Основные принципы музыкального развития ребенка дошкольного возраста
«Роль музыки в развитии ребенка. Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию ребенка в детском саду.
Принципы организации музыкального воспитания»
Главными целями начального музыкального образования является:
– игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, – развитие природной музыкальности,
– развитие способности к творческому самовыражению как условие радостного бытия детей и их дальнейшей успешной самореализации в жизни.
Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
В музыкальном образовании детей можно выделить как общие задачи, касающиеся целостного развития ребенка, так и специальные, конкретизирующиеся в различных видах музыкальной деятельности.
К общим задачам относятся:
– приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
– воспитание интереса и любви к музыке;
– развитие эмоциональной сферы, эмпатии;
– развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;
– развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
– развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности, и др.
– развитие речи;
– развитие движений, ориентировки в пространстве.
К специальным задачам относятся:
– развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности,
– профилактика и коррекции индивидуальных проблем развития средствами музыки (в случае необходимости).
К основным видам музыкально-творческой деятельности традиционно относятся:
1. Восприятие музыки.
2. Исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческое музицирование);
3. Музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности);
4. Музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний, формирование основных понятий и представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам).
Восприятие музыки – базовый вид деятельности, поскольку является основой для всех остальных, которые, как правило, используются комплексно в различных игровых формах.
Основные условия реализации программы:
– создание развивающей музыкальной среды (взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и понимающими ее значение в жизни ребенка, отбор высокохудожественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка; наличие качественных музыкальных инструментов и игрушек, и др. );
– предоставление возможности каждому ребенку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
– создание комфортных условий для музыкального развития детей: каждая встреча с музыкой должна доставлять детям искреннюю радость и удовольствие.
Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы в соответствии с:
– современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования у детей деятельностных способностей;
– новым федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
К ним относятся принципы:
– принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообрзующих факторов, но и обеспечивающая переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью).
– принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных вилах музыкальной деятельности);
– научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, предложенные в данной программе, обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики);
– соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания музыкального образования, возможность «на малом учить многому»);
– единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач, (реализуется в соответствии с логикой системы музыкального развития, предложенной данной программой);
– принцип целостности (новые знания (в т.ч. и о музыке) раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);
– принцип минимакса (разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями);
– принцип вариативности (предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности);
– принцип творчества (обеспечение возможности для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности);
– принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе);
– принцип интеграции образовательных областей (музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач).
– комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов).
В своей работе по музыкальному воспитанию я стараюсь реализовать все вышеперечисленные дидактические принципы.
Принцип психологической комфортности.
В своем музыкальном зале мы постарались создать с одной стороны уютную обстановку для наших воспитанников, с другой стороны, в зале есть много всего интересного, чего малыши не видят ни в группе, ни дома. Всё это не только дарит детям радость, вызывает интерес, но и помогает малышам (особенно тем, кто только пришел к детский сад) адаптироваться к детскому саду, не случайно, новенькие детки, которые ещё скучают и тяжело переживают расставание с мамой, завидя меня, вытирают слезки и радостно бегут навстречу и готовы идти ко мне «в гости» в любое время.
Принцип деятельности.
Примером работы этого принципа может служить наши игры и «опыты» со звуками, какими бывают звуки, мы, даже с малышами, определяем в практической деятельности. Точно также, опытным путем, знакомимся и с музыкальными жанрами. Пробуем танцевать под марш или наоборот маршировать под танцевальную музыку. Самостоятельные «открытия» помогают детям быстрее научиться адаптироваться в мире музыки.
Принцип научной обоснованности и практической применимости.
Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений. Содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, разработанные лучшими педагогами, учитывают основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики, и при этом имеют возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности.
Приведу пример: разучивая с малышами малые фольклорные формы, народные песни и пляски, мы знакомим «наше будущее» с его историей, его «корнями». Хватит уже быть «Иванами, не помнящими родства». Патриотизм, любовь к родной земле, природе начинается именно с этого.
Единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач.
Этот принцип учитывается постоянно в регулярном проведении НОД, развлечениях и праздниках.
Принцип целостности.
Например, слушая пьесу М. Глинки «Жаворонок», в первую очередь мы говорим о данной птице, местах ее обитания, ее отличительных чертах. Рассматриваем иллюстрации, альбомы. Смотрим видео, обсуждаем природу. Беседуем о том, что все это неповторимо, и наша задача – сберечь всю красоту родной земли для новых поколений. Затем делаем акцент на творчестве композитора, рассказываем о его творчестве, о том, чем он знаменит.
Принцип минимакса.
Все дети разные и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие, как сильных детей, так и слабых. Например, я работаю в разновозрастной группе, где собраны ребятишки от 4 до 6 лет. Так вот работу в этой группе я строю именно по этому принципу. Чтобы учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом, часто выделяют два, четыре, шесть, восемь и т.д. уровней. Однако реальных уровней в группе ровно столько, сколько детей! Кто возьмет на себя ответственность их точно определить? Выход здесь один: выделить всего лишь два уровня – максимальный, определяемый зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы (то, что Л. В. Занков называл “высоким” уровнем трудности), и необходимый минимум, то есть тот минимальный объем знаний, который обеспечивает возможность дальнейшего обучения. Принцип минимакса заключается в следующем: ДОУ обязано предложить своему воспитаннику содержание образования по максимальному уровню, а ребенок может усвоить это содержание по минимальному уровню. (А. А. Леонтьев) Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система.
Принцип вариативности.
Я использую в работе программы и технологии, основанные на методике музыкального воспитания детей Карла Орфа. Принципы, положенные К. Орфом в основу деятельности школы, сводятся к следующему: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей, музыкальные способности можно развить вне зависимости от степени их выраженности; коллективная музыкальная деятельность детей, совместное музицирование; оптимизация музыкально-ритмического чувства и музыкального слуха; широкое использование первоэлементов музыки (немузыкальных звуков и звукоизвлечения — щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки и т.д.); особая роль слова в вокализации, мелодико-интонационное произнесение; синкретизм (соединение музыки, движения, слова и театра); импровизация; креативность; импровизационный спектакль — итог начального музыкального образования.
Принцип творчества.
Для этого в своей работе я активно использую певческие творческие задания У. Тиличеевой, Т. Бырченко, в музыкально-ритмических движениях – коммуникативные танцы А. Бурениной, в игре на детских музыкальных инструментах – методику Т. Тютюнниковой.
Принцип непрерывности.
У нас в городе очень хорошо налажена работа методических объединений. Наше ГМО музыкантов работает очень плодотворно, на его заседаниях часто обсуждаются вопросы преемственности работы ДОУ и школы. Учителя музыки – частые гости на наших открытых мероприятиях и конкурсах. Воспитанники нашего детского сада посещают концерты, как близлежащей школы, так и Детской школы искусств.
Принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса, она должна охватывать все виды деятельности. Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.
Музыка – интегрированный предмет, известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Например: тема природы: «Золотая осень» развлечение для детей среднего возраста, которое проходило в музыкальном зале. Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В содержание этой непосредственно образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили, запомнили за месяц: и о осенних природных явлениях, и как лесные звери готовятся к зиме. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – осени. Дети слушали «Осеннюю песнь» муз. П. Чайковского, весело танцевали с осенними листьями, включались в игры, хороводы и т.д. В содержании занятия вокруг темы «Золотая осень» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.
Нам было важно закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей. Вызывать у детей положительные эмоции.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Главная задача нового планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Возможно учитывать так называемый «событийный» принцип, то есть то, что представляет интерес детей данной возрастной группы, и этот интерес совпадает с интересом взрослых, которые с ними работают. И вся эта работа проводится с учетом основного ведущего вида деятельности, игре. При данном способе планирования работы необходимо чтобы педагоги могли найти интересные темы для работы с детьми, чтобы образовательный процесс был организован соответствующим образом, чтобы жизнь детей была насыщенной, интересной, содержательной, а образовательный процесс- мотивированным. Потому что ребенок способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослым, если она станет его собственной программой, то есть если она для него станет интересной и значимой.
Другой вариант планирования – это реализация проектов. При этом каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей. Продолжительность проекта различна от 1 дня до 1 года. Я активно использую этот метод в своей работе. В прошлом учебном году мы реализовали долгосрочный проект с детьми подготовительных групп «Ложкари», а также проекты «Салют Победы», «Путешествие на необитаемый остров». Наш детский сад приобрел орфовские музыкальные инструменты, поэтому мной был разработан и осуществлен проект «Мы – музыканты», итогом этого проекта стала победа на городском музыкальном конкурсе «Золотой ключик», где мы исполняли пьесу Д. Шостаковича «Шарманка».
Источник
Основные принципы музыкального развития ребенка
Музыкальное развитие ребёнка должно
осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту
и силу воздействия музыки – задача сложная, принимая во внимание характерные
особенности детей. Поэтому свою работу строю на основных принципах.
1. Одним из главных принципов в работе с
детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя
комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать
возможность освоиться, захотеть принять участие в каких-то действиях – пении,
танце, игре.
Согласно Конвенции о правах ребенка, он
имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание
ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами:
Стеснительность, застенчивость. Этот
факт не должен уходить от внимания педагога. В данном случае я стараюсь всегда
поддержать ребенка, похвалить его, высказать положительную оценку его действиям.
Если ребенок не хочет что-то делать в силу вышеуказанных качеств, я стараюсь с
ним договориться, что в следующий раз у него все получится и он сделает все
лучше. На практике я убедилась, что это возымеет действия и дает положительные
результаты. Дети в последствие становятся увереннее и стараются выполнить то
или иное задание.
Неумение, непонимание. Это относится к
тем детям, которые не адаптированы пока в новой, на первых порах незнакомой
среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального
подхода.
И у меня встречаются такие дети. С таким
ребенком хорошо позаниматься индивидуально, но ненавязчиво, чтобы не отбить у
ребенка желание вообще приходить на музыкальные занятия. Доброе отношение к
ребенку, положительная оценка его действий, даже самых незначительных, не
подавляет желание петь, играть, танцевать. Если над этим работать в системе, то
ребенок будет чувствовать себя на занятии творцом и у него постепенно все
получится.
Неуравновешенный, капризный стиль
поведения. Лучшее в данном случае – акцентировать внимание ребенка на игру,
сюрпризы. Я использую много наглядности, демонстрационного материала на своих
занятиях. А это заинтересовывает детей, отвлекает их от капризов. Ребенка в
плохом настроении я стараюсь увлечь каким-то действием – «…помоги выложить
солнышки…, собери бубны…, помоги раздать ленточки». Стараюсь подметить, какие
движения ребенок выполняет лучше и прошу его показать это движение другим
детям. Такие действия стимулируют ребенка и он забывает о своих капризах.
2. Второй принцип – целостный подход в
решении педагогических задач:
Обогащение детей музыкальными
впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
Претворение полученных впечатлений в
самостоятельной игровой деятельности.
3. Принцип последовательности
предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального
воспитания.
4. Четвертый принцип – соотношение
музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу
возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного
календарного события. Я стараюсь дать возможность детям принять посильное
участие в развлечении или досуге, посмотреть выступления других детей и
воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности
(станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Мы
ежегодно проводим календарные праздники и развлечения. Дети с удовольствием
участвуют в играх, хороводах, поют частушки и инсценируют песни, с большим
желанием переодеваются и принимают участие в сценках и постановках.
5. Одним из важнейших принципов
музыкального воспитания является принцип партнерства. Общение с детьми должно
происходить на равных, партнерских отношениях. Я стараюсь сделать детей
полноправными партнерами и поддерживаю теплую и доверительную обстановку.
Чувствуя это, дети хотят рассказать о своих впечатлениях, поделиться своими
эмоциями, радостью и грустью, но и сами стараются выполнить мои задания «изо
всех сил», ожидая похвалы и получая ее. В таком случае и дети и воспитатель и
музыкальный руководитель становятся единым целым и легко в такой ситуации
добиться желаемого.
6. Немаловажным является и принцип
положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой
активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего
участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» И.Каплуновой и
И.Новоскольцевой – никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок
– все хорошо. Это особенно актуально для детей младшего возраста. У детей еще
нет опыта и багажа знаний, умений и навыков, ребенок старается сделать какое-то
действие, но у него получается все неуклюже и неумело. Но он же старается…и со
временем все получится. А вот детям постарше безусловно нужно делать замечания.
Но я стараюсь сделать их в очень корректной, деликатной и доброжелательной
форме, часто с юмором. И дети не обижаются на такие замечания, а стараются
исправить, хотя бывает, что это не сразу получается. Я стараюсь научить детей
оценивать не только действия сверстников, но и в первую очередь, свои действия.
Не сразу это получается, но со временем дети сами говорят о своих ошибках и тут
же пытаются их исправить, за что получают от меня положительную и восторженную
оценку.
7.Принцип паритета. Любое предложение
ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое
отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта
дети не могут подать идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это
получается у детей непроизвольно, стихийно. Я поддерживаю любые начинания ребенка
– придумал ли он «оригинальное» приветствие, или хочет изобразить героя
прослушанного произведения. Главное, что ребенок хочет пробовать свои силы и
это надо стимулировать. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их
замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить, забывая о
своей стеснительности и застенчивости.
Источник