Основные показатели характеризующие развитие ребенка

Основные показатели характеризующие развитие ребенка thumbnail

Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима и т.д. Наблюдение за физическим развитием детей и подростков — неотъемлемая часть работы врача любого детского учреждения (детских яслей, садов, школ, школ-интернатов и др.). Детальная оценка показателей, характеризующих физическое развитие, про­водится при углубленных медицинских осмотрах детей с участием всех специалистов перед поступлением в школу и в определенных «декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м (Приказ Минздрава СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по совершенствованию медико-санитарной помощи подросткам»). В связи с этим будущие специалисты должны овладеть методикой антропометриче­ских исследований, а также методами оценки физического разви­тия.

Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели:

1)соматометрические — длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;

2)соматоскопические — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития;

3)физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;

4)состояние здоровья.

Методика антропометрических измерений

Антропометрия – совокупность методов и приемов оценки морфологиче­ских особенностей человеческого тела; проведение точных измерений на жи­вых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.

Главным требованием при проведении антропометрических исследова­ний является их строгая унификация.

Только единообразие приемов измерений и использование точного из­мерительного инструментария могут обеспечить достоверность и сопостави­мость полученных результатов. Исследования должны проводиться на обна­женном ребенке в светлом, чистом и теплом помещении. Все измерения должны проводиться только между, так называемыми, «антропометриче­скими точками», под которыми понимаются определенные точки на теле, соответствующие ясно выраженным и легко прощупываемым образованьям скелета и лежащие, как правило, на сагиттальной или боковых линиях тела. Лучшим временем для антропометрических исследований являются утрен­ние часы, т.к. в течение дня возможно уменьшение роста на 1 – 2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвоночных хрящей и снижением тонуса мускулатуры. Кроме того, в течение дня вес тела может увеличиваться до 1 кг и даже более.

Данные антропометрических измерений заносятся в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту.

Соматометрические признаки. Измерение роста. Рост стоя и сидя измеряют с по­мощью деревянного ростомера или металлического антропометра. Деревянный ростомер представляет собой стойку, хоро­шо укрепленную на прочной площадке, высотой до 2 м с деления­ми по 0,5 см. По стойке передвигается муфта с планшеткой.

Измерение роста стоя с помощью ростомера обследуемый дол­жен касаться стойки ростомера четырьмя точками: затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Голова устанавливается таким образом, что­бы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Кроме того, чтобы иметь представление о про­порциях тела, производят измерение роста сидя, для чего у стандартных ростомеров имеется откидное сиденье.

При измерении роста антропометром позиция обследуемого такая же, как при измерении ростомером. С помощью металлического антропометра можно опреде­лить также размеры туловища, верхних и нижних конечностей и т.д. Для точного измерения пользуются антропометрическими точками: например, при измерении длины верхних конечно­стей — плечевую и пальцевую точки. Ошибка при измерении не должна превышать 0,5 см.

Определение массы тела. Массу тела определяют натощак путем взвешивания на медицинских весах. Обследуемый должен спокойно стоять на середине весов. Взвешивание в одежде и обуви не допускается.

Измерение окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Для измерения пользуются стальной рулеткой или обыч­ной сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдо­ха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при под­нятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложит­ся под углами лопаток. У мужчин и детей лента проходит спереди по краю околососкового кружка, у женщин — по IV ребру. Во время глубокого вдоха и выдоха лента должна без задержки сле­довать за движением грудной клетки.

Соматоскопические признаки. При осмотре (соматоскопии) обращают­ внимание на состояние кожных покровов и слизистых оболочек (цвет, тургор, чистота, влажность), степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата (костяка, формы грудной клетки, позвоночника, формы ног и стопы).

Жироотложение. Развитие подкожного жирового слоя объек­тивно определяют измерением толщины жировой складки на животе (на уровне пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под лопаткой. Измеренную малым толстотным циркулем толщину складки де­лят пополам. Средним считают жироотложение при толщине жировой складки от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине жи­ровой складки менее 1 см, выше среднего — при толщине более 2 см.

Костяк. Различают три типа костяка: тонкий, коренастый и промежуточный. Тонкий характеризуется узкими плечами и груд­ной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; корена­стый — широкими плечами и грудной клеткой, большими разме­рами кистей рук и ступней.

Форма грудной клетки. Различают цилиндрическую, кониче­скую, плоскую и смешанную грудную клетку. Грудная клетка ци­линдрической формы при рассматривании спереди и сбоку вы­глядит равномерно развитой в верхнем и нижнем отделах, подгрудинный угол округлой формы и по величине приближается к 90°. Грудная клетка конической формы имеет более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним. Подгрудинный угол большой, более 90°. Плоская грудная клетка обыч­но имеет удлиненную уплощенную форму, подгрудинный угол сужен, он менее 90°. У детей младшего возраста часто бывают сме­шанные формы грудной клетки. Могут встречаться рахитические и редко бочкообразные формы.

Позвоночник. Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника. Нормальный позвоночник в сагит­тальной плоскости имеет S-образную форму. Шейная и пояснич­ная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад. Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная. У кифотического по­звоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосто­ронние сколиозы разной степени (рис.1.). При сколиозе I степени отме­чается слабовыраженная асимметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры вы­правляется. Сколиоз II степень характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков. При III степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки. Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим простым способом: пальцем с нажимом проводят по верхуш­кам остистых отростков позвонков, а затем по образующейся сплошной красной полосе судят об изменениях в изгибе позво­ночника.

 
 

Рис. 1. Виды сколиоза: 1. – грудной, 2.- общий левосторонний, 3. S-образный

Форма ног. Различают нормальную, Х-образную и О-образную форму ног. При определении этого показателя обследуемый ста­вит пятки вместе, носки врозь. При правильной форме ноги со­прикасаются в области коленных суставов, при О-образной фор­ме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной один коленный сустав заходит за другой.

 
 

Форма стопы. Различают нормальную (сводчатую), уплощен­ную и плоскую стопу. Для выявления плоскостопия делают отпе­чатки стопы (плантографию) (рис. 2). Ватным тампоном, погру­женным в раствор метиленового синего, смачивают стопу и ста­вят ребенка на чистый лист бумаги. Можно использовать также 10 % раствор полуторахлористого железа. Бумагу при этом смачи­вают 10 % раствором танина в спирте.

На полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней поверхности стопы. Из сере­дины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток, ко всей длине. Если перешеек составляет до 50 %, стопу оценивают как сводчатую, нормальную. Если он составляет 50 — 60%, то стопа упло­щенная. Если отношение более 60%, имеет место выраженное плоскостопие.

Физиометрические признаки. Жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра. По­сле предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и затем равномерно выдыхает воздух в трубку прибора. Измерение про­водят 3 раза и фиксируют лучший результат.

Мышечная сила рук – характеризует степень развития мускулатуры, измеряется ручным динамометром. Для измерения силы кисти динамометр берут стрелкой к ладони и, вытянув руку в сторону, с максимальным напря­жением сжимают его поочередно правой и левой рукой.

Становую силу измеряют с помощью станового динамометра, ручка которого устанавливается на уровне колен обследуемого. Разгибание должно проводиться с максимальным усилием, но без рывков. Ноги при этом не должны сгибаться в коленных суставах.

Частоту сердечных сокращений по пульсу подсчитывают в тече­ние 1 мин. При наличии нарушений ритма детей всегда направля­ют на консультацию к кардиоревматологу.

Показатели максимального и минимального артериального дав­ления измеряют аппаратом Рива-Роччи или тонометром (по ме­тоду Н.С. Короткова) на правой руке в положении сидя, после минутного отдыха.

Источник

Ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, åãî îöåíêà è çíà÷åíèå äëÿ çäîðîâüÿ äåòåé.

Àâòîð: Èðèíà Íåñòåðîâà ✔ 22.11.2016

Íåñòåðîâà È.À. Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé // Ýíöèêëîïåäèÿ Íåñòåðîâûõ

Ðàññìîòðèì âçàèìîñâÿçü çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç êëþ÷åâûõ ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ ðåáåíêà. Îáîñíîâàíà íåîáõîäèìîñòü ðåãóëÿðíîé îöåíêè óðîâíÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ öåëüþ ïðåîäîëåíèÿ âîçìîæíûõ çàáîëåâàíèé íà ðàííèõ ýòàïàõ èõ âîçíèêíîâåíèÿ.

Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé

ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé

Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå íàõîäÿòñÿ â òåñíîé âçàèìîñâÿçè. Ó äåòåé ñ èìåþùèìèñÿ íàðóøåíèÿìè çäîðîâüÿ – çàìåäëåíî èëè çíà÷èòåëüíî óõóäøåíî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé ïðåäñòàâëÿåòñÿ â ñîâîêóïíîñòè ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ îðãàíèçìà â èõ âçàèìîñâÿçè â äåòñêîì âîçðàñòå. Îíî íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ âîñïèòàíèåì òÿãè ê çäîðîâîìó îáðàçó æèçíè.

Ïðîáëåìà çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé øèðîêî èçó÷åíà â ìåäèöèíå. Åùå â XIX âåêå ðóññêèå ó÷åíûå Ô. Ô. Ýðèñìàí è Í. Â. Çàê óñòàíîâèëè, ÷òî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ èç ïðèâèëåãèðîâàííûõ êðóãîâ çíà÷èòåëüíî âûøå ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè èç ñåìåé ìàëîîáåñïå÷åííûõ.

 ïåðèîä ñîâåòñêîé âëàñòè î çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé ïèñàëè òàêèå ó÷åíûå êàê: À. Í. Àíòîíîâà, Ì. Ä. Áîëüøàêîâà, Ì. À. Ìèíêåâè÷, Å. Ï. Ñòðîìñêàÿ, Ë. À. Ñûñèí, Ë. Ë. Ðîõëèí, Â. Î. Ìî÷àí è äð.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðîáëåìàì äåòñêîãî ðàçâèòèÿ è çäîðîâüÿ áîëüøîå âíèìàíèå óäåëåíî â òðóäàõ òàêèõ ñïåöèàëèñòîâ êàê: Â. Â. Ãîëóáåâ, À.À. Áàðàíîâ, Í.Â. ÅæîâàÍ.Ï., Øàáàëîâè äð. [7]

Ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé

Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé çàâèñèò îò òîãî, â êàêîé ôèçè÷åñêîé ôîðìå è êàê ÷àñòî çàíèìàåòñÿ ñïîðòîì ðåáåíîê. Âàæíóþ ðîëü â îöåíêå çäîðîâüÿ äåòåé âûïîëíÿþò ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé.

Ïîä ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé ïîíèìàþò ñîâîêóïíîñòü ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ îðãàíèçìà òàêèõ êàê:

  1. ðîñò,
  2. âåñ,
  3. îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè,
  4. åìêîñòü ëåãêèõ,
  5. ìûøå÷íàÿ ñèëà ðóê è ò. ä.

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è ðåáåíêà è âçðîñëîãî íàïðÿìóþ ñâÿçàíî ñ äåÿòåëüíîñòüþ ñèñòåì îðãàíèçìà:

  1. ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé,
  2. äûõàòåëüíîé,
  3. ïèùåâàðèòåëüíîé,
  4. îïîðíî-äâèãàòåëüíîé è äð.

Ñîñòîÿíèå âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèñòåì ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Óñòàíîâëåíî, ÷òî, îò òîãî, êàê ðàçâèò ðåáåíîê ôèçè÷åñêè çàâèñèò óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ê íåáëàãîïðèÿòíûì âîçäåéñòâèÿì ñðåäû, ñîïðîòèâëÿåìîñòü áîëåçíÿì. Òàêèì îáðàçîì, ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è çäîðîâüå ðåáåíêà âçàèìîñâÿçàíû è âëèÿþò äðóã íà äðóãà.

Ìíîãèå ó÷åíûå-âàëåîëîãè îòìå÷àþò, ÷òî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå êàê êàòåãîðèÿ çäîðîâüÿ, íàïðÿìóþ ñâÿçàíî ñ ñîñòîÿíèåì ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, äûõàòåëüíîé, ïèùåâàðèòåëüíîé, îïîðíî-äâèãàòåëüíîé è äðóãèõ ñèñòåì. Ýòî íåîñïîðèìî. Îäíàêî, íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî îò óðîâíÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ çàâèñèò óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ê íåáëàãîïðèÿòíûì âîçäåéñòâèÿì ñðåäû, ñîïðîòèâëÿåìîñòü áîëåçíÿì è ñîîòâåòñòâåííî ñîñòîÿíèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è çäîðîâüå ðåáåíêà âçàèìîñâÿçàíû è âëèÿþò äðóã íà äðóãà. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå îòðàæàåò ïðîöåññû ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà è ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ äåòåé.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ âñå áîëüøå è áîëüøå ãîâîðÿò îá àêñåëåðàöèè äåòñêîãî îðãàíèçìà. Îíà îêàçûâàåò íåïðåäñêàçóåìîå âîçäåéñòâèå íà çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé. Àêñåëåðàöèÿ – ýòî óñêîðåííûå òåìïû ðàçâèòèÿ íàçûâàþòñÿ îðãàíèçìà.  íàóêå óæèâàþòñÿ íå îäíà òåîðèÿ àêñåëåðàöèè. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ýòî – ðåçóëüòàò îáùåé òåíäåíöèè â áèîëîãèè ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà, âîçíèêøåé ïîä âëèÿíèåì íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà. Ýòî èçìåíåíèå ïèòàíèÿ, óâåëè÷åíèå àêòèâíîñòè Ñîëíöà, èçìåíåíèå êëèìàòè÷åñêèõ óñëîâèé, óðáàíèçàöèÿ, íàðóøåíèÿ ãåíåòè÷åñêîé èçîëÿöèè (ìåæíàöèîíàëüíûå áðàêè), èçëó÷åíèå áûòîâîé òåõíèêè è ò.ï.[4]

Ïîêàçàòåëÿìè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÷àùå âñåãî ñ÷èòàþòñÿ ðîñò è âåñ. Îíè îöåíèâàþòñÿ ïóòåì ñðàâíåíèÿ âåëè÷èíû åãî ðîñòà ñ íîðìàìè, ïðåäñòàâëåííûìè â ñòàíäàðòíûõ òàáëèöàõ. Òàêèå òàáëèöû ïåðèîäè÷åñêè ñîñòàâëÿþò íà îñíîâàíèè ìàññîâûõ îáñëåäîâàíèé äåòåé â îïðåäåëåííûõ ðåãèîíàõ, èìåþùèõ ñâîè ãåîãðàôè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå è ýêîíîìè÷åñêèå îñîáåííîñòè [6].

Äëÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà õàðàêòåðåí áûñòðûé ðîñò è íåïðåðûâíîå ðàçâèòèå. Ïî ìíåíèþ Í.Â. Åæîâîé[2] â ìåäèöèíñêîé íàóêå ðàçëè÷àþò ðÿä ïåðèîäîâ äåòñêîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðûå îòðàæåíû íà ðèñóíêå íèæå.

ïåðèîäû äåòñêîãî ðàçâèòèÿ

Ïåðèîäû æèçíè ðåáåíêà

Íà ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà îêàçûâàþò âëèÿíèå ìíîæåñòâî ôàêòîðîâ:

  1. Íàñëåäñòâåííîñòü, â êîòîðîé áîëüøóþ ðîëü èãðàþò íå òîëüêî ãåíû ðîäèòåëåé, íî è ðàñîâàÿ ïðèíàäëåæíîñòü è ãåíû ìíîãèõ ïîêîëåíèé ïðåäêîâ.
  2. Ïèòàíèå ðåá¸íêà, êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò ôèçèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè îðãàíèçìà. Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå ÷àñòî ïðèâîäèò ê äåôèöèòó èëè èçáûòêó îïðåäåë¸ííûõ âåùåñòâ, ðàçâèòèþ ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé.
  3. Óñëîâèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû è óõîä çà ðåá¸íêîì.
  4. Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè, íàëè÷èå íåêîòîðûõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, ïåðåíåñ¸ííûå òÿæåëûå òðàâìû èëè èíôåêöèîííûå áîëåçíè.
  5. Ïðàâèëüíî ðàñïðåäåë¸ííàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü ðåá¸íêà, åãî ïñèõîëîãè÷åñêîå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå [].

×àùå âñåãî ðîñò îðãàíèçìà çàêàí÷èâàåòñÿ ê 16 – 18 ãîäàì [6].

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå – ïðîöåññ, ñòðîãî ïîä÷èí¸ííûé îïðåäåë¸ííûì áèîëîãè÷åñêèì çàêîíàì.

Îäèí èç âàæíåéøèõ çàêîíîâ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé – ÷åì ìåíüøå âîçðàñò, òåì àêòèâíåå ïðîèñõîäÿò ïðîöåññû ðîñòà. Èñõîäÿ èç ýòîãî, ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ñàìûì àêòèâíûì îáðàçîì îðãàíèçì ðàñòåòò âíóòðèóòðîáíî. Çà 9 ìåñÿöåâ îðãàíèçì ìàëûøà ðàñò¸ò îò íåñêîëüêèõ êëåòîê äî ðàçìåðîâ â ñðåäíåì 49 – 54 ñì ðîñòà è 2,7 – 4 êã âåñà. Çà ïåðâûé ìåñÿö æèçíè ðåá¸íîê âûðàñòàåò ïðèìåðíî íà 3 ñì è ïðèáàâëÿåò ìàññó 700 – 1000 ã.  ñðåäíåì ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà ðåá¸íîê âåñèò îêîëî 10 êã è èìååò ðîñò 73 – 76 ñì. Ñ óâåëè÷åíèåì âîçðàñòà óìåíüøàþòñÿ ïðèáàâêè â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà [4].

Äðóãîé íåìàëîâàæíûé çàêîí ðîñòà äåòñêîãî îðãàíèçìà – ýòî ñìåíà ïåðèîäîâ âûòÿæåíèÿ è îêðóãëåíèÿ. Ïåðèîäû òàê íàçûâàåìîãî âûòÿæåíèÿ ñìåíÿþòñÿ ïåðèîäàìè îêðóãëåíèÿ – êàæäûé ïåðèîä äëèòñÿ îêîëî 1,5 – 3 ëåò. Íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåíû ïåðèîäû îêðóãëåíèÿ â âîçðàñòå 3 – 5 ëåò, à ïåðèîäû âûòÿæåíèÿ – â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå [7].

Êîíòðîëü çà ïîêàçàòåëÿìè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà íåîáõîäèì íà êàæäîì ýòàïå ðàçâèòèÿ. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî ëþáîå çàáîëåâàíèå îòðàæàåòñÿ íà ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, íàðóøàÿ åãî.

Îöåíêà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

Äëÿ âûÿâëåíèÿ ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèå äåòåé ïðîâîäÿò àíàëèç ïîêàçàòåëåé è ðàñ÷åòû, íà âûÿâëåíèå ðàçëè÷íûõ èíäåêñîâ.

Îöåíêó ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðîâîäÿò ïóòåì ñðàâíåíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ ïîêàçàòåëåé ðåáåíêà ñ íîðìàòèâíûìè. Ïåðâûì (áàçîâûì), à âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ åäèíñòâåííûì ìåòîäîì îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ ïðîâåäåíèå àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé è îöåíêà ïîëó÷åííûõ äàííûõ. Ïðè ýòîì èñïîëüçóþò äâà îñíîâíûõ ìåòîäà ïðåäñòàâëåííûõ íà ðèñóíêå.

Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé

Ìåòîäû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé

Ðàññìîòðèì êàæäûé ìåòîä îöåíêè çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïî îòäåëüíîñòè.

Ìåòîä îðèåíòèðîâî÷íûõ ðàñ÷åòîâ îñíîâûâàåòñÿ íà çíàíèè îñíîâíûõ çàêîíîìåðíîñòåé óâåëè÷åíèÿ ìàññû è äëèíû òåëà, îáâîäîâ ãðóäíîé êëåòêè è ãîëîâû. Ñîîòâåòñòâóþùèå íîðìàòèâíûå ïîêàçàòåëè ìîæíî ðàññ÷èòàòü äëÿ ðåáåíêà ëþáîãî âîçðàñòà. Äîïóñòèìûé èíòåðâàë îòêëîíåíèé ôàêòè÷åñêèõ äàííûõ îò ðàñ÷åòíûõ ñîñòàâëÿåò ± 7% äëÿ ñðåäíèõ ïîêàçàòåëåé ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ìåòîä äàåò ëèøü ïðèáëèçèòåëüíóþ êàðòèíó î ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé è èñïîëüçóåòñÿ ïåäèàòðàìè, êàê ïðàâèëî, â ñëó÷àå îêàçàíèÿ ìåäèöèíñêîé ïîìîùè äåòÿì íà äîìó.

Ìåòîä àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ ñòàíäàðòîâ ÿâëÿåòñÿ áîëåå òî÷íûì, ïîñêîëüêó èíäèâèäóàëüíûå àíòðîïîìåòðè÷åñêèå âåëè÷èíû ñðàâíèâàþò ñ íîðìàòèâíûìè ïî âîçðàñòó è ïîëó ðåáåíêà. Ðåãèîíàðíûå òàáëèöû ñòàíäàðòîâ ìîãóò áûòü äâóõ òèïîâ:

  1. Ñèãìàëüíûé òèï.
  2. Öåíòèëüíûé òèï.

Ïðè èñïîëüçîâàíèè òàáëèö, ñîñòàâëåííûõ ïî ìåòîäó ñèãìàëüíûõ ñòàíäàðòîâ, ñðàâíåíèå ôàêòè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ïðîâîäèòñÿ ñî ñðåäíåé àðèôìåòè÷åñêîé âåëè÷èíîé (Ì) äëÿ äàííîãî ïðèçíàêà òîãî æå âîçðàñòíî-ïîëîâîé ãðóïïû, ÷òî è ó ðåáåíêà, êîòîðóþ ìû íàáëþäàåì. Ïîëó÷åííóþ ðàçíèöó âûðàæàþò â ñèãìà (δ – ñðåäíåå êâàäðàòè÷åñêîå îòêëîíåíèå), îïðåäåëÿÿ ñòåïåíü îòêëîíåíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ äàííûõ îò èõ ñðåäíåé âåëè÷èíû.

Ðåçóëüòàòû îöåíèâàþòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: ïðè ñðåäíåì ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè èíäèâèäóàëüíûå çíà÷åíèÿ îòëè÷àþòñÿ îò âîçðàñòíûõ ñòàíäàðòîâ (Ì) íå áîëåå ÷åì íà îäíó ñèãìó â òó èëè äðóãóþ ñòîðîíó.

 çàâèñèìîñòè îò ðàçìåðîâ ñèãìàëüíûõ îòêëîíåíèé âûäåëÿþò 5 ãðóïï ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îíè ïðåäñòàâëåíû íà ðèñóíêå íèæå [3].

5 ãðóïï ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé

Ãðóïïû ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ðàçìåðàìè ñèãìàëüíûõ îòêëîíåíèé[3].

Ðàññìîòðèì ïðèìåð: Ñðåäíèé ðîñò ìàëü÷èêîâ 10-ëåòíåãî âîçðàñòà ðàâåí 137 ñì, ñðåäíåå êâàäðàòè÷åñêîå îòêëîíåíèå – 5,2 ñì, òîãäà øêîëüíèê ýòîãî âîçðàñòà, èìåþùèé ðîñò 142 ñì, ïîëó÷èò îöåíêó ðîñòà â äîëÿõ ñèãìû, ðàâíóþ

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

ò. å. ðîñò øêîëüíèêà íàõîäèòñÿ â ïðåäåëàõ Ì + 1σ è îöåíèâàåòñÿ êàê ñðåäíèé, íîðìàëüíûé ðîñò.

Èòîãîâûå äàííûå, ïîëó÷àåìûå ïî êàæäîìó ïðèçíàêó ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, â ñèãìàëüíîì âûðàæåíèè ìîãóò áûòü íàãëÿäíî ïðåäñòàâëåíû â âèäå òàê íàçûâàåìîãî àíòðîïîìåòðè÷åñêîãî ïðîôèëÿ, êîòîðûé âûïîëíÿåòñÿ ãðàôè÷åñêè è ïîêàçûâàåò îòëè÷èÿ òåëîñëîæåíèÿ äàííîãî ÷åëîâåêà îò äðóãèõ ëèö. Ýòîò ñïîñîá øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ ïðè äèíàìè÷åñêîì ìåäèöèíñêîì íàáëþäåíèè çà ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé, ñïîðòñìåíîâ, âîåííîñëóæàùèõ è äðóãèõ ãðóïï íàñåëåíèÿ.

Ïðè èñïîëüçîâàíèè òàáëèö, ñîñòàâëåííûõ ïî ìåòîäó öåíòèëüíèõ ñòàíäàðòîâ, íåîáõîäèìî îïðåäåëèòü öåíòèëüíèé èíòåðâàë, êîòîðîìó ñîîòâåòñòâóåò ôàêòè÷åñêàÿ âåëè÷èíà ïðèçíàêà, ó÷èòûâàÿ âîçðàñò è ïîë ïàöèåíòà, è äàòü îöåíêó. Ìåòîä íå ìàòåìàòèçèðîâàííûõ è ïîýòîìó ëó÷øå õàðàêòåðèçóåò âàðèàöèîííûå ðÿäû â áèîëîãèè è â ÷àñòíîñòè â ìåäèöèíå. Îí ïðîñò â èñïîëüçîâàíèè, íå òðåáóåò ðàñ÷åòîâ, â ïîëíîé ìåðå ïîçâîëÿåò îöåíèòü âçàèìîñâÿçü ìåæäó ðàçëè÷íûìè àíòðîïîìåòðè÷åñêèìè ïîêàçàòåëÿìè è ïîýòîìó øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ â ìèðå [7].

 íàñòîÿùåå âðåìÿ, çíàÿ ïîë, âîçðàñò ðåáåíêà è îïðåäåëèâ àíòðîïîìåòðè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, ìîæíî âûÿñíèòü ñòåïåíü îòêëîíåíèÿ åãî ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Öåíòèëü – îïðåäåëåííàÿ äîëÿ èëè ïðîöåíò ñîîòâåòñòâóþùåãî ïðèçíàêà ó äåòåé â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà è ïîëà. Ýòî – êîëè÷åñòâåííûé ïîêàçàòåëü ôèçèîëîãè÷åñêèõ ãðàíèö äàííîãî ïðèçíàêà [1].

Çà ñðåäíèå, èëè óñëîâíî íîðìàëüíûå, âåëè÷èíû ïðèíèìàþòñÿ çíà÷åíèÿ â èíòåðâàëå 25-75 öåíòèëåé (50% âñåõ äåòåé). Èíòåðâàë îò 10 äî 25 öåíòèëåé õàðàêòåðèçóåò îáëàñòü âåëè÷èí íèæå ñðåäíåãî, îò 3 äî 10 öåíòèëåé – íèçêèõ, íèæå 3 öåíòèëåé – î÷åíü íèçêèõ è íàîáîðîò, èíòåðâàë îò 75 äî 90 öåíòèëåé – îáëàñòü âåëè÷èí âûøå ñðåäíåãî, îò 90 äî 97 öåíòèëåé – âûñîêèõ, âûøå 97 öåíòèëåé – î÷åíü âûñîêèõ. Âûøå 75 è íèæå 25 öåíòèëåé ëåæàò ïîãðàíè÷íûå çîíû êîëè÷åñòâåííûõ õàðàêòåðèñòèê äëèíû è ìàññû òåëà, òðåáóþùèå îñòîðîæíîñòè ïðè îöåíêå ðèñêà ñåðüåçíûõ îòêëîíåíèé.

Ïîêàçàòåëè, ëåæàùèå çà ïðåäåëàìè 97-ãî è 3-ãî öåíòèëåé, îòðàæàþò ÿâíóþ ïàòîëîãèþ èëè çàáîëåâàíèå.

Êàæäûé ðåçóëüòàò, ïîëó÷åííûé ïðè èçìåðåíèè äëèíû èëè ìàññû òåëà, ìîæåò áûòü ïîìåùåí â ñîîòâåòñòâóþùóþ îáëàñòü, èëè “êîðèäîð”, öåíòèëüíîé øêàëû, ÷òî ïîçâîëÿåò îöåíèòü ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà: ñðåäíåå, âûøå ñðåäíåãî, âûñîêîå, î÷åíü âûñîêîå, íèæå ñðåäíåãî, íèçêîå è î÷åíü íèçêîå. Åñëè ðàçíîñòü “êîðèäîðîâ” ìåæäó ëþáûìè 2 èç 3 ïîêàçàòåëåé íå ïðåâûøàåò 1, ìîæíî ãîâîðèòü î ãàðìîíè÷íîì ðàçâèòèè. Åñëè ýòà ðàçíîñòü ñîñòàâëÿåò 2 “êîðèäîðà”, ðàçâèòèå ñëåäóåò ñ÷èòàòü íåãàðìîíè÷íûì, à ïðè 3 è áîëåå – äèñãàðìîíè÷íûì, ò.å. ñâèäåòåëüñòâîì ÿâíîãî íåáëàãîïîëó÷èÿ.

Ïðè íàáëþäåíèè è èçìåðåíèè ðåá¸íêà ïåäèàòð äà¸ò çàêëþ÷åíèå ïî ôèçè÷åñêîìó ðàçâèòèþ è ðåêîìåíäàöèè â ñëó÷àå îòêëîíåíèÿ îò íîðìû.

Íî äëÿ àäåêâàòíîé îöåíêè è ñâîåâðåìåííîãî êîððåêòèðîâàíèÿ èìåííî âàøåãî ðåá¸íêà âðà÷ äîëæåí áûòü îçíàêîìëåí:

  1. ñ ïðåäûäóùèì ðàçâèòèåì ðåá¸íêà,
  2. ñ ïåðåíåñ¸ííûìè çàáîëåâàíèÿìè,
  3. ñ íàëè÷èÿìè îñîáåííîñòåé ðåá¸íêà.

Ðîäèòåëè äîëæíû ÷åòêî îòñëåæèâàòü ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ñîâìåñòíî ñ ïåäèàòðîì. Ýòî íåîáõîäèìî äëÿ òîãî, ÷òîáû âîâðåìÿ ïðåäîòâðàòèòü ðàçâèòèå çàáîëåâàíèé, òàêèõ êàê ýíäîêðèííûå, áîëåçíè îáìåíà âåùåñòâ, áîëåçíè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è ò.ä.

Îöåíêà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäèò â ñòðîãî ðåãëàìåíòèðîâàííûå ïåðèîäû óêàçàííûå íèæå.

îöåíêà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

Èòàê, êîíòðîëü çà ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì ðåáåíêà è åãî îöåíêà êðàéíå âàæíû â ñîâðåìåííûõ êðàéíå ñëîæíûõ ýêîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ. Òàê æå íóæíî ïîä÷åðêíóòü òîò ôàêò, ÷òî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è çäîðîâüå ðåáåíêà – âçàèìîñâÿçàííûå ïîêàçàòåëè. Ó çäîðîâûõ äåòåé àäåêâàòíûå ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Åñëè æå ó ðåáåíêà èìåþòñÿ êàêèå ëèáî çàáîëåâàíèÿ, òî îíè óõóäøàþò ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé íåîáõîäèìî, îíî ïîçâîëÿåò âûÿâèòü íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ìíîãèå çàáîëåâàíèÿ, åù¸ äî íà÷àëà æàëîá íà çäîðîâüå ðåá¸íêîì èëè åãî ðîäèòåëÿìè.

Ëèòåðàòóðà

  1. Ãîëóáåâ Â.Â.Îñíîâû ïåäèàòðèè è ãèãèåíû äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà – Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð “Àêàäåìèÿ”, 2011
  2. Åæîâà Í.Â. Ïåäèàòðèÿ – Ìí.: Âûñøàÿ øêîëà, 1999
  3. Æèäêîâà Î.È.Ìåäèöèíñêàÿ ñòàòèñòèêà: êîíñïåêò ëåêöèé – Ì.: Ýêñìî, 2011
  4. Çàïðóäíîâ À. Ì., Ãðèãîðüåâ Ê. È. Ïåäèàòðèÿ ñ äåòñêèìè. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ- Ìåäèà, 2011
  5. Ïåäèàòðèÿ. Íàöèîíàëüíîå ðóêîâîäñòâî. Êðàòêîå èçäàíèå / Ïîä ðåä. À. À. Áàðàíîâà. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2014.
  6. Ïèùàåâà Ì.Â. Äåíèñîâà Ñ.Â. Ìàñëîâà Â.Þ.. Îñíîâû ïåäèàòðèè è ãèãèåíû äåòåé ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà – Àðçàìàñ: ÀÃÏÈ, 2006.
  7. Òÿæåëàÿ Î.Â. Ïåäèàòðèÿ. – Íîâàÿ êíèãà, 2010.

×èòàéòå òàêæå

Основные показатели характеризующие развитие ребенка

Èííîâàöèîííûå èãðîâûå òåõíîëîãèè â îáó÷åíèè â ÄÎÓ.

Основные показатели характеризующие развитие ребенка

Óðîê-âèêòîðèíà óñïåøíî èñïîëüçóåòñÿ íà çàíÿòèÿõ ïî àíãëèéñêîìó ÿçûêó â øêîëàõ.

Основные показатели характеризующие развитие ребенка

Áèîãðàôèÿ Äîáðîëþáîâà è åãî ïåäàãîãè÷åñêèå âçãëÿäû íà âîñïèòàíèå, îáó÷åíèå è ãðàìîòíîñòü ó÷èòåëÿ.

Основные показатели характеризующие развитие ребенка

Ïðèìåð ïëàí-êîíñïåêòà óðîêà ïî îêðóæàþùåìó ìèðó â 3 êëàññå.

Основные показатели характеризующие развитие ребенка

Èñòîðèÿ è îñîáåííîñòè âíåêëàññíîé ðàáîòû â ñîâðåìåííîé øêîëå, ôîðìû åå îðãàíèçàöèè.

Источник