Основные подходы в изучении психического развития ребенка
Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
• Биогенетическое направление.
Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
К числу ранних психологических теорий относится концепция
рекапитуляции Стэнли Холла. Воснову легла теория Э.Геккеля, который
считал, что в процессе внутриутробного развития эмбрион проходит все
стадии, которые проходит материя в процессе эволюции.
С.Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития:
ребенок рождаясь, кратко повторяет стадии развития человеческого
общества (например, игра ребенка с песком – пещерная стадия жизни
людей; далее стадия охоты, стадия обмена и т.д.).
В дальнейшем психологи подчеркивали несостоятельность подобных
теорий.
В рамках этого же, биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Карла Битера. К.Бюлер выделил три ступени развития – инстинкт, дрессура (навык), интеллект. Таким образом, ребенок от рождения до 7 лет находится на стадии инстинкта , с 7 до 14 лет – на стадии научения, и с 14 до 21 года наступает стадия развития интеллекта.
ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.
• Социогенетическое направление.
Его истоки в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска {tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский -страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.
• Теория конвергенции двух факторов, разработанная Вильямом Штерном
По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна – созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая – развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Отечественная теория психического развития
Л. С. Выготского
В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка.
У человека есть особый опыт, которого нет у животных, – это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка.
Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности.
Человеческий мозг устроен так, что накопленный общественный опыт не может передаваться генетически. Главную, определяющую роль в психическом развитие ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно.
При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов:
• Макросреду составляет общество, как определенную социально-
экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В
ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.
• Мезосреда включает национально-культурные и социально-
демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.
• Микросреда – это непосредственная среда его жизнедеятельности
(семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-
образовательные учреждения, которые он посещает).
Л.С.Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития – те знания, умения, навыки и действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития – задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.
Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие “тянет” его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
Перинатальная психология
Перинатальная психология – новая увлекательная область сихологии, занимающаяся изучением условий становления психики ребенка в перинатальном периоде. Объектом изучения перинатальной психологии является диада «мать-дитя».
Медики – акушеры и неонатологи – определяют продолжительность перинатального периода от срока беременности, когда появившийся на свет малыш способен выжить (по традиционным взглядам с 28-й недели внутриутробной жизни, при современных медицинских технологиях- с 22 недели) по 7-е сутки жизни после рождения. Перинатальные психологи и психотерапевты расширяют границы перинатального периода, включая в него весь период от планирования ребенка до первых месяцев его жизни и вплоть до конца первого года его жизни. В это время психика ребенка развивается самыми быстрыми темпами, а условия ее развития обеспечиваются мамой. Поэтому становление материнской сферы женщины (онтогенез материнства) также входит в сферу интересов перинатальной психологии.
Начало психологическому изучению перинатального периода было положено во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления. В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
СРОК БЕРЕМЕННОСТИ | РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ | ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ |
Первый триместр | – появление сенсорных переживаний, положительных и отрицательных эмоций (комфорт и дискомфорт) | Влияние матери только через функции организма. Непосредственное взаимодействие отсутствует. |
Второй триместр | – появляется активность ребенка (отвечает движением на тактильную и слуховую стимуляцию) | Поступающие с кровью гормоны матери меняют эмоциональное состояние ребенка (удовольствие или неудовольствие). |
Третий триместр | – формируются индивидуальные особенности нервной системы (тип ВИД), психические особенности (способности). | Под влиянием эмоциональной информации от матери формируется внутренняя реальность будущего ребенка (например, вина и страх напрямую угнетают развитие ребенка) |
В перинатальной медицине и педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Клиницисты и психологи подчеркивают важность перинатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру. Перинатальное воздействие должно осуществляться через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери.
Американский психолог Станислав Гроф, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставляемые в психике человека родовым процессом. Им было введено понятие «сгущение опыта». С точки зрения С. Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц».
• В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты
переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение
опасности для жизни.
• Вторая фаза, совпадающая с первой клинической фазой родов, – это
время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит
концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности.
• Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией
родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления.
• Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается
как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония
доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления, будет действовать в
новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с
опытом рождения, а к рождению – с опытом внутриутробной жизни;
похожие ситуации оживляют, сгущают его опыт.
Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами.
Новорожденность.
Период новорожденности – это начало младенческого возраста. Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.
Рождение — это всегда резкий переход к новому. Адаптация ребенка в этот период связывается с резкими изменениями средовых факторов. 3. Фрейд сравнивал рождение ребенка со смертью, а крик новорожденного с криком отчаяния и нежеланием покинуть комфортный мир. Вот как драматично описывает момент рождения Е.В. Субботский:
«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила сдавила так, что смерть кажется неминуемой… Страдание и боль достигают вершины.
И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, его головы, ничто не поддерживает его…
«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, -разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» -ив то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»…Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», – скажете вы. И, тем не менее, не то ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»
Причины кризиса новорожденности:
• Физиологические – рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость
смены типа питания (признак кризиса — потеря в весе в первые дни
после рождения);
• Психологические — психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни.
Особенности развития новорожденного:
• Развитие сенсорных процессов опережает развитие моторики, в то
время как развитие детенышей животных имеет обратный порядок;
• Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения
свойственных человеку форм поведения. Формируются потребности в
получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.
Источник
В теории и практике зарубежной и отечественной психологической науке существуют три основных подхода к психическому развитию детей.
Биологизаторский подход, который основывается на том, что в основе развития ребенка лежит наследственность, т.е. тот генотип, который ребенок получил от родителей по наследству. Известные зарубежные психологи: Бюлер, Ревеш, Баумгартер и другие представители данного подхода видели и видят в развитии психики человека первичные инстинкты, которые имеют врожденную природу и совсем не зависят от социальных условий.
Английский генетик Ауэрбах говорила: «Каждый человек начинает свою жизнь, имея на руках гены, как игрок начинает партию, имея на руках определенный набор карт. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний. Уровень умственного развития, особые способности, личностные качества – все это результат взаимодействия генов».
Американский психолог Торндайк писал около полувека назад, но и сейчас его мысли трактуются учеными биоголизаторского направления так же. «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения».
Т.о.: биоголизаторский подход основным фактором психического развития ребенка считает наследственность, отвергая всякое влияние социальной среды в которой живет ребенок.
Вторым подходом является – социологизаторский, который базируется на том, что главным фактором развития психики ребенка выступают социальные условия. Представителями данной теории являются: Д.Роттер и другие. По их мнению, для того чтобы изучить ребенка и определить и спрогнозировать уровень его психического развития достаточно изучить и проанализировать структуру среды его обитания. Отсюда вывод: какова среда, в которой живет ребенок, такова и личность человека, механизм его поведения, пути его развития.
Но тогда остается открытым вопрос: Как в одинаковой социальной среде формируются совершенно различные личности. И даже однояицовые близнецы имеют существенные индивидуальные особенности в психическом развитии.
Основная идея данного направления заключается в процессе социализации, т.е. психика ребенка развивается под влиянием социума, при усвоении ребенком ЗУН, социальных ролей, которые навязывает им социальное общество.
Т.о.: социологизаторский подход основным фактором психического развития личности считает социальную среду, в которой живет ребенок, исключая всякое влияние наследственности на развитии психики.
Третий подход, который в отечественной психологической науке является наиболее признанным – деятельностный. Основоположником данного направления считают известного отечественного психолога Л.С.Выготского. Последователи данного подхода: Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин и другие отечественные психологи.
В основе данного подхода лежит «Культурно-историческая теория, разработанная Л.С.Выготским», которая не отвергает влияния на развитие психической деятельности ни наследственности, ни среды, в которой живет ребенок. Она рассматривает психическое развитие в совокупности этих факторов и решающую роль отдает деятельности, в ходе которой идет обучение. Нет деятельности – нет развития и обучение должно занимать центральное место во всей системе организации жизни ребенка. Главная идея данной теории, есть то, что психическое развитие осуществляется в процессе усвоения социального опыта, через учение. Формирование личности человека идет не автоматически, а путем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции. Психическое развитие невозможно без общения, без деятельности, без усвоения тех ЗУН, которое накопило человечество за весть исторический период развития общества.
Т.о.: теория развития психических функций рассматривает развитие психики в совокупности наследственности, среды обитания и деятельности.
Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 4161 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Детская психология пользуется целой системой методов, которые можно подразделить на четыре группы (по Б. Г. Ананьеву).
Первую группу методов можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный – метод поперечных срезов (проводится сравнение результатов нескольких групп испытуемых, отличающихся по выбранным признакам), лонгитюдинальный – метод продольных срезов (испытуемые многократно исследуются на протяжении длительного времени), комплексный (объединение методов лонгитюдного и поперечного срезов). Они действуют в процессе всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам (теоретическим – в виде каких-либо теорий и концепций, практическим – в виде практических рекомендаций к совершенствованию или созданию новой психокоррекционной методики, психодиагностики и т.д.).
Практический пример
Исследование возрастных особенностей мыслительной деятельности на протяжении дошкольного детства может проводиться с помощью метода продольных срезов (при этом проводится диагностика мышления группы детей трех лет, затем через год, два и три проводится диагностика мышления этих же детей в возрасте четырех, пяти, шести лет соответственно, затем полученные результаты сравниваются и делается вывод). Также исследование может проводиться с помощью поперечных срезов (при этом диагностика мышления будет проводиться в нескольких группах детей, различающихся по возрасту – трех, четырех, пяти, шести лет, затем полученные результаты сравниваются и делается вывод).
Вторую, самую большую группу методов представляют эмпирические методы, которые направлены на получение научных данных, К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или генетико-моделирующий эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседы); анализ процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами; социометрия (метод изучения статуса человека в группе и взаимоотношений в группе); биографические методы (анализ фактов, дат и событий прошлого жизненного пути, документации, свидетельств и т.д.).
Третью группу составляют методы обработки данных (экспериментальных и др.). К ним относятся количественный (математико-статистический) анализ, качественный анализ результатов исследования (в том числе дифференциация полученных данных по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил).
Четвертая группа – интерпретационные методы, различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития – от нейронного до поведенческого. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. При структурном методе интерпретации определяются связи между разными характеристиками психики на определенном этапе развития.
Основными методами исследования психики ребенка являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Рассмотрим подробнее особенности основных методов.
Наблюдение – преднамеренное активное восприятие определенных явлений с целью их всестороннего изучения. Деятельность наблюдателя обычно не связана с созданием специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления. От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается целенаправленностью, планомерностью и оснащенностью определенными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Специфика наблюдения как научного метода психологического исследования заключается в невмешательстве в деятельность наблюдаемого объекта и в наличии прямого зрительного контакта наблюдателя с наблюдаемым. Главное достоинство наблюдения как исследовательского метода состоит в том, что сбор информации, как правило, не влияет на ход событий и не препятствует естественности психических проявлений детей. К недостаткам метода можно отнести пассивную роль наблюдателя, трудность формализации данных и их количественного анализа, трудность точного установления причин наблюдаемых явлений из-за невозможности учета всех воздействующих факторов, непроизвольную субъективность наблюдателя.
Обычно различают следующие виды наблюдения: объективное (внешнее) – самонаблюдение (внутреннее, или интроспекция); полевое – лабораторное; индивидуальное – коллективное; систематическое – несистематическое; сплошное – выборочное; констатирующее – оценивающее; стандартизированное – нестандартизированное); открытое – скрытое; включенное – невключенное.
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
- • определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
- • выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
- • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
- • выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
- • обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
При планировании наблюдения важно определить те внешние показатели поведения детей, которые могут свидетельствовать об определенных особенностях исследуемого психического свойства.
Практический пример
Наблюдение с целью изучения эмоциональных проявлений дошкольников может изучаться по следующим внсшнеэмоциональным показателям: положение рта, бровей, окраска лица, взгляд, движения рук, интонация и содержание высказывания, дыхание.
Эксперимент является наиболее точным методом исследования в детской психологии. Эта точность является главным отличием психологического эксперимента от других психологических методов и заключается в том, что он обеспечивает адекватное и однозначное проявление психических явлений во внешнем поведении ребенка. Эксперимент – это метод, при котором исследователь сам создает необходимые для него явления и варьирует условия их протекания с целью выявления вызвавших их причин и закономерностей развития. Получаемые в результате проведения эксперимента научные факты могут быть неоднократно воспроизведены благодаря управляемости и строгой контролируемости экспериментальных условий. Это позволяет проверить полученные экспериментальные факты, накопить и систематизировать количественные данные, на основе которых можно сделать вывод о закономерности или случайности изучаемых психических явлений.
Эксперименты бывают нескольких видов. По способу организации выделяют следующие виды экспериментов: лабораторный (проводится в специальных условиях), естественный (проводится в реальных условиях) и полевой (проводится по схеме естественного с использованием портативной аппаратуры для точной регистрации данных при информированности испытуемых об участии в эксперименте).
По цели исследования выделяют такие эксперименты: поисковый (направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями), пилотажный (пробный эксперимент, который проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке) и подтверждающий (направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными).
По характеру влияния на испытуемого различают эксперименты: констатирующий (предполагает измерение состояния объекта, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями), формирующий (предполагает применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых) и контрольный (повторное измерение состояния объекта после формирующего эксперимента).
Эксперимент с детьми в детской психологии проводится в игровой форме. Метод наблюдения и констатирующий эксперимент – это варианты реализации констатирующей стратегии исследования. Формирующий эксперимент относится к формирующей (генетической) стратегии исследования. В современных исследованиях по детской психологии констатирующий и формирующий эксперименты часто сочетаются, являясь его разными этапами. Па констатирующем этапе проводится диагностика, констатация как обеспечение фиксации достигнутого, актуального уровня развития определенного психического явления. На формирующем этапе с помощью определенных средств и методов обеспечивается достижение нового уровня развития в соответствии с выдвинутыми предположениями. Контрольный этап вновь констатирующего типа, направлен на определение степени развивающего эффекта и результативности формирующего эксперимента.
Практический пример
Исследование с целью доказательства гипотезы о том, что с помощью занятий, направленных на амплификацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, можно повысить уровень представлений об эмоциях, проводится по формирующей стратегии:
- 1-й этап – диагностика уровня представлений дошкольников об эмоциях;
- 2-й этап – проведение тренинговых занятий с детьми;
- 3-й этап – повторная диагностика уровня представления детей об эмоциях.
Практический пример
Исследование с целью доказательства гипотезы о том, что существует связь между статусным положением в группе сверстников и доминирующим типом эмоциональных состояний детей, проводится по констатирующей стратегии:
- 1-й этап – диагностика доминирующего типа эмоциональных состояний детей;
- 2-й этап – выявление статусной позиции в группе сверстников;
- 3-й этап – выявление связи между типом и степенью выраженности эмоциональных состояний и статусом дошкольников в группе сверстников.
К дополнительным методам исследования особенностей психики относят опрос в форме беседы или анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности. Опрос – это метод целенаправленного получения информации об определенных психологических явлениях в процессе общения исследователя с респондентом (опрашиваемым). Опрос бывает двух видов: устный опрос – интервьюирование и письменный опрос – анкетирование. Теория и практика опросного метода выработали целый арсенал приемов конструирования вопросника в целом и формулировки отдельных вопросов, общая совокупность которых дифференцируется на ряд разновидностей, нацеленных на решение определенных специфических задач. Не вдаваясь в их описание, приведем наиболее известные виды вопросов: открытые – закрытые; прямые – косвенные; личные – безличные; простые – сложные; общие – частные; основные и дополнительные. Анкетирование – письменный опрос, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты – определенной системы вопросов, составленных для достижения целей и задач исследования. Респондентами при анкетировании в рамках исследований по детской психологии являются родители и педагоги. Интервьюирование – это устный опрос. Беседа – метод устного получения информации от респондента в процессе ведения с ним тематически направленного разговора. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное получение от респондента данных о его деятельности, в которых объективируются присущие ему психологические явления. Все вышеперечисленные коммуникативно-вербальные методы (различные виды опроса и беседа) используют в детской психологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В частности, считается целесообразным использовать опрос и беседу как методы исследования психики ребенка, начиная в среднем с четырехлетнего возраста. Задаваемые вопросы должны быть краткими, понятными для ребенка, не должны оказывать внушающего влияния, по возможности предполагать опору на наглядный материал (изображения, сюжетные картинки и т.д.).
Психологическое тестирование – это метод психодиагностики с использованием тестов (англ. test – испытание, проверка, проба) – стандартизированных, обычно кратких и ограниченных во времени испытаний для выявления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Каждый тест должен удовлетворять таким основным требованиям, как объективность, валидность и надежность. Объективность психологического теста предполагает независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора. Валидность психологического теста означает степень измерения определенного свойства, для диагностики которого данный тест предназначен. Надежность психологического теста означает степень точности измерения определенного свойства, для диагностики которого этот тест предназначен. Предметом тестирования в рамках детской психологии могут являться любые психологические характеристики ребенка – познавательные процессы, психические состояния, личностные свойства, отношения. Тестирование с детьми дошкольного возраста также проводится в игровой форме с опорой на наглядный материал.
Анализ продуктов деятельности является одним из методов получения первичной информации на первоначальных этапах психологического исследования для предварительного знакомства с ребенком. Этот метод предполагает, например, изучение рисунков, детских поделок по лепке, аппликации, конструированию и др.
Социометрия используется для психологического исследования межличностных отношений в группе детей с целью определения структуры взаимоотношений и выявления социометрических статусов каждого ребенка (“звезды”, “предпочитаемые”, “пренебрегаемые”, “изолированные” и др.). Социометрические методики проводятся в игровой наглядной форме в различных вариантах, начиная со старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте складывается более или менее четкая дифференциация в структуре взаимоотношений в детской группе.
Практический пример
Социометрическое исследование группы дошкольников может проводиться в форме игры “Капитан корабля”: в процессе индивидуальной беседы ребенку показывают нарисованный или игрушечный кораблик и спрашивают: “Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее плавание?”, “Кого пригласил бы на корабль в качестве пассажиров?”, “Кого ни за что не взял бы с собой в путешествие?”, “Кого ты оставишь на берегу?” После того как все ответы получены, проводят обработку результатов.
Для исследования индивидуальных особенностей психики также используются биографический метод, который реконструирует внутренний мир отдельного ребенка на основе личных документов, и метод экспертных оценок, применяемый для оценки каких-либо параметров психических явлений с помощью нахождения среднего арифметического мнения квалифицированных специалистов (педагогов, психологов).
Таким образом, для изучения индивидуальных психологических особенностей детей используется целая система методов, охватывающих цикл исследования (организационных, эмпирических, интерпретационных) и методов обработки данных.
Источник