные методы, прямо противоположные своему поведению в таких случаях создается хаос в понятиях и убеждениях ребенка, в связи с чем он теряет ориентировку в суждениях и поведении, становится раздражительным, а иногда и лживым.

Дети, у которых есть старшие братья и сестры, обычно быстрее развиваются, так как в домашнем общении получают немало информации и жизненного опыта.

Чтобы регулировать отношения между братьями и сестрами, правильно их направлять. Надо наблюдать и изучать ребенка с момента его рождения. Перед появлением на свет второго ребенка старшему надо сообщить о том, что у него будет брат или сестра, при этом проследить за его реакцией на такое известие.

Анализируя взаимоотношения между братьями и сестрами, следует учитывать весь комплекс особенностей их развития, духовных потребностей и положения каждого ребенка в семье (возраст, пол, разницу в годах, внешность, состояние здоровья, уровень умственного развития, способности, интересы, эмоциональность, черты характера). Весьма важный фактор, принципиально влияющий на семейную атмосферу, – это отношение родителей к детям.

Если родители выделяют кого-либо из детей, то братья и сестры часто относятся к этому ребенку недоброжелательно, несмотря на его возможные достоинства.

Общение с родителями, братьями и сестрами не исчерпывает социальных контактов ребенка. уже в первые годы жизни он проявляет интерес к своим ровесникам. В дошкольном возрасте ребенок охотно играет с детьми, еще не устанавливая с ними прочных дружеских связей. В младшем дошкольном возрасте ребенок также любит общаться с ровесниками. Подбор его друзей чаще всего носит случайный характер. В возрасте от девяти лет до одиннадцати лет дети охотно проводят время в больших группах, объединенных общей деятельностью, в первую очередь игрой. В подростковом возрасте контакты детей становятся богаче и дифференцированнее.

Дружеские отношения с ровесниками вне семьи имеют большое значение для каждого ребенка (даже имеющего братьев и сестер). Благодаря дружбе с детьми ребенок встречается с различными характерами, часто весьма не похожими на те, которые он наблюдал в семье. Ребенок учится действовать совместно с детьми, помогать им, получать от них помощь, жить в коллективе.

Родители должны понимать желание ребенка общаться с детьми, помогать ему в этом процессе, способствовать его дружеским контактам.

Одни дети нуждаются в дружбе с ровесниками, другие неохотно общаются с ними. Потребность в контактах зависит в определенной мере от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Конечно, не все свободное время ребенок должен проводить с детьми. Каждому ребенку надо предоставлять возможность некоторое время побыть одному, чтобы поиграть, порисовать.

Родители должны очень хорошо ориентироваться в отношениях своего ребенка с детьми. Особого внимания родителей требует также и чрезмерная общительность ребенка. Дети встречаются во дворе, в детском саду, в школе. В большом детском коллективе ребенок сам выбирает себе товарища. В младшем возрасте выбор проходит неосознанно, ребенок еще не может охарактеризовать своего друга, который ему нравится, он еще не знает, какие достоинства он хотел бы видеть у своих друзей. Постепенно, по мере интеллектуального развития и формирования общественного сознания, появляется умение наблюдать за другими людьми, способность анализировать их нравственные качества и сознательно осуществлять выбор товарищей. Чаще всего ребенок выбирает товарища или подругу среди детей того же пола. Дружба между мальчиком и девочкой должна побуждать родителей к размышлению, но не порождать у них сопротивления. Родители не могут выбирать своему ребенку товарища или подругу, однако они должны помочь в выборе, вовремя посоветовать, тактично поговорить, порассуждать с сыном или дочерью на эту тему.

Подготовка ребенка к жизни в обществе, в коллективе, к правильным взаимоотношениям с отдельными людьми осуществляется прежде всего в семье. К этой стороне воспитательного процесса родителям надо подходить серьезно, продуманно.

Источник

      Тема: Проблемы во взаимоотношениях  ребенка со сверстниками

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

1.     Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2.     Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3.     Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

В возрасте ребенка 3-7 лет большинство родителей уверены в том, что ему нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами во дворе. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.

      В чем причины этого? Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости?

       Причины подобных отклонений в поведении ребенка могут быть самыми  разнообразными: излишняя привязанность к кому-нибудь из членов семьи, избалованность, чрезмерная опека родителей, ограничение общения ребенка из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого-либо из членов семьи, усталость родителей после напряженного дня, нежелания нарушать порядок в доме.

       У ребенка, насильственно изолированного от сверстников, не удовлетворяется естественная потребность общения. Со временем ребенку надоедают даже самые любимые игрушки, и он начинает испытывать эмоциональный дискомфорт. Общение с детьми заменяется многочасовым сидением перед телевизором или компьютером, что к тому же может привести к головным болям, ухудшению зрения, нарушению психики. Привыкнув к уединению, ребенок вряд ли сможет наладить контакт                         с другими детьми.

    Когда ребенок впервые начинает общаться со сверстниками в новом коллективе, он сталкивается с непривычной для него обстановкой: вокруг много новых лиц, не похожих друг на друга, у каждого ребенка свой характер. Со всеми хочется подружиться, но что-то мешает чувствовать себя комфортно в этой, казалось бы, желанной среде.  

       Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что ребенок привык к общению в тесном семейном кругу, где он чувствует себя защищенным, окруженным заботой, где все внимание уделяется только ему, где рядом всегда мама, папа, бабушка или дедушка, которые объяснят, помогут, пожалеют… Теперь ему приходиться самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым людям, выбор друга или подруги.

 Одна из наиболее распространенных причин – излишняя застенчивость ребенка. Такая проблема возникает, как правило, если родители  очень властны и нетерпимы. Замечая в ребенке какие-либо недостатки, они стараются оказать на него давление, считая, что разговор на повышенных тонах, способен их искоренить.

   Другая причина того, что ребенок не может установить контакт с другими детьми, – это его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье или дети, родившиеся первыми и некоторое время воспитывавшиеся как единственные.

     Ребенок  – эгоист – это всегда творение рук близких родственников, с которыми он живет: мамы, папы, бабушки, дедушки. Привыкнув                              ко всеобщему вниманию в семье, ребенок и в новом коллективе стремиться занять центральное место, стать лидером. Но сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле новичка, им очень трудно понять и принять их капризы.

    Итак, два типа детей особенно предрасположены к трудностям в общении со сверстниками: «тихони» и потенциальные лидеры. Лидер так или иначе найдет свое место «под солнцем», не приобретет друзей миром, так «завоюет» их. Гораздо сложнее придется застенчивому ребенку, поэтому именно этому типу детей необходимо оказать помощь.

                         Как преодолеть застенчивость

            Одна из основных причин, почему ваш ребенок не может общаться с другими детьми, чрезмерная застенчивость. Бывает, что даже доверчивые дети, добрые, искренние, потенциально готовые к общению, не могут преодолеть психологический барьер и установить контакт со сверстниками.

         Как помочь сыну или дочери научиться свободно общаться?

         Прежде всего не привязывайте его к себе. Конечно, очень приятно ощущать свою нужность. Но такая привязанность может привести к формированию нежизнеспособной личности, идущей на поводу у более сильного, прячущейся от решения любых возникающих проблем.

         Родителям нужно усвоить, что общение с другими детьми так же необходимо дошкольникам, как и общение с членами семьи. Если пребывание в кругу семьи дает ребенку чувство собственной значимости, то контакты со сверстниками стимулируют развитие личности.

        Чтобы ребенок не был замкнутым, родителям следует придерживаться следующих нехитрых правил:

  1. Старайтесь создавать такие условия, чтобы у ребенка была постоянная возможность общения со сверстниками, так как чем реже такие контакты, тем меньше вероятности найти друзей. Ходите в гости в семьи, где есть дети, приглашайте соседских ребятишек к себе домой, устраивайте праздники, позволяя малышам проявлять инициативу, выдумку, способности.
  2. Не опекайте детей чрезмерно, не подавляйте их волю, чаще предоставляйте возможность действовать самостоятельно.
  3. Помогите ребенку найти постоянного партнера по развлечениям из числа соседских мальчиков и девочек. Чем раньше вы это сделаете, те лучше. Даже самые теплые отношения с родителями не заменят ребенку общения с другими детьми.
  4. Не оставайтесь посторонним наблюдателем, когда ваш сын или дочь общается со сверстниками. Включайтесь в общение на правах участника, помогая устанавливать между детьми дружеские контакты. Если требуется срочное вмешательство, например, если дети поссорились, выступайте в роли миротворца; если вдруг разладилась игра, возьмите инициативу в свои руки, постарайтесь заинтересовать детей в ее продолжении, предложите что-нибудь новое, более интересное.
  5. Не переусердствуйте, помогая детям в их забавах. Если каждый следующий поступок сына или дочки будет подсказан вами, каждая игрушка изготовлена вашими руками при их пассивном участии, игра задумана не ими, а вами, эти старания пойдут ребенку не на пользу, а во вред. Вместо заинтересованности возникает беспросветная скука, а в результате – безволие, несамостоятельность, неверие  в свои силы, чрезмерная податливость посторонним влияниям, зависимость от более сильного человека, а следовательно – невозможность полноценного общения.
  6. Учите ребенка не только играть в игры, придуманные вами, но и создавать свои. Помогите ему научиться толково объяснять правила игры, в которую он предлагает поиграть.
  7. Учите его открыто и спокойно  высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерики и обиды.
  8. Приветствуйте и поддерживайте стремление ребенка к общению со сверстниками, к созданию хороших отношений с ними. Похвала родителей – прекрасный стимул для каждого ребенка.

Источник